Вопрос 3. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности



В связи с нестабильной политической, экономической, социальной и, особенно, духовной обстановкой в нашей стране, «интервенцией» чуждых для национальной духовности нравственных течений и идей, пропаганды «прозападного», «проамериканского» образа жизни динамика данной группы преступлений неизбежно будет возрастать.

Исходя из этого, одной из главных задач правоохранительных органов, иных органов государственной власти, общественных организаций является своевременное выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности.

Стоит отметить, что одной из главных целей любого криминологического исследования является изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений в целом и преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности, в частности. Знание основных детерминант, порождающих преступность, в том числе, позволит определить основные направления профилактической деятельности правоохранительных органов, выбор и применение мер предупредительного характера, учитывающих специфику характеристик распространенности деяний, личности правонарушителей, причин и условий совершения преступлений.

Вопрос об определении «причин» и «условий», способствующих совершению преступлений, об их классификации, уровнях, механизмах действия достаточно подробно рассмотрен во многих криминологических литературных источниках, поэтому, считаем возможным, с учетом имеющихся научных выкладок, перейти непосредственно к изучению комплекса причин и условий, способствующих совершению преступлений псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности.

Общепринято в причинный комплекс включать причины и условия политического, организационно-управленческого и социально-экономического характера; духовно-нравственного характера, нормативно-правового содержания, и иные.

Безусловно, следует подчеркнуть, что с 90-х годов ХХ века по настоящее время, указанный причинный комплекс повлиял на уровень, динамику, структуру преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности, не в лучшую сторону.

Как мы уже отмечали выше, проблема распада Советского Союза, отказа от 70-летней идеологической базы, открытия «железного занавеса», массовой безработицы, смены социально-экономических ориентиров, отсутствия должного законодательства, регулирующего религиозные правоотношения, способствовало бесконтрольному появлению огромного количества религиозных организаций, в том числе, псевдорелигиозного характера.

В дальнейшем данное обстоятельство повлекло за собой массовое вовлечение граждан страны, их «зомбирование» и совершение как в отношении них, так и ними преступлений, в частности, тяжких и особо тяжких, против жизни и здоровья, прав и свобод, семьи, собственности и т.д.

С учетом вышеизложенного, а также изучения литературы по рассматриваемой проблеме, выделим следующие причины и условия, способствующие совершению преступлений псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности.

1. Достаточно бесконтрольное возникновение псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности и их дальнейшая деятельность, в частности, преступная.

2. Несогласованная деятельность подразделений ОВД и иных правоохранительных органов по выявлению псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, причастных к ним лиц, и их противоправные деяния.

3. Отсутствие у большинства оперативных сотрудников знаний, необходимых для выявления первичной информации о псевдорелигиозных сообществах.

4. Не всегда своевременный обмен информацией с иными правоохранительными органами, в чью компетенцию входит противодействие преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ.

5. Недостаточное взаимодействие с отделами по вопросам национально-этнических отношений, связям с общественными, религиозными организациями и казачеством администрации субъектов РФ; с представителями традиционных конфессий; общественными организациями, занимающихся вопросами противодействия деструктивным религиозным культам.

6. Недостаточное информирование населения о преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ, о признаках этих сообществ, о способах вербовки и т.п.

7. Отсутствие должной оперативно-профилактической работы с лицами, обладающими повышенной виктимностью к рассматриваемой группе преступлений.

8. Практически неконтролируемое распространение в Интернете информации о деятельности псевдорелигиозных сообществ, действующих под благовидным предлогом; о привлечении новых лиц в данные сообщества; о положительных аспектах совершения преступлений с религиозной окраской (разжигании межрелигиозной розни, совершения религиозно-ритуальных преступлений и т.д.).

9. Недостаточное использование оперативными сотрудниками теоретических исследований по рассматриваемой проблеме; опыта зарубежных стран.

10. Наличие постоянных источников финансирования (как собственных, так и централизованных, в том числе, из-за рубежа) деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

11. Наличие у псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности адвокатов, коррумпированных должностных лиц из органов государственной власти, обеспечивающих противодействие преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ.

Таким образом, своевременное определение, расстановка акцентов, выбор наиболее эффективных мер воздействия на причины и условия, способствующие совершению преступлений псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности играют важную роль не только для разработки теоретических положений в рассматриваемой области, но и в таком специальном виде деятельности правоохранительных органов, как профилактика данной группы преступлений.

Далее, при анализе криминологической характеристики преступлений, совершаемых псевдорелигиозными организациями и их участниками, необходимо особое внимание уделить изучению лиц, совершающих преступления с религиозной окраской, их индивидуально-личностным свойствам.

При раскрытии данного положения за теоретическую основу можно взять классификацию В.Д. Малкова, который все личностные свойства индивида условно делит на четыре группы:

- социально-демографические (пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, место жительства, жилищно-бытовые условия и т.п.);

- биофизиологические (состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы, включающие тип темперамента, способности, особенности мышления);

- нравственно-психологические (взгляды, убеждения, интересы и мотивы, ценностные ориентации, эмоциональные свойства, жизненные стремления и ожидания, потребности и, избираемые способы их удовлетворения);

- уголовно-правовые (направленность и мотивация преступных действий, длительность, интенсивность преступной деятельности и наличие судимостей за нее, ролевое участие в конкретном преступлении, отношение к его последствиям).[74]

Определение вышеуказанных признаков, характерных для организаторов псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности и их участников, имеет существенное значение для организации и тактики деятельности по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых рассматриваемой категорией.  

Для определения обобщенной характеристики личности участников псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, необходимо их разделить на две группы.

1. Рядовые члены псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности;

2. Руководители псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

При изучении лиц, совершивших преступления с религиозной окраской (рядовых членов псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности), был установлен ряд закономерностей:

1. Средний возраст участников псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности составляет 20-30 лет (63,7%), руководителей же таких сообществ – 30-40 лет (30%);

2. Образовательный уровень: 60% - имеют среднее образование, 26, 7% - лица с высшим образованием;

3. Семейное положение: 76,3% - холосты (не замужем);

4. Лица, совершавшие преступления по религиозным мотивам - 71,8%;

5. Лица, готовые совершить преступление ради своей религиозной организации – 63,8%;

6. Из числа лиц, совершивших преступления религиозной окраски, 83,6% судимы впервые, из них в группе – 67,2%.[75]

Таким образом, можно предположить, что основную часть последователей псевдорелигиозных сообществ в настоящее время составляют «дети 90-х годов», родители которых, по всей видимости, по различным причинам, стали потенциальными жертвами массового появления таких организаций в тот период времени.

Подтверждением данному тезису служат данные, полученные в ходе проведения исследователем бесед с лицами, осужденными в Ставропольском крае по ст. 328 УК РФ, отказавшихся от прохождения военной и альтернативной гражданской службы по религиозным мотивам (последователи псевдорелигиозного сообщества «Свидетели Иегова»), которые отмечали, что «в возрасте 9-10 лет совместно со своими родителями стали посещать собрания данной организации и продолжают их посещать до настоящего времени».[76]  

Нельзя не отметить, что одной из значимых особенностей последователей псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, является повышенная их виктимность. Адепты данных сообществ в большинстве случаев одновременно могут являться и преступниками и жертвами преступления, в отношении которых, используя их мотивацию, совершают противоправные действия руководители подобных организаций.

Другой важной особенностью криминологической характеристики будет являться мотивация вступления в то или иное псевдорелигиозное сообщество криминальной направленности, и совершение в нем противоправных деяний с религиозной окраской.

Можно выделить следующие категории мотивов.

1. Трудная жизненная ситуация на момент вхождения в организацию (преобладающие мотивы: развод, семейное неблагополучие, тяжелая болезнь, смерть близкого человека, приобщение родственников к наркотикам и т.п.).

2. Уход от одиночества. Данная мотивация характерна для людей, ведущих одинокий образ жизни, считающих себя никому не нужными, в связи с чем они пытаются найти в данных организациях эмоциональную поддержку.

3. Поиск себя (самоопределение). Указанная мотивация характерна для людей в возрасте от 15 до 30 лет, которые еще не определились в жизни, ищут смысл своего существования, пытаются ответить для себя на вопросы бытия.

4. Влияние близких людей, родственников, друзей. Данная мотивация характерна для возрастной группы от 15 до 20 лет, которые по своим неустоявшимся убеждениям, взглядам, жизненным позициям не могут позволить себе противостоять родственникам, друзьям.

5. Под влиянием людей посторонних – членов каких-либо религиозных организаций. Данный мотив характерен, как для неопределившихся в жизненной позиции несовершеннолетних, которые считают, что подобные псевдорелигиозные сообщества помогут решить им все возникающие проблемы,  так и для одиноких лиц в возрасте старше 50 лет[77].

Также к мотивам вступления в псевдорелигиозные сообщества можно отнести:

-«нереализованность» в жизни, апатию к жизни;

-желание «выделиться» из общей массы людей;

-принципиальное отрицание традиционных религий;

-поиск утраченных в настоящее время в обществе нравственных ценностей (порядочности, справедливости, искренности и т.п.).

Подробную характеристику особенностей совершения преступлений лидерами религиозных тоталитарных сект (псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности) представила в своем исследовании Н.Б. Вагина. Она указывает, что «основная отличительная особенность преступлений в религиозной среде, по мнению некоторых ученых, состоит в том, что они совершаются с ведома, а нередко и при активном участии руководителей религиозных организаций, с использованием широких полномочий, предоставляемых им официальным положением»[78].

Для большинства преступлений и правонарушений в этой сфере характерно злоупотребление доверием рядовых членов со стороны лидера и его приближенных. Много и активно в религиозных организациях говорится о благах, получение которых ждет каждого члена такой организации: о духовных благах, интеллектуальных, физиологических и иных. На деле же этого не оказывается.

Следующая особенность личности лидера псевдорелигиозного сообщества криминальной направленности состоит в том, что он подвергает радикальной деформации сознание и психику членов своих религиозных сообществ, впоследствии использующего данный факт для достижения своих корыстно-насильственных целей.

Для всех лидеров характерны авторитарность, жестокость, готовность идти на все для достижения своей цели, уверенность в собственной исключительности, организационные способности, умение подчинить себе других. Подтверждением могут служить факты о том, что даже будучи привлеченными к административной или уголовной ответственности за совершение противоправных деяний или преступлений, последователи псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности не выдают своих реальных вдохновителей и руководителей. Психологическая зависимость рядовых участников от лидера, воспринимаемая ими не как зависимость, а как благо, как право пострадать «во имя» руководителя, побуждает разоблаченного члена организации, причастного к преступлению вести себя «достойно», мужественно, умело, прагматично. И рядовые участники псевдорелигиозных сообществнередко себя именно так и ведут. В лучшем случае, организаторы и «идейные вдохновители» соглашаются взять на себя ответственность моральную, если факты прямо и очевидно доказывают причастность последователя псевдорелигиозной организации к преступлению, совершенному с религиозной окраской. На признание уголовной ответственности они, как правило, не идут.[79]

Как уже ранее отмечалось, в данной ситуации рядовых участников псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности стоит изучать не только как лиц, совершивших преступления, но и как жертв преступлений, совершаемых в отношении них лидерами рассматриваемых сообществ.

С одной стороны, особенно это касается людей старшего поколения, естественно под постоянным психологическим и психическим воздействием, для «своего учителя», организации они готовы пожертвовать всем своим имуществом, начиная от того, что за свой счет покупают литературу религиозного характера, предназначенную для массового распространения (такой способ характерен для «Свидетелей Иеговы»), отдают пенсии, и, заканчивая отписанием недвижимого имущества руководителям сообщества и т.п.

С другой стороны, как отмечают врачи-психиатры[80], предпосылки для дезадаптации таких лиц кроются в самой системе культовых новообразований. Осуществляя в значительной степени контроль над поведением, мышлением и эмоциями своих членов, беспощадно эксплуатируя личность, приводя к срыву компенсаторных механизмов; манипулируя сознанием адептов, проводя политику его жесткого контроля, секты лишают человека индивидуальных особенностей. Это, в свою очередь, приводит к коллективным моделям реагирования на окружающее с потерей критичности к предлагаемым сектой духовным суррогатам. Адепт постепенно лишается самодеятельности, и его жизнедеятельность сращивается с жизнью культового новообразования, приводя при разрыве с сектой к резкой дезаптации. Здесь надо сказать о возникающем парадоксальном эффекте: пока человек находится внутри секты, его психика повреждена (это неопровержимо доказывают результаты обследования экс-культистов), но при освобождении человека от опеки культового новообразования мы часто встречаемся с новыми проблемами психического здоровья, которые были заложены во время пребывания адепта в секте наподобие сжатой пружины. Об этом, конечно же, знают лидеры культовых образований и спекулируют на этом, угрожая адептам последствиями выхода из секты.

В связи с повышенной общественной опасностью совершаемых деяний особое внимание необходимо уделить характеристике лиц, входящих в радикальные псевдорелигиозные сообщества криминальной направленности (ваххабистским и сатанистским организациям).

Характеризуя личность участников радикальных псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, особое внимание стоит уделить его нравственно-психологическим и уголовно-правовым качествам.

Так, Е.М. Юцкова среди лиц, пришедших в террористические организации в результате активной и целенаправленной вербовки, основанной на религиозных идеях, своем интересе к религии, выделяет следующие личностные типы.

1. «Идейные», т.е. те, кто под воздействием проповедников ислама (действующих в религиозных училищах – медресе, мечетях) уже усвоил идеи исключительности ислама как мировой религии и активно стремится сам войти в террористические формирования ради «торжества ислама», распространения ислама, шариата.

2. «Внушаемые», попадающие под влияние вербовщиков, использующих интерес к религии и вовлекающих в незаконные вооруженные формирования[81].

Так, за последнее десятилетие, широкое распространение в псевдорелигиозных сообществах криминальной направленности получило использование смертников, то есть лиц, несущих под одеждой взрывчатку и подрывающих себя вместе с намеченными жертвами. Этот метод является особенностью ряда террористических групп в мире, прежде всего относящихся к ваххабитскому движению.

Ислам, как и большинство мировых религий, самоубийство осуждает, поэтому нередки подобные заявления руководителей террористических движений: «Такие действия (то есть убийство врагов путем самоуничтожения) не являются самоубийством. Мы называем их акциями джихада»[82].

Поведение ваххабитов является типичным для агрессивного сектантства, которому обязательно нужен внешний враг, без которого секте жить станет просто невозможно.

Как правило, активная целенаправленная вербовка осуществляется среди молодежи, поскольку у них еще не сформировались свои четкие жизненные убеждения; используя так называемый «юношеский максимализм», воздействуя на религиозные чувства, легко внушить идею о собственной исключительности, «хозяине судеб как своей, так и других», что впоследствии может привести к добровольному совершению действий террористического характера, оправданного псевдорелигиозными доктринами. Можно предположить, что люди молодого возраста, до 25 лет, во имя религиозной идеи, которую им внушили «учителя» могут совершать любые тяжкие и особо тяжкие преступления. 

Безусловно, результаты изучение личности лидеров и иных участников псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности должны быть положены в основу подготовки целевой программы по эффективному противодействию их преступной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.021 с.)