Художественный фильм как средство наглядности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественный фильм как средство наглядности



 

Научно доказано, что эффективность обучения зависит от того, насколько задействованы все органы чувств человека в процессе восприятия информации. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, который был впервые теоретически обоснован Я. Коменским.

Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров.

Наглядное обучение, по словам великого русского педагога К. Д. Ушинского, - это такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых учеником.

Для эффективного использования наглядности в учебном процессе необходимо, чтобы она была не только иллюстрацией к определённой теме, но также служила источником новых знаний, выступала как средство познания окружающего мира. Эту задачу с успехом решает художественный фильм. В качестве средства наглядности фильм даёт учащимся страноведческую информацию, знание психологии и других аспектов жизни, которые расширяют общий кругозор.

Наглядность играет важную роль в активизации внимания, которое является важнейшим условием всех психических процессов. Внимание - это направленность сознания на какой-нибудь предмет или явление действительности. Оно неразрывно связано со слуховым и зрительным восприятием.

В основе использования аудиовизуальных средств обучения, в частности художественных фильмов, в качестве источника знаний лежат определённые психические процессы. Педагог вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств учеников, основательно перестраивая их психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.

Для успешного обучения важно, чтобы в процессе ознакомления с новой информацией участвовало как можно больше видов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. "Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются".

На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой и эмоциональностью. Поэтому организм учащегося, при восприятии информации с помощью видеофильма, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к абстрагированию.

Подключение к процессу восприятия зрительного анализатора, наряду со слуховым, позволяет экономить учебное время, увеличивать количество передаваемой информации. Психологи отводят центральное место в восприятии зрительному анализатору. Научно доказано, что органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые передают в мозг почти в 3-5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Соответственно, из всех видов памяти у большинства людей лучше всего развита зрительная память.

Наглядность, особенно при сочетании слухового и зрительного восприятия, усиливает внимание, помогает активизации мыслительного процесса, способствует развитию памяти, которая представляет собой процесс закрепления, сохранения и последующего воспроизведения того, что было в прошлом опыте человека в виде образов, мыслей, действий, чувств. Память является обязательным условием процесса обучения, мыслительной и трудовой деятельности, накопления жизненного опыта.

Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Познание окружающего мира школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками, ощущениями вообще, отсюда вытекает необходимость для детей наглядного обучения.

Конкретно-образный характер восприятия и памяти школьников проявляется в том, что продуктивность запоминания наглядного материала выше, чем усвоение словесного материала, а понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Однако и на более высоких ступенях развития мышления обучение не может отрываться от конкретных фактов и образов. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых человеком во время обучения, служит основой для развития понятийного мышления.

Также наглядность сильно влияет на формирование образного мышления у учащихся, которое становится ведущим звеном в познавательной деятельности и способствует проявлению творчества.

Принимая во внимание результаты исследований психологов о том, что у школьников преобладает непроизвольное внимание, и однообразная работа очень быстро утомляет ребёнка, необходимо обеспечить им смену видов деятельности, и эта деятельность часто может и должна быть игровой. Следовательно, обучение детей должно быть интересным, радостным, но в то же время обеспечивающим глубокое усвоение программного материала. Наглядность художественных фильмов повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Кроме того, фильмы предоставляют преподавателю возможность разнообразить задания и организовать разные режимы работы учеников: индивидуальный, парный, групповой.

Решению образовательных задач способствует использование наглядности не только на этапе ознакомления с материалом, но также при формировании умений и навыков и закреплении знаний.

При систематическом применении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, развивается положительное отношение к предмету.

Применение средств наглядности способствует решению одной из важнейших задач обучения - воспитательной. В данном случае использование фильмов приобретает особую значимость, так как именно фильмы из всех средств наглядности оказывают наибольшее влияние на человека, воздействуя через эмоции. При этом на учителя ложится большая ответственность по выбору таких фильмов, которые развивали бы нравственность и личные качества учеников.

В итоге обучения на основе художественных фильмов ученик приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений, использовать свой опыт в разнообразной практической и умственной деятельности.

Чувственные восприятия на основе фильмов могут быть использованы и в высшей школе в целях активизации мыслительной деятельности и повышения качества усвоения знаний студентами. За короткий промежуток времени, отведённый на просмотр видеофрагмента, учащийся получает большой объём информации сразу по двум каналам: зрительному и слуховому. Зрительный ряд помогает лучше запомнить языковые структуры, расширить лексический запас и стимулирует развитие речевых навыков и навыков аудирования. Факты, воспринятые зрением, легче усваиваются человеком, чем словесные объяснения. Кроме того, некоторые визуальные сообщения вообще не могут быть заменены словами. Визуально-изобразительная опора фильма разгружает память, способствует сегментированию речевого потока, улучшает точность и полноту понимания.

Таким образом, психология со всей очевидностью доказывает необходимость и многообразные возможности использования наглядности в процессе обучения. Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объёма усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Преимущество кинофильмов перед другими средствами наглядности в их динамичности. Фильмы показывают явления в движении, изменении, в них может быть наглядно показан процесс, что невозможно в статической наглядности.

Практически неисчерпаемы познавательные и воспитательные возможности художественных фильмов. Они занимают ведущее место в ряду существующих в настоящее время средств наглядности, благодаря присущей им эмоциональности воздействия, степени активности восприятия. В силу огромных технических возможностей, фильмы способны показать любые уникальные объекты, удалённые и практически недоступные для широкого наблюдения, невидимые или не воспринимаемые глазом процессы и явления, очень быстротечные или очень медленно протекающие процессы и т. д.

Познавательные образы художественных фильмов значительно шире и богаче, чем у любых других изобразительных средств, так как здесь зритель становится как бы соучастником, непосредственным свидетелем того, что происходит на экране. Фильмы позволяют направлять внимание аудитории на главное и существенное, вызывая у неё эмоциональное и познавательное отношение к воспринимаемому, способствуя рождению понятий, обобщений, мыслей, объединяя логическую и эмоциональную стороны процесса обучения. Кинофильмы помогают учащимся ассоциировать существенные явления между собой, воспроизводить зрительно воспринимаемые аналогии явлений и процессов.

Фильмы способны осуществлять функции анализа и синтеза: рассматривать явление в целом и по частям, выделяя связи и отношения между отдельными частями, сравнивая процессы и явления, происходящие в самых различных условиях.

С точки зрения возможностей демонстрации общественных явлений кино обладает тем преимуществом, что позволяет наблюдать развитие событий в прошлом, настоящем и будущем, видеть обратное течение времени и те изменения, которые невозможно наблюдать визуально. В фильмах можно видеть развитие событий и явлений независимо от фактического времени этого процесса, рассматривать в движении даже неподвижные объекты, изменяя направление наблюдения. Особенно важна способность кино моделировать динамику мышления, воспроизводить процесс становления и развития мысли.

Фильм, соответствующий учебной программе, экономит время, помогает преподавателю глубже и понятнее излагать материал, более активно заинтересовывать студентов существом изучаемого вопроса, побуждая их к дальнейшей самостоятельной работе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.009 с.)