Формирование навыков аудирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование навыков аудирования



 

Фильм является одним из самых действенных средств развития навыков аудирования. В ходе просмотра фильма даже без выполнения заданий у обучаемых развивается речевой слух, формируются навыки аудирования. Основными методическими задачами, направленными на формирование навыков аудирования, являются:

) обучить учащихся воспринимать речь носителей языка и различать языковые особенности регионального, социального и личностного характера;

) развить языковую догадку на основе наглядной опоры и контекста.

Работа с фильмом включает в себя три этапа: преддемонстрационный (предпросмотровый), демонстрационный и последемонстрационный.

На этапе предпросмотра снимаются основные языковые трудности в восприятии фильма и понимании его содержания, вводятся и закрепляются новые слова, анализируются функциональные типы используемых в фильме высказываний, аутентичные разговорные формулы, лингвострановедческие реалии, формируются содержательные ориентиры для восприятия кинофильма и социально-психологический фон. На данном этапе также снимаются возможные трудности понимания с помощью приёмов отработки техники чтения и выборочного аудирования отдельных фрагментов звукового сопровождения фильма.

Перед просмотром фильма учителю необходимо выяснить, правильно ли учащиеся понимают название киноленты или эпизода. Педагог должен сообщить, что в эпизоде могут встретиться незнакомые слова. Можно дать ученикам задание догадаться о значении этих слов и понять реплики персонажей. Также можно провести небольшую беседу, предложив учащимся определить, что они уже знают о проблеме, освещаемой в фильме, и сформулировать вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является установкой на прослушивание, так как учащиеся будут искать в фильме ответы на свои вопросы.

Перед непосредственным показом фильма обучаемым предлагаются следующие ориентиры: вопросы по содержанию, задания, связанные с последующим пересказом сюжета, задания на определение последовательности и динамики поведения и взаимодействия персонажей, оценку и характеристику содержащейся в фильме информации. Такое упражнение на прогнозирование событий фильма способствует более внимательному просмотру, так как задание становится личностно значимым. Учитель может предложить учащимся догадаться о примерном содержании фильма по заголовку, новой лексике, кадрам из эпизода.

Демонстрация видеофильма должна сопровождаться активной учебной деятельностью. Учащимся можно предложить программу управления восприятием фильма в форме аннотации, схемы сценария, тезисов, плана, опорных слов и фраз. Ученики могут также делать записи в опорном конспекте к тексту фильма. Также можно рекомендовать задания на установление характера сочетания звукового и зрительного ряда: определить, например, какие высказывания звучат на фоне демонстрации тех или иных событий в кадре; отметить демонстрируемые в фильме реалии и соответствующие им речевые высказывания.

При формировании навыков аудирования должно быть несколько просмотров фильма. Если многие учащиеся не поняли значительную часть эпизода, педагог может показать его с выключенным звуком и прокомментировать кинофрагмент на английском языке.

Для сохранения мотивации учеников во время повторных просмотров необходимо варьировать задания.

Примеры упражнений на формирование навыков аудирования:

.   Повторять полезные фразы и высказывания за персонажами.

.   Прослушать эпизод и вставить пропущенные слова в предложениях.

.   Прослушать кинофрагмент и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нём без изменений.

.   Прослушать эпизод и сказать, какие определения к следующим словам в нём встречались.

.   Закончить предложения. Здесь возможны варианты: 1) Есть начало предложения, а окончание пропущено. 2) Пропущена середина предложения. 3) Пропущено начало предложения.

.   Прослушать кинофрагмент и найти русские или английские эквиваленты слов в параллельном столбце.

.   Прослушать эпизод и согласиться или опровергнуть утверждения, предложенные учителем.

.   Найти конкретную информацию, ответы на вопросы.

Главная задача учителя на последемонстрационном этапе - проверить понимание учениками содержания кинофрагмента и эффективность использования ориентиров восприятия фильма. Также осуществляется контроль понимания использованных в фильме языковых и речевых средств. Особое внимание следует уделить различным видам пересказа (сжатый пересказ, избирательный, от лица персонажа). Целесообразно также использовать вопросно-ответную работу, драматизацию, ролевое воспроизведение диалогов, последующее озвучивание фильма, воспроизведение и реализацию показанных в фильме ситуаций общения, их расширение, дополнение.

Антонова предлагает следующие задания, рассчитанные на формирование навыков аудирования, а также изучение лексики:

1. смотреть эпизод фильма несколько раз, пока всё не станет понятно: останавливать, отматывать назад и вновь прослушивать непонятные моменты диалога;

2. смотреть незнакомые слова в словаре во время просмотра;

3. составлять список из незнакомых слов, переводить после просмотра;

4. читать сценарий фильма заранее, выписывать незнакомые слова;

.   слушать фильм, записывая весь текст - всё, что услышано; затем проверять по субтитрам или сценарию;

.   посмотреть фильм, записать звук на плеер, потом прослушать несколько раз;

.   повторять слова, имитируя интонацию актёров, что позволяет создать эффект "погружения" в ситуацию общения.

В ходе этой работы запоминаются распространённые фразы английского языка, их перевод, а также интонация. Эффективность запоминания лексики и формирования навыков аудирования напрямую зависит от количества просмотров одного и того же фильма.

Данная методика успешно применяется автором данной работы в практике частного преподавания английского языка. За год систематической работы с художественными фильмами 1-2 раза в неделю ученики значительно развили навыки аудирования. Если в начале обучения учащиеся распознавали лишь отдельные слова и популярные фразы в речи персонажей, то в настоящее время они практически полностью понимают диалоги из фильмов, а также общий смысл фраз, если речь быстрая.

В заключение можно отметить, что фильм предоставляет большие возможности обучения аудированию, и необходимо оптимально использовать их с помощью разнообразных упражнений и их варьирования.

 

Обучение письму

 

Письмо - это активный навык, или, другими словами, продуктивный, в отличие от чтения и аудирования. Чтение и аудирование требуют активного вовлечения учащегося, но особенно в этом нуждается письменная речь. Таким образом, наряду с речью, письмо также необходимо разносторонне развивать для того, чтобы учащиеся имели возможность сформировать продуктивные языковые навыки. Американский педагог Джерри Гебхард перечисляет некоторые важные моменты, которые необходимо учитывать при обучении письму. Это выбор слов, использование соответствующей грамматики, синтаксиса и организация идей в связный и логически последовательный текст. Письменная речь также включает в себя ориентацию на аудиторию и цель, а также процесс раскрытия смысла. Так как при письме необходимо принимать во внимание различные его аспекты, обучение письму зачастую становится довольно однообразным. Фильмы вносят разнообразие в тренировку письма, а также служат хорошим стимулом как для устного, так и для письменного высказывания.

Примеры заданий перед просмотром фильма:

.   записать свои догадки и ожидания по поводу того, о чём будет фильм, на основе его названия;

.   записать новые слова и фразы к фильму под диктовку учителя.

При выполнении письма студенты практикуют также различные способы начать письменную речь: мозговой штурм, кластеризация, очерк, свободная форма письма, интервьюирование, сбор информации.

Упражнения в ходе просмотра фильма могут включать в себя:

.   записывание ключевых слов, ответов на вопросы, основных идей, доводов в защиту или опровержение предложенных утверждений, примеров на употребление конкретных слов, определённых грамматических конструкций;

.   нахождение в речи персонажей ошибок, связанных с нарушением лексических, грамматических, стилистических норм употребления. Богатый материал для данного упражнения представляет речь малограмотных персонажей, например, Элизы Дулиттл из фильма "Моя прекрасная леди" или Хагрида из киноленты "Гарри Поттер". Примеры реплик Хагрида: "mind, I haven't seen you since you was a baby, Harry", "but what if he don't like Romania?"

После просмотра фильма можно предложить ученикам следующие виды заданий:

.   упражнения на логическое развитие замысла, например, написание рассказа на основе 10 фраз/слов, предложенных преподавателем, с целью предсказания развития ситуации, завершения сюжета;

2. написание биографии одного из персонажей фильма;

.   изложение эпизода фильма в форме письма другу;

.   написание краткой рекламы киноленты, рецензия на фильм;

5. анализ кинокартины;

.   обзор, сравнивающий фильм и книгу;

.   написание письма одному из персонажей фильма.

Кроме того, необходимо тренировать такие полезные навыки, как самопроверка и работа с черновиком, поскольку он помогает при фактическом процессе письма. Упражнения на проверку включают в себя проверку своего письма, а также работ одноклассников либо учеников младших классов. Самопроверка помогает студенту самостоятельно находить свои языковые ошибки, а для младших учащихся это также хороший способ развивать терпение.

Итак, художественные фильмы предоставляют педагогу возможность использовать интересные и разнообразные упражнения для обучения письму.

 

Обучение лексике

 

До недавнего времени преподавание лексики в учебных заведениях страны было второстепенным, первое место отводилось изучению грамматики. Однако в настоящее время роль обучения лексике постепенно растёт, и учителя пытаются найти баланс между привычными и новыми методами преподавания языка. Современная тенденция к росту потребности людей общаться на иностранном языке влияет на цели обучения, и таким образом, обучению лексике уделяется всё больше внимания.

Существует разница между активным применением лексики, которую учащийся постоянно использует в устном речевом общении, и её пассивным применением (узнавание и понимание без использования в речи). Учитель должен знать, к какой категории относятся изучаемые слова. Выбор активной лексики зависит от целей обучения. К примеру, слова, необходимые для чтения официальных бумаг, могут быть неподходящими для человека, цель которого - вести деловые переговоры на английском языке. Активное использование лексики более важно и требует специальной тренировки. Педагог должен предоставить ученикам необходимое количество устных упражнений для тренировки активной лексики. В данном случае имеет смысл связать лексические упражнения и речевые задания. Другая важная задача учителя заключается в том, чтобы решить, надо ли изучать пассивный лексический материал в течение всего курса или временно, например, с целью понять эпизод фильма без намерения его дальнейшего использования. Знание как пассивной, так и активной лексики необходимо при изучении иностранного языка.

К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом, первичное закрепление и тренировка, развитие навыков и умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения. Какую-то часть лексики можно вводить до просмотра фильма в форме списка слов, другую часть - в контексте фильма. Наглядность, жесты и мимика помогают раскрыть значение новых слов. Раскрытие значения слова (семантизация) может осуществляться через перевод слова на русский язык либо беспереводными способами, которые более предпочтительны в обучении. Фильмы обеспечивают применение следующих беспереводных приёмов семантизации:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.014 с.)