Влияние религии на духовное развитие человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние религии на духовное развитие человека



 

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов. Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.).

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы - один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.

Религия - это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии. Любая религия состоит из моральных норм и определенных правил поведения, различных обрядов, и главное - объединение людей в какое-либо организационное сообщество, например в церковь или религиозную общину. Все основные религиозные понятия и представления, записаны в специальных священных текстах. Как убеждают яростные религиозные сторонники, эти тексты написаны либо непосредственно со слов самого бога, либо людьми, которые по их мнению, уже достигли высшего уровня духовного развития. Религиозное мировоззрение или религиозная система представления мира в целом опирается либо на веру, либо на некий мистический опыт, но не как не на данные, которые проверяются научными методами.

Каждая религия выполняет сразу пять основных функций:

мировоззренческую (основана на формировании в сознании человека надежды на спасение через страдания, несчастия, одиночество и т. п.);

иллюзорно-компенсаторскую (ее смысл заключается в возможности при помощи религии компенсировать человеку его зависимость от социальной неустойчивости и негативных явлений, стихийных бедствий, чувства бессилия, а также тяжести существования);

коммуникативную (основана на общении верующих людей между собой, с богом, святыми, душами умерших людей);

регулятивную (основана на осознании человеком определенных ценностей, выработанных религией и являющихся примером поведения);

интегративную (эта функция позволяет группе людей осознавать себя как моральную общность, которая скреплена общими ценностями и целями).

На данном этапе выделяют мировые религии (христианство, ислам, буддизм), локальные (иудаизм) и эстетические (конфуцианство, даосизм и др.), взяв за основу сферу рас-пространения; монотеистические (единобожие) и политеистические (многобожие). Как отдельное направление следует выделить атеизм как учение об отсутствии веры в бога.

В ранних формах религии отдельный человек не выделял себя из религиозной группы, выступал как индивид, как единичный представитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать личностью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном этапе исторического процесса обособления и отличения себя от общности.

Без религиозной личности не может существовать и развития религиозная система. Религиозная личность - это отдельный человек в совокупности его качеств, в которой занимают определенное место и религиозные свойства, способный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности присуще качество “религиозность”, которую образуют в сознании - соответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в поведении - посещение храма, молитва, участие в богослужении, совершение религиозных обрядов, празднование религиозных праздников, пост и т.д. Религиозность центрируется в отношениях Бог - человек, Человек - Бог или в зависимости от типа религий - в чем-то ином. В развитых религиозных системах личность может представать в различных типах - “святой”, “юродивый”, “оглашенный”, “аскет”, “отшельник” и т.д., а в обыденной жизни - “верующий”, “фанатик”, “колеблющийся”, “личность с превалирующей религиозной ориентацией” или “с подчиненной” и т.д. Религиозные качества интериоризуются, “овнутревляются” в процессе социализации, присвоения индивидами социального опыта в условиях религиозной среды. Община, религиозная семья, духовная школа, приход, монастырь, духовно-культурные центры, средства массовой информации и другие - те институты, которые вводят отдельного в пространственно-временной континуум религиозной культуры, в результате чего складывается религиозная духовность личности. Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание голоса совести, творчество и т.д. Эти процессы могут быть связаны с религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Потребность - есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Понятие «потребности» имеет следующие особенности:

потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется;

потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить;

наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее удовлетворения - положительными;

количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек.

потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

У человека намного больше разнообразных потребностей, чем у всех других живых существ. Выделяют следующие виды потребностей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Рассмотрим каждую из выделенных групп потребностей в отдельности.

Одной из наиболее распространенных теорий потребностей является теория американского психолога Абрахама Маслоу, суть которой заключается в том, что потребности человека, якобы, имеют жёсткую, навсегда заданную, врождённую и единую иерархию.

Маслоу делит потребности по степени их влияния на поведение на пять иерархических групп:

потребности в самоактуализации и самореализации;

потребности в социальном статусе - уважении, удовлетворении чувства собственного достоинства;

потребности в реализации социальных (и сексуальных) связей;

потребности в безопасности, комфорте;

физиологические потребности.

К. Альдерфер, предложил модель потребностей личности, которые также образуют иерархическую структуру:

потребности существования, соответствующие первым двум группам потребностей по Маслоу (физиологическая и безопасности);

потребности связи, реализуемые в межличностных отношениях. Они соответствуют третьей и четвертой группам (причастности и признания);

потребность роста, что связано со стремлением человека к развитию личностного потенциала.

Д. МакКлелланд классифицирует потребности следующим образом:

потребности достижения;

потребности соучастия;

потребности власти.

Следует отметить, что в основном все теории едины в том, что первично движет человеком потребность физиологической удовлетворенности, но при этом регулируется при помощи социально-психологических потребностей.

Удовлетворение потребностей напрямую зависит от количества потребления. Теория предельной полезности базируется на представлении о том, что хотя потребности людей вообще говоря, безграничны - потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах ограниченного промежутка времени в течении которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они пожелают. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара.

Понятие «формирование потребностей» в теории и практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства.

В первом значении оно характеризует объективный процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором - выступает как вид целенаправленного воздействия общества и государства на воспитание гармонично развитой личности.

Духовные потребности общества - это совокупность нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и философия. Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и образования. Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному состоянию.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию.

Таким образом, потребности являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и общества в целом. Ради удовлетворения своих потребностей общество организует процесс производства благ, соответствующих той или иной потребности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.015 с.)