Цели и задачи основной и вариативной части Программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи основной и вариативной части Программы



ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Среди воспитанников организации есть дети с ОВЗ – дети с тяжёлым недоразвитием речи (ТНР). Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

«Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.***

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «****» (далее МАДОУ - детский сад «***», ДОУ) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; [http://pravo.gov.ru] 

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); [ http://fgosreestr.ru ]

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»). «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13» https://rospotrebnadzor.ru [электронный ресурс], (дата обращения 11.04.2019г.)

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. [ http://fgosreestr.ru ]

5. Основная образовательная программа дошкольного образования

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной. [ http://fgosreestr.ru ]

7. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

8. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н. В. Нищева т. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с http://ds40.seversk.ru [электронный ресурс], (дата обращения 11.04.2019г)

 

 

Планируемые результаты освоения Программы для детей средней группы.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы. К семи годам: – ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

Логопедическая работа

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год

Месяц Дата Лексическая тема средней группы Итоговое мероприятие

Сентябрь

01.09-14.09 Обследование речи детей. Праздник «День знаний»
17.09 – 21.09 Осень. Название деревьев «Праздник осени» Выставка детского творчества
24.09-30.09 Овощи Выставка детского творчества «Вот так урожай»

Октябрь

03.10-07.10 Фрукты. Выставка детского творчества
10.10-14.10 Я в мире человек. Части тела, лицо. Спортивный праздник
17.10-21.10 Одежда. Выставка детского творчества
24.10-28.10 Обувь Выставка детского творчества

Ноябрь

31.10-03.11 Мой дом. Мой поселок. Детская площадка. Выставка детского творчества
07.11-11.11 Мебель Конструирование кукольной мебели
14.11-18.11 Посуда. Профессия – повар Выставка поделок из пластилина «Моя любимая чашка»
21.11-25.11 Комнатные растения Выставка детского творчества

Декабрь

28.11-02.12 Зима. Зимние забавы Выставка детского творчества
05.12-09-12 Зимующие птицы Выставка детского творчества
12.12-16.12 Дикие животные . Выставка детского творчества
19.12-30.12 Новогодний праздник. Карнавал Новогодний утренник.

Январь

16.01-20.01 Дни природы. Аквариумные рыбы. Выставка детского творчества
23.01-27.01 Домашние животные и их детёныши Сюжетно-ролевая игра «Летим в отпуск»

Февраль

30.01-03.02 Домашние птицы Выставка детского творчества
06.02-10.02 Семья Семейный коллаж «Мама, Папа, Я»
13.02-17.02 Знакомство с народной культурой и традициями. Масленица. Выставка детского творчества Музыкальный досуг
20.02-24.02 Наша армия. Музыкально-спортивный досуг

Март

27.02-03.03 Весна. Приметы весны. Комнатные растения. Выставка детского творчества.
06.03-10.03 Мамин праздник. Праздник «8 марта». Выставка детского творчества
13.03-17.03 Зоопарк Выставка детского творчества
20.03-24.03 Игрушки и материалы (резиновый плюшевый, деревянный, пластмассовый). Поделки из природных материалов
27.03-31.03 Дни театра и поэзии. Музыкальные инструменты. Музыкально-поэтический праздник

Апрель

03.04-07.04 Весна Праздник весны
10.04-14.04 День космонавтики. День космонавтики. Выставка детского творчества
17.04-21.04 Инструменты Выставка детского творчества
24.04-28.04 Праздник птиц. Перелётные птицы. Выставка детского творчества

Май

02.05-05.05 Майские праздники. День Победы Праздник День Победы. Выставка детского творчества
10.05-12.05 Насекомые Поделки из природных материалов
15.05-19.05 Цветы (части растения). Первые весенние цветы. Выставка детского творчества
22.05-26.05 Лето. Выставка детского творчества

2.2 Перспективное планирование образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста

С тяжелыми нарушениями речи

Неделя

Лексическая тема

Развитие лексики

Развитие связной речи

Март - апрель

27.03 – 31.03     Весна.    

Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими. --- Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им. -Развитие умения выделять согласный звук [м], из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов. –Развитие навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам, ит, ну, по). -Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. -Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы. - Упражнения в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами. -Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

-Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (рыбка — рыбки, муха —мухи, луг — луга, грач — грачи, кот — коты). -Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах. -Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у, под, по). --Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. -Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения (сидел — сидела, ходил — ходила, плавал — плавала). -Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными (мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок). -Формирование умения согласовывать числительные (один, два, пять) с существительными мужского и женского рода (один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок). -Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? -Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми (Мальчик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.). -Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами (Мама дала Кате: — Мама дала Кате мяч. У машины нет... — У машины нет колеса.).

Расширение и уточнение словаря по темам: Весна. Обучение сравнению, группированию, классификации. -Использование разнообразных приемов (инструкции, указания, бемеды), способствующие обогащению и активизации словаря. - Словарь: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель.   ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый. ГЛАГОЛЫ: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, вьют, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается, оседать. Наречия: весной, кругом, высоко, сверху, внизу, постепенно, ярко, быстро, медленно.     - Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. -Совершенствование умения повторять за взрослым или с небольшой его помощью описательный рассказ из 2—3 простых нераспространенных предложений по изучаемым лексическим темам. -Формирование умения составлять рассказы из 2—3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке. -. 03.04 – 07.04 Музыкальные инструменты.

Изучение звук [с].

Употребление артикуляционных и акустических характеристик звука

Обучение выделению звука [с] в ряде гласных звуков.

Обучение выделению звука [с] в ряде согласных звуков.

Формирование умения делить слова на слоги (короткое, длинное слово)

Закрепление знания пройденных гласных букв и умения читать слияния гласных. -Ознакомление с согласными буквами Т, П, Н, М, К. -Упражнения в выкладывании новых букв из палочек, кубиков, мозаики, лепке из пластилина, «рисовании» в воздухе и по тонкому слою манки. –Развитие навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами. -Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами (мак, кот, мама, папа, пума, нота, Нина). -

 

Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в родительном падеже с предлогом «С» Активизировать словарь детей по теме музыкальные инструменты Словарь: Существительные: скрипка, аккордион, гитара, бубен, треугольник, рояль, барабан, труба, арфа, пианино; оркестр; скрипач, гитарист, роялист, барабанщик, трубач, пианист, дирижёр, ноты. Прилагательные: громкий, тихий, звонкий, глухой, ударные, струнные, духовые, музыкальные. Глаголы: играть, ударять, нажимать, барабанить, дуть, петь, звенеть, бренчать. Наречия: сильно, слабо, тихо, весело, грустно.   Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Гуси-лебеди») или небольшого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой                  

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Среди воспитанников организации есть дети с ОВЗ – дети с тяжёлым недоразвитием речи (ТНР). Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

«Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.***

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «****» (далее МАДОУ - детский сад «***», ДОУ) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; [http://pravo.gov.ru] 

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); [ http://fgosreestr.ru ]

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»). «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13» https://rospotrebnadzor.ru [электронный ресурс], (дата обращения 11.04.2019г.)

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. [ http://fgosreestr.ru ]

5. Основная образовательная программа дошкольного образования

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной. [ http://fgosreestr.ru ]

7. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

8. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /автор Н. В. Нищева т. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с http://ds40.seversk.ru [электронный ресурс], (дата обращения 11.04.2019г)

 

 

Цели и задачи основной и вариативной части Программы

Цель реализации основной части рабочей программы учителя-логопеда является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи

Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:

– реализация адаптированной основной образовательной программы;

– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;

– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной программы могут использоваться комплексные образовательные программы, соответствующие Стандарту

Цель вариативной части Программы, формируемой участниками образовательных отношений является коррекция нарушений психомоторной сферы как условие преодоления задержки психического развития у дошкольников, а также обучение навыкам саморегуляции.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

- Обеспечить детям заботу о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- Создать в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

- Формировать основы базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

- Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- Максимально использовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- Соблюдать в работе дошкольной группы и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержанииобразования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствиедавления предметного обучения.

Значимость вариативной части программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной развивающей среды в условиях детского сада, способствующая правильному формированию речевых и психомоторных навыков детей среднего дошкольного возраста. Это помогает преодолеть трудности в становлении речевых навыков на всех структурных уровнях языка и вести профилактическую работу по предупреждению общего недоразвития речи.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.37.250 (0.067 с.)