Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как форум гражданских ассоциаций
И. Иртеньев Не могу согласиться с высказанным А. А. Галкиным мнением, что гражданское общество обладает универсальным характером для всех типов социума. Конечно, в этом тезисе верно отражена сама потребность граждан к объединению, существующая независимо от того или иного исторического времени. Однако маркером всех гражданских ассоциаций были и остаются цели и характер такого рода объединений, связь групповых с общесоциальными ценностями. В этом смысле гражданское общество - это не общество граждан со всеми возможными вариациями человеческих объединений, а особый продукт эволюции социума. И одновременно инструмент развития совершенно определенной формы организации власти. Итак, с одной стороны, гражданское общество отражает тяготение людей к кооперации, соучастию в осуществлении коллективной деятельности, созданию ассоциаций и коалиций. Но, с другой стороны, его специфический профиль - подтвержденный опытом строительства демократии, - характеризуется тем типом самоорганизации населения, который выражает его оригинальную троякую сущность, а именно: свободный характер объединения людей в интересах их саморазвития; укрепление общесоциальных ценностей ("духа нации") и сплоченности населения в целом; утверждение зависимости государства от общества (что может быть истолковано и как постоянная потребность в контроле граждан за деятельностью государственного аппарата). Другими словами, гражданское общество - это тот тип ассоциаций, который соединяет гражданское достоинство личности с духом всеобщности, стимулирует ответственность людей друг перед другом за судьбы государства и общества. Поэтому именно гражданское общество соединяет свободу и право людей на ассоциацию с себе подобными с поддержанием демократии как специфической формы организации государственной власти. Именно в силу этого сочетания свободы и ответственности индивида перед социумом в целом гражданское общество и превращается в структуру влияния, которая продуцирует и поддерживает в социальном пространстве организацию социального порядка, направленного на сохранение общественного - а не корпоративного - характера распределения благ. И именно поэтому гражданское общество является органическим элементом развития демократической организации отправления государственной власти.
В то же время надо учитывать, что формирование структур гражданского общества - это продукт совместных усилий как государства, так и общества в целом. При этом каждый из партнеров должен пройти свою часть пути. Впрочем, результаты такого диалога в первую очередь зависят от государства, которое и создает условия либо поощряющие, либо затрудняющие образование подобного типа объединений. Хотя нельзя не признать, что история показывает отдельные примеры формирования протоструктур гражданского общества и в неадекватных социальных и политических условиях. Что касается нынешнего российского социума, то можно утверждать, что правящий сегодня режим, мягко говоря, не стимулирует образование и поддержание жизнедеятельности структур гражданского общества. Более того, по существу, мы наблюдаем политику прямо противоположного толка, демонстрирующую поддержание режима правовой несправедливости (и даже прямого вырождения государственных структур, свидетельствующего, к примеру, о практической переориентации МВД и судебной системы на открытое обслуживание интересов политико-административной элиты и крупного бизнеса), вытеснения общественно-политической активности населения на глубокую периферию публичной жизни, насаждение форм контролируемого участия граждан, усиление полицейского контроля за НКО и другие действия, подрывающие сами основы гражданского позиционирования индивида. Учитывая масштабность этих стратегий правящего режима, можно констатировать, что в стране сегодня практически нет социальных площадок, где люди были бы способны свободно создавать структуры гражданского общества. По существу, каждый факт гражданской самоорганизации населения - результат конфронтации и преодоления сопротивления властей, не заинтересованных в наличии такого социального партнера. Немудрено, что эта политика оказывает весьма противоречивое влияние на мелкозернистую социальную структуру нашего и без того культурно и экономически расколотого общества, активируя традиционалистские культурные архетипы и побуждая население к социально разрозненным стратегиям, созданию столь же разнообразных форм гражданских объединений.
В таком заданном властями политическом коридоре мощнейшим источником формирования гражданских ассоциаций становятся культурные традиции и архетипические реакции населения. Правда, обобщенное понимание отечественного культурного материала, надо сказать, приводит к драматическим выводам. Ведь как подумаешь о массовом примирительном отношении людей к воровству и подлогам, широчайшем распространении бытовой коррупции, продажности и вороватости многих соотечественников, их некритическом отношении к лидерам, массовом неприятии иных точек зрения и о других "родимых пятнах" нашей полиментальности, так и начинаешь ощущать длительность того отрезка пути, которую должна пройти общественность в части создания гражданского общества. Неудивительно, что сегодня мы видим общество с типичной для россиян идейной раздробленностью и низкой внутренней солидарностью, общество, демонстрирующее привычный для большинства населения инертно-созерцательный тип отношения к жизни. По данным многих социологических исследований, носителей такого рода настроений, т.е. тех, кто устойчиво безучастен к общественным нуждам, никак не меньше половины населения. Конечно, нельзя сказать, что эти люди порождают болото абсолютно инертного отношения к жизни. Отнюдь нет. Просто их активность направлена на иные цели. В частности, неоспоримый приоритет их социальной активности - личные и узкогрупповые потребности, слабо связанные с какими-либо общественными ориентирами. Среди носителей этого типа ценностей широко представлены не только материально обездоленные, но заметные слои среднего класса, занятые исключительно собой и не интересующиеся проблемами общественного характера. Среди этого гламурного гражданства - хорошо обеспеченные люди, для которых пустым звуком являются как национальные границы (пересекаемые ими в поисках отдыха, приложения капиталов, приключений и т.д.), так и национальные интересы. Неслучайно политический профиль такой части населения определяется пассивностью, нежеланием и неумением контролировать власть. И если эти люди включаются в социально-политическую жизнь, то только во время острых кризисов, да и то частично и избирательно. Нельзя забывать, что такое социальное бездушие подпитывает и порождает многочисленные мистически ориентированные ассоциации, секты, замкнутые на себя конфессиональные сообщества, стимулирующие автаркические тенденции и опять-таки безучастные к каким-либо общественным интересам и формам контроля за власть предержащими. Наряду с этой категорией лиц завидную активность и тягу к объединению показывают представители теневого, криминального сектора, о количестве представителей которого можно косвенно судить хотя бы по числу лиц, находящихся в заключении. В рамках этих коалиций общественные цели умирают окончательно (хотя тяготение к участию во власти тут просто замечательное). Но, в любом случае, очевидно, что эта сфера гражданских ассоциаций поглощает и преобразует социальную активность весьма широкой части населения (причем как в низовых, так и в элитарных кругах). Нельзя не добавить к этому коллективному портрету создаваемые населением страны ассоциации и различные радикальные группировки, пытающиеся навязать обществу многообразные националистические, расистские и иные экстремистские взгляды.
И хотя в этом котле гражданских ассоциаций присутствуют и структуры гражданского общества, их местоположение нельзя расценить как заметное и влиятельное. Более того, их позитивная энергия в значительной степени тратится на элементарное самовыживание, а не на развитие и тем более приращение общественного капитала. Коротко говоря, структуры гражданского общества в стране вроде бы существуют, но их влияния на власть и общество по существу никакого нет. Да и в науке явно преувеличивают его реальное значение. Здесь бы государству взять и поддержать здоровые силы общества, выстроить соответствующим образом законодательство и перестать потакать вредным привычкам населения. Однако власти сполна используют и излишнюю доверчивость граждан, и неразвитость их политических установок. Уж если правящий режим что и поддерживает, так это патерналистские и конформистсткие образцы мышления и поведения, консервируя таким образом - под лозунгами стабильности и порядка - влияние традиционалистской политической культуры, сориентированной на этатистские модели гражданской активности. В этом контексте нельзя не видеть и пагубную роль, которую играют сервильные интеллектуалы. С готовностью очерняя любую гражданскую инициативу и усиливая источаемое высокими устами презрение к тем, кто клянчит западные гранты и обивает пороги зарубежных посольств, эти пролетарии умственного труда только и делают, что запугивают обывателей "кознями Запада" и "угрозами цветных революций". Понятно, что такие "гуманитарные" усилия - составная часть механизма самолегитимации власти. Однако важно видеть, что они неизбежно подрывают возможности для естественного саморазвития гражданского общества. И как может быть иначе, если эти гуманитарии ориентируют людей на совершенно иные формы проявления их гражданской активности, распространяя в обществе не дух свободы и ответственности человека перед обществом, а его подчиненность и зависимость от власти, не его гражданское достоинство и жизненную самодостаточность, а генетическую неполноценность уклонистов от "помощи" государства. И хотя эти "духовные отцы" нации в недалеком прошлом столь же рьяно защищали другие политические устои и принципы, все они, как и прежде, демонстрируют неизбывную преданность власти как таковой, приучая людей ощущать аромат родины, обоняя программы правящих партий и нюхая сапоги любого диктатора.
Одним словом, можно видеть, что с точки зрения оценки гражданственности населения в стране присутствует ситуация "механической солидарности" (Дюркгейм) групп, демонстрирующих различные цели и ценности, порождающих эклектику и дискретность поведенческих практик среди элит и низовых структур. Как следствие - в стране сложились параллельные тренды развития и общества, и государства. В этом котле социальных процессов одновременно вывариваются и клерикальные программы, и активность адептов национальной идеи, и лозунги "возвращения социализма", и многие другие проекты постимперского травматического сознания. На фоне этих местечковых "ответов на вызовы глобализации" активность гражданского общества, временами хоть и яркая (вспомним к примеру бы Болотную площадь), все еще малозаметна и невлиятельна. Неудивительно, что в итоге мы идем к демократии без гражданского общества, без смены элит и без политической активности населения, без конкуренции и уважения прав граждан, а стратегия модернизации на этом фоне и вовсе выглядит непреднамеренным следствием стратегических маневров политических коррупционеров. Думаю, что в нынешнем контексте гражданскому обществу уготован длительный и сложный пусть саморазвития и самораспада. Полагаю при этом, что перспективы построения гражданского общества (со всем спектром политических последствий) должны быть связаны с изменением политики правящего режима. Без легального изменения характера взаимоотношений государства и общества нас ждет либо серьезный политический кризис, либо вялотекущая переходность российского развития, которая поставит крест для ныне живущих поколений и на перспективах гражданской самоорганизации, и на демократическом будущем страны. Правда, боюсь, что нынешним властям нечего предложить обществу, кроме косметического подкрашивания своих авторитарных конструкций и новых сюжетов археологической активности своих лидеров.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.009 с.) |