Вопрос 3. Историко-правовой анализ деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности во второй половине XIX В. По настоящее время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Историко-правовой анализ деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности во второй половине XIX В. По настоящее время



 

Во второй половине XIX начале XX в.в. в России активно начали появляться и действовать западные мистико-религиозные сообщества (ордена): мартинисты, розенкрейцеры, рыцари-филалеты (друзья истины), иллюминаты[33]. Такое их распространение возникло в результате поддержки этих сообществ лично императором Николаем II. К этому же времени относятся и сведения об увлечении мартинизмом Николая II[34].

Анализируя различные исторические источники, следует указать, что, в этот же период времени на территории Российской империи получили распространение такие нетрадиционные религии, как баптизм, евангельское христианство, адвентизм, пятидесятничество, зачастую носящие деструктивный характер.

Стоит отметить, что первые евангельско-баптистские общины возникли в России в 60-80-х годах XIX в. в четырех обособленных друг от друга регионах: на юге Украины, в Закавказье, в Петербурге и в Таврической губернии Левобережной Украины. Возникновение общин, исповедующих баптизм на юге Украины, шел через штундизм, менноитское братство и первых баптистов среди российских немцев.

Менноитское братство, возникшее на юге Украины, имело своим внешним толчком новопиетическое направление в штундизме. Возникновению первой баптистской общины среди молокан Закавказья предшествовало появление учения «водных» молокан. Для менее податливых и настороженных молокан Таврической губернии подготовительной ступенью было возникновение в их среде новомолокан, так называемых евангельских христиан – «захаровцев».[35]

Как уже упоминалось выше, занесенные первоначально немецкими и американскими миссионерами, они постепенно становились исповеданием значительных групп собственно россиян, в том числе этнических русских и украинцев.

Безусловно, эти факты самым отрицательным образом сказались на Российском православии. В этот исторический период времени оно претерпело большие изменения не в лучшую сторону за счет внутренних процессов и расколов в самом православии: выделение старообрядцев, причем множества толков, образование различных форм исконно русского сектантства – христововеров, молокан, духоборцев и др., позднее – толстовства.

Разными направлениями, сектами и толками были представлены в России ислам, буддизм, иудаизм.

Следует отметить, что в 1842 г. Святейшим Синодом была впервые установлена классификация нетрадиционных религиозных объединений, основанная на определении степени «вредности». Секты делились на вреднейшие, вредные и менее вредные[36].

В соответствии с установленными Синодом критериями к сектам «более вредным» относились:

«1) иудействующие (субботники, жидовствующие);

2) духоборцы, молокане, прыгуны и штундисты;

3) хлысты, шалопуты и другие отрасли хлыстовщины (люди Божии, духовные христиане);

4) скопцы;

5) самокрещенцы, странники (сопелковцы, бегуны), странноприимцы, федосеевцы, филипповцы и другие мелкие беспоповщинские толки (аристовщина, аароновщина);

6) те раскольники-поморцы, которые, принимая молитву за царя, не признают брака.

Менее вредными считались:

1) все толки поповщинские;

2) из беспоповщинских толков: поморцы, принимающие молитву за царя и брак, нетовцы, или спасово согласие, принимающие таинства крещения и брака в православной церкви»[37].

По нашему мнению, именно данную классификацию Сенат взял за основу при разработке отделения второго «О ересях и расколах» второго раздела Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1876 г.

В комментариях, относящихся к названному отделению второго раздела «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», было изложено мнение Правительствующего Сената о законах, определяющих «преступления и проступки по расколу».

Согласно разъяснению Сената: «Прямой смысл как статей Уложения, так и заключающихся в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений (ст. 48–72 по изд. 1876 г.) ясно указывает, что законодательство наше, различая ереси и расколы по степени их вреда, устанавливает на этом основании и уголовную ответственность сектаторов, которые с этой точки зрения могут быть распределены на три разряда:

1) на секты, повреждающие веру, но менее вредные в гражданском отношении (улож. о наказ. ст. 196);

2) на секты, особенно вредные как в отношении к охранению веры, так и в гражданском отношении (ст. 197);

3) на секты, соединенные со свирепым изуверством и фанатическим посягательством на жизнь свою или других, или же с противонравственными гнусными действиями (ст. 203)».

Далее в пункте 1 статьи 197 было отмечено, что «законодатель, различая ереси и расколы по степени их вреда, относится тем строже к распространению раскольнической секты, чем более вредной она признается»[38].

В рассматриваемый период времени религиозно-этническая структура Российской империи в ее демографической динамике выглядела следующим образом[39]:

№№п/п   1867 г. 1897 г. Прирост
1. Иудеи 2,3 млн. чел 5,1 млн. чел 121%
2. Мусульмане 4,1 млн. чел 6,9 млн. чел 70%
3. Католики 6,9 млн. чел 11,4 млн. чел 68%
4. Православные 54 млн. чел 87 млн. чел 61%
5. Протестанты: 2,3 млн. чел 3,7 млн. чел 57%
6. Старообрядцы и сектанты 1,5 млн. чел 2,1 млн. чел 41%.

Как свидетельствуют статистические данные всероссийской переписи населения 1897 года, лица православного исповедания (вместе со старообрядцами) составили 71% населения страны. Несмотря на это, уже в дореволюционной России ее конфессиональное пространство, было весьма неоднородным, Русская Православная Церковь все-таки являлась крупнейшей религиозной общиной Российского государства[40].

Следует добавить, что государственная церковность синодальной эпохи, складывавшаяся на протяжении XVIII–XIX вв., сохраняя черты византийско-московского наследия, привнесла в систему церковно-государственных взаимоотношений ряд существенных изменений, в частности, законодательное оформление принципов новой имперской веротерпимости. Поэтому, не отвергая специфически протоимперской практики религиозной толерантности, свойственной Московскому царству по отношению к инославным христианам и иноверцам, императорское правительство как субъект веротерпимости сохраняло и модернизировало традиционное отношение к религиозным верованиям этнических групп, племён и диаспор, включаемых в состав России на протяженности XVIII–XIX вв[41].

Можно констатировать, что уже в дореволюционной России ее конфессиональное пространство, при безусловном численном, статусном и культурообразующем преобладании православия, было весьма неоднородным.

В конце XIX начале XX в.в. государственная правовая система вероисповедных отношений, построенная частично на канонической основе, начала эволюционировать в сторону расширения религиозных свобод для так называемых раскольников и смягчения уголовных наказаний за религиозные преступления.[42]

Результатом этой эволюции в начале XX столетия стало издание именного высочайшего Указа от 12 декабря 1904 г. «Об охране терпимости в делах веры», в котором пункт шестой гласил: «Для закрепления выраженного Нами в Манифесте 26 февраля 1903 г. неуклонного душевного желания охранять освященную основными законами Империи терпимость в делах веры, подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения»[43].

Дальнейшее развитие законодательства о свободе и вероисповедании нашло свое отражение в высочайшем Указе Сенату «Об устранении стеснений в области религии и укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Он впервые внес существенные коррективы в соотношение между приоритетами государственно-церковными и частными, сократив часть статей, защищавших исключительные права Православия на сохранение неприкосновенности его конфессиональных границ. Лица, формально числившиеся православными, получили легальную возможность покинуть господствующую Церковь без ущерба для своих гражданских прав. Тем самым впервые была сужена область государственного принуждения, применяемого для поддержания господствующего статуса Православия среди религиозных общин России. Соответственно было расширено правовое пространство религиозной свободы для старообрядцев и сектантов, получивших необходимую для выполнения своих религиозных обязанностей правосубъектность[44].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что меры, предпринятые правительством в 1905 г., в сущности, завершили строительство традиционной системы веротерпимости, добавив к ней недостающие, с точки зрения действовавшего законодательства, элементы религиозной свободы.

По мнению автора, следующим этапом закрепления свободы вероисповедания уже в Советской республике нашло отражение в ряде нормативно-правовых актов, изданных с 1918 г. по 1936 г. Анализируя Декрет от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», Постановление от 19 июня 1923 года, вводящее в действие «Инструкцию по вопросам, связанным с проведением Декрета об отделении церкви от государства», Конституции РСФСР 1918 и 1925 года, Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», Конституцию СССР 1936 года[45] и другие, можно прийти к заключению о том, что они дали возможность массовому появлению на территории страны различных религиозных объединений, как российского, так и иностранного происхождения, в числе псевдорелигиозных сообществ.

Ярким примером данного процесса является следующий факт: в 20-е годы XX века в Западной Белоруссии крестьянин И. Мурашко, объявил, что Бог провозгласил его «пророком Илией», «ангелом завета и отцом Сиона» и создал свою секту Мурашковцев. Своё учение Мурашко построил на апокалипсических идеях, проповедовал скорое наступление «конца света» и «страшного суда», запугивал адептов и заставлял их в ожидании скорой гибели отдавать имущество в распоряжение секты. Обряды секты многими исследователями справедливо названы «изуверскими», в частности, один из обрядов - «снятие семи печатей» предполагал срезание с тела адептов кусочков кожи, стекавшей при этом кровью «причащались» другие члены секты (этот обряд напрямую связывает мурашковцев с сатанистами). Адепты секты не имели права посещать общественные места, читать книги, общаться с людьми, исповедующими иную веру и вступать с ними в брак. За нарушение сектантских «заповедей» адепты подвергались физическому и психологическому наказанию (детей пороли розгами, взрослых подвергали арестам в подвалах). Апогеем развития секты стало (как и во многих других сектах отечественного и иностранного происхождения) «великое переселение»: Мурашко убедил сотни своих последователей покинуть родные места и уехать на постоянное место жительства в организованное им хозяйство в Западной Украине «Новый Иерусалим». Адепты продавали свои дома, имущество и вносили деньги в секту. Таким образом, Мурашко получил значительные материальные средства, после чего, присвоив их, а также доходы хозяйства, бежал в Америку[46].

В 1923 г. декретом «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» был провозглашен принцип «свободы совести и религиозных убеждений». На самом же деле декрет стал руководством к настоящему террору против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан. Государство и общество были объявлены атеистическими, а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В 1930 г. был запрещен в г. Москве колокольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения[47].

Существенный импульс этот процесс получил в 1939–1940 гг. после включения в состав СССР западных областей Украины и Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики. Вместе с населением этих территорий в страну пришел целый ряд направлений пятидесятничества (в том числе христиане веры евангельской, мурашковцы, субботствующие пятидесятники и др.), Свидетели Иеговы, новые группы баптистов, адвентистов и др., постепенно распространившихся и на территории России. Их распространению, в немалой степени способствовала и репрессивная политика правительства по отношению к этим религиозным направлениям и целым слоям населения, обвиненным в национализме и сопротивлении коллективизации[48]. Благодаря депортациям, высылкам, заключению в лагеря на территории Сибири и Дальнего Востока (а также Казахстана и Средней Азии) эти религиозные направления на названных территориях укоренились и получили свое распространение, а минимальное присутствие в этих регионах фактически разгромленной православной церкви способствовало этому процессу.

Следующий этап появления в СССР и России новых религиозных направлений, усложнявших ее конфессиональное пространство, начинается в 70-х гг. как отражение, пока еще слабое, происходившего на Западе процесса образования так называемых религий нового века («New Age»), распространения восточных культов и учений (йога, Общество сознания Кришны, трансцендентальная медитация и др.). По различным причинам и мотивам, они получили некоторое распространение среди интеллигенции и в молодежной среде.

Заключительный этап появления и повсеместного распространения в России нетрадиционных религий, конфессий, религиозных новообразований, псевдорелигиозных сообществ произошел в 90-х г.г. XX в., с началом «перестройки» и процессов демократизации и реформирования общественного устройства страны, с падением «железного занавеса» и ростом открытости России западному миру.

Определенные попытки со стороны государства по противодействию массовому появлению псевдорелигиозных сообществ, иначе говоря, сект, предпринимались. Так, в 1990 г. был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», однако он не смог сдержать активизации деятельности псевдорелигиозных сообществ как российского, так и иностранного происхождения.

Проанализировав сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации по данным Государственного реестра по состоянию на 1 января 2008 г., предоставленные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции Российской Федерации, автор пришел к выводу о том, что прибывшие иностранные миссионеры и проповедники имеют отношение как к действующим в России церквям и религиозным направлениям, главным образом, неопротестантским, так и религиозным движениям деструктивного характера, официально запрещенным в странах западной Европы и Америки, которые представляют серьезную общественную опасность для граждан страны и угрозу национальной безопасности государства (например, «Свидетели Иеговы», Саентологическая церковь и другие).

В этот период, наряду с зарубежными религиозными организациями в России стали создаваться и отечественные религиозные и псевдорелигиозные сообщества не только деструктивной, но и криминальной направленности: Белое братство – Юсмалос, Богородичный центр (позднее принявший наименование Церкви Матери Божией «Державная»), Церковь последнего завета (Виссариона) и другие.

К сожалению, ситуацию в религиозной сфере осложняют и процессы, происходящие внутри самой Русской православной церкви, также ведущие к увеличению разнообразия конфессиональной картины: расколы, образование Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), Российской православной свободной церкви (РПСЦ), Российской православной автономной церкви (РПАЦ), Истинно-православной церкви (ИПЦ), появление в России приходов Украинской православной церкви (Киевского Патриархата).

Аналогичные процессы наблюдаются в некоторых протестантских церквах, в российском исламе, буддизме и иудаизме.

В результате всех этих процессов, как далекого, так и совсем недавнего прошлого и даже наших дней, и сформировался тот конфессиональный портрет страны, который мы сегодня имеем.

В настоящее время на территории Российской Федерации, по данным Министерства юстиции РФ, только официально зарегистрированных религиозных организаций, на центральном и местном уровне, действует более 23000 тысяч[49], а сколько незарегистрированных, подпольных, преступных, достоверно, наверное, мы не узнаем никогда. Но то, что они есть, активно действуют и совершают противоправные действия, как в отношении своих адептов, так и посторонних лиц могут служить факты, приводимые в средствах массовой информации.

Считаем возможным привести примеры наиболее резонансных преступлений, совершенных псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности, за последние 20 лет:

· ритуальное убийство в 1993 г. в Оптиной пустыне трех монахов; в целом с 1988 г. ритуальными способами (объяснимыми с точки зрения современной медицины психическими отклонениями) убиты несколько видных священнослужителей Русской Православной Церкви;

· волна самоубийств адептов Белого братства в РФ в 1993 г., в частности, в Новгородской области;

· едва не состоявшееся массовое самоубийство «белых братьев» и устроенные ими беспорядки в Киеве осенью 1993 г.; Страшный суд был запланирован на 24 октября, а потом перенесен на 14 ноября 1993 г., но, к счастью, грандиозного кровавого шоу с вознесением красавицы-«богини», знаменующим начало Страшного суда, не состоялось, оно было предотвращено в зачатке, хотя адепты Белого братства были однозначно настроены на смерть; милиция задержала тогда 616 человек, 137 объявили сухую голодовку в знак протеста против насилия;

· в г. Бердск Новосибирской области 22 марта 1994г. было совершено ритуальное убийство членом общества «Сахаджа-йога» своей полуторагодовалой дочери; женщина после обряда «очищения», проводившимся в отношении ее руководителями местной общины, в припадке одержимости первоначально предприняла попытку удушения дочери шнуром, затем нанесла более 40 прижизненных ударов скальпелем в область сердца, затем совершила глумление над трупом; после суда и появления материалов в печати руководители секты отреклись от адептки, заявив о своей непричастности к убийству; примечательно, что впоследствии членами культа совершались ритуальные обряды в квартире, где было совершено чудовищное убийство, и на могиле погибшей девочки;

· в 1996 г. в г. Санкт-Петербурге адептка секты «Сахаджа-йога» совершила самосожжение; известны случаи отправки членами «Сахаджа-йоги» своих детей в закрытые «Сахаджа-школы» в Индию и Непал, где дети подвергаются интенсивной психической обработке посредством частых медитаций и принудительного ограничения в питании;

· ритуальное убийство 16-летней девушки сатанистами в г.Канск Красноярского края (1995 г.);

· вначале 90-х годов в Волгограде учащийся ПТУ, назвавший себя Алексеем Кровавым грабил и убивал подростков; увлекаясь музыкальной группой «Коррозия металла», прославляющей в своих песнях насилие и зверские убийства; его жертвами стали дети четырех семей; в его дневниковых записях много кабалистики, записаны трактаты и молитвы, посвященные сатане («Православная Москва» №13, октябрь 1994г);

· самосожжение молодой женщины на глазах 3-летнего сына 27 мая 1996 г. в Санкт-Петербурге (в сообщении информационной программы телеканала «Петербург - 5 канал» указывалось, что имелись сведения о ее активном участии в секте);

· принесение в жертву сатанистами молодой девушки из Санкт-Петербурга в 1996 г.;

· осуждение в 1995 г. в Ивано-Франковске трех адептов сатанистского культа за осквернение могил;

· осквернение сатанистами Свято-Духова кафедрального собора в Минске в ночь с 23 на 24 июля 1996 г. (порча черной краской мозаичных икон (Пресвятой Троицы, святых Иоанна Предтечи, учителей словенских Кирилла и Мефодия), нанесение культовой антихристианской символики, кощунственных надписей, выражающих прямую угрозу физического уничтожения христиан);

· поджог сатанистами православного храма в г.Заславль в октябре 1996г.;

· 28 апреля 1994 г. в г. Новосибирске совершено убийство сатанистом, ранее занимавшимся оккультизмом с совершением ритуальных сатанинских обрядов (сооружение дома сатанинского престола и устройство знаков сатанинской символики) 33-летней женщины ритуальным кинжалом с последующим заявлением друзьям о принесении ее в жертву сатане;

· 12 июня 1995 г. в Новосибирске совершено принесение в жертву сатане (по собственному заявлению убийцы на суде) семилетней девочки с последующим глумлением над телом убитой; убийца занимался черной магией, считал себя последователем сатанизма; убийство им было произведено с целью получения сверхъестественных способностей;

· 26 июля 1996 г. в Новосибирске была дважды в течение дня осквернена надписями, прославляющими сатану, часовня Святителя Николая Чудотворца, символизирующая центр России;

· 13 мая 1997 г. в Новосибирске был убит сторож и было сожжено церковное здание, предназначавшееся для размещения в нем информационно-аналитического центра по проблемам сектантства; преступление сопровождалось неоднократными угрозами поджогов православных храмов со стороны членов секты сатаны;

· 10 августа 1996 г. в Ставрополе на территории областной больницы был подожжен двухметровый крест, освященный Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II;

· в период с конца 1996 по начало 1997 г. в Тюмени и Тюменской области была совершена серия одинаковых ритуальных убийств через повешение около 30 подростков;

· 23 ноября 1999 г. пять членов религиозной секты неопятидесятников из Алдана (Якутия) осуждены городским судом за истязание 10-летнего мальчика, который скончался от побоев. Как сообщили в министерстве юстиции Якутии, по заключению судебно-медицинской экспертизы ребенок умер от болевого шока, полученного в результате избиения. Руководитель общины «пятидесятников» Виталий Козырь приговорен городским судом к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима. Четверо других членов секты будут отбывать наказание также в колонии строгого режима в течение 5 лет. Внимание общественности к деятельности общины неопятидесятников было привлечено в марте 1999 г. после того, как они захватили здание администрации Алданского района с требованием выплаты денег за лесозаготовку. По факту захвата было возбуждено уголовное дело. В ходе расследования выяснилось, что члены секты «в воспитательных целях» истязали своих детей - били палками и заставляли стоять на морозе. Один из мальчиков, 10-летний Миша Дулов, от побоев скончался.

· В начале 2000 г. в Москве совершено преступление многолетним членом «Общества сознания Кришны в России». Николай Непочатов, более шести лет проживший в московском ашраме «Центра обществ сознания Кришны в России», в течение месяца регулярно насиловал одиннадцатилетнюю девочку. Тридцатилетний кришнаит, промышлявший продажей литературы секты, в начале 2000 г. решил попробовать самостоятельной жизни вне переполненного московского ашрама и попросился на ночлег к своей случайной знакомой. Сердобольная женщина прониклась жалостью к неприкаянному проповеднику добра и ненасилия, которого, по его словам, кришнаитское начальство собралось переселить в далекий подмосковный ашрам, и предложила ему пожить у нее. Мать-одиночка целыми днями была занята на работе и была даже рада, что дочь после школы будет под присмотром взрослого человека. Днем Николай торговал на улицах литературой, а вечерами активно обучал премудростям кришнаизма и попутно насиловал привязавшуюся к нему росшую без отца девочку. Запуганная девочка не говорила об этом матери, пока та случайно не застала кришнаита на месте преступления. Оказалось, что педофил уже начал проявлять активные развратные действия и по отношению к подружкам девочки, которых она приглашала в квартиру послушать рассказы о любовных похождениях синекожего бога Кришны.

· В ночь накануне весеннего равноденствия 21 марта 2000 г. поклонник индуистского бога Кришны убил русского православного священника в сибирском поселке Тура. Священник - иеромонах Григорий - с 4 ноября 1997 г. был настоятелем молитвенного дома в п. Тура Эвенкийского района Красноярского края. По словам полковника Ивана Панова, главы УВД Эвенкийского района, убийца - Роман Гаврилов (1973 г. рождения), вооруженный самодельным шилом, в 3 часа ночи постучался в дверь отца Григория. Священник открыл дверь, и убийца нанес ему удар шилом в сердце и два в шею. Когда отец Григорий упал, Гаврилов отрезал ему голову складным ножом, сломав при этом нож. Далее изувер зашел вместе с головой убитого священника в помещение храма, обнес голову вокруг престола так, чтобы капающая кровь образовала на полу круг, и затем положил голову отца Григория на престол. Отец Григорий открыл дверь преступнику, поскольку был с ним знаком. Как рассказывают местные жители, ранее он помогал неприкаянному кришнаиту, снабдил его теплой одеждой, неоднократно кормил и много раз беседовал с ним, пытаясь убедить отказаться от заблуждений. Убийца был задержан на следующее утро. При задержании Гаврилов назвался Романом Хариевичем Кришницем. В содеянном злодеянии убийца не раскаялся. На первом же допросе он признался, что выполнял повеление своего бога: Кришна явился ему во сне и детально описал, что он должен сделать.

· В рабочем посёлке Горный Новосибирской области в пасхальную ночь 2000г. был осквернён сатанистами строящийся православный храм. На стенах храма были нарисованы сатанинские знаки, а также на месте преступления был найден перевёрнутый обожённый крест[50].

· 2008-2009гг. – родноверами (славянским религиозным языческим движением) совершено 11 ритуальных убийств, а также серия взрывов, в том числе, культовых сооружений (Церкви, Мечети) в г. Москва и г. Таганрог[51].

В последнее десятилетие псевдорелигиозные сообщества активизировали свою преступную деятельность. Одной из причин их активности является отсутствие практики противодействия преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности. Нельзя сбрасывать со счетов и элементарную доверчивость граждан и их религиозную безграмотность, чем умело пользуются руководители (создатели) псевдорелигиозных сообществ.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что псевдорелигиозные сообщества криминальной направленности существовали на протяжении всей истории Российского государства. В зависимости от складывающейся политической, социально-экономической, идеологической ситуации в стране появлялись «нужные» для людей сообщества. От этого зависели и направления преступной деятельности: в отношении определенной религиозной группы, в отношении адептов сообществ, в целом, посягающей на национальную безопасность государства.

Можно констатировать, что подобные сообщества во все времена могли «подстраиваться» под меры, предпринимаемые государством. Они легко перестраиваются, видоизменяются, меняют места дислокации, осуществляют постоянное взаимодействие не только на территории России, но и с представительствами иностранных псевдорелигиозных организаций, имеют постоянные источники финансирования и т.д.

В связи с этим, основными задачами специального курса, мы видим информирование гражданского общества о преступных проявлениях псевдорелигиозных сообществ, а также выработку совместных мер с правоохранительными органами по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.033 с.)