Диагностика и прогнозирование в обучении русскому языку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и прогнозирование в обучении русскому языку.



Методы и приемы обучения р.я.

Учебный процесс двусторонний. Это совокупность действий учителя и учащегося. Этот учебный процесс включает в себя: а. учебный материал, б. методы и формы обучения, в. способы деятельности учащихся по овладению ЗУН. Метод обучения – способ деятельности учителя и учащихся с целью овладения лингвистическими знаниями и языковыми, правописными и речевыми умениями и навыками. Прием обучения – составная часть метода, то есть конкретное целенаправленное действие учителя или учащегося. Например: слово учителя – это метод обучения. Работа с таблицей – прием, с помощью которого реализуется данный метод. В МПРЯ существует несколько классификация методов обучения. В основу разных классификация положено разные основания: - уровни деятельности учащихся, - источник получения знаний, - этапы усвоения материала, - цели обучения русскому языку, - тип учебного материала. Уровень деятельности учащегося положен в основу дидактической классификации Лернера И. Я., Скаткина. Согласно ей выделяется 2 группы методов: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), творческий (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский). Большой вклад в классификацию методов обучения русскому языку внесла Л. П. Федоренко. В основе ее классификации: источник знаний. Выделила 3 группы методов: теоретический (сообщение учителя, беседа, чтение учебника), теоретико-практический (наблюдение, языковой разбор, диктант, реконструирование, конструирование), практический (изложение, сочинение). Попытку учесть различные факторы в обучении (цель, характер материала, этапы усвоения и др.) предпринял М. Т. Баранов и создал многомерную классификацию методов обучения. 1. Методы обучения. 1. Познавательные методы А) Объяснительный: слово учителя, лекция, Б) Эвристический: беседа, самостоятельный анализ. 2. Практические методы. А) Методы закрепления знаний: составление плана ответа, ответы на вопросы, связное изложение, сопоставление с ранее изученным, языковой разбор. Б) Методы формирования языковых умений: нахождение языкового явления, подбор примеров, группировка, конструирование, языковой разбор. В) Методы формирования правописных умений: а) Методы, развивающие орфографическую и пунктуационную зоркость: нахождение орфограмм и пунктограмм, обозначение условия выбора орфограмм и пунктограмм, подбор примеров, орфографический и пунктуационный разбор, группировка. б) Методы, обеспечивающие правильную запись: конструирование, группировка, подбор примеров, списывание, диктант, составление предложений, изложение, сочинение. Г) Методы, формирования речевых умений: а) Методы формирования некоммуникативных речевых условий: имитация, образование форм слова, составление словосочетаний и предложений, подбор примеров, исправление ошибок. б) Методы формирования коммуникативных, речевых умений: 1. Методы формирования умений анализа текста: подбор заголовка, определение главной мысли, членение текста на части, составление плана, определение типа и стиля текста, собирание материала к сочинению, отбор языковых средств в соответствии со стилем и ситуацией общения. 2. Методы формирования умений строить текст: составление плана, изложение, свободный диктант, творческий диктант, сочинение. 2. Методы контроля: ответ на вопрос, рассказ ученика, подбор примеров, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение.

Типы уроков.

Урок является основной формой обучения одного и того же коллектива учащихся по определенной программе. При оптимальной организации он обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала - знаний и умений. Для этого урок должен быть целенаправленным.

Урок, будучи наименьшей единицей учебного процесса, реализует часть его целей и содержания. Урок призван в первую очередь решать учебные задачи, поэтому его темой являются либо формулировки программы, либо названия параграфов учебника.

Кроме того, темой урока может быть контрольная работа, работа над ошибками. Учитывая, что в содержание обучения входят не только знания, но и умения, в качестве тем уроков используются формулировки тех или иных умений.  

Функции

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания включает в себя опрос учащихся и проверку письменного задания.

3. Объяснение нового материала.

4. Обучение школьников применению на практике полученных знаний. Данный этап включает в себя:

- запоминание новых сведений;

- воспроизведение усвоенного;

- усвоение алгоритма применения.

5. Формирование умений и навыков.

6. Подведение итогов урока.

7. Задавание работы на дом.

В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий. Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками Виды уроков русского языка Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают следующие типы уроков: 1) вводный, 2) урок первичного ознакомления с материалом, 3) усвоение новых знаний, 4) применение полученных знаний на практике, 5) урок навыков, 6) закрепления, повторения и обобщения, 7) контрольный 8) смешанный, или комбинированный.

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам — дидактическим целям и месту уроков в общей системе: 1) комбинированные, или смешанные, уроки; 2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом; 3) уроки закрепления знаний; 4) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; 5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков; 6) имеющие основной целью проверку знаний. В рамках перечисленных типов выделяются еще и подтипы.

 Выделяются разные классификации. М. Т. Баранов выделяет

Обучающие уроки

- уроки сообщения нового материала;

- уроки формирования умений и навыков;

- уроки повторения пройденного;

- уроки работы над ошибками учащихся.

Контрольные уроки

- контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений; Основу этих уроков составляют ответы детей на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различии тех или иных языковых явлений. Такие уроки целесообразно проводить после изучения ряда сходных в чем-либо тем, например после ознакомления со всеми именами, после изучения местоимений (для сопоставления с именами), после изучения всех глагольных форм и т.п.

- контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;

- контроль за овладением навыками связной речи.

Нетрадиционные формы

-Урок - семинарское занятие

- Урок-диспут

- Помощь старших школьников младшим на уроке.

Уроки сообщения нового материала предназначены для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения. Они могут состоять из всех перечисленных структурных элементов. Варьируются следующие из них: проверка домашнего задания и задавание на дом. Проверка домашнего задания не проводится, если тема сложная и с нею дети знакомятся впервые и если на уроке намечается самостоятельная работа. Последний структурный элемент обычно не реализуется на уроках в конце недели перед выходным днем или перед праздничными днями.

Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так: Организация работы Повторение изученного(актуализация знаний) Изучение новых знаний, формированиеновых умений Закрепление, систематизация, применениеЗадание на дом Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности.

Объяснение нового материала – важнейший структурный элемент урока. Он предназначен, во-первых, для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений, во-вторых, для обучения школьников умению применять на практике полученные знания. Ознакомление с новым языком или речевым явлением. Оно включает в себя следующие элементы работы: - восприятие явления; - осознание учащимися существенных признаков этого явления; - знакомство с термином, который обозначает изучаемые явления (понятия); - формирование определения понятия. Восприятие школьниками изучаемого явления – обязательное звено учебного процесса. В зависимости от их особенностей восприятия осуществляется либо в устной форме (если учащиеся знакомятся с фонетическими явлениями – звуками, ударением, интонацией), либо в письменной, либо одновременно в устной и в письменной (если учащиеся знакомятся с орфографическими и пунктуационными явлениями). Воспринимая на слух или зрительно то или иное языковое или речевое явление, дети схватывают его в целом и одновременно видят или слышат в нем особенности, с которыми предстоит познакомиться. Осознание учащимися существующих признаков изучаемого явления. Существенные признаки, явления, с которыми учитель наметил познакомить детей, преподносят либо в готовом виде (догматический путь познания), либо к поиску нового привлекаются сами учащиеся (эвристический путь познания). Каждый из этих путей имеет свое назначение, свои функции. Они не могут подменить друг друга. При этом возможны не только изолированное использование каждого из них, но и одновременное их применение: часть сведений о том или ином явлении сообщает учитель в готовом виде, а часть – добывают учащиеся в результате эвристического поиска. Догматический путь преподнесения нового, следовательно, обслуживается объяснительными методами, а эвристический – поисковыми. Объяснительными методами являются сообщение учителя и самостоятельный анализ детьми соответствующего материала в учебнике. Поисковыми методами являются беседа (на основе материала для наблюдения) и самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения. Обе группы методов обучения используются для сообщения сведений об изучаемом явлении (в том числе для выяснения его существенных признаков, формирования понятия и введения термина, называющего данное явление). В процессе ознакомления или повторения изученного используются имеющиеся средства обучения, которые служат в этом случае либо основным источником знаний (учебник), либо материалом для наблюдения (рисунки, таблицы, звуковое пособие и др.), либо средством систематизации изученного (таблицы). Существенное значение для осознания особенностей изучаемых явлений имеют графические обозначения: они фиксируют внимание учащихся на существенных признаках, например на условиях выбора орфограмм, обеспечивают предпосылки составления самими учащимися таблиц, отражающих отношение между выявленными существенными признаками. Объяснительная речи учителя – разновидность информационной речи, при которой учитель стремится истолковать материал с помощью различных способов (пример, сравнение, аналогия, повторы). Характерной чертой объяснительной речи учителя является доступность, простота изложения. Объяснительная речь учителя эффективна, если строится по принципу проблемного изложения.


9. Факультативные занятия. Внеклассная работа по русскому языку – целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся языковые занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда и за рамки программы, с целью углубления знаний, умений, укрепления навыков, развития способностей и общественной активности детей. Кружок русского языка в школе – вид внеклассной работы, ее организационная форма, а также группа учащихся, объединенная общими задачами углубленного изучения отдельных языковых проблем. Олимпиада по русскому языку и литературе – одна из организационных форм внеклассной и внешкольной работы по языку. Используется преимущественно в старших классах при массовом охвате участников с целью развития познавательных интересов, творческой деятельности, а также с целью выявления интересов, развития и одаренности учащихся. Ф акультативный курс – форма углубленного изучения одного из предметов по выбору самих учащихся, средство развития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной ориентации учащихся. Формы внеклассной работы – в зависимости от того, участвует ли во внеклассной работе достаточно фиксированная группа детей или неоформленный круг школьников, различают следующие ее формы: кружок и внеклассноемероприятие. К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимо­связи классных и внеклассных занятий, научной углуб­ленности, практической направленности, занимательно­сти, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития твор­ческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку. Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие — эпизоди­ческими. глав­ная задача внеклассной работы - развитие у школьников инте­реса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1) воспитание коммуникативной культуры школьников;

2) расширение и углубление запаса знаний учеников и фор­мирование лингвистической компетенции;

3) выявление и поддержка лингвистически одаренных уча­щихся;

4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, сла­боуспевающих по русскому языку;

5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приоб­ретении знаний. в основе именно внеклассной работы по предмету принцип добровольного участия школьников во внеклассных заняти­ях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоя­тельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в от­дельных классах, и общешкольные мероприятия, и система­тические занятия, например, кружка, клуба. Факультативные занятия являются наиболее доступным для учащихся и широко распространены в школе. Воспитательная роль факультативов велика. Она проявляется в возможности самостоятельного выбора учащимися направления углубленной учебной работы. Факультативные занятия способствуют сознательному выбору после окончания школы формы дальнейшего обучения или профессии по соответствующим специальностям. Факультативы как форма учебно-воспитательного процесса соответствует коренным задачам школы и общества, они наполняют новым содержанием всю систему обучения и воспитания в школе. Факультативы действуют во взаимосвязи с основным курсом русского языка и с другими формами углубленного изучения, создавая единую систему обучения и воспитания в школе. Факультативные курсы по русскому языку выполняют разные задачи: одни из них направлены на расширение знаний о языке, другие – на формирование умений. Факультативные занятия связаны либо с языком, либо с речью. На факультативных занятиях реализуются следующие их формы. Вводные занятия проводятся в начале всего курса и в начале изучения разделов. Вводное занятие в начале курса раскрывает основные вопросы факультатива, развивает у учеников желание шире познать языковые и речевые явления, показывает учащимся специфику того, чем они будут заниматься, что изучать. На вводных занятиях целесообразно использовать лекцию учителя, которая сопровождается записью учащимися основных ее положений. Ознакомительные занятия призваны раскрыть школьникам сущность изучаемых явлений, показать группировки лексических явлений, сформировать у школьников умения обнаруживать явление в тексте, давать ему языковую и стилистическую характеристику, употреблять его в собственной речи. Основные методы: лекция учителя + беседа по теме Повторительно-обобщающие занятия проводятся после ознакомления с темой, в конце раздела и курса в целом. Основное назначение этих занятий – систематизация изученного с целью выяснить общие и разные черты тех или иных языковых и речевых явлений. Основные методы: беседа, сообщения учащихся и самостоятельная работа. Проверочные занятия проводятся после каждого из разделов и в конце курса и служат для выяснения уровня усвоения учащимися материала и степени развития лексикологических умений. Во внеклассной работе различаются 2 напраления: внеклассная работа, связанная с учебным предметом, и внеклассная работа, не связанная с ним. Внеклассная работа по предмету – форма его углубленного изучения. Она предназначена для удовлетворения запросов части учащихся, для развития у всех учащихся интересна к изучению русского языка. Желательно и полезно внеклассную работу по русскому языку организовать так, чтобы она была этапом подготовки учащихся к какому-либо факультативу. Не существует и не может существовать единой программы внеклассной работы в силу ее специфики: она отражает текущие интересы учащихся. Вместе с тем учитель должен в той или иной мере влиять на их интересы, ненавязчиво предлагая им такие темы, которые возбуждали бы у них потребность узнать больше того, с чем знакомятся на уроках. В зависимости от того, участвует ли во внеклассной работе достаточно фиксированная группа детей или неоформленный круг школьников, различают следующие ее формы: кружок и внеклассное мероприятие. Работу кружка необходимо сделать целенаправленной, чтобы школьники осознавали его перспективу. Этому способствует программа, составляемая учителем. Занятия кружка необходимо обеспечить разнообразными пособиями, словарями, справочниками, репродукциями картин, текстами художественных произведений, научно-популярными книгами для учащихся и др.Внеклассные занятия по русскому языку. К ним относятся: 1. выпуск в классе занимательных материалов, вокруг которых затем организуется работа, 2. проведение мероприятий, связанных с языком. К внеклассным мероприятиям относят: олимпиады, конкурсы, викторины, утренники, вечера, устные лингвистические журналы и т. д. 


Развитие речи.

Под развитием речи понимается процесс обучения детей речи. В МПРЯ сформировалась и обогатилась методика развития речи. Работа осуществляется в 3 направлениях. 3 направления в работе по развитию речи: 1. Овладение нормами литературного языка, 2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, 3. Обучение различным видам речевой деятельности. Развитие связной речи учащихся. Работа по развитию связной речи предполагает развитие принимать, воссоздавать тексты разных типов, жанров, стилей. В настоящее время это направление называется обучение разным видам речевой деятельности. Работа по формированию правильной и хорошей речи связана с изучением основных языковых единиц – таких, как звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение, что находит отражение в так называемых вторых пунктах программы школьного курса русского языка. Работа по формированию правильной и хорошей речи проводится с обучением определенным коммуникативным умениям, обозначенных в разделе программы «Связная речь» школьного курса русского языка. Работа проводится специально и попутно. Работа по развитию речи проводится параллельно в связи с изучением материала основной программы. Отводится этому примерно 1/5 часть учебного времени. Содержание работы нужно смотреть в программе школы. В рамках (1) необходимо: 1)установка учителя и уч-ся на необходимость овладения нормами лит-го языка, как качеств культурного чел-ка; 2)осмысления учениками понятия норма, как принятого в языке правила; 3)многократное повторение правильного варианта. От 5-7 повторений, до 50-70 раз. При переучивании с неправильного на правильный от 100 до 150 раз; 4)наличие целенаправленной системы упражнений (анализ нормы, сопоставление с нарушением, выбор правильного возможного средства, замена ошибочных вариантов нормативными, устный пересказ, письменное изложение, которые должны включать те слова, которые необходимо запомнить, свободные творческие диктанты, составление сл/сч или микротекста).

Работа по (2) идет в 2-х аспектах: 1.обогащение словарного запаса; 2.обогащение грам-го строя речи. Обогащение словаря проходит через словарную работу. Обогащение словаря идет по пути количественного расширения запаса слов и значения, замена нелит-ых слов лит-ыми. Количественно-качественное совершенствование словаря уч-ся определяет парадигматическое направление, т.е. работая над словом необходимо включить его в синонимические, антонимические отношения, которые будут определяться разными значениями слова. Обучение умению пользоваться словом определяет синтагматическое направление, т.е. слов включается в контекст и идет работа над точностью, целесообразностью этого слова, в зависимости от стиля, темы текста.

Источники пополнения пассивного словаря: чтение книг, разные учебные предметы, речь учителя, СМИ, экскурсии, выставки, музеи, кино. Вся словарная работа должна опираться на следующие принципы: 1.экстралинвистический – соотношение слова и реалии, сопоставление предмета или его изображения со словом. 2. Парадигматический – включение слова в родо-видовые, синонимические и антонимические отношения. 3. Синтагматический – составление сл/сч, пред-ий, текстов с новыми словами. Словарная работа должна быть связана с орфографической и грамматической работой.

Организовывая словарную работу, необходимо обеспечить работу зрительного, слухового речедвигательного и моторного канала. В соответствии с задачами обогащения словаря выделяются следующие объекты словарной работы: 1. новые, непонятные, незнакомые слова и устойчивые выражения и те, которые не до конца усвоены. 2. языковые, системные объединения слов (синонимические ряды, антонимические пары, система значений многозначных слов, тематические и лексико-семантические группы слов, некоторые контекстуальные объединения). 3. соотносительно – языковые средства (лит-ые/нелит-ые, нейтральны и стилистические, экспрессивно окрашенные слова).

Методистами выделяется 4 основных типа словарных упражнений. 1. объяснение значений слов (семантизация): а)семантическое определение через подбор и составление минимально развернутого толкования лексического значения слова, которое включает родовидовые компоненты. б)структурно-семантическая мотивация применяется при толковании лексического значения слова с четкой внутренней формой. в)сопоставление с уже известным словом. г)использование наглядности применяется для работы со словами с наглядным значением. д)прием через контекст. 2. группировка слов по семантическим признакам (составление тематически объединенных групп слов). 3. анализ лексических средств текста (анализ образцовых текстов, оценка выразительности и словесного богатства, анализ негативных текстов и их правка). 4. составление сл/сч, пред-ий и связного текста: а)составление текста, в основе которого будет тематически объединенная группа слов, б)составление высказываний, в основе которых лежит использование слов, обозначающих определенные лексические явления (эпитеты, метафоры и т.д.)

Реализация работы по развитию речи осуществляется через систему упражнений, которая состоит из: 1)упр-ия на освоение норм лит-го языка; 2)упр-ий на обогащение речи; 3)анализ готового материала: наблюдение по специальным вопросам и заданиям, выделение хар-к нужных элементов, сравнение, анализ; 4)преобразование языкового материала: языковой эксперимент, синонимические замены, построение по определенным моделям, схемам, опорам, распространение исходного материала, сжатие, редактирование; 5)создание текста и его частей на определенной основе (выбора типа речи на основе стиля). Конструирование пред-ий с определенной речевой ситуацией. Сбор рабочих материалов, подготовка плана к сочинению.

11.   Овладение нормами литературного языка. Программа не определяет содержания работы над языковыми нормами. С ними учащиеся знакомятся при изучении основного курса русского языка; ученики должны усвоить практическим путем некоторые произносительные, лексические, грамматические нормы. При этом в программе обозначены лишь те нормативные правила, которые, как показывают специальные исследования: - нарушаются носителями родного языка, - относятся к числу, безусловно принятых, - являются коммуникативно-значимыми, так как охватывают большую по объему группу языковых средств или частотные в речи слова, словоформы, конструкции. Эти произносительные правила, правила словоупотребления, грамматические правила. Разумеется не только в программе, но даже и в школьном учебнике представлены далеко не все языковые нормы, требующие отработки на уроках русского языка. Учитывая речевую культуру класса, местные диалектные особенности речи, словесник вносит коррективы в программу: выделяет то, что требует в конкретных условиях большего внимания; отпускает те правила, которые ученики не нарушают; вводит материал, отсутствующий в программе. Большой целенаправленной работы требует от словесника предупреждение и преодоление просторечного употребления некоторых слов и словоформ. Что обеспечивает успех в проведении работы по формированию правильной речи? 1. Четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускника школы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек. 2. Осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления и т. д. и осмысление определенной конкретной нормы. 3. Учет необходимости многократно повторять правильный вариант произношения слова, словоформ, словоупотребления и т. д., чтобы выработать нужный автоматизм произношения, управления одного слова другим и т. д. 4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование в начале осмысленных умений, а в последующем – речевых навыков. Основные из этих упражнений и задач: - анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее нарушений, - выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств, - замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношений слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т. д.), - устный пересказ, письменное изложение текста, в котором необходимые для усвоения языковые средства являются опорными, - свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить такие-то слова или конструкции, - составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить. Опыт показывает, что особо эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы. В этих целях практикуются: 1. Заучивание стихотворных строк, где нормативный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой и потому легко запоминается. 2. Проговаривание вслух по слогам тех слов, произношение которых или употребление которых следует запомнить.


О-тбе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб'ил'йт']

[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»; [д] — согласный, твёрдый (пара [д']), звонкий (пара [т]); обозначен буквой «т»; [б'] — согласный, мягкий (пара [б]), звонкий (пара [п']);обозначен буквой "б"; [и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»; [л'] — согласный, мягкий (пара [л]), звонкий (пара [-]); обозначен буквой «л»; [и] — гласный, ударный; обозначен буквой «и»; [т'] — согласный, мягкий (пара [т]), глухой (пара [д']); обозначен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв


18. Словообразование.

В современном школьном курсе словообразовательные понятия изучаются на всех ступенях обучения. Элементарные знания даются в начальной школе, в 5-7 классах – ученики знакомятся с основными понятиями структуры слова и словопроизводства, в 8-9 классах – полученные сведения закрепляются и обобщаются. Этот раздел имеет тесные связи с фонетикой, морфологией и др. познавательные цели: - ознакомление учащихся со структурой русского слова, основными способами русского словообразования, - показать взаимосвязь между единицами разных уровней языка: фонетическим, лексическим и грамматическим, - подготовить почву для ьолее глубокого познания грамматического строя языка. Изучение словообразования способствует осознанию стилистической функции языка, обогащению словарного запаса. Практические цели: - сформировать учебно-языковые умения, - вычленять морфемы в слове, - определять способ словообразования, уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, - умение различать словообразовательные и формообразующие суффиксы. Содержание раздела: - словообразовательные понятия: В 5 классе изучаются понятия, связанные со структурой слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, нулевое окончание. В 6 классе изучается словообразовательные понятия, связанные с образованием слов. На протяжение всего времени обучения изучаются – морфемный состав слова, - словообразовательный анализ слова. При изучении данного раздела необходимо учитывать ряд трудностей, которые возникают у учащихся. Особая трудность связана с абстрактностью морфем, обладающая лексико-грамматическим значением. Функции морфем заключаются в том, что они указывают на значение не только в конкретном слове, но и в других словах. Трудность связана с определением мотивирующего слова (в русском языке возможна двойная мотивация). Если мотивирующее слове не имеет принципиального характера, то не следует настаивать на одном способе. Главное, чтобы ученик мог обосновать свои выбор и правильно разбить слов на морфемы в зависимости от этого взгляда. Трудность: в жизни производных слов возникает применение структуры чаще всего в результате процесса опрощения. Для школьной практики важно синхронное словообразование. Не предлагать для морфемного разбора слова со связанными корнями. Не допускать смешения исторического и современного словообразования. Исторические справки должны быть краткими, четкими и немногочисленными, органически быть связанными с целями урока. Принципы методики изучения словообразования: 1. структурно-словообразовательный. Он означает, что в школьной практике 2 разбора: морфемный и словообразовательный дополняют друг друга, 2. мотивационный. Он предполагает определение структуры слова путем его мотивирования, 3. лексико-словообразовательный. Он означает сопоставление лексического значения слова и словообразовательной модели. При изучении словообразования важное значение имеют: - метод беседы, - наблюдения. Важное значение имеет урок, цель которого введение самого понятия: морфема. Морфема – значимая часть слова. Важное значение имеет урок, цель которого выявить нулевое окончание и окончание нет. Выбор практических методов обучения диктуют цели обучения раздела: закрепление знаний о словообразовательных понятиях, развитие умение членить слово по составу и производить словообразовательный разбор. Основными практическими методами являются: морфемный и словообразовательный разбор. Морфемный разбор желательно проводить на каждом уроке, при этом важно проводить его не формально, а требовать с учеников доказательства того, почему выделяется те или иные морфемы. Выбор слов для морфемного анализа определяется, прежде всего, характером ошибок учащихся. В диктанте встречаются слова: непоседливый, заносчивый. Поэтому предлагаются слова задумчивый и др. приемы: 1. графический диктант, 2. моделирование слов по схемам. Найдите ошибку в схемах. Целесообразно предполагать задания, связанные со стилистикой.

Существует два варианта оформления разбора слова по составу. Первый вариант (упрощённый графический анализ слова) предполагает выделение всех значимых частей слова. Второй вариант (полный разбор) предполагает не только разбор слова по составу, но и письменное обоснование правильности выделения частей слова. Схема разбора слова по составу (без письменного доказательства)

1. Выделить окончание (если слово изменяется), склоняя или спрягая анализируемое слово.

2. Выделить основу — часть слова без окончания.

3. Выделить корень, подбирая родственные (однокоренные) слова.

4. Выделить остальные значимые части, подбирая одноструктурные слова (слова, имеющие в своем составе такие лее приставки и суффиксы, как в анализируемом слове, например: школь-ник\^\, двор-ник\^\; запеть, заговорить и т. п.).

 


Методика морфологии.

Методика изучения морфологии стала развиваться только после споров ученых о необходимости грамматической теории в обучении. При изучении морфологии учителем ставятся общие специальные цели: 1)изучение основных особенностей морфологических единиц; 2)наблюдение за функционированием этих единиц в речи; 3)развитие учебно-языковых умений. Они дополняются более конкретными: 1)выработать представление о морфологии РЯ как строго организованной системе, в которую входят известные морф-ие классы слов и их форм, состоящие из единиц более низкого уровня (звуки, морфемы) и функционирующих не изолированно, а в структуре сл/сч и пред-ий; 2)познакомить уч-ся со всеми частями речи РЯ и принципами их разделения на знаменательные и служебные, помочь освоению классификационных признаков каждой ЧР; 3)помочь усвоить хар-ые для каждой ЧР формы словоизменения и отрабатывать правильное употребление в связной речи; 4)сообщить некоторые сведения о словообразовании ЧР; 5)выработать орф-ие умения, навыки, опирающиеся на правила, в основе которых морфологическая теория.

Продолжая изучение морфологии в средней школе, необходимо обеспечить преемственность между начальной и средней школой, избегая дублирования материала, но обеспечивая более высокий уровень осознания и систематизации грамматических фактов. Курс РЯ в школе имеет 2 концента: 1)1-4 классы, 2)5-9 классы. Материла изучается линейно-ступенчато и линейно, что означает неоднократное возвращение к одним и тем же понятиям и правилам. Такое построение курса требует строгого учета того, что знаю и умею и того, за счет чего идет развитие на ново



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.048 с.)