Проблемы культурно-досуговой сферы России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы культурно-досуговой сферы России



 

В настоящее время социокультурная ситуация в России характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельности современных культурно-досуговых центров. Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиска новых досуговых технологий, в том числе и маркетинговых.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга населения. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого количества безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточного внимания к организации досуга населения со стороны местных органов власти и происходит развитие внеинституциональных форм досуга населения. Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным "индикатором культуры человека, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности человека или социальной группы".

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает человека его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации.

Да, в нынешних рыночных условиях количество бесплатных досуговых мероприятий для населения значительно сократилось, а появление коммерческих организаций, предлагающих культурно-досуговые формы деятельности начинают бороться за свое место на появившемся рынке. Но и те, и другие должны стремиться к совершенствованию своей деятельности, которое должно идти по всем направлениям: от совершенствования хозяйственных механизмов, разработки стратегических решений в новых условиях до, возможно, креативных взглядов на способ осуществления работы и подбора персонала, работающего в данной сфере. Ведь особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведенного времени является "результатом стараний самой личности ее желаний превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей". У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. "Удовлетворение одной потребности порождает обычно новую". Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности, но все более сложным, от пассивного отдыха - к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству и т.п. Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Г.М. Андреевой, которая считает "что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы". И когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре культурно-досуговой сферы. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры

Настоящее положение дел в выбранной сфере можно обосновать словами И.В. Крылова: "Современный этап развития рынка культурно-досуговых услуг характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям". На данный момент можно выделить наиболее привлекательные формы культурного досуга, а именно музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН. Однако, невсегда культурно-досуговые организации строят свою работу, исходя из интересов людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы общества, предвидеть их изменения, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий для населения. Этот фактор можно выделить в качестве основной цели использования маркетинговых коммуникаций в культурно-досуговой сфере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 3521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.206 (0.007 с.)