Формирование и развитие общественных потребностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие общественных потребностей



 

Понятие «формирование потребностей» в теории и практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства.

В первом значении оно характеризует объективный процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором - выступает как вид целенаправленного воздействия общества и государства на воспитание гармонично развитой личности.

При анализе формирования потребностей как объективного процесса важно правильно выявить определяющие его факторы. Факторы формирования потребностей - условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности общества.

Эти факторы подразделяют на [1, с. 249]:

объективные, к которым относятся факторы, действующие независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. К ним относятся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни человеке в данной стране, от которых непосредственно зависят степень развитости потребности и возможности их удовлетворения; уровень развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни человека; уровень общественного производства и научно-технического прогресса; интенсивность его проникновения в сфере личного потребления; природно-климатические условия; половозрастной состав населения, численность семей, их состав и т. п.;

субъективные факторы: зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет.

Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают:

общие закономерности формирования и развития потребностей;

специфические.

Общие закономерности формирования потребностей присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствования.

Специфические характеризуют отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно- экономическим формациям.

Средства формирования потребностей - это рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К ним относятся: воспитательно-пропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге. Использование различных методов воздействия на потребителя предполагает знание мотивов его поведения, вкусов предпочтений.

Методы формирования потребностей представляют собой конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности общества (человека). Различают экономические, социально-психологические и организационные средства и методы формирования потребностей.

К экономическим средствам формирования потребностей относятся те, которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей. Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно новых, которое вызывает к жизни и формирует потребности в них; прогрессивные изменения так называемой инфраструктуры потребления (например газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения которые связывают жителей разных районов, и упрощают передачу информации).

К социально-психологическим средствам формирования потребностей относятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности. Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения образования и т. д.

Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды. Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-психологическими.

Удовлетворение потребностей зависит не просто от наличия в природной среде тех или иных предметов, способных стать предметом потребностей, а главным образом - от характера и уровня развития труда, то есть практической преобразовательной деятельности способной преобразовать предмет в продукт труда для удовлетворения потребностей. Человеческая деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, следовательно, система деятельности общества в конечном счете служит удовлетворению системы социальных потребностей.

Прежде всего отметим, что природа человеческих потребностей, характер их формирования и роль в жизнедеятельности человека всегда были объектом пристального внимания как обществоведов - философов, социологов, экономистов, психологов - всех, кто исследует многообразные общественные явления, так и ряда представителей естественных наук - тех из них, которые изучают объекты живой природы, источники и особенности их активности, функционирования и самовоспроизводства.

Современное состояние ряда наук и практической деятельности в странах обуславливает возможность и необходимость все более глубокого и всестороннего исследования этих детерминант человеческой деятельности [7, с. 74].

Во-первых, задача анализа сути и закономерностей формирования потребностей общества обуславливается его специфической сущностью, вырождающейся в основном законе функционирования общества, требующем непосредственной подчиненности всей системы деятельности общества его действительным, общественно-необходимым потребностям.

Во-вторых, накоплен большой эмпирический и теоретический материал в ряде наук - биологии, психологии, экономике, этике, эстетике, социологии - позволяющий сделать определенный шаг вперед в теоретической разработке проблемы потребностей человека, которая и осуществляется в трех основных направлениях. Это:

исследовние методологических и социологических аспектов взаимосвязи системы потребностей и системы деятельности общества;

анализ понятийной стороны проблемы потребностей человека, рассмотрение взаимосвязи категории потребности с другими категориями той или другой науки;

конкретно-социологический анализ всего реального богатства взаимосвязей между разного рода и вида потребностями человека и соответствующими видами деятельности, в частности, предпринимаются энергичные исследования этических и эстетических потребностей социальных субъектов.

Многоплановый характер исследований потребностей человека предъявляет «повышенный спрос» на разработку методологического аспекта этой проблемы, на анализ её а рамках общесоциологической теории, как категории исторического материализма, понятийное содержание которой и могло бы служить методологической основой конкретных или частнонаучных исследований.

Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а не собирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываются способы производства, и формируются его высшие потребности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.)