Анализ занятия по развитию речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ занятия по развитию речи



Тема: Пересказ рассказа "Про снежный колобок" Н. Калининой

1. Цели: Формировать умения передавать содержание произведения, использовать при пересказе слова и фразы из него, передавать отношение автора и свое к произведению и героям. Активизация словаря. Воспитание интереса к литературным произведениям.

2. Оборудование: материал для чтения, серия картинок или иллюстраций к рассказу.

3. Тип - новый материал. Структура: орг. момент, новый материал, физ. минутка, закрепление, итоги. Этапы логически и последовательны, связаны между собой.

4. Содержание занятий имеет научную основу, так как все произведения подчинены определенным литературным правилам, пересказу детей также предъявляются определенные требования литературного рассказывания. Произведение доступно пониманию детей.

5. Воспитатель использовала следующие методы и приемы: чтение, показ иллюстраций, беседа, анализ рассказа и пересказов детей.

При помощи стихотворения Пушкина "Белая береза..", создала торжественную атмосферу, заинтересовала детей предстоящим занятием. Плавный переход осуществила предложив послушать как еще писали писатели о зиме ее красоте, затем чтение рассказа "Про снежный колобок" Н. Калининой обсуждение, демонстрация серии картинок, подбор к каждой строк из текста. Физ. минутка. Подготовка к пересказу. Пересказы 3-4 детей. Обсуждение. Поведение итогов.

6. Дети активно участвовали в беседе, пересказывали текст с опорой на серию картинок.

7. Педагог владеет методикой преподавания развития речи.

8. Цели занятия достигнуты.

 

Задание 11. Наблюдение и анализ руководства дидактическими играми

В ходе наблюдения выявила следующее: в группе имеются разнообразные настольно-печатные дидактические игры, к которым дети имеют свободный доступ, дети играют в данные игры в свободное время, при индивидуальных занятиях с воспитателем, вечером с помощником воспитателя. Игры находятся в специальном шкафу, регулярно пополняются, а также ремонтируются самими детьми. Лото, домино, пазлы дети играют в них самостоятельно по собственной инициативе, игры требующие участие нескольких игроков, требуют руководства взрослых, так как они более сложны и детям трудно удержать внимание на них, правила в данных играх требуют дополнительного объяснения. В процесс игры воспитатель ненавязчиво руководит игрой.

 

Анализ дидактических игр

Название игры Цель Количество играющих Выполнение правил игры Действия педагога Деятельность игры
 "Медведь и пчелы" Для ознакомления и закрепления понятий один, мало, много Вся группа Действовать в соответствии с сигналом воспитателя В первой игре назначили медведем Никиту, остальные дети изображали пчел. Такая игровая форма ознакомления и закрепления понятий один и много, позволила всем детям усвоить разницу между этими понятиями. При повторе игры в последующие дни менялись водящие, что позволило поддержать интерес детей к данной игре. Особое внимание обращалось на употребление данных слов в повседневной деятельности. Лиза, Никита стали активно употреблять данные понятия в свободной игровой деятельности.
"Найди свой домик. Для закрепления знаний о форме геометриических фигур с целью повторения материала предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Индивидуально Действовать в соответствии с указаниями воспитателя Игра проводилась индивидуально с каждым ребенком во время свободной деятельности. Выкладывались на столе из кирпичиков разного цвета 2-4 домика в форме квадратов. Затем раскладывались предметы разного цвета и формы и просили ребенка внимательно рассмотреть домики, подумать, какая игрушка в каком домике живет, и расставить их в свои домики. В конце спрашивалось: "Какие игрушки ты положил сюда. А сюда?", т. е. помогает ребенку осознать принцип группировки и зафиксировать его в слове. После этого предлагалось ребенку разложить игрушки по-другому, так как будут уже другие домики. Из кирпичиков одного цвета строит домики разной формы (квадратный, треугольный и круглый). Снова все игрушки и предметы перемешивались и расставлялись на столе в случайном порядке. При повторном проведении игры сначала предлагается группировка по форме, потом по цвету, т. е. каждый раз меняется порядок выделения принципа для группировки предметов. Если ребенок ошибается, воспитатель не объясняя принцип группировки, перекладывал одну-две игрушки в нужные домики. Ребенок раскладывал их по домикам. При необходимости оказывалась помощь, а в заключение вновь помогали осознать уже новый принцип группировки: "Правильно, сюда ты положил все круглое, сюда все квадратное, а здесь треугольное". При проведении данной игры с Лизой, Наташей и Никитой было отмечено, что им с трудом удалось установить закономерность распределения игрушек по домикам, но после некоторой помощи они выполняли дальнейшие задания без ошибок. Никита определил закономерность только после повторного проигрывания данной игры.

 

Дидактические игры

Название игры Цель Материалы
Для чего нужен предмет? Закреплять знание детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним. Фишки
Найди такую же Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь. Игрушки, разные и 2 одинаковые игрушки
Парные картинки Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые. Картинки, разные и несколько одинаковых картинок
Охотник Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д. Нарисованные клетки
Придумай предложение Развивать у детей речевую активность мышление Камешек
Игра "Чьи детки?" Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного. Карточки с изображением детеныша и взрослого животного

Задание 12. Наблюдение и анализ руководства творческой игрой

 

При анализе игровой деятельности дошкольников выяснила следующее: Для игр созданы условия, т.е. имеются в наличие необходимые материалы, игрушки для сюжетно-ролевых игр (набор "Больница", "Магазин", "Парикмахерская", "Шофер и т.д.). Место для данных игр специально отведено. Дети умеют самостоятельно выбрать игру и распределить роли, при возникновении затруднений воспитатель помогает детям договориться. Ребята действуют в соответствии с взятой на себя ролью, знаю правила поведения, действия. В игре чаще участвуют до 5-6 человек. На взаимоотношение в игре влияют симпатии детей друг к другу. Пользуются предметами заместителями, сооружают недостающие условия для игры, или осуществления действий. В игре показывают широкий спектр взаимоотношений, уступают друг другу, могут самостоятельно разрешить конфликты (чаще всего на почве выбора роли).

Воспитатель чаще всего не принимает участие в сюжетно-ролевой игре, иногда берет на себя роль руководителя, распределяет роли, предлагает другую игру, в которой могут участвовать большее количество детей, поясняет действия в соответствии с ролью. Предлагает новый сюжет и игра усложняется. Наблюдает за их поведением в игре.

В процессе наблюдения и анализа сюжетно-ролевых игр отметила, что дети проигрывают в игре те действия и реплики которые делают реально в жизни взрослые (родители, воспитатели…). Чаще всего воспроизводят манипулятивные действия; девочки готовят, убирают, мальчики смотрят телевизор, водят машины. Структура сюжетов в основном однотемная, многоперсонажная (парикмахер стрижет клиенты сидят). Желающих исполнять незначительные и отрицательные роли мало, поэтому возникают споры о ведущих ролях. Воспитателю необходимо обратить на это внимание предлагаю давать объяснения важности и значимости тех ролей, которые на взгляд детей неинтересны и малозначительны. Творчество детей проявляется в сочетании действии соответствующих роли и тех действий, которые не типичны для нее, пользуются предметами заместителями, обустраивают среду в соответствии с выбранным сюжетом из подручного материала.

При анализе театрализованных игр следует отметить, что, несмотря на то, что имеется ширма, костюмы, маски, дети редко проигрывают полностью сюжет, чаше всего они их используют для ролевых игр. Организовывает театрализованную игру воспитатель, помогает выбрать персонажа, слова героя, следит и руководит за последовательностью действий детей. Самостоятельно данные игры организовывать не умеют. Для проведения подобных игр требуется предварительное заучивание или запоминание текста, подбор недостающих костюмов и масок, что представляет собой определенные трудности.


Задание 13. Наблюдение и анализ трудовых процессов

 

Наблюдая за организацией труда в старшей группе выявила следующее: в группе имеется уголок природы, в котором дети ухаживают за растениями и животными (аквариумными рыбками), в нем имеются необходимые инструменты: тряпочки, лейки, палочки для рыхления, сачок, корм для рыбок. в уголке для занятий продуктивными видами деятельности "Мастер", дети занимаются ручным трудом. Педагог организовывает самообслуживающий труд (дети моют и расставляют игрушки, стирают кукольную одежду, ремонтируют книги). Ребята лопатками разгребают снег на дорожках участка.

В течение дня дошкольники участвовали в следующих видах труда: самообслуживание, дежурство, труд в уголке природы, ручной труд. Воспитатель применял индивидуальные и групповые формы организации труда. Дети с удовольствием занимались трудом в уголке природы.

Отношение детей к труду выявляла при помощи беседы.

Вопросы беседы

1. Что ты делал? Получилось ли у тебя все, что ты хотел?

2. Зачем ты это делал? Для чего это нужно?

3. Как ты это делал?

4. Любишь ли ты трудиться? Почему ты любишь трудиться?

5. Какой ты труд не любишь?

6. Чем ты не любишь заниматься больше всего? Почему?

7. Чем ты любишь заниматься?

Ответы детей на вопросы беседы.

Лиза К.

Я делала поделки для украшения группы к празднику. У меня все получилось красиво. Я хочу, чтобы наша группа была нарядной. Я вырезала снежинки из салфеток, делала полоски из цветной бумаги и клеила цепочку. Мне нравится трудиться: делать поделки, поливать цветы и кормить рыбок, а еще накрывать на стол как мама.

Никита П.

Я сегодня пришел рано и помогал мыть игрушки, мне нравится помогать воспитательнице. Игрушки моют для того, чтобы они были чистыми, чтобы не болеть. Наливали воду и сыпали порошок белый, опускали игрушку, затем вытирали тряпочкой и ставили на полку. Мне не нравится дежурить, потому что я не девочка. Я люблю подметать и чистить от снега дорожки на участке.

Наташа М.

Я люблю поливать цветы, я всегда поливаю цветы, они от этого растут и у них появляются цветочки. Я наливаю воду в лейку из ведра, там вода теплее, чем в кране, а из крана вода вредная и холодная для цветочков. Я люблю дежурить, накрывать на столы как взрослая воспитательница. Я умею мыть пол тряпкой. А еще стирать одежду для кукол, чтобы она была чистая.

Женя Й.

Мне не нравится работать, я устаю. Я помогаю, когда попросят, потому что я мальчик и помогаю девочкам. Мне нравится топить печку, бросать дрова. Печку топят, чтобы было теплее дома.

Дима Л.

Я сам складывал вещи когда раздевался и вез санки. Мама сказала, если я буду делать сам, мне купят игрушку. Не люблю. Не знаю.

 

Задание 14. Диагностика особенностей развития психики и личности детей старшего дошкольного возраста

Использованы следующие методики:

· Методика "10 предметов"

· Методика "Долговременная память"

· Методика "Запомни пару"

· Методика "Пиктограмма"

· Методика "Нахождение недостающих деталей"

· Методика "Перцептивное моделирование"

· Тест "Дорисовывание"

· Тест "Несуществующее животное"

· Диагностика "Изучение понимания эмоциональных состояний людей"

В исследовании участвовало трое детей. По результатам диагностики была составлена психолого-педагогическая характеристика на одного ребенка.

Методика "10 предметов"

Цель исследования: выявление уровня развития произвольного запоминания.

Процедура исследования: Стимульный материал. Карточка, на которой нарисовано 10 разных предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Размер карточки не должен быть меньше стандартного альбомного листа. Инструкция. Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы, постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне расскажешь, что здесь нарисовано.

Проведение теста. После инструкции детям дают на 2-3 минуты картинку. Маленьким детям можно помочь, рассматривая картинки с ними вместе и называя нарисованные предметы, обращая при этом внимание ребенка на то, что ему их надо хорошенько запомнить. Таким образом, создается дополнительная установка на запоминание. После того как ребенок рассмотрел предметы, карточку у него забирают, напоминая о том, что через некоторое время (20-30 минут) он должен будет вспомнить все нарисованные предметы, При воспроизведении, когда ребенок вспоминает, какие предметы были нарисованы, можно добавить: "Помнишь, я тебе говорила о том, что их надо хорошенько запомнить?". Количество правильно воспроизведенных предметов, а также число ошибок, допущенных ребенком, фиксируют. Ошибки в процессе воспроизведения не исправляют. Когда ребенок скажет, что больше он ничего не помнит, можно показать ему карточку, спросив, какие предметы он забыл назвать. Таким образом, можно выявить способность ребенка к узнаванию. Обычно карточку предъявляют повторно только при плохом воспроизведении, если он может вспомнить не больше 1-3 предметов.

Обработка результатов: Нормой считается воспроизведение 4-6 предметов. Если ребенок не может вспомнить ни едкого предмета либо вспоминает их неправильно, можно предположить наличие интеллектуального отклонения, однако только дальнейшее исследование покажет, связано ли оно с нарушением самой памяти либо с нарушением произвольной регуляции деятельности (особенно часто встречающейся у импульсивных детей, которые просто не могут сосредоточиться на задании).

Методика "Долговременная память"

Цель исследования: выявление уровня развития долговременной памяти.

Оборудование: ряд слов, не связанных по смыслу. Процедура исследования. Экспериментатор сообщает детям: "Сейчас прочитаю вам, ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко". Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Обработка и интерпретация результатов: Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле: С-В/А х 100% (А - общее количество слов, В - количество запомнившихся слов, С - коэффициент долговременной памяти). Результаты интерпретируются следующим образом: 75-100°/о - высокий уровень; 50-75 - средний уровень; 30-50 - низкий уровень; ниже 30 - очень низкий уровень.


Методика "Запомни пару"

Цель исследования: выявление уровня развития логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов; в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд кукла – играть, курица - яйцо ножницы – резать, лошадь –сани, книга-читать, бабочка - муха щетка -зубы барабан – палочки, снег-зима, корова – молоко.

Второй ряд жук - кресло компас - клей колокольчик - стрела синица -сестра лейка - трамвай ботинки - самовар спичка – стакан, шляпа -пчела рыба - пожар пила - яичница

Описание методики. Экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). Через 10 секунд. Испытуемый, говорит запомнившиеся слова правой половины ряда. Обработка и интерпретация данных: Результаты опыта записываются в таблицу.

 

Объем логической памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А1) Количество запомнившихся слов (В1) Коэффициент смысловой памяти (С1= А1\В1) Количество слов второго ряда (А2) Количество запомнившихся слов (В2) Коэффициент механической (С2= А2\В2)
           

 

Уровни: 75-100°/о - высокий уровень; 50-75 - средний уровень; 30-50 - низкий уровень; ниже 30 - очень низкий уровень. От 7-10 слов высокий уровень, 4-6 средний, ниже 3 низкий.

Методика "Пиктограмма"

Цель исследования: выявление объема опосредованной памяти

Оборудование: Лист белой бумаги (стандартный лист А 4), простой карандаш и набор слов и словосочетаний для запоминания. Для детей 5-10 лет может быть, использован следующий набор из 12 слов:

· веселый праздник,

· вкусный ужин,

· строгая воспитательница

· теплый ветер,

· болезнь,

· обман,

· расставание,

· развитие,

· слепой мальчик,

· страх,

· веселая компания.

Описание методики. Детям зачитывается инструкция. "Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них, Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки гак, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова".

Приведённые выше слова и словосочетания медленно читают вслух, а дети рисуют, что им придет в голову. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. Если рисунок получается слишком крупным, можно напомнить, что листочек один, а на нем надо уместить все картинки. Это напоминание делают один раз, примерно после второго- третьего слова. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, ему читают следующее слово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (Если ребенок умеет считать, можно попросить, чтобы он сделал это сам). Через 20-30 минут после проведения теста детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова "разлука" ребенок говорит "расставание" или вместо "вкусный ужин" - "сладкий ужин", это ошибкой не считается.

Анализ и интерпретация результатов: Количество правильно воспроизведенных слов показывает на объем опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10-12 слов (то есть практически стопроцентное воспроизведение). Уровень развития образного мышления исследуют при помощи анализа рисунков, У детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой, либо эта связь поверхностная, а у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для "вкусного ужина" может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой и т.п. Для "болезни" может быть, изображен и больной человек (например, с перевязанной ногой или лежащий на кровати), и больничная кровать, и больница.

Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранным в пиктограмме. Так, придумать рисунок, изображающий вкусный ужин или строгую воспитательницу, детям намного проще, чем болезнь или обман. Наиболее сложными считаются слова "теплый ветер" и "развитие". Норма для пятилетних детей - адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов. Дети 6 лет и старше должны адекватно изображать все слова пиктограммы.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае низкий уровень мышления компенсируется хорошей механически памятью. Низкий уровень развития и памяти, и мышления может в какой-то степени быть показателем общего интеллектуального отставания ребенка. Большой интерес представляет сравнение данных о непосредственном и опосредованном запоминании, так как хорошо развитое образное мышление может компенсировать недостаток памяти. Ребенок способен воспроизводить нормальное количество слов (10-12) в пиктограмме, однако при непосредственном запоминании может запомнить их меньше нормы, например, всего 3-5 слов. Стремление ребенка вырисовывать каждую деталь, его неумение уложиться в отведенное время может, говорить о ригидности (трудности переключения с одной деятельности на, другую), замедленном темпе деятельности, а также о тревожности, неуверенности в себе. Естественно, по одному тесту трудно сделать окончательный вывод об этих качествах, поэтому следует просто отметить их существование и в дальнейшем, при использовании других тестов, обратить особое внимание на эти качества, проверив более объективно их наличие. Если у ребенка во всех рисунках присутствует сквозная тема, которая мало видоизменяется (например, везде рисуются люди в разных положениях - больные, веселящиеся и т.д.), также можно / предположить наличие определенных личностных качеств у данного ребенка - например, общительность, тревога и т.п. О личностных проблемах говорит отказ ребенка рисовать каше-то определенное слово (например "страх" или "обман") притом, что остальные слова он рисует нормально. Однако эти признаки также надо только отметить, так как для более точного исследования этих проблем и личностных особенностей детей используют другие методики.

Методика "Нахождение недостающих деталей"

Цель исследования: выявление уровня развития и особенности протекания мыслительных процессов.

Стимульный материал. Рисунки разных предметов, в которых отсутствуют какие-то части, иногда достаточно важные и хорошо видные (например, лицо без рта, расческа без зубцов), а иногда менее выраженные, хотя и имеющие большое значение для предмета (винтик в ножницах, петли в пиджаке). При проведении данного теста ребенку можно давать не все фигуры, но не менее десяти изображений предметов и так, чтобы среди них присутствовали как изображения с деталями, отсутствие которых хорошо видно, так и такие, для нахождения которых надо затратить определенное время.

Инструкция. Посмотри внимательно на картинку и скажи, чего в ней не хватает. Проведение теста. Детям дают картинки и достаточное время (не больше 5 - 7 минут) для того, чтобы каждый ребенок мог найти недостающую деталь. Если ребенок дает правильный ответ, ему показывают следующую картинку; если ответ неправильный взрослый просит внимательно посмотреть на картинку еще раз. Если по истечении отведенного на данную картинку времени ответ не найден, переходят к следующему заданию.

Обработка результатов: За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа - 0 баллов. В норме при предъявлении 14 картинок ребенок должен набрать 10-11 баллов. Если вы даете не все картинки, норма естественно, снижается и при 10 1сартинках составляет 7-8 баллов. При оценке уровня мышления не имеет значения, какие именно картинки вызвали затруднения у ребенка, не подсчитывался и время, затраченное им на это задание.

Методика "Перцептивное моделирование"

Цель исследования: выявление уровня развития образного мышления. Стимулъный материал. Нарисованные круги и квадраты, а также отдельные части этих фигур, из которых надо составить либо круг, либо квадрат. На первые три фигуры нанесены линии, делящие их на части, соответствующие тем, из которых предлагается их составить. Детям надо соотнести выделенные части с тем набором деталей, который приведен ниже, и выбрать из него нужные. В последующих заданиях фигуры не расчленены, детям необходимо самим искать варианты членения круга или квадрата, соответствующие тем деталям, которые им даны. Кроме того, для нескольких заданий рекомендуется заготовить наборы деталей, вырезанных из бумаги. Важно, чтобы среди этих заготовок были детали, необходимые для построения и круга, и квадрата.

Инструкция. Посмотри внимательно на данную фигуру. Внизу нарисованы отдельные детали этой и других фигур. Как ты думаешь, из каких частей можно ее собрать? Не важно, какие детали и сколько ты будешь использовать, главное, чтобы в результате получилась цельная фигура, такая, как нарисована наверху.

Проведение теста. Задания дают ребенку по одному. Время решения не ограничивают. Если ребенку трудно ответить, можно уменьшить количество предлагаемых частей (например, прикрыв рукой или листочком бумаги одну-две части). Если дети, выполнив три первых задания, затрудняются при работе с не члененными фигурами, можно им помочь, частично (для одной из частей) расчленив фигуру-образец карандашом. Это сначала может делать взрослый, а затем нужно предложить ребенку самому помочь себе таким образом.

Обработка результатов: Прежде всего подсчитывают количество баллов, набранное ребенком при выполнении данного задания. За верный ответ (то есть за правильно найденные детали, из которых можно составить данную фигуру) ребенок получает 1 балл, за неправильный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которое могут набрать дети, -10 (с учетом как члененных, так и не члененных образцов). Для детей, которые набрали 9-10 баллов, характерен не только высокий уровень образного мышления, но и высокий уровень восприятия, у них сформировано умение находить эталоны, из которых состоит тот или иной предмет, (то есть моделирование). Не меньшее членение, чем набранное количество баллов, имеет сам характер деятельности ребенка при выполнении этого задания, в частности характер допущенных им ошибок. Особенно важны различия между решением задания при наличии члененных образцов (первые три задания) и не члененных (последующие задания). Нужно иметь в виду и то, что закрывать бумагой нужно не только лишние части фигуры, но и те, которые необходимы для ее построения. В этом, случае ребенок должен показать те нужные части, которые ему видны, отметив, что их не хватает для построения целой фигуры

Тест "Дорисовывание"

Цель исследования: выявление уровня развития творческих способностей ребенка, выявление уровня развития беглости, гибкости и оригинальности.

Стимульный материал. Листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.

Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок.

Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После; выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе.

Обработка результатов: При интерпретаций полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а два-три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.). Максимальное количество баллов - 3, минимальное - 0 (если ребенок отказывается рисовать). Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания - 0 баллов, максимальное количество баллов - 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 - звери, пища, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 – герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 - мебель, рыбы; 5 - насекомые, техника; б - предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.   Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают характер рисунка - важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без называния рисунка я дорисовывания - 0 баллов. Дорисовьшание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны) -1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) - 2 балла. • Основной контур является частью других предметов или их дб! шью (включение) - 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметен, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром - 5 баллов.

В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1 - 2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3 - 4 балла за характер рисунка. Норма не зависят от возраста, которая влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренность. Дети, набравшие меньше 2 т 3 баллов, фактически не обладают творческими способностям, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Тест "Несуществующее животное"

Цель исследования: выявления особенностей эмоционального состояния ребенка.

Инструкция. Нарисуй несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни. Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простои карандаш, а младшим детям 4,5 - б лет можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также можно детальнее разъяснить понятие "несуществующее животное". Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках, как и при проведении других личностных тестов, взрослый после начала работы не вмешивается в ее процесс. После того как ребенок закончит рисовать, можно попросить его ответить на следующие вопросы: "Как зовут это животное?" "С кем оно живет?" "С кем дружит?" "Чем питается?" Ответы детей фиксируют.

Обработка результатов: Прежде всего, нужно обратить внимание на размер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер, фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней: трети - о заниженных. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о его собственной идеализации, о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой. Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях од самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания не всегда оправданны. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ребенка, то есть о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не становятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликт таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они.и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, обеспечить им успех в какой-то деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 3544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.081 с.)