Обучение различным видам речевой деятельности. (устной, письменной). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение различным видам речевой деятельности. (устной, письменной).



Бучение видам речевой деятельности. Известно что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием. раздел "Связная речь" предусматривает обучение различным видам речевой деятельности. ОБУЧЕНИЕ СЛУШАНИЮ. Слушание - это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи. В школе слушание - один из важнейших путей усвоения информации, и поэтому в начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей и т.д. Глобальное восприятие предполагает восприятие текста в целом. Определить о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Детальное восприятие предполагает осознание самых главных смысловых блоков текста - в зависимости от установки, которая дается говорящим или которую ставит перед собой слушающий. когда проводится пересказ (изложение) услышанного (говоримого или озвученного) текста. Критическое восприятие основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, но, кроме того, оно требует критического осмысления воспринятого на слух: выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте. виды работ по развитию умения слушать: - повторение учащимися высказанной учителем установки -задания; - запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов, всего, что слушатель считает нужным запомнить, например тезиса высказывания, спорного положения, перехода к новой части сообщения и т.д.; - запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т.д.; - составление набросков плана, на основе отвечать на вопросы,пересказывать, интерпретировать услышанное и т.д.;- конспектирование, составление тезисов… ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ Чтение – вид реч деят. Характерной особенностью чтения явл. осмысление текста с целью решения определенной комм. Задачи распознавание и воспроизведение чужой мысли. Цель обучения чтению научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. выделяются три функции чтения: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная. три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотрово. Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Приемов способствующих достижению этой цели, (предварительные вопросы). Цель работы - пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в неясном. Овладению приемами изучающего чтения способствуют также составление плана, постановка вопросов по тексту товарищам или учителю, составление ответов на поставленные вопросы. Ознакомительное чтение - это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Приемы требующие определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, видеть ключевые слова. умения формируются при выполнений упражнений изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста; прочитать предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова и.т.д. Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста. Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок (название) текста; соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.); прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям его; осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста. Для этого используются следующие виды заданий: - назвать ключевые предложения абзаца; - назвать предложения, которые открывают новую тему текста. ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (СВЯЗНАЯ РЕЧЬ). т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины. Содержание определяется уровнем с которым ученик пришел в школу. Показатели для определения уровня связной речи: объем высказывания, количество подтем, их соответствие теме высказывания, степень развернутости, разнообразие словаря, синтаксических конструкций и.т.д. Ребенок овладевает устной речью в детстве, а письменной, как правило в школе. При этом используя устную речь. Школе обе формы речи получают развитие. Письменная форма речи также влияет на устную. Для устной монологической речи в процессе обучения характерны: а) прерывистостьб) интонационная нерасчлененность речив) отсутствие интонации целого текстаг) интонационный монотон.Под влиянием обучения при условии внимания к устной речи навыки успешно развиваются. Речь в этот период выступает как средство познания, сохранения и передачи информации. Приемы по развитию связной речи: - анализ текстов (устных и письменных положительного и негативного характера); - составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов; - редактирование текстов. Задания дел на 5 групп: 1. аналитического характера по готовому тексту(определить основную мысль,найти в тексте лишнее, проследить зависимость употребления таких-то язык средств)итд2. аналитико-синтетического на основе готового текста(озаглавить текст). 3. создания нового текста на основе данног.4. создания своего текста. Зложение и соч по развитию связной речи. Изложение (пересказ) - вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Различ полные, выборочные, с дополнительным задание изложения. Сочинения дел на:соч на лингвистические темы и соч на темы жизни

13. Сочинения проводимые на уроках русского языка по тематике (по содержанию) делятся на 2 большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни (свободные темы). В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя – словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями. По типу создаваемых текстов различаются: 1. сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» - сочинения-повествования, описания, рассуждения, рассуждения с элементами описания, с элементами повествования и т. д.; 2. сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике (хотя и они выполняются на школьном уровне): рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т. д. По стилю различаются сочинения разговорного стиля (например, рассказ о случае из жизни) и книжных стилей: делового (например, деловое описание), научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание природы). По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, диа-коно-телефильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и т. д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала. К источникам другого – психологического – ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания и т. д.); восприятие (сочинения по наблюдениям, т. е. на основе специально организованного восприятия); воображение (сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни юный автор никогда не встречался: «Школа в будущем», «Я лечу на Луну» и т. д.). По объему выделяются сочинения-миниатюры. Они отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным «узким» характером темы («Осеннее небо сегодня»), реже – композиционно-жанровыми особенностями сочинения (в частности, формой дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т. д.). К сочинениям-миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям. По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим, стилистическим и другими заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям. Эти сочинения используются, как правило, на уроках родного языка для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учениками при изучении материала основной программы. В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяют 3 этапа: - подготовка и организация сочинения, - их проверка и оценка, - анализ проверенных работ в классе. Начиная подготовку, учитель прежде всего объявляет о теме (тематике) предстоящего сочинения и ставит перед соавторами определенные задачи (за 1-2 недели до написания работы). С самого начала учитель подчеркивает, что он указывает широкую тему «Зимняя природа», но что каждый будет писать о чем-то очень конкретном и обязательно о своих впечатлениях и наблюдениях. Затем начинается актуализация, условно говоря, «зимнего словаря» учащихся. В первый раз дети назовут или запишут на страницах своего словаря те из «зимних слов», которые они вспомнят в связи с объявленной темой. На следующих уроках эти «зимние словарики» будут пополняться за счет тех слов, которые ученики найдут в результате своих наблюдений и чтения «зимних» текстов. На пути к созданию своего текста-описания (по наблюдениям) могут быть использованы самые различные виды работ, например: - подробное изложение текста описательного характера, - творческий диктант по картине с задачей обогатить диктуемый текст определенными языковыми средствами, - сочинение-описание (устное или письменное) изображенного на картине пейзажного характера, - сочинение (устное или письменное) на основе музыкальных впечатлений, - редактирование (коллективное, самостоятельное) текстов-описаний с типичными недочетами (неконкретность впечатлений и наблюдений, наличие «общих мест» и «общих слов», отсутствие личностного восприятия или его недостаточное выражение, непоследовательность в понимании и т. д.). Таким образом, в процессе подготовки, рассредоточенной во времени, а также проводимой на специальном уроке учитель практическим путем раскрывает существо определенного речеведческого понятия и учит определенным коммуникативным умениям. При проверке сочинений учитель отмечает (начиная с 5 класса) тип ошибки на полях работы, пользуясь определенными обозначениями. При этом он пользуется теми условными знаками, которые даны в учебниках русского языка, или вводят свои, в том числе и всякого рода поощрительные замечания. Оценивая созданные учащимися высказывания, учитель принимает во внимание уровень овладения ими умением создавать тот или иной текст. В соответствии с действующими «нормами оценки…» за сочинение, начиная с 5 класса, ставятся 2 отметки: первая - за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность в широком смысле слова. При выставлении 1 оценки принимается во внимание: 1. соответствие высказываний теме, 2. достоверность, точность излагаемого, соответствие его жизненной правде, 3. последовательность высказывания, 4. речевое оформление (точность, богатство, разнообразие языковых средств), стилевое единство и выразительность речи. При оценке грамотности учитываются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматическая правильность речи, соблюдение норм словообразования, норм словоизменения, норм согласования, управления, построение предложений той или иной структуры. Смысл уроков анализа сочинений в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинальность (на фоне остальных), построение и язык ученических сочинений (находки) и т. д.
14. Изложение.

Изложение (пересказ) – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста (устное изложение – пересказ). Наименование переложение в настоящее время не употребляется. Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя – одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложение – одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся. Основные характеристики изложения связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста и т. д. По отношению к объему исходного текста различаются подробные и сжатые (краткие) изложения. Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более подробно, полно содержание исходного текста. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может бать различной. В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т. д. Если при подробном изложении сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом изложении это необязательно. Так, сжатое изложение публицистического текста в аннотации может быть написано в деловом стиле. По отношению к содержанию исходного текста передается полностью (даже если это сжатое изложение). В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одно из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исходного текста. В изложениях с дополнительным заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоятельным текстом, создаваемым автором изложения. В результате содержание изложения не совпадает с содержанием исходного текста. Можно выделить 2 группы заданий к таким изложениям: 1. предлагается ответить на вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае в исходный текст собственно не вносится никаких изменений – автор создает свой текст, как правило, после изложения. 2. Предлагается дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту, или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу и т. д., или изложить текст от имени другого лица, другого литературного героя. В этих случаях изложение по содержанию отличается от исходного текста. По восприятию исходного текста различаются: 1. изложение прочитанного, воспринятого зрительного текста, 2. изложение услышанного, воспринятого на слух текста, 3. изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста. Эти виды изложений учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста, так как в жизни мы встречаемся с необходимостью воспринимать содержание и прочитанного, и услышанного. По степени знакомства с исходным текстом различаются изложение незнакомого, т. е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся, текста. По осложненности языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и другими заданиями. Среди этих заданий можно выделить 2 типа: 1. предлагается изменить форму лица, времени, наклонения: например, передать содержание исходного текста не от 1-го лица, а от 3-го лица, не в форме прошедшего, а в форме настоящего времени и т. д. необходимо различать изложение с заменой лица рассказчика и изложение с заменой формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого, второе изложение предполагает лишь замену формы лица. 2. предлагается употребить в изложении определенные слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются и т. д. Изложения с языковым заданием – средство, с помощью которого реализуется взаимосвязь между уроками изучения основной программы школьного курса русского языка и работой по развитию связной речи учащихся. Другие основания для выделения видов изложений: тематика исходного текста, жанрово-композиционные особенности исходного текста. Форма речи, устные изложения являются предметом специального обучения в начальной школе. Эта работа получает свое дальнейшее развитие в средней школе, где используются тексты более разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника). В 5-9 классах словесник проводит специальные обучающие изложения. Смысл этой работы – научить детей способам деятельности по созданию текста на основе исходного. Основные этапы этой работы: 1. уточнение (учителем) речевой задачи, 2. вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо), 3. чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи текста на пластинке, 4. определение темы и основной мысли исходного текста, 5. анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста, 6. повторное чтение или прослушивание текста. Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная языковая подготовка (лексическая, орфографическая и т. д.), рассредоточенная во времени. Ее назначение – предупредить различного рода ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста. Письменные изложения, которые обычно проводятся учителем-словесником, оцениваются в соответствии с «Нормами оценки…», что и сочинения. В V-IX классах словесник проводит специальные обучающие изложения. Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию текста на основе исходного. Основные этапы этой работы: 1) уточнение (учителем) речевой задачи; 2) вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст для изложения (если это необходимо); 3) чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи текста на пластинке; 4) определение темы и основной мысли исходного текста; 5) анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста; 6) повторное чтение или прослушивание текста. Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная (за несколько дней) языковая подготовка (лексическая, орфографическая и т.д.), рассредоточенная во времени (рассредоточенная подготовка). Ее назначение - предупредить различного рода ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста.

 


15. «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения. Оценка диктантов Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Оценка диктантов Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: В переносе слов; На правила, которые не включены в школьную программу; На еще не изученные правила; В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; В передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова. При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: В исключениях из правил; В написании большой буквы в составных собственных наименованиях; В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; В написании ы и и после приставок; В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.); В собственных именах нерусского происхождения; В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Диктант оценивается одной отметкой. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.  При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». Оценка сочинений и изложений Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:соответствие работы ученика теме и основной мысли;полнота раскрытия темы;правильность фактического материала;последовательность изложения.При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:Разнообразие словаря и грамматического строя речи;Стилевое единство и выразительность речи;Число речевых недочетов.Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Оценка «5»      1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют.   3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых              

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. Оценка «3»      1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки. Оценка «2»       1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Оценка «1»В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. Оценка обучающих работ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Ошибка — это нарушение требования правильности речи. Наличие различных ошибок в устной и письмен­ной речи — показатель уровня владения нормами литературного языка. Наиболее распространенны­ми в письменной речи явля­ются орфографические, пунктуационные, граммати­ческие и речевые ошибки. Орфографические ошибки — это неверные написания, нарушаю­щие требования соответствующих орфографических правил или традиционных написаний слов. Эти пра­вила многочисленны и разнообраз­ны. Наиболее частыми являются ошибки, обусловленные незнанием правил правописания безударных гласных, проверяемых и непроверя­емых ударением; гласных о, е пос­ле шипящих; одной и двух букв н; не с различ­ными частями речи; окон­чаний существительных и глаголов, сложных существительных и прилагательных; наречий и др. Пунктуационные ошибки — это нарушения, связанные с непра­вильной расстановкой знаков препи­нания в предложении, в тексте. Пунктуационными ошибками считается пропуск или постановка лишнего зна­ка; постановка знака не в том месте, где он должен стоять; необоснованная замена одного знака другим, неоправданная последо­вательность расположения знаков при их сочетании, перенос знаков препинания на другую строку. Грамматические ошибки - это нарушения, в результате которых ис­кажается форма слова, структура сло­ва или предложения. Грамматические ошибки являются результатом нару­шения грамматических норм (норм словообразования и формообразова­ния, синтаксической связи между сло­вами в словосочетаниях и предложе­ниях) и в соответствии с этим делят­ся на три группы: 1) словообразова­тельные, 2) морфологические, 3) син­таксические. Наиболее распространенными грамматическими ошибками являют­ся следующие: 1) среди словообразо­вательных — ошибочное словообра­зование; 2) среди морфоло­гических: а) ошибки в образовании форм имен существительных, в том числе форм числа, падежных форм; б) ошибки в образовании форм имен прилагательных, в том числе форм степеней сравнения, кратких форм; в) ошибки в образовании форм имен числительных, количественных и порядковых, собирательных; ошибки в образовании форм местоимений; д) ошибки в образовании некоторых яичных форм глагола, форм причас­тий и деепричастий; 3) среди синтаксических: а) на­рушение связи сказуемого с подлежа­щим; б) нарушение согласования оп­ределений и приложений; в) нарушение управления; г) ошибки в построении предложений с однород­ными членами; д)ошибки в построении предложений с причастными оборотами; е) Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами; ж) ошибки в построении сложных предложений; з) смешение прямой и косвенной речи; и) наруше­ние границ предложения.  Орфографические, пунктуацион­ные, грамматические ошибки позволяют оценить грамотность человека! Орфографические и пунктуационные ошибки обнаруживают пробелы в навыках правописания. Анализ грамматических ошибок показывает, каки­ми нормами языка (словообразова­тельными, морфологическими, син­таксическими) не владеет человек. Речевые ошибки связаны с не­удачным употреблением правильно образованных слов, словосочетаний или предложений. Речевые недочеты порождают отклонение от требований хорошей речи. Речь является хоро­шей, если она богата и разнообразна по используемым в ней лексическим и грамматическим средствам, если в ней точно передано содержание выс­казывания, если в ней учтены особен­ности ситуации общения, выдержан определенный стиль. Речевые недочеты свидетельству­ют о том, что выбранные языковые средства неточно передают или иска­жают мысль, не раскрывают отноше­ния автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевые ошибки и недочеты весь­ма разнообразны. Они делятся на лек­сические, стилистические, морфоло­гические и синтаксические. Приве­дем наиболее типичные разновидно­сти речевых ошибок, и недочетов: 1) среди лексических: а) употребле­ние слова, в том числе и иноязычно­го, в несвойственном ему значении; б) нарушение лексической сочетаемости; в) смешение паронимов; г) употребление лишнего слова (плеоназм); д) употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология); е) неуместное повторение одного и того же слова; ж)лексическая неполнота высказыва­ния; з)ошибки в употреблении; 2) среди стилистичес­ких: а) употребление слов или выра­жений разной стилистической окраски, б) неудачное употребление экспрессивных, эмоционально-окрашенных слов; в) неоправданное упот­ребление просторечных или диалектных слов; а) сме­шение лексики разных исторических эпох; д)употребление слов-пара­зитов, слов-сорняков; 3) среди морфологических - неудачное упот­ребление; 4) среди синтаксических: а) бедность и однообразие синтаксических конст­рукций; б) неудачный порядок слов. Речевые ошибки и недочеты не позволяют правильно передавать на письме содержание высказывания и, следовательно, мешают общению между людьми посредством письмен­ного языка. Орфографическая и пунктуацион­ная грамотность, грамматически правильность речи, правильное рече­вое оформление высказывания влия­ют на логичность, точность, вырази­тельность мысли, на содержание выс­казывания. Опознавание и устранение рече­вых и других видов ошибок (орфо­графических, пунктуационных, грам­матических) играет существенную роль при изучении русского языка. Но не менее важное значение имеет умение их предупреждать. А для, этого нужна профилактика, поскольку луч­ше затрачивать усилия на формиро­вание верного навыка, чем бороться потом с уже сложившимся неверным.

Работа над ошибками Эффективность работы над ошибками зависит от:- систематичности ее проведения; - от разнообразия видов упражнений - от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности - от наличия индивидуального подхода к каждому ученику. Работа над ошибками предусматривает следующие этапы: - исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила; - анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика; - организация специального урока работы над ошибками. Все записи в тетрадях учащиеся должны производить с со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.01 с.)