Обучение навыкам устного общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение навыкам устного общения



 

В настоящее время в обучении навыкам устного общения популярен коммуникативный подход. В соответствии с этим подходом предполагается, что изучающие английский язык активно формируют правила из тех сведений, с которыми они сталкиваются, и затем применяют эти правила по отношению к целевой языковой системе. Таким образом, ошибки учащихся не должны рассматриваться как признаки неудачи. Говорение в обучении навыкам устноречевого общения играет ключевую роль, основное внимание теперь уделяется диалогу, в отличие от методики преподавания 20 лет назад.

Существует несколько способов успешного развития коммуникативной компетенции учащихся. Во-первых, учитель должен поощрять учащихся с ранних ступеней быть уверенными в своей собственной системе знаний и использовать её в процессе коммуникации. Во-вторых, педагогу необходимо мотивировать учеников компенсировать пробелы в их знании иностранного языка с помощью коммуникативных стратегий. В-третьих, эффективность коммуникации должна иметь приоритет над формальной точностью при оценке уровня знаний учащихся и их прогресса.

Катчен обращает внимание на то, что обычно студенты, которые хорошо говорят на родном языке, достигают успехов в изучении иностранного, поскольку речевые навыки вырабатываются не автоматически, а путем различных тренировок.

Нэйшн и Ньютон, в свою очередь, подчеркивают важность коммуникативных стратегий. Эти методики могут помочь поддержать разговор, даже если учащийся не знаком с данной темой. Например, разговорная техника под названием "Q SA + EI" состоит в том, что за вопросом всегда следует короткий ответ и относящаяся к нему дополнительная информация. Художественные фильмы обеспечивают учеников большим количеством примеров подобных стратегий. Другим важным фактором в свободной беседе является поддержка собеседника при разговоре, которая включает в себя умение замещать неизвестные слова синонимами, завершать предложения и задавать направляющие вопросы. Педагогу необходимо обращать внимание учеников на диалоги из фильмов, которые демонстрируют данные приёмы. Такие методы, как пересказ кинофрагмента или беседа на основе фильма, являются полезными способами поощрить к разговору даже слабых учащихся. Можно дать ученикам возможность подготовиться к беседе заранее. Это уменьшает их нервозность, слабые ученики получают при подготовке время сосредоточиться на более сложных для них аспектах. В разговорном языке используется больше фразовых единств, чем в письменной речи. Имеет смысл обратить внимание учеников на употребление персонажами фильмов наиболее распространённых предложений, их образцов, которые помогают поддержать диалог, например, "I see", "that’s right", "are you sure?", "could you repeat...?" Затем учащиеся должны сделать речевые упражнения для тренировки и запоминания этих фраз.

Работа по развитию навыков устной речи должна включать в себя тренировку официально-деловой речи, которая имеет следующие характеристики: 1) деловой стиль, заключающийся в том, что главная цель данной коммуникации - предоставить собеседнику информацию; 2) монологичность: официальная речь обычно является презентацией, которая требует организованной и понятной речи в течение нескольких минут; 3) тесная связь с письменной формой речи. Она заключается в речи по записям и с использованием академического словаря. Также официально-деловая речь характеризуется подготовленностью, точностью, чёткой целью высказывания и возможностью оратора контролировать эффективность речи.

Важным аспектом официально-деловой речи является умение ученика рассматривать выступление оратора с точки зрения слушателя. Это позволяет ему заметить моменты, которых следует избегать в собственной речи, а также развить умение чувствовать аудиторию. В связи с этим можно предложить ученикам следующие задания на основе художественных фильмов: 1) найти конкретную информацию в речи персонажа; 2) прослушать и законспектировать презентацию героя; 3) составить план речи персонажа; 4) проследить реакцию аудитории на определённые моменты в речи персонажа. Учащиеся должны научиться справляться с устными заданиями различной степени сложности. Аспекты, влияющие на сложность задачи, включают в себя количество необходимой подготовки, число предметов, персонажей или пунктов, нужных для представления информации.

Учёт всех этих аспектов в обучении позволяет ученикам комфортно чувствовать себя во время обсуждения и устраняет их страх перед высказыванием на английском языке.

Обучение устному общению может быть затруднено из-за стеснения учеников говорить на иностранном языке по причине неуверенности в своих умениях либо страха ошибки. Педагогу нужно предоставить учащимся возможность общаться и побуждать их выполнять речевые упражнения. Коммуникативные задания помогают учащимся интегрировать разрозненные навыки в эффективную систему коммуникативных намерений, активируют способность учеников овладевать языком непосредственно в ходе беседы. Внимание учащихся в данном случае сосредоточено на значениях слов, которые нужно передать собеседнику, а не на языковых элементах, которые надо заучивать.

Фильмы рассчитаны на то, чтобы вызвать в зрителе эмоциональный отклик, таким образом, они побуждают учеников высказать своё мнение, вызывают дискуссию и предоставляют для неё подходящие и жизненные темы. Речевые задания во время просмотра могут быть следующими:

1. просмотр эпизода без звука и ответы на вопросы о том, где находятся собеседники, каковы взаимоотношения между ними;

.   просмотр эпизода без звука и определение, какой из двух предложенных на карточке диалогов (например, официальный или неофициальный) соответствует ему.

Примеры заданий после просмотра:

.   Обсуждение в группе темы, идей фильма, с высказыванием своих мнений, полемикой.

.   Составление верных, ложных и спорных утверждений на основе фильма, их последующее обсуждение в парах или группах.

.   Составление вопросов к фильму, последующая беседа на их основе.

.   Проведение интервью, социологических опросов, диспутов, в том числе от лица персонажей фильма.

Социологический опрос может быть основан на сюжете фильма. Например, в кинокартине "Эдвард руки-ножницы" Билл спрашивает Эдварда: "Ты идёшь по улице и находишь полный чемодан денег. Что ты сделаешь? А) Оставишь деньги себе. В) Потратишь их на подарки друзьям и любимым. С) Раздашь их бедным. D) Вернёшь их в полицию." Можно также обсудить данный вопрос и сравнить, как обычно ведут себя в таких случаях англичане, американцы и русские, как правильнее поступить в подобной ситуации.

.   Разыгрывание сцены из фильма по ролям.

.   Сочинение альтернативной концовки и последующее её исполнение.

.   "Снимок звуко-образа". Данное упражнение заключается в том, что учащимся предлагается вспомнить некоторые изображения или звуки из фильма, которые особенно поразили их, и рассказать, какие чувства они вызвали. Это эффективный способ выявить мгновенные реакции учеников, так как обычно ученики во время выполнения заданий ещё находятся под воздействием фильма, и ответы довольно спонтанны.

Другая версия этого упражнения - задать конкретные вопросы, например, "Что вас удивило в данном эпизоде?" или "Какое впечатление на вас произвели яркие разноцветные дома в фильме "Эдвард руки-ножницы"? Что хотел этим сказать режиссёр?".

При обучении диалогической речи можно использовать упражнения, направленные на:

.   восстановление диалога из фильма на основе отдельных реплик;

.   восстановление пропущенных реплик одного из персонажей;

.   соотнесение каждой из 8-10 реплик, полученных учениками перед просмотром, с определённым персонажем.

Упражнения для обучения монологической речи:

.   рассказ о том, что произошло к определённому моменту эпизода, прерванному «стоп-кадром»; предположение о том, что случится дальше;

.   восстановление пропущенной части сюжета кинофрагмента (начало, конец или кульминационное событие в середине эпизода);

.   пересказ сюжета от имени персонажа.

Согласно Катчен, был создан целый курс аудирования и разговорной речи на университетском уровне с использованием DVD фильмов в качестве основного материала. Хотя в процессе обучения этот курс отнял довольно много времени, отзывы студентов были положительными, а уроки - разносторонними и интересными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.007 с.)