Методика изучения синтаксиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения синтаксиса



Задачи преподавания синтаксиса: 1)сформировать систему синтаксических понятий в их взаимосвязи с лингвистическими понятиями других уровней; 2)осмыслить язык, его факты, расширить общий кругозор, развивать логическое мышление, память, внимание; 3)помочь овладеть пунктуационными и стилистическими навыками. Принципы успешного преподавания синтаксиса: 1)единство формы и содержания (рассматриваем структуру и семантику в единстве); 2)постепенное формирование синтаксических понятий на основе преемственности и перспективности; 3)рассмотрение грамматических явлений живого лит-го языка; 4)связь синтаксиса и морфологии.

Лингвистическая база раздела «Синтаксис». В школьных учебниках многоуровневое освещение языковых единиц проявляется в комплексном анализе текста. Уровневая иерархия единиц определяет одну из задач синтаксиса – показать на синтаксическом фоне функционирование единиц других уровней языковой системы. В пределах каждого уровня языковые единицы характеризуются многоаспектностью, отсюда складываются направления и методика работы.

1.Логический аспект. Изучение синтаксических единиц. Наиболее существенной чертой пред-ия является его способность формировать и выражать мысль. Выделяют: мысль-сообщение, мысль-вопрос, мысль-побуждение. 2.Структурный аспект. Специфику составляет повышенное внимание к строению синтаксических единиц и их структурным схемам. 3.Семантический аспект. Связан с разграничением языковой и речевой семантики синтаксических единиц. У каждого сл/сч или пред-ия свое индивидуальное речевое или лексическое значение, но они могут объединяться в группы на основе общих языковых значений. Т.о., языковая семантика синтаксических единиц – это общее значение одноуровневых синтаксических единиц одинакового строения; речевая семантика синт-их единиц – конкретное индивидуальное значение синт-ой единицы, связанное с лексическим значением компонента. В процессе преподавания необходимо учитывать их взаимосвязь. 4. Коммуникативный аспект. Проявляется в АЧ и выделении информативного центра высказывания. В школьном обучении понятию «темы» соответствует «данное», «реме» - «новое». Выделение коммуникативного центра связано с логическим ударением и порядком слов. Школьникам предлагаются следующие способы выделения коммуникативного центра: 1)логическое или фразовое ударение позволяет выделить центр при любом порядке слов. 2)паузы, темп произношения.

Коммуникативный аспект позволяет: 1)более глубоко анализировать структурные и семантические свойства синт-их единиц; 2)оценить семантическую значимость членов предложения; 3)однозначно квалифицировать состав главных членов пред-ия; 4)установить средства определения коммуникативного центра; 5)открыть новые перспективы в изучении синтаксических единиц.

Теоретическую основу синт-их явлений преподавания РЯ в школе составляет структурно-семантическое направление, специфической особенностью которого является многоаспектное изучение и описание языка. Семантика вбирает в себя и логические, и кач-ые, и стилист-ие показатели. Для структурно-семантического направления характерно явление переходности – синкретизм. Учет переходных явлений определяет возможность неоднозначного решения, развивает мышление, речь, языковое чутье, интерес к языку.

Различается изучение сл/сч в программе 70 и программе Бабайцевой. Традиционно сл/сч рассматривались только те, в основе которых подчинительные отношения. Особенно отличается трактовка СПП, а именно в программе 70 выделяются с обстоятельственными, определительными и изъяснительными придаточными. У Бабайцевой осуществлен базовый акт в старой характеристике пред-ия. СПП рассматриваются в зависимости от того какое место пред-ия может занять придаточное – подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Работая над синтаксическими понятиями учитель должен учесть все объективные и субъективные факторы, сопровождающие процесс обучения.


Обучение орфографии.

Методика орфографии – раздел, в котором описывается процесс формирования у уч-ся орфографических умений и навыков. Начала складываться еще в дореволюционное время. У истоков теоретического направления лежит учение М.В. Ломоносова «Учение о связи русского правописания с произносительной стороной речи, об опоре его на словообразовательные элементы слов, и о важности учета морфологического принципа, обеспечивающего осмысленное отношении к письменной речи».

Основная цель обучения школьников – это формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.

Существует 2 уровня грамотности: абсолютная и относительная. Абсолютная – умение пользоваться всеми действующими правилами, а также безошибочно писать слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная – умение писать слова в соответствии с изученными в школе правилами и списками слов.

Задачи для относительной грамотности: 1)познакомить школьников с основными орфографическими понятиями; 2)сформировать орфографические умения; 3)научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; 4)сформировать потребность и умение пользоваться словарями; 5)создать необходимые условия для обучения орфографии.

Основным принципом обучения орфографии является принцип сознательности, который основывается на связи обучения орфографии с грамматикой. Принцип опоры на опознавательные признаки орфограммы. Существуют различные опознавательные признаки орфограмм: фонетические, морфолого-фонетические и морфологические.

Цель орфографических занятий в школе состоит в том, чтобы научить детей правильному (в пределах школьной программы) с орфографической т.з. письму как при самостоятельном изложении своих мыслей, так при записи прослушанного или прочитанного текста. В процессе обучения необходимо опираться на психологические, методические и лингвистические предпосылки.

Психологические предпосылки: 1)развитие потребности в орфографических знаниях (мотивация): а)внутренне программирование, б)внешняя речь, в)контроль, г)самоконтроль, д)корректировка, е)выполнение. 2)учет фонетических, словообразовательных, морфологических, семантических трудностей как при объяснении, так и при закреплении материала. 3)необходима опора на все виды памяти. 4)необходимо пробудить активность уч-ся при объяснении нового орфографического материала. Условием активизации мышления является постановка перед уч-ся задачи, проблемы.

Методические: 1)опора на базовые фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические понятия и умения. 2)развитие орфографической зоркости. 3)необходима связь между формированием орфографических навыков и развитием речи. Выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать орфографические нормы. Орфография изучается в 5, 6, 7 классе, 8, 9 – повторение.

В содержание работы по орфографии входит: 1)орф-ие знания; 2)офр-ие правила; 3)орф-ие умения и навыки. Орфографические знания – понятия и факты. Описывают систему правописания и делятся на 2 группы: 1)понятия, которые усваивают школьники. Написание, орфограмма, неорфограмма, ошибка, орфограмма-буква, небуквенная орфограмма, орфограмма-дефис, орфограмма-пробел, слитное, раздельное написание, проверяемая/непроверяемая орфограмма, условия выбора орфограммы, орфографическое правило, орфографический словарь. 2)понятия, на которые опирается учитель. Принципы орфографии, тип орфограммы, вид орфограммы, вариантная/безвариантная, актуальная/неактуальная.

Орфографическое правило – это особая краткая инструкция, в которой перечислены все условия выбора той или иной орфограммы. Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают 2-х видов: констатирующие или регулирующие. По структуре орф-ие правила состоят из 1 части или 2-х. это связано с наличием в орф-ой норме вариантов орф-мы, исключений или их совокупности.

Офр-ие умения и навыки – это интеллектуально-моторные действия уч-ся. К ним относятся: 1)нахождение в словах орф-м; 2)написание слов с изученными видами орф-м; 3)обоснование орф-м; 4)нахождение и исправление ошибок.

В современной орф-ии принято выделять 5 разделов: 1. Правила обозначения звуков буквами. 2. Правила применения слитных, полуслитных и раздельных написаний. 3. Правильное употребление прописных и строчных букв. 4. Правила переноса слов. 5. Правила употребления сокращений слов. Правила (1) строятся на основе морфологического принципа, чем обеспечивается единообразное написание значимых частей слова, независимо от их произношения. Существуют отступления на основе фонетического принципа и традиционного. В основе (2) лежит понятие слова. Каждое слово пишется отдельно от других, а значащие части того или иного слова пишутся слитно. В основе лексико-морфологический принцип. Употребление (3) зависит от характера слов и их положения в речи + границы предложения. В основе лексико-синтаксический принцип. При (4) учитывается словоделение и морфемный состав слова, в основе слого-морфемный принцип.

Речедвигательную – послоговое орфографическое проговаривание. Моторную – многократная запись. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования орфографических умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению орфографических ошибок, фиксации учителем орфографических ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.

 

 

23. Методика пунктуации.

Пунктуация - это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме. Знаки препинания вместе с буквами служат графическим средством передачи на письме устной речи. Они используются в коммуникативных единицах - предложении и тексте - для их расчленения на осмысленные отрезки, имеющие свое синтаксическое строение и свое логико-предметное значение. Методика пунктуации - раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков. Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная пунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами, а также умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях. Относительная пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил.

Цели работы по пунктуации в школе. Познавательные цели.  раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;

  - знакомство с основной единицей пунктуации - пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков;

  - ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания;

  - усвоение пунктуационных правил, включенных в программу.

Практические цели- развить у учащихся пунктуационную зоркость;

- научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

- развить умение обосновывать выбор знаков препинания;

- научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

Принципы русской пунктуации и связь методики пунктуации с ними смысловом (или логическом), синтаксическом (или грамматическом) и интонационном.

В 70-е гг. нашего века ученые пришли к выводу, что "современная пунктуация строится не на одном только каком-либо принципе, а на ряде принципов... в их совокупности, причем эти принципы часто перекрещиваются между собою"

. Синтаксическая основа является фундаментом современной пунктуации. 1. Синт-ий принцип пунктуации оправдывает параллельное изучение синтаксиса и пунктуации в школе. Изучение пунктуации на синт-ой основе дает возможность вместе с усвоением пункт-ых правил углублять знание по синтаксису. 2.Правила, сформулированные на синтаксической основе, составляют необходимый минимум употребляемых знаков, без которых затруднено общение между пишущим и читающим. 3.Грамматическая синт-ая основа унифицирует пунктуацию, т.е. в сходных конструкциях по аналогии ставятся одинаковые знаки препинания. 4.Синтаксическая основа не снижает роли смыслового анализа при расстановке знаков препинания, т.к. синт-ое членение речи в конечном счете отражает смысловое (или логическое) членение речи.5. В немногих правилах интонация выступает, как условие постановки знаков препинания.

В ряде правил интонация сочетается с другими условиями, определяющими пунктуационную норму. Т.о. синт-ий принцип как ведущий оправдан в школьном изучении. В большинстве правил интонационные признаки как условия пунктуационной нормы не указываются, хотя многим конструкциям свойственна особая интонация. Иногда встречаются несоответствия пауз и знаков препинания, но их подавляющее меньшинство. Изучение пунктуации должно сопровождаться выразительным чтением со стороны учителя и учеников.

Типы пунктуационных правил. Пунктуационная норма – это не только пункт-ый знак и его употребление, но и отсутствие знака. По характеру пунк-ой нормы правила бывают позитивными (когда и какой знак следует ставить) и негативными (запрещают употребление знака). Основу школьной пунктуации составляют позитивные правила. В зависимости от функций знаки препинания делятся на разделительные и выделительные (двойные) – считаются одной пункт-ой ошибкой. Условиями действия пункт-ой нормы могут быть синт-ие особенности пред-ия, указания на смысловые отношения между частями, интонация. Норма может действовать при одном или нескольких условиях. Пункт-ые правила могут быть простые (включающие одно условие) и сложные (разные условия, могут сочетаться и взаимодействовать). В правилах должно быть столько условий, сколько их необходимо для определения нормы. неполнота условий действия нормы затрудняет применения нормы и может стать причиной ошибки. В практике письменной речи иногда наблюдаются несоответствия указанных в правиле условий и норм. Школьное несколько упрощает механизм действия сложной нормы. По степени обобщения грамматического материала пункт-ые правила бывают обобщенные и частные.

Обобщенные правила раскрывают общие закономерности, выражают основные тенденции, дают нормы, которые будут общими для аналогичных синт-их единиц. Частные создают варианты, уточняют обобщенное или ограничивают сферу его действия. Соотношение обобщенных и частных правил бывает разным: 1) а)обобщенные дифференцируются частными; б)частные расширяют, уточняют или ограничивают действие основного; в)сочетание обобщенных и частных правил обслуживает комплексную пунктограмму. 2) частное правило не имеет соотносящегося с ним обобщенного; 3)синт-ая единица обслуживается только обобщенным пункт-ым правилом. Для методики важно знать каким по степени обобщения является обобщаемое правило, в каком отношении находятся обобщенные и частные правила. От этого будет зависеть время и место введения обобщенного правила и частного, методика работы над правилом, а также обобщение и систематизация.

Пунктуационное правило и методика работы над ним. 1)разновидности пункт-ых правил и особенности работы над ними; 2)методика работы над правилом; 3)применение правила. В зависимости от видов работы правила различаются особенностями анализа материала при их объяснении.

3 группы правил: 1)правила, в которых достаточным для пункт-ой нормы является характеристика синт-ой единицы. Если в простом правиле в качестве единственного условия нормы выступает наименование синт-ой единицы, то специальный анализ правила не проводится, оно сообщается дедуктивно во время изучения синт-ой единицы. 2)правила, в которых в качестве условий пункт-ой нормы называются признаки по которым обозначается и синт-ая единица. Следовательно, хар-ка грам-го факта включает и пункт-ую норму. При работе с этими требованиями требуется специальный анализ правил – выделение условий и соотношение их с нормой. Трудности связаны с количеством условий, их неоднородностью. 3) выделение и название синт-ой единицы не является достаточным основанием для пункт-ой нормы. Начало поиска. Необходимы логические операции (при однор. членах, в БСП). Для того, чтобы работать над правилом нужно ориентироваться в его построении и формулировке. Правила может быть выражено в описательной форме. Если в пункт-ом правиле условий несколько, то необходимо обратить внимание уч-ся на их логическую связь и последовательность. Правила должны иллюстрироваться схемами, цель которых графическими средствами показать норму и условия ее действия.

Принципы работы с пункт-ым правилом: 1)объяснение терминов и наименований; 2)выделение нормы и условий ее действия в формулировке правила; 3)мотивирование отдельных положений правила; 4)подбор и составление примеров; 5)сопоставление правил.

(1)Начиная работу с новым правилом, необходимо проверить понимает ли уч-к значение термина (дать упр-ие). При работе с термином необходимо выявить все основания, по которым производится деление понятий. Например, определение: по способу связи (согл/несогл.), по составу (распр./нераспр.), по месту относит. опред. слова, по наличию сочинительной связи (однород./неоднород.), по смысловому и интонационному выделению (обособ./необособ.).

(2)Выделяется норма и характеризуется по функции знака, по хар-ру директивы. Рассматриваются варианты норм. Выделяются условия и формулируются в виде отдельных положений. Показывается их взаимодействие и подчиненность условий. Рекомендуются упр-ия на выделение условий действия и нормы: 1)по указанным условиям назвать норму; 2)назвать условия, при которых действует указанная норма; 3) установить связи и зависимости между условиями.

(3)Мотивирование – углубление понимания этого правила.

(4)Чтобы подбор примером не был формальным, а осознанным необходимо вводить составление примеров по заданиям и условиям. Примеры, связанные с перестройкой пред-ий.

(5)Одна и та же синт-ая конструкция может обслуживаться несколькими пунктуационными правилами. В школе целесообразно проводить последовательное сопоставление, а не одновременно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.027 с.)