Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов



Порядок исчисления и уплаты сборов определен гл. 25.1 Налогового кодекса РФ. Лимиты использования этих объектов (квоты) устанав­ливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Плательщиками сборов являются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ и объекта­ми водных биологических ресурсов как во внутренних водах, так и в территориальном море, Азовском, Каспийском, Баренцевом морях.

Объектами обложения признаются: объекты животного мира и объек­ты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обита­ния осуществляется на основании лицензии (разрешения).

Ставки сбора устанавливаются в рублях за каждый объект животно­го мира и за каждый объект водных биологических ресурсов. Напри­мер, ставка за одного лося составляет 6000 руб., а ставка вылова 1 тонны краба камчатского — 100 000 руб.

Льготы. Существуют нулевые и пониженные ставки сборов. Напри­мер, устанавливается нулевая ставка в случаях, если пользование объек­тами водных биологических ресурсов осуществляется в целях охраны здоровья населения или устранения угрозы для жизни человека.

Порядок исчисления сборов. Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется как произведение соответствующего ко­личества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта вод­ных биологических ресурсов аналогичным образом.

Порядок и сроки уплаты сборов. Сумму сбора за пользование объек­тами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование этими объектами. Сумму сбора за пользова­ние объектами водных биологических ресурсов плательщики уплачива­ют в виде разового и регулярных взносов.

Уплата сборов производится: физическими лицами — по местона­хождению органа, выдавшего лицензию (разрешение), а организация­ми и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

 

Органы, выдающие в установленном порядке лицензию, должны не позднее 5-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях; размере суммы сбо­ра, подлежащей уплате по каждой лицензии; сроках уплаты сбора. Тем самым создаются условия для осуществления контроля за надлежащим соблюдением законодательства.

Водный налог

Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования. В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается использова­ние гражданами и юридическими лицами водных объектов с примене­нием сооружений, технических средств или устройств. Указанная де­ятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользова­ние по законодательству РФ. Наряду с организациями и индивиду­альными предпринимателями плательщиками водного налога явля­ются и обычные граждане.

Объекты налогообложения — различные виды пользования водны­ми объектами, а именно: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов; использование водных объектов без забо­ра воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.1 Установлен закрытый пере­чень 15 видов, которые не признаются объектом налогообложения (на­пример, забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной бе­зопасности).

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в от­ношении каждого водного объекта. Если в отношении объекта уста­новлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой ставке. Например, налоговая база при забо-

1 Налоговый кодекс не связывает возникновение обязанности по уплате вод­ного налога непосредственно с наличием лицензии на водопользование или с осуществлением деятельности (пользования водными объектами), подлежащей лицензированию. Условием возникновения такой обязанности будет факт осу­ществления специального и (или) особого водопользования в соответствии с за­конодательством РФ.

ре воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, а при использовании акватории водных объек­тов — как площадь предоставленного водного пространства.

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономиче­ским районам, бассейнам рек, озерам и морям. (Например, при заборе невской воды в Санкт-Петербурге размер ставки составляет 258 руб. за 1 тыс. куб. м, а при использовании этой воды без ее забора для целей гидроэнергетики — 8,76 руб. за 1 тыс. кВт х ч электроэнергии. При забо­ре воды из водных объектов для водоснабжения населения ставки со­ставляют 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды для всех налогоплательщиков на территории страны.)

Порядок исчисления. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно в отношении всех видов водопользования. Сумма на­лога по итогам налогового периода исчисляется как произведение на­логовой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма налога уплачивает­ся по местонахождению объекта налогообложения. Срок уплаты — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым пе­риодом. Налоговая декларация представляется в налоговый орган в срок, установленный для уплаты налога.

 

 

Функции налогов

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов.

Регулирующая функция - государственное регулирование экономики.

Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними

Стимулирующая функция

фискальная функция — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.). Либо они недо­статочны для обеспечения должного уровня развития — наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

регули­рующая. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе­ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре­шению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов госу­дарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, до­ходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с дли­тельными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др

стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа ра­бочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный ха­рактер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

  Элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;;

налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

 ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %).

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах можно сказать что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

 

 

 

3. Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе­ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность.

Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про­грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но­сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо­пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав­лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде­ний, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной эконо­мической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Способы взимания налогов

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кодастровый — (от слова кодастр — таблица, справочник) когда объект налога разделён на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога мо­жет служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по уста­новленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, ис­пользуется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого ме­тода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный на­лог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организа­цией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, за­работной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

 

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

1. Налогоплательщиками признаются:
1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.
2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
3. Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

2. Объектом налогообложения для исчисления налога признаются:
1) для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса, - выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1 000 рублей в расчете на календарный месяц;
2) для налогоплательщиков указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса, - доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

3. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяется как сумма доходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Налогового Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, указанных в статье 238 Налогового Кодекса), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды.
При осуществлении налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, выплат в виде материальной помощи или иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором, налоговая база определяется как сумма указанных выплат в течение налогового периода. Указанные выплаты не учитываются при исчислении налоговой базы, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, включаются в налоговую базу в части сумм, превышающих 1 000 рублей в расчете на календарный месяц.
Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. В случае, если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает.
Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса, определяется как сумма доходов, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 Налогового Кодекса, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации и исчисляемых в соответствии со статьей 210 Налогового Кодекса, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в пункте 1 статьи 221 Налогового Кодекса. При расчете указанного дохода не производятся налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 220 Налогового Кодекса.
Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются в составе налогооблагаемых доходов как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день получения таких доходов, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений статьи 40 Налогового Кодекса, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
В аналогичном порядке в составе доходов учитываются следующие виды дополнительных материальных выгод, получаемых работником и (или) членами его семьи за счет работодателя, за исключением случаев, когда материальная выгода образуется в результате получения услуг или сумм взамен этих услуг, на основании законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации или решений органов местного самоуправления. К такой дополнительной материальной выгоде относится, в частности:
- дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;
- дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);
-материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 212 Налогового Кодекса;
- материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 238 Налогового Кодекса) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.
Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части авторского и лицензионного договоров, определяется в соответствии со статьей 210 с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 статьи 221 Налогового Кодекса.
Налоговые базы, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, определяются независимо друг от друга.

Налоговый период
Налоговым периодом признается календарный год.

38. Ставки налога, применяемые налогоплательщиками-работодателями

Для налогоплательщиков, являющихся работодателями, применяются две шкалы ставок:

1. Для организаций (за исключением занятых в производстве сельскохозяйственной продукции), индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

2. Для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Регрессивные ставки применяются работодателями при условии, что в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного наемного работника превышала 50 000 руб.

Если налогоплательщик осуществляет деятельность в течение менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, то для расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина такой налоговой базы умножается на четыре.

При расчете величины налоговой базы, позволяющей принимать регрессивные ставки налогообложения, в среднем на одного работника в 50 000 рублей, в организациях не учитываются:

- 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, если численность работников свыше 30 человек

- 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, если численность работников до 30 человек (включительно)

Если налогоплательщики не соответствуют данному критерию, то они уплачивают ЕСН по максимальным ставкам, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого конкретного работника.

Вновь созданные налогоплательщики в течение первого налогового периода уплачивают единый социальный налог по максимальным ставкам.

Если на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее суммы, равной 4 200 рублям, умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то налогоплательщик уплачивает ЕСН по максимальным ставкам, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Таким образом, при исчислении суммы ЕСН используется величина налоговой базы в среднем на одного работника, а затем производится расчет суммы налога в зависимости от того, к какому уровню регрессивной шкалы отнесена налогооблагаемая база: до 100 000 руб., от 100 001 руб. до 300 000 руб., от 300 001 руб. до 600 000 руб. или свыше 600 000 руб.

Применение регрессивной шкалы ставок ЕСН преследует цель выведения из “тени” части заработной платы налогоплательщиков, так как с увеличением начислений в пользу работников снижается размер отчислений ЕСН, а установление определенных условий ее применения направлено на то, чтобы высокая зарплата в организации выплачивалась всем работникам, а не определенной группе лиц либо только руководящему составу.

Статья 17 Закона РФ от 5 августа 2000 года «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» предусматривает отдельную норму для исчисления суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд РФ в 2001 году. При определении суммы налога, подлежащей зачислению в Пенсионный фонд РФ, с суммы, превышающей 600 000 рублей, применяется ставка 5% (вместо 2%, предусмотренных шкалой ст. 241).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.034 с.)