Взаимосвязь производства и потребностей современного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь производства и потребностей современного общества



 

Исследуя производственную деятельность и потребности как социологическую категорию, следует проанализировать закон и механизм взаимосвязи этих двух понятий.

Общеизвестно, что при исследовании процесса общественного развития К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того что исходными предпосылками человеческой истории являются реальные люди с их потребностями и их деятельностью, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь людей между собой, которая обусловлена способом производства и потребностями и так же стара, как сами люди, связь которая принимает все новые формы и представляет собой историю [4, с. 68].

Мысль о том, что вся система человеческой деятельности, основанная, на определенном способе производства, возникает и развивается как средство удовлетворение потребностей человека (общества), многократно подчеркивалась классиками марксистской мысли вслед за домарксистскими экономистами и социологами. Но если буржуазные экономисты и социологи все дело сводил к биологически или субъективно истолкованным потребностям, то К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что сами человечески потребности и их развитие определяются в конечном счете основой жизнедеятельности общества - материальной деятельностью, а это в корне изменило понимание сути, роли и характера развития потребностей человеческого общества. Потребности не как нечто от века данное, а как исторически возникающее и объективно обусловленные природой социального организма явления, которые развиваются «вместе со средствами их удовлетворения и в непосредственной зависимости от развития последних» [7, с. 74]. По К. Марксу производственная деятельность в системе «производство - потребности» играет определяющую роль, поскольку человеческое общество, как действующий субъект для воспроизводства себя в качестве материального объекта должно приспособить материальные предметы природы к своим потребностям, то есть в данном случае материальная деятельность и потребности как противоречивые моменты целостного жизненного процесса человека играют в его воспроизводстве неодинаковую роль. Материальная деятельность выступает ведущей стороной в этом противоречивом взаимодействии, так как она исходный пункт реализации потребностей, а потому и является господствующим моментом [7, с. 75].

Подчеркивая определяющую роль производственной, материальной деятельности в формировании и развитии потребностей человека, К. Маркс и Ф. Энгельс одновременно отмечали фундаментальной значение человеческих потребностей в движении исторического процесса. Они показали, что удовлетворяемые и развиваемые посредствам производства, как и вновь формируемые в процессе труда, потребности людей опять ведут к деятельности, способной их удовлетворить.

Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества - коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества, требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших, действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества - это удовлетворение его потребностей.

В масштабе всей современной мировой экономики складываются три основные тенденции в изменении количественных пропорции (соотношений) между производством, с одной стороны, и потребностями общества - с другой.

Первая тенденция возникает в тех странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Тогда происходит попятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, примерно в 2/3 развивающихся стран за 80-е годы и первую половину 90-х годов произошло сокращение дохода общества в расчете на душу населения.

Вторая тенденция выражается в том, что выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. В таком случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются.

Движение по колее «производство-распределение-обмен-потребление-потребности» напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же зачастую закрепляется сложившимися в народе примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.

Первая и вторая тенденции выражают ненормальные соотношения в динамике производства и потребления. Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух случаях? Они показывают, что во многих странах возвышению потребностей сильно противодействует ряд факторов, сдерживающих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, относятся следующие обстоятельства [8, с. 34]:

низкий уровень материальной и духовной культуры общества ограничивает круг человеческих нужд их видами низшего порядка, который изменяется медленнее всего;

очень слабо развито разделение труда, что не позволяет увеличить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;

мизерные денежные доходы массы людей и высокий уровень цен препятствуют удовлетворению их даже самых элементарных запросов;

во многих случаях численность населения стран увеличивается более высокими темпами, чем расширяются материальные условия его существования.

Третья тенденция - нормальная. В данном случае производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.

Сегодня в богатых странах проживает 1 млрд человек - так называемый «золотой миллиард». Здесь поступательный рост производства и потребления опирается в первую очередь на самую передовую технику и технологию, высокую культуру производства. Между тем в успехах самых развитых стран есть свой «секрет». Большинство из них по основным видам минерального сырья на 70% зависит от его поставок из слаборазвитых стран. По оценке специалистов, каждый человек из «золотого миллиарда» потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем в более бедной стране.

Таким образом, производство напрямую зависит от потребностей современного общества, то есть чем выше потребности, тем более интенсивно производятся товары для их удовлетворения и наоборот.

 

Роль духовных потребностей

 

Нам всегда чего-то не хватает для полного счастья. Одни хотят машину, другие дом на берегу моря. Но получая это, люди все равно чувствуют себя несчастными. И дело здесь не в том, правильно ли человек использует накопленные капиталы. Мудрейшие умы человечества многие века доказывали, что настоящее счастье всегда находится рядом. И наши истинные потребности имеют духовное начало.

В чем особенность духовных потребностей? Они являются высшими человеческими ценностями и важны для большинства людей. Их уровень является важнейшим в человеческой личности. Все мы хотим заниматься интересным делом, найти свою любовь, обрести уверенность в себе и познавать этот мир. Духовные потребности человека можно перечислять бесконечно. Главное чтобы ценности, в которых он нуждается, были ему доступны.

Духовная жизнь человека сочетается со многими другими сферами - политической, правовой, социальной. Духовные ценности играют главную роль в этом сочетании. Они помогают развивать мировоззрение человека и его лучшие социальные качества. Внутренняя гармония человека всегда зависит от того, насколько удовлетворены его духовные потребности. Виды духовных потребностей человека весьма разнообразны. К главным из них относятся творчество, самовыражение, стремление к познанию, восприятие произведений искусства и самоутверждение. Духовные человеческие потребности есть не что иное, как нужда в совершенствовании и удовлетворении чувства прекрасного. Поскольку взаимодействие с окружающим миром может совершаться не только отдельным человеком, но и социальной общностью, принято разделять понятия духовная потребность личности и духовные потребности общества.

Духовная потребность личности - это, прежде всего, свойство психики человека. Это то состояние когда личность нуждается в удовлетворении нравственных нужд больше чем в материальных. Духовность человека - это постоянное стремление к собственному совершенствованию и саморазвитию. В этом стремлении личности лучшими средствами достижения духовных потребностей являются три важнейших ценности:

добро: это понятие имеет общую оценку деятельности человека и ставится в противоположность злу;

красота: это объединение качеств, которые доставляют наслаждение личности и приятны слуху и взору;

истина: взгляд личности на реальную действительность, без выдуманных идеалов и приукрашиваний. Истина - это отражение действительности таковой, как она есть.

Как сказал один великий - истинное богатство человека - в его духовном мире. Главное жизненное достижение личности кроется не только в удовлетворении духовных потребностей, но и в их использовании на благо общества [11, с. 384].

Духовные потребности общества - это совокупность нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и философия. Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и образования. Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному состоянию. Такими духовными ценностями как чувство прекрасного, истины и справедливости, противостояние добра и зла, общество выражает свое отношение к тому что происходит в реальности.

Формирование духовных потребностей происходит уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются разного рода жизненные невзгоды [12, с. 175].

Духовные потребности человека могут проявляться даже в простых на первых взгляд желаниях - выехать на природу с друзьями и подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не забывайте, что наше главное богатство - это духовные ценности и знания. Чем больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша личность.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное [11, с. 386].

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.009 с.)