Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. В. Рац. Гражданское общество и политика ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Я имел возможность обсудить перспективы гражданского общества в России со своим коллегой, замечательным методологом из НИИ культурологии и Минкульта России С. И. Котельниковым, и мы пришли к следующим соображениям, которые я представлю в тезисной форме. 1. Гражданское общество в паре с правовым государством мыслится как основа попперовского "открытого общества", в котором господствует критическое мышление и которое открыто по отношению к возможным проектам своего будущего. Все это находит выражение в политической системе, начинавшей формироваться в России дважды: в первом и последнем десятилетиях XX в., но в начале века уничтоженной большевиками, а в последние годы выродившейся в формы "управляемой демократии". Так что фактически ничего такого у нас пока нет. 2. Можно обсуждать гражданское общество как отдельно взятый феномен, но вырастить его можно только в паре с правовым государством. У нас, однако, нет не только этой пары, но и публичной политики как таковой, если понимать ее как конкуренцию разных политических и управленческих программ и проектов. Мы предлагаем понимать ее именно так, и в этом смысле ни общество, ни государство, по идее, не являются политическими субъектами, поскольку выражают - каждое по-своему - интересы целого: страны, народа. А политические субъекты могут мыслиться как таковые, только если выражают частичные интересы, как правило, оформляемые в партийных программах. Интересы государства в целом направлены преимущественно на функционирование и воспроизводство существующей системы, а политическая и гражданская организация общества в ходе общественно-политической жизни обеспечивают ее инновационное развитие. 3. Итак, в наших глазах политические субъекты - это, вопреки бытующим представлениям, отнюдь не государство и общество, а носители политических программ и проектов. Государство и общество - не субъекты, а объекты политики. Политика не сводится к борьбе за власть: власть - это только средство (хотя и важнейшее) реализации представлений политического субъекта о будущем своей страны и народа, государства и общества (города, профессии, сообщества). Именно эта картина будущего в первую очередь задает лицо политического субъекта, а не популистские обещания стабильности или повышения зарплат бюджетникам. Какими мы хотим видеть свою страну, государство и общество - этим определяется направление движения сегодня, в том числе, пусть и опосредованно, решение самых практических вопросов.
В некотором смысле все политики оказываются при этом экстремистами, поскольку вынуждены отстаивать свое видение будущего, свой проект в борьбе с противниками. Но именно с противниками, а не с подлежащими уничтожению врагами, что и отличает цивилизованного политика, мыслящего и работающего в рамках права. 4. Здесь резонно говорили, что формы гражданского общества историчны и зависимы от местных условий. Тем не менее, по-видимому, гражданское общество - это всегда разного рода неформальные сообщества: по интересам, профессиональные, этнорелигиозные, региональные и политические, с которыми (обычно с несколькими из которых) идентифицируют себя граждане. Мы полагаем, что в России, где актуальной задачей является самоорганизация и структурирование населения, процессы формирования гражданского общества и политической системы будут идти параллельно. Собственно, это и будет (если будет) нормальная общественно-политическая жизнь страны. 5. С нашей точки зрения, нынешние протестные настроения и митинговая активность сами по себе еще не означают возвращения политики, а должны лишь способствовать самоорганизации населения и, в первую очередь, формированию политических субъектов - в отличие от наших парламентских симулякров и несистемных "революционеров". Вместо этого в оппозиционных СМИ и в Интернете основное место заняло обсуждение возможных переговоров представителей "общества" с государством. Перспектива таких переговоров, однако, во-первых, вряд ли реалистична, а, во-вторых, вредна, поскольку блокирует формирование жизненно необходимой стране общественно-политической системы. 6. Публичная коммуникация, тем не менее, является важнейшим элементом необходимых стране общественно-политических отношений, но, с нашей точки зрения, направлена она должна быть в другую сторону: на формирование политических субъектов и гражданского общества. Каковы ее отличительные особенности? Каждое публичное высказывание политика должно иметь двойную адресацию: к массовому сознанию, с одной стороны, и к прочим политическим субъектам - с другой. Это то, что сейчас понял Путин, риторика которого после митингов заметно изменилась. Для политика недопустимо дистанцироваться от публики: проектные разработки должны впитывать в себя "глас народа" и получать непосредственное продолжение в намечаемых действиях, что обеспечивается опережающей разработкой программ и сценариев.
Из сказанного следует, что: - любое публичное высказывание должно соответствовать предлагаемой программе, это соответствие проверяется публикой по мере освоения программы, которая должна также иметь встроенные механизмы проверки на реализуемость; - не важно, находится ли политик при власти или в оппозиции, важна программная "легитимность" его предложений: они должны органически вырастать из программы. 7. В России, как и на Западе, принято думать, что конкуренция политических программ реализуется в форме дебатов на ТВ и полемики в СМИ. Однако это могло быть так только при специальной организации коммуникации, обеспечивающей наглядное сопоставление основных программных положений, как это сделано, например, в программе М. Прохорова, специально реконструировавшего для этого несуществующую в виде текста программу В. Путина и представившего оба документа "в два столбика". Для нашей ситуации характерно, что журналисты, увлеченные эффектами реалити-шоу, не в состоянии организовать упомянутое сопоставление, а так наз. парламентские партии избегают этого по причине дублирования популистской фразеологии, заменяющей им программы и не имеющей реального деятельностного содержания. (Окончание следует) ПОЛИС. №2, 2012, C.117-140
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.005 с.) |