Психолого-педагогическая диагностика детей с овз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая диагностика детей с овз



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Дошкольная дефектология

 

Челябинск, 2014





 

Оглавление

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 16

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 23

6. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 24

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 24

8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 25

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

       В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ».

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ»  является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы (Б1.Б.29). Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 44 часа – аудиторная (18 часов – лекционные занятия, 20 часов – семинарские занятия, 6 часов – лабораторные занятия), 37 часов – самостоятельная работа студентов; 27 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение IV семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в IV семестре.

Для ОЗО 8 часов – лекции, 10 часов – семинары, 4 часа – лабораторные.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология». «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Основы специальной детской психологии», «Психологический онтогенез детей с нормальным развитием и с ОВЗ», «Методы психолого-педагогических исследований в дефектологии», «Организация экспериментального исследования в дефектологии», «Детская олигофренопсихология», «Психология детей с ЗПР», «Детская тифлопсихология», «Детская сурдопсихология», «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем, об основных методах психолого-педагогических исследований в дефектологии; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса, методами и средствами педагогической и психологической диагностики детей с различными нарушениями развития.. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться умения адаптировать психодиагностические методики в соответствии с особенностями психического развития детей, навыки организации психодиагностического обследования, использования конкретных методик, своевременного выявления нарушений развития у детей.. Это позволит им выявлять в детской популяции детей с отклонениями в развитии;проводить психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Диагностика и коррекция отклонений в развитии у детей раннего возраста», «Психология детей с нарушениями речи», «Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями развития», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ».

1.4. Цели дисциплины:

- обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психолого-педагогической диагностики нарушений развития;

- сформировать у студентов практические навыки психологического и педагогического изучения детей с учетом имеющихся нарушений.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1. ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением З.1 Принципы и специфику консультирования изучения ребенка с ОВЗ и его семьи.   У.1 Планировать тематику и основные направления консультирования родителей и ближайшего взрослого окружения. У.2. Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка с отклонениями в развитии В.1. Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей с ОВЗ В.2. Методами и приёмами установления безконфликтного взаимодействия с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка с отклонениями в развитии.
2. ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития З.2 – психолого-педагогическую классификацию нарушений развития у детей с ОВЗ З.3 – методики психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития У.3 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ У.4 – определять условия проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических методик В.3 – приемами диагностических методик с учетом структуры нарушений детей с ОВЗ  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. 8 2 10 15 35
I.1 Предмет, задачи, принципы, этапы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей 2 - 2 2 6
I.2 Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития. 2 - 2 4 8
I.3 Комплексное изучение ребенка с ОВЗ. 2 - 2 2 6
I.4 Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре 2 2 4 7 15
II Раздел II. Особенности психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ   1 0 4 10 22 46
II.1 Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах 2 - 2 4 8
II.2 Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта 2 2 2 6 12
II.3 Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. 2 2 2 6 12
II.4 Психологическое изучение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. 2 - 2 4 8
II.5 Организация психологической службы 2 - 2 2 6
  Итого 18 6 20 3 7 81
  Контроль         27
  ВСЕГО: 18 6 20 37 108

 

Для ОЗО

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. 4 2 5 15 35
I.1 Предмет, задачи, принципы, этапы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей 1   1 2 6
I.2 Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития. 1   2 4 8
I.3 Комплексное изучение ребенка с ОВЗ. 1   1 2 6
I.4 Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре 1 2 1 7 15
II Раздел II. Особенности психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ   4 2 5 22 46
II.1 Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах     1 4 8
II.2 Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта 1 1 1 6 12
II.3 Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. 2 1 1 6 12
II.4 Психологическое изучение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. 1   1 4 8
II.5 Организация психологической службы     1 2 6
  Итого 8 4 10 3 7 81
  Контроль         27
  ВСЕГО: 8 4 10 37 108

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Предмет, задачи теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики (35 часов)

Требования к результатам освоения раздела: ПК-7: З.1.

ПК-5; З.2; У.3

 

Содержание раздела

Лекция 2

Тема I.2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития (2 часа)

План:

1. Классификация психодиагностических методик.

2. Основные методы психолого-педагогической диагностики.

3. Дополнительные методы психолого-педагогической диагностики.

4. Психометрические критерии научности психодиагностических методик.

5. Формы, содержание психологического тестирования.

Список литературы:

[10; 23; 24; 29]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация «Классификация психодиагностических методик»

Практическое занятие 2

Тема I.2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития

Практическое занятие 3

Лекция 4

Тема I.4. Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре (2 часа)

План:

1. Понятие психодиагностической процедуры.

2. Организация и условия проведения психодиагностической процедуры.

3. Этапы проведения психодиагностической процедуры.

4. Этические требования к педагогу-диагносту.

Список литературы:

[2; 3; 10; 16; 23; 24; 25; 29]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Этапы проведения психодиагностической процедуры».

Практическое занятие 4

Тема I.4. Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре

Лабораторное занятие 1

Тема I.4. Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре

Кол-во часов: 2

Форма проведения: просмотр процедуры психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ, составление заключения по результатам психодиагностической процедуры.

Изучаемые вопросы:

1. Содержание и задачи подготовительного этапа.

2. Содержание и задачи основного этапа.

3. Интерпретация результатов исследования.

4. Составление заключения на основании анализа результатов исследования.

Список литературы:

[2; 3; 10; 16; 23; 24; 25; 29]

Информационное сопровождение:

  1. Видеофрагменты психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ.

 

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Баллов

Тема I.2.Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития

2. Составить перечень диагностических методик для исследования детей, данные занести в таблицу «Методы психолого-педагогической диагностики»:

Метод методика на что направлена возраст источник (литература)

Познавательное развитие

         

Изучение личности у детей с ограниченными возможностями: самосознания и самооценки, мотивы поведения и деятельности, воли, эмоции и чувств

         

 

         

Баллов

Тема I.3.Комплексное изучение ребенка с ОВЗ

Тема I.4. Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре

3. Структура и содержание психолого-педагогической характеристики.

Баллов

4. Заключение на основании анализа результатов психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ.

Баллов

Баллов

1. Конспект параграфа учебника [2, 12-20]: Развитие психолого-педагогических методов исследования в России и за рубежом                     3 балла 2. Подготовить стимульный материал для диагностического обучающего эксперимента по методике А.Я. Ивановой. Методические материалы: описание методики А.Я. Ивановой «диагностический обучающий эксперимент»: цель, стимульный материал, порядок проведения, описание хода эксперимента, обработка результатов, протокол. 7 баллов 3. Полное описание методики (на выбор): название, автор, источник, на что направлена, для кого предназначена, стимульный материал, инструкция, критерии оценивания и т.п. 5 баллов 4. Мультимедийное сопровождение к лекциям 3 балла

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-7 З.1 – Принципы и специфику консультирования изучения ребенка с ОВЗ и его семьи.  

-  Мультимедийная презентация «Использование теста Векслера для измерения уровня интеллектуального развития» (методика и стимульный материал).

- Структура и содержание психолого-педагогической характеристики.

- Контрольная работа по разделу.

ПК-5 З.2. – психолого-педагогическую классификацию нарушений развития у детей с ОВЗ.  У.3. – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ    

- Мультимедийная презентация «Использование теста Векслера для измерения уровня интеллектуального развития» (методика и стимульный материал)

- Таблица «Методы психолого-педагогической диагностики»:

- Структура и содержание психолого-педагогической характеристики.

- Заключение на основании анализа результатов психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ.

- Контрольная работа по разделу.

Содержание раздела

Кол-во часов: 2

План:

1. Психологическое обследование ребенка грудного возраста.

2. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1-3 года). Особенности развития.

3. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7лет). Особенности развития.

Список литературы:

[2; 3; 4; 9; 11; 19; 21; 27; 28; 36]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация «Особенности развития детей первого года жизни».

2.Нормативы «нервно-психического развития детей от 1 года до 3 лет».

3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Практическое занятие 5

Кол-во часов: 2

План:

1. Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми с ЗПР. Психологическая диагностика детей с ЗПР.

2. Особенности экспериментального исследования детей с нарушениями интеллекта.

3. Ранняя диагностика умственной отсталости.

4. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний.

Список литературы:

[2; 3; 6; 9; 11; 13; 16; 19; 20; 21; 22; 25]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста (Е.А. Стребелева)».

 

Практическое занятие 6

Лекция 7

Кол-во часов: 2

План:

1. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха.

2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения. Требования предъявляемые при проведении обследования детей с нарушениями зрения.

3. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

4. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).

5. Клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития.

Список литературы:

[2; 3; 4; 9; 11; 19; 21; 27; 28; 36]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Особенности развития детей младшего школьного возраста».

 

Практическое занятие 7

Лекция 8

Кол-во часов: 2

План:

2. Методы изучения семьи.

3. Малоформализованные методики. Формализованные методики.

4. Методики изучения отношений ребенка к родителям и социуму.

5. Методики изучения особенностей личности родителей.

6. Методики изучения родительско-детских отношений.

7. Процедура психологического исследования семьи.

8. Основные задачи психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Список литературы:

[2; 8; 14; 19; 29; 31; 39]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Психологическое изучение семьи».

Практическое занятие 8

Лекция 9

Кол-во часов: 2

План:

1. Понятие, структура и содержание деятельности психологической службы образования.

2. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях.

3. Психолого-медико-педагогические комиссии и консультации.

Список литературы:

[2; 3; 6; 9; 11; 13; 16; 19; 20; 21; 22; 25]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Психологическая служба специального образования»

Практическое занятие 9

Лабораторное занятие 2

Лабораторное занятие 3

Баллов

Баллов

Баллов

Баллов

Баллов

1. Видеофрагменты по теме «Психолого-педагогическое изучени е детей раннего возраста»

Баллов

2. Видеофрагменты по теме «Психолого-педагогическое изучени е детей младшего дошкольного возраста»

Баллов

3. Видеофрагменты по теме «Психолого-педагогическое изучени е детей старшего дошкольного возраст»

Баллов

4. Мультимедийная презентация «Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ (на выбор студента: с задержкой психического развития и нарушением интеллекта, нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития).

Балла

5. Схема: «Принципы написания психологического заключения (А. Анастази)»

3 балла

 

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-7: З.1 – Принципы и специфику консультирования семей и ближайшего взрослого, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.

ПК-7: У.2 – Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка с отклонениями в развитии

ПК-7: В.1. – Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей с ОВЗ.

- Пакет методик для изучения семьи ребенка с ОВЗ.

- Участие в круглом столе, семинаре-практикуме.

- Контрольная работа.

 

ПК-5: З.3 – Методики психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития.

ПК-5: У.4 – Определять условия проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических методик.

ПК-5: В.3. – Приемами использования диагностических методик с учетом структуры нарушений с детьми с ОВЗ.

 

- Схемы обследования и комплекс методик для обследования детей от рождения до 1 года; от 1-3 лет; от 3-7 лет.

- Описание методики изучения особенностей психического развития, личности (на выбор студента) детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта (5 детей); стимульный материал. протокол обследования, интерпретация результатов исследования.

- Описание методики изучения особенностей игровой, коммуникативной деятельности, межличностных отношений (на выбор студента) детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития; стимульный материал. протокол обследования, интерпретация результатов исследования.

- Пакет методик для изучения семьи ребенка с ОВЗ

- Участие в круглом столе, семинаре-практикуме.

- Эссе «Организация и содержание деятельности психологической службы специального образования» (контрольная работа).

           

 

Максимальное количество баллов по дисциплине 112 (72 балла – задания инвариантной части, 40 баллов – участие в практических занятиях).

 


 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Детская практическая психология: Учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.

2. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие / И.Ю. Левченко. – М.: Изд-во «Академия», 2003. – 302 с.

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

Дополнительная литература

4. Актуальные проблемы диагностики психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.

5. Анастази, А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1982.

6. Бурлачук,     Л. Ф.  Психодиагностика: Учебник для вузов. –  СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

7. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере. – М., 2002.

8. Венгер, Л.А. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагополучных вариантов развития личности детей и подростков / Л.А. Венгер. – М.-Рига, 2000. – 92 с.

9. Венгер, Л. А. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / Л.А. Венгер.. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с:

10. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В.П. Давыдов. – М: Логос, 2006. – 128 с.

11. Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 351 с.

12. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: 2000. – 255 с.

13. Детская психиатрия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – 1120 с.

14. Диагностическая и координационная работа школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987.

15. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учебное пособие / М.В. Жигорева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

16. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебн. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с.

17. Карабанова, О.А. Работа с родителями. Основы возрастно-психологического консультирования: учебно-методическое пособие / О.А. Карабанова. – М.: Издательство Московского университета, 1991.

18. Коломинский,Я.Л.Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский [Е.А. Панько, С.А. Игумнов и др.]. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.

19. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика / И.Ю. Левченко. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 230 с.

20. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф.Марковская. – М., 1999.

21. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. – М., 1997.

22. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. – М., 1992.

23. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие/ под ред. В.И. Загвязинского. – 4-е изд. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. –2 08 с.

24. Методы обследования речи у детей / под общ.ред. И.Т. Власенко. – М., 1996.

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

25. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / под. ред. В.М. Астапова. – Спб.: Питер, 2011. – 256 с.

26. Психология развития / под ред. А. К. Болотовой. – М: ЧеРо, 2005. – 524 с.

27. Практическая психология Учебник для студен­тов вузов. – Изд 6-е., перераб. и доп. – М: Акаде­мический Проект, 2001. – 480 с.

28. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. Пособие / Д.Я. Райгородский. –  Самара, 2001.

29. Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.

30. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте / А.В. Семенович. – М., 2002

31. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т. Соколова. – М., 1980.

32. Сорокин В.М. Специальная психология: учебное пособие / В.М. Сорокин. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

33. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.

34. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. – М., 2000.

35. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.С. Лебедева. – М., 2002.

36. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. / Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

37. Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

38. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб.,2005.

39. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Речь, 2003. – 332 с.

3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

40. http://www.booksmed.com/

41. http://www.koob.ru/

42. http://www.persev.ru/book

43. Гончарова, Е.Л. Специальная психология [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

Знать: З.2 –– психолого-педагогическую классификацию нарушений развития у детей с ОВЗ З.3- методики психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития Уметь: У.3 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ У.4- определять условия проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических методик Владеть: В.2 – приемами диагностических методик с учетом структуры нарушений с детьми с ОВЗ Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц, схем, пакетов диагностических методик, аналитических материалов по результатам обследования детей с ОВЗ), групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, контрольные работы по 1, 2 разделам. Промежуточная аттестация: экзамен

4.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольные вопросы и задания к разделу I

  1. Психолого-педагогическая диагностика: определение, задачи, объект, предмет.
  2. Характеристика основных этапов психолого-педагогической диагностики.
  3. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей.
  4. Развитие психолого-педагогических методов диагностики за рубежом.
  5. Развитие психолого-педагогических методов диагностики в России.
  6. Основные методы психолого-педагогической диагностики: определение, методики, авторы, положительные и отрицательные стороны.
  7. Комплексное изучение ребенка с отклонениями в развитии.
  8. Медицинское обследование в структуре ППД.
  9. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий.
  10. Педагогическое обследование в структуре ППД.
  11. Психолого-педагогическая характеристика, педагогическая характеристика: определение, цели, структура, содержание.
  12. Педагогическая программа обследования ребенка: определение, структура, содержание.
  13. Основные средства психолого-педагогической диагностики.
  14. Значение изучения документации в проведении психолого-педагогической диагностики.

15. В каких случаях для обследования ребенка целесообразно использовать проективные методики?

16. В чем состоят основные достоинства метода формирующего эксперимента и каково его значение для специальной психологии?

17. Что представляет собой анамнестический метод и какова его роль в исследовании детей с отклонениями в развитии?

  1. Метод наблюдения. Его роль в диагностике ребенка.
  2. Психологический эксперимент в структуре психолого-педагогической диагностики.
  3. Метод беседы. Его роль в диагностике ребенка.
  4. Покажите специфические возможности анкетирования.
  5. Формы и содержание психологического тестирования.
  6. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: стандартизация, объективность, надежность.
  7. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, репрезентативность.
  8. Понятие психодиагностической процедуры. Этапы психодиагностической процедуры.
  9. Нормативные требования к психодиагностической процедуре.

27. Какой вклад в отечественную науку внес А.Ф. Лазурский? Что такое естественный эксперимент?

28. В чем сущность положения Л.С. Выготского об изучении "зоны ближайшего развития" детей?

29. В чем состоит идея качественного и количественного подходов в изучении лиц с отклонениями в развитии?

  1. Этические требования к педагогу-диагносту. Какие профессионально-значимые качества педагога-исследователя важны при изучении детей с ОВЗ?

Контрольные вопросы и задания к разделу II

  1. Заключение по результатам психологического изучения ребенка.
  2. Роль и задачи психолого-педагогической диагностики на разных этапах развития ребенка.

3. Назовите основные особенности развития ребенка от 0 до 1 года.

4. Назовите основные особенности развития ребенка раннего возраста.

5. Назовите основные особенности развития ребенка дошкольного возраста.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.163 с.)