Классификация государственных служащих: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация государственных служащих:



Основание классификации Группы государственных служащих
1. по ветвям государственной власти Гос. служащие: законодательной, исполнительной, судебной власти
2. по уровням государственной власти Гос. служащие: федеральных, региональных, районнных местных органов власти
3. по категориям государственных должностей государственной службы государственные служащие: «срочники» (категория «Б») карьерные (категория «В»)
4. по группам государственных должностей высшие (5 группа) главные (4 группа) ведущие (3 группа) старшие (2 группа) младшие (1 группа)
5. По квалификационным разрядам действит. гос. советники РФ 1,2,3 класса советники РФ 1,2,3 класса советники РФ 1,2,3 класса советники гос. службы 1,2,3 класса референты гос. службы 1,2,3 класса.

Виды госслужащих:

- руководитель – любое лицо которое вправе давать госслужащему распоряжения по поводу его служебной деятельности;

- исполнитель – госслужащие, непосредственно выполняющие задачи и функции госоргана в рамках занимаемой ГД;

- обслуживающий персонал – госслужащие служебная деятельность которых не связана с действиями влекущими юридические последствия (секректарь-референт, юрист и т.д.).

Правовой статус госслужащего включает в себя: обязанности, права, ограничения, гарантии, экономическое обеспечение.

Эти нормы изложены в глав3 III ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах ГС в РФ» - «Основы правового положения государственного служащего» (Ст. 9 – Ст. 20).

Например:

Статья 9. «Права госслужащего»

 1. Государственный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.


*Вопрос 49. Государственная служба субъектов РФ: проблемы и способы их решения.

Субъект Федерации – это исторически сложившееся территориально-национальное образование, формирующее в настоящее время свои системы экономического обеспечения, государственного управления и местного самоуправления в составе РФ. В состав РФ входят 89 субъектов. 

Государственная служба в субъектах РФ представляет собой профессиональную деятельность по исполнению полномочий госорганов субъектов РФ по предметам их ведения и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Государственная служба в субъектах РФ имеет структуру, повторяющую структуру федеральной госслужбы.

А) ГС Законодательной. власти: это государственная служба органа законодательной власти субъекта РФ

Б) ГС исполнит. власти:

ГС руководителя исполнительной власти субъекта РФ;

ГС региональных отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ;

ГС региональных органов федеральных министерств и ведомств;

ГС полномочного представителя Президента РФ в субъекте РФ;

ГС региональной избирательной комиссии.

С) ГС судебной власти:

ГС конституционного (уставного) суда субъекта;

ГС суда общей юрисдикции субъекта РФ;

ГС арбитражного суда субъекта РФ;

ГС прокуратуры субъекта РФ.

В субъектах Федерации приняты соответствующие нормативные акты по вопросам ГС субъектов РФ, как это прописано в Конституции РФ. В субъектах созданы органы по управлению ГС. Например в Ставропольском крае – управление по Г и М службе и наградам. В Московской области – управление при Совете.

В законах о ГС в субъектах Федерации конкретизированы отдельные вопросы ГС. Например: в ФЗ о ГС не называются конкретные виды поощрений госслужащих за успешное и добросовестное исполнение им должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу. В соответствии со ст. 15 краевого закона о ГС в Ставропольском крае предусмотрено – объявление благодарности, выдача премии, первоочередное предоставление льгот.

Вместе с тем, ряд положений региональных законов о ГС впрямую противоречит нормам ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах ГС РФ».

Например: а) В законе о ГС Республики Северная Осетия – Алания в ст. 5 «Принципы ГС» опущены пункты 1-4 содержащиеся в ст.5 ФЗ: - верховенство Конституции РФ и ФЗ, приоритета прав и свобод человека и гражданина, единство системы госвласти, разделение властей.

б) В ст. 11 закона о ГС Республики Ингушетия опущены содержащиеся в ст. 11 ФЗ ограничения, связанные с ГС как то: госслужащие не вправе «принимать без разрешения Президента РФ награды … «, а также «выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц».

Особенности ГС субъектов РФ: переходный характер, ее структура еще не сложилась полностью

Проблемы:

- нормализация статуса и соподчиненностина региональном уровне представительств федеральных министерств и ведомств;

- формирование аппарата госслужбы субъектов, он недостаточен;

- не все законодательные органы имеют право юридического лица;

    - не налажена профессиональная подготовка и переподготовка;

    - координации деятельности административных структур всех трех ветвей власти, необходимость создания координирующего органа.

Необходимо приведение законодательства о госслужбе субъектов в соответствие с федеральным законодательством. Необходима государственная система подготовки и переподготовки государственных служащих (например, на базе РАГС).

 

 


*Вопрос 50. Понятие эффективности государственной службы.

 

Эффективность определяется как соотношение затрат и положительных результатов.

Работу аппарата можно признать эффективной только лишь в том случае, если он успешно решает проблему оптимально защиты интересов населения, социальных групп и каждого человека. В этой двуединой задаче - важнейшая сторона понятия эффективности государственного аппарата (Охотский).

Решение эффективно, если наилучший результат достигнут при заданных временных издержках или при самых низких издержках. Затраты складываются их затрат на проектирование должности, затрат на содержание госаппарата. Но сводить вопрос сокращения затрат к сокращению численности аппарата или снижению уровня заработной платы госслужащим несерьезно. Невысокая зарплата госслужащих ведет либо к оттоку либо к коррупции. Важна система мотивации труда, статус, экономические интересы. Ведь в системе ГС варианты дифференциации оплаты ограничены.

Главная функция ГС – создание условий для нормального жизнеобеспечения населения. Критерий - коэффициент обеспеченности потребностей относительно каждой ветви власти. Например от законодательной власти ожидаются взвешенные нормативные акты, от исполнительной власти – их своевременная реализация, от судебной власти – санкции за неисполнение законов.

Есть общие потребности жителей – потребности в жилье, укреплении правопорядка, образовании, здравоохранении. Но как определить потребности и степень их удовлетворения в добре и мире?

Способы повышения эффективности ГС:

а) совершенствование законодательства о ГС;

б) в структуре ГС три ветви власти, но между ними нет горизонтальных связей, нет координирующего органа;

в) один из элементов повышения эффективности ГС – создание органа по управлению реформой в ГС.

Направления повышения эффективности ГС: в подготовке чиновников, налаживании системы контроля за работой госслужащих, в конечном счете создание высококвалифицированного, образованного кадрового корпуса.

Если трудно говорить об эффективности системы ГС в целом, то легче говорить об эффективности работы отдельного органа власти или отдела госоргана.

Можно определять эффективность работы органа власти по степени достижения основной цели территориального образования.

Например: а) показатель изменения численности население территории характеризует условия выживания населения, сложившихся в результате деятельности органов государственной власти.

б) показатель прожиточного минимума населения, проживающего на данной территории свидетельствует о положительной или отрицательной динамике их материального положения.

    УЖ = ПМ2/ПМ1, где ПМ1 и ПМ2 – величина денежной суммы прожиточного минимума в последующий и предыдущий периоды.

в) показатель уровня использования финансовых средств на социально-экономическое развитие данной территории.

К = (Ф1 – Ф3)/Ф2, где Ф1 – сумма средств, предусмотренная планом социально-экономического развития данной территории; Ф2 – сумма средств фактически израсходованных на выполнение плана.


*Вопрос 51. Управление и контроль в системе государственной службы.

 

Управление – это воздействие субъекта на объект управления для достижения определенного результата.

Основными направлениями деятельности органов управления ГС являются следующие:

1. регулирование ГС;

2. организация, функционирование и развитие институтов ГС;

3. отбор и профессиональное продвижение персонала ГС;

4. формирование и размещение государственного заказа на подготовку госслужащих;

5. ведение реестров госслужащих;

6. формирование резерва кадров на замещение государственных должностей;

7. анализ и оценка эффективности ГС;

8. международное сотрудничество в области ГС.

Органы управления ГС – это специальные государственные органы или подразделения госорганов, в компетенцию которых входит обеспечение и развитие в соответствии с общественной динамикой системы ГС.

 

Контроль – ведущая функция в управлении. Она начинает и замыкает управленческий цикл. Государственный контроль - это контроль за соблюдением государственными органами законов и других правовых актов. Осуществляют его все органы государства в пределах своей компетенции (прав и обязанностей).

Сущность и назначение К в следующем:

- наблюдение за объектом;

- получение объективной и достоверной инфо о его состоянии;

- принятие мер по предотвращению нарушений деятельности;

- выявление причин и условий способствующих нарушению деятельности;

- принятие мер по привлечению к ответственности за нарушение.  

1. Контроль может быть: политический, административный, судебный, социальный.

2. По объекту контроль: функциональный и специальный.

3. По времени контроль: предварительный, текущий, заключительный.

а) Предварительный К – определение ресурсной базы. Объект этого К – количество, состав, квалификация, материальные ресурсы. В результате такого контроля рождается план действий.

б) На этапе управления организуется текущий контроль. Его предмет – общие социально-экономические результаты и частные характеристики. Текущий контроль – средство осуществления обратной связи. Он осуществляется на различных этапах управленческого цикла и уровнях – исполнитель, руководитель среднего звена, в целом по организации. Чтобы контроль был эффективным, нужно делегировать контрольные функции с верхнего уровня на нижний.

в) Заключительный контроль – на конечной стадии или когда работа выполнена. Этот вид контроля дает инфо для планирования аналогичных работ в будущем, позволяет оценить полученный результат и вклад каждого подразделения и сотрудника в общее дело для целей мотивации. Он позволяет выявить системные проблемы и осуществить стратегические действия.

К - важный фактор укрепления исполнительской дисциплины в системе государственной службы.

Раннее существовала система глобального контроля, сегодня системы государственного контроля за работой органов управления не существует. Остался лишь финансовый контроль. Для повышения эффективности контроля необходима система внешнего и внутреннего контроля. В гражданском обществе развита система внешнего контроля.

 

 

*Вопрос 53. Концептуальные основы государственной кадровой политики.

Формирование ГКП – сложный, противоречивый, многогранный процесс. Он может быть результативным при соблюдении целого ряда требований и включает в себя последовательное осуществление научно-исследовательских, организационно-управленческих и законодательных действия. В современной ситуации при противоречивости и дезорганизации кадровых вопросов оперативное решение многих из них идет по двум направлениям: по линии практического решения неотложных кадровых проблем и по линии разработки концепции ГКП на основе стратегии рыночных преобразований.

    По поручении Президента РФ РАГС подготовил проект концепции ГКП, т.е. совокупность основных принципов, положений, идей, определяющих научные подходы государства к решению кадровых проблем в современных условиях и на перспективу. Именно эта система идей, целей и приоритетов является стержнем всей кадровой деятельности.

Концепция – это идеи, своего рода программные позиции государства в кадровой деятельности.

ГКП – это выражение и закрепление концепции законодательно, целей определенных принципов, методов, требований к организации работы с персоналом. ГКП – стратегия, политический курс работы с кадрами, формирование и рациональное использование всех трудовых ресурсов страны. Концепция ГКП построенная с учетом уроков прошлого и на основе анализа реалий сегодняшнего дня, призвана выявить уже складывающиеся отрицательные тенденции в развитии кадрового корпуса, с научных позиций предложить пути и средства их сдерживания или устранения.

Только ГКП, выстроенная на прочных основах и надежных социальных гарантиях, обеспечит приток во все сферы хозяйственного, культурного и государственного управления профессионально подготовленных, ответственных, морально устойчивых работников.

Концепция ГКП определяет стратегию и тактику формирования кадров. Применительно к гос. управлению, где персонал состоит на службе у государства, работу с кадрами намечено осуществлять на основе приоритета трех принципов: профессионализма, стабильности, гражданственности.

Существенные черты ГКП. ГКП должна быть:

 1. научно-обоснованной, реалистичной, созидательной, предприимчивой;

2. комплексной, базирующейся на единстве целей, принципов, форм и методов работы с кадрами, учитывающей различные аспекты решения кадровых вопросов (экономические, социальные, правовые, нравственные);

3. единой для всей России, но в тоже время многоуровневой (федеральная, региональная, местная), охватывающей все трудовые ресурсы страны;

4. перспективной, носящей упреждающий и опережающий характер и рассчитанной на формирование кадров с учетом социального прогресса;

5. духовно-нравственной и гуманной, воспитывающей в каждом человеке человеколюбие, честность, патриотизм, убежденность в правоте и гражданской ответственности за дело и личное поведение;

7. открытой, демократичной по целям;

8. правовой, осуществляемой в рамках закона и создающей правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов.

Именно эти принципы придадут ГКП единство, целостность и сущностную определенность, создадут возможность реального и целенаправленного воздействия государства на все кадровые процессы.


*Вопрос 54. Субъекты и объекты государственной кадровой политики, проблемы оптимизации их взаимодействия.

 

    Одна из проблем современной ГКП – определение ее субъектов и объектов, характера их взаимодействия. Проблема актуальна из-за децентрализации управления, разгосударствления. Раньше субъектом была КПСС. Сегодня ГКП - много субъектный и многообъектный механизм. В кадровой сфере в условиях демократии монополизм одного социального института недопустим.

Объект ГКП – это то на что направлена деятельность субъекта: кадры, их отдельные категории и группы, трудовые ресурсы, кадровые отношения, кадровые процессы и механизмы управления ими.

Объекты ГКП можно структурировать по разным критериям: управляющие и управляемые, правящая элита, государственные и муниципальные служащие, работники федерального, регионального и местного уровня; руководители и специалисты, работники массовых профессий.

Объектом непосредственно государственного управления является персонал ГС, кадры аппарата органов власти, кадры государственных предприятий и учреждений.

Под субъектом ГКП понимается носитель определенных законом компетенций, прав и ответственности в разработке и реализации кадровой политики, активный участник кадровых процессов.

Субъектом ГКП могут быть многие социальные правовые институты: государственные, политические и общественные организации, хозяйственные и предпринимательские структуры, органы местного самоуправления. Каждый субъект имеет свой круг функций и полномочий, как правило, определенным статусом. В своих действиях субъект ГКП относительно самостоятелен и независим.

По Конституции РФ многонациональный народ – единственный источник власти и исходя из этого – и первооснова ГКП. Однако реализация этого конституционного положения встречает немало трудностей (недостаточная политическая культура, слабое участие народа в государственном управлении) поэтому важно стимулировать, обеспечить законодательную и организационную активность народа. В то же время народ осуществляет свои функции и решает стоящие перед ним в кадровой политике задачи как непосредственно (через референдумы и выборы), так и опосредовано (через представительные органы, выборщиков.

Государство выступая главным Субъектом кадровой политики в значительной мере формирует ее. При этом государство должно учитывать интересы народа, социальных слоев и групп и интересы отдельных личностей.

Каждой ветви власти как субъект кадровой политики Конституцией страны и ФЗ делегируются определенные функции:

1. Президент РФ – определяет задачи и приоритеты ГКП, обеспечивает согласованное функционирование федеральной и региональной власти в работе с кадрами. Назначает работников на широкий круг государственных должностей.

 2. Федеральное Собрание – придает кадровой политике легитимный характер, законодательно закрепляя ее основы и принципы.

 Органы исполнительной власти – участвуют в разработке и реализации ГКП. Судебная власть и прокуратура контролирует соблюдение законности.

3. Профсоюзы – влиятельный субъект ГКП в области защиты социальных прав и гарантий трудящихся.

Каждый субъект кадровой политики имеет относительно узкий специфический объект своего регулирования.

Лишь государство, как главный субъект кадровой политики в качестве объекта своего воздействия имеет все кадры общества, все трудовые ресурсы, многие кадровые процессы.

    Опыт учит, что эффективность ГКП во многом определяется ее социальной базой, то есть теми классами и слоями населения на которых опирается государство при разработке и реализации кадровой политики, и интересы которых она выражает и которые оказывают государству свою поддержку в работе с кадрами (при выборах Президента, губернатора).

    Человек призван стать первичным элементом новой ГКП. Привлечение граждан к государственному управлению, в том числе и к решению кадровых вопросов – одна из основ жизнедеятельности, прочности российской государственности.


*Вопрос 55. Административно-политическая элита и государственная служба, опыт взаимодействия и развития.

Кадры элитного слоя – это люди, обладающие богатством интеллектом, морально-волевым превосходством над массой, имеющая наивысший индекс в области своей основной деятельности. Господство элиты – закон общественной жизни. Элитаристские теории имеют давние научные традиции (Платон, Аристотель, Гоббс). Шарль Монтескье ввел понятие трех ветвей власти, как равноправных, противостоящих друг другу, способствующих сбалансированности общественных сил. Большинство ученых элитаристов рассматривало элиту как сравнительно небольшую группу лиц, занимающих командное положение в кадровых системах политической, административно-управленческой, экономической или военной сфере общества.

Особенно интересна теория Вильсона – он понимал необходимость разграничения между лицами, занимающимися разработкой политики и лицами, реализующими политические решения. Властвующие структуры выполняют две базовые функции: политическую и организационно-административную. Теория Вильсона о дихотомии политической власти и ГС позже была развита американским ученым Гудноу и представлена в виде дифференциации должностей в системе гос. управления: высшие - занимаются концептуальными вопросами, средние - исполнители и контролирующие, низшие – те кто выполняет вспомогательные обслуживающие функции. (категории А, Б, В).

Концепция Вильсона-Гудноу достаточно эффективно решает проблему политики и профессионального аппарата в демократическом гос. управлении. Концепция имела пять главных исторических последствий: стала убедительным теоретическим обоснованием необходимости и эффективности профессии госслужащих; заложен теоретический фундамент новой науки гос. управления, сосредоточив внимание на структуре организации, функционирование адм. структур; установила четкий перечень научных принципов ГС (все официальные лица, формирующие политический курс избираются или назначаются на определенный период времени; ГС может быть эффективным инструментом политики при условии ее целостности и существования строгой вертикальной иерархии; концепция сыграла роль в развале партийной номенклатуры в системе гос. управления.

Однако позже начинают отвергать дихотомию «политика – ГС», и все чаще начинают проводить идеи свободы действий госслужащих.

Элитные слои и структуры не зарождаются случайно, они являются результатом естественноисторического развития общественных отношений.

В России на федеральном уровне АПЭ - все лица категории «А»: высшие и главные «Б» и «В» системы ГС (Президент, руководители всех президентских структур, премьер-министр, вице-премьеры, руководители аппарата Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, руководители федеральных министерств и ведомств). Это относительно самостоятельная группа высших руководителей гос. управления, в большей или меньшей степени обладающая выдающимися профессиональными, социальными и психолого-личностными качествами, обеспечивающие им участие в принятии и реализации политических и государственно-управленческих решений.

Известный русский философ Н. Бердяев на основе анализа статистических кадровых данных ряда европейских государств вывел коэффициент элитности общества и определил его как отношение между высокоинтеллектуальной частью населения страны и общим числом грамотны. По его методике коэффициент элитности России составлял 1,5.

Модели элит: тоталитарная, монопольная власть; либерально-демократичекое разделение властей; доминантно – демократическая мобильная по составу, доминантная по идеологическим установкам; демократическая элита цивилизованного демократического общества с сильной законодательной, исполнительной и судебной властями.


 


      *Вопрос 56. Универсальные кадроведческие технологии: конкурсный отбор, аттестация, работа с резервом кадров.

Кадроведческие технологии – это комплекс методов и организационных процедур направленных на оптимизацию кадровой деятельности органов управления.

Виды КТ- информационные, внедренческие, обучающие.

Универсальные КТ, прописаны в ФЗ «Об основах ГС в РФ» - конкурсный отбор, аттестация, резерв кадров. Можно добавить – карьера.

1. Конкурсный отбор.  Конкурс проводится лишь на вакантную должность и при отсутствии резерва.

Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.

Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 2-й группы) или конкурса-испытания (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 3,4 и 5-й групп).

2. Аттестация кад­ров — это проверка, определение соответствия деловой ква­лификации, уровня знаний и навыков работника, иных об­щественно значимых качеств занимаемой должности. Она направлена на улучшение качественного состава кадров (персонала) и эффективное их использование, рост служеб­ной и трудовой активности, предприимчивости, повышение ответственности работников всех уровней за порученное дело. Главная цель аттестации состоит в том, чтобы определить, соответствует ли конкретный человек, прежде всего руково­дитель, занимаемой должности. Аттестация организуется в соответствии с Положением о проведении аттестации федерального государственного служащего (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. ).

Собственно аттестация проводится в три этапа:

а) подготовительный этап – периодичность 2-4 года. Издается приказ, создается аттестационная комиссия, возглавляет ее первый зам или управляющий делами. Составляется график, доводится до аттестуемых не позднее.чем за месяц, за 2 недели все документы (лист оценки, отзыв руководителя) сдаются в комиссию, за неделю аттестуемый знакомится. Аттестации подлежат федеральные государственные слу­жащие, замещающие в государственных органах младшие, старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности.

Аттестации не подлежат федеральные государственные служащие:

замещающие государственную должность соответствую­щей группы менее года, достигшие предельного возраста, установленного для за­мещения государственной должности, беременные женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, работники, находящиеся в должности в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда (класс­ного чина, дипломатического ранга), назначения на государ­ственную должность по конкурсу и (или) сдачи государст­венного квалификационного экзамена, окончания повыше­ния квалификации и переподготовки.

б) Заседание аттестационной комиссии. За закрытыми дверями.

в) По итогам аттестации выносятся три решения: соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности при выполнении рекомендаций и не соответствует.

На основании результатов аттестации или государственно­го квалификационного экзамена федеральным государственным служащим присваиваются очередные квалификационные разряды. Это требование изложено в Положении о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим.

Решение по результатам аттестации (поощ­рение, перевод на другую работу, увольнение, направление на переподготовку и др.) принимается руководителем уч­реждения, организации в соответствии с действующим зако­нодательством не позднее 2-х месяцев. Важнейшими критериями аттестации работ­ников в учреждениях, в организациях являются: профессио­нализм и компетентность, высокие нравственные качества, реальный вклад в достижения успехов учреждения, органи­зации, потенциальные возможности специалиста (работни­ка).

Аттестация в системе государственной службы проводит­ся в целях определения уровня профессиональной подготов­ки и соответствия федерального государственного служа­щего замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, а также решения вопроса о при­своении федеральному государственному служащему квали­фикационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного.

3. Кадровый резерв. Для своевременного и стабильного кадрового обеспече­ния организации подготовленными руководителями, специ­алистами формируется кадровый резерв. Формирование ре­зерва — это комплексный процесс целенаправленного про­фессионального развития персонала, способного замещать вышестоящие вакантные должности в органе государствен­ной власти, организации. Это процесс формирования и на­копления профессионального опыта персонала для ее пер­спективы, будущей жизни.

Резерв формируется из состава сотрудников организа­ции и на все уровни должностей. Два типа резерва: стратегический и тактический. Резерв может быть открытым и закрытым. Источники формирования резерва – внутренние и внешние. Далее работа с резервом кадров – индивидуальная работа, переподготовка, замещение на период отпуска, стажировка.


*Вопрос 57. Технологии оценки государственных и муниципальных служащих, аттестация.

    Цель оценки – измерение эффективности работы. Ее можно представить как продолжение функции контроля. Предмет оценки – профессионально -квалификационные характеристики, степень участия в решении поставленных перед организацией задач, результаты труда, организаторские способности, личностные качества.

Оценка может быть вынесена с помощью нескольких методов:

- метод стандартных оценок;

- метод сравнительных оценок;

- метод управления посредством установки целей;

- 360 градусная аттестация;

- метод психологических тестов и программ оценки потенциала сотрудников.

Исходя из различных методик, наиболее общими крите­риями оценки государственных служащих могут быть: дело­вые и личностные качества (свойства, черты) руководите­лей; характеристики их поведения в различных ситуациях; качество выполнения управленческих функций; характерис­тики применяемых средств руководства; показатели резуль­татов деятельности возглавляемых подразделений (коллек­тивов); результаты организаторской деятельности; успешность установления и достижения руководителями целей уп­равления. Существует также интегральная (комплексная) оценка, содержание которой включает различные комбинации из названных критериев.

Традиционным методом оценки персонала является аттестация. Аттестация кад­ров — это проверка, определение соответствия деловой ква­лификации, уровня знаний и навыков работника, иных об­щественно значимых качеств занимаемой должности. Она направлена на улучшение качественного состава кадров (персонала) и эффективное их использование, рост служеб­ной и трудовой активности, предприимчивости, повышение ответственности работников всех уровней за порученное дело. Главная цель аттестации состоит в том, чтобы определить, соответствует ли конкретный человек, прежде всего руково­дитель, занимаемой должности. Цель аттестации - формирование высококвалифицированного кадрового состава, стимулирования дальнейшего роста его квалификации и повышения исполнительской дисциплины, а также объективная оценка пригодности к даль­нейшей работе и расстановка кадров, с целью развития ини­циативы и творческой активности

К правовым вопросам аттестации относятся: порядок (технология) ее проведения, условия правомочности аттес­тационной комиссии, сроки ("частота") проведения аттеста­ции, права аттестуемого в случае несогласия с аттестацион­ными выводами, финансовое обеспечение проведения аттес­тации, порядок определения ее результатов и их последст­вий для работников.

Аттестации подлежат федеральные государственные слу­жащие, замещающие в государственных органах младшие, старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности.

На основании результатов аттестации или государственно­го квалификационного экзамена федеральным государственным служащим присваиваются очередные квалификационные разряды. Это требование изложено в Положении о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим.

В результате аттестации федеральному государственно­му служащему дается одна из следующих оценок:

· соответствует замещаемой государственной должности;

· соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной ко­миссии по его служебной деятельности;

· не соответствует замещаемой государственной долж­ности.

В соответствии с законодательством Российской Федера­ции руководитель организации с учетом оценки и рекомен­даций аттестационной комиссии по итогам аттестации при­нимает решения:

· о повышении федерального государственного служащего в должности;

· о присвоении федеральному государственному служаще­му в установленном порядке очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга);

· об изменении федеральному государственному служаще­му надбавки за особые условия службы (сложность, напря­женность, специальный режим работы);

· о включении федерального государственного служащего в резерв кадров для выдвижения на вышестоящую государственную должность.


*Вопрос 58. Государственная и муниципальная служба как правовой институт.

Служебные отношения на государственной и муниципальной службе, регулируются различ­ными отраслями права, включая международное, конституционное, трудовое, административное, финансовое и др. В них содержится комплекс правомочий служащего как гражданина и в то же время лица, наделенного обязанностями, вытекающими из служебного, должностного положения.

В правовом институте государственной и муниципальной службы выделяется такой его важный элемент, как прохождение службы. Это длящийся процесс, начинающийся с возникновения служебных отношений, т.е. с момента замещения служащим государственной и муниципальной должности, с дальнейшим перемещением работника по службе, проведением оценки и аттестации служащих и заканчивающихся прекращением служебных отношений.

Прохождение Г и М службы является частью правового института Г и М службы, который объединяет правовые нормы, устанавливающие следующие вопросы: замещение Г и М должностей, специальная профессиональная подготовка сотрудников различных государственных и муниципальных органов, совместительство, реальное выполнение служащими своих должностных обязанностей и реализация прав, порядок присвоения квалификационных разрядов, специальных званий, поощрение служащих и привлечение их к ответственности (к различным видам юридической ответственности), аттестация государственных служащих, продвижение (перемещение их по службе), условия службы, социально-правовая защита (гарантии, льготы, компенсации) государственных служащих, основания и с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.097 с.)