Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Историко-правовой анализ деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности в X - XV вв.
Под воздействием экономических, геополитических, этнических, культурных факторов меняются и расширяются географические границы страны. Включение завоеванных и добровольно присоединившихся новых территорий к Руси, с населением, исповедовавшим нетрадиционные для нее религии и культы, встреча разных самобытных культур и, как следствие, культурный обмен и миссионерство, повлияли на развитие и становление культурно-религиозной ситуации на Руси. Она стала многоконфессиональным государством. Наряду с нетрадиционными вероисповеданиями в государстве также было достаточно сильно распространено и язычество, культ которого существовал на Руси до принятия христианства. По мнению Е.Е. Голубинского, именно эти обстоятельства могли послужить поводом для появления первых нормативных актов, регулирующих правоотношения, возникающие в сфере религии. В частности, в Церковном Уставе св. князя Владимира указывались виды преступлений против церкви и православия в целом и запрещалось «…ведовьство, потвори, чяродеание, волхъвование, уреканиа… еретичьством,… церковнаа татба, мертвеци сволочать, крест посекут, или на стенах трескы емлють из креста…», а также предусматривалась ответственность за их совершение «по законам Божьим»: «Тыи вси суды церквам Божьим даны суть законом Божьим, по правилом святых отец христианьскыми цари и князи в всех христианьских людех.».[11] Результаты изучения исторических материалов свидетельствуют о том, что религиозная ситуация в государстве была не однородной: во второй половине XIV столетия появились первые религиозные секты. До этого времени, в Х-ХI вв., в России существовали отдельные группы язычников и сатанистов, так и не принявших христианство. Они совершали преступления, как правило, насильственного (убийства) и имущественного (грабежи, разбои) характера в отношении христиан, священнослужителей, называя их «богоугодными действиями»[12]. Вместе с тем, следует отметить, что доля преступлений, совершаемых в тот период, была крайне незначительна. В основном они действовали латентно, открытые акции «возмездия христианам за предательство старых Богов» осуществляли достаточно редко. Однако определенный всплеск их преступной деятельности наблюдался во время народных бедствий (1021 и 1071гг.). Одним из таких проявлений были массовые убийства и ограбления пожилых и богатых женщин, совершенные язычниками, под руководством волхвов, в 1071 г.на Ростовской земле. После этого, большинство руководителей язычников были казнены и впоследствии государственные власти старались активно противодействовать различным проявлениям язычества на Руси[13]. Как следствие принятых властями мер, языческие группировки открыто более себя не противопоставляли обществу.
Также в XII в. появлялись лишь отдельные личности, распространявшие различные религиозные воззрения, противоречащие учению господствовавшей церкви. Так, в 1004 г. монах Адриан и в 1123 г. некто Дмитр старались привить в Киеве ересь богомилов, которая в то время была весьма сильно распространена в Болгарии. Позже в 1150 г. армянин Мартин также в Киеве пытался пропагандировать догматы и обряды армянской церкви, издавна отделившейся от греческого православия. Но проповеди этих лиц не имели успеха; осуждённые Киевским собором 1157 г. учения их исчезли из русской жизни, не оставив следа. В 1373 г. появляется первая религиозная секта - ересь стригольников. Официально эта секта и ей подобные строили свою идеологию на осуждении негативных явлений в Православной церкви и попытках примирить язычество с христианством. Спустя сто лет в 1471 г. возникает ересь жидовствующих, которые отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели они монашество. Жидовствующие надругались над Честным Крестом, Святыми иконами и Мощами, совершая над ними бесчинства, непредставимые для человека, выросшего в Православной вере. По свидетельству св. Иосифа Волоцкого, глумясь над святынями, они говорили: «Надругаемся над этими иконами, как жиды надругались над Христом». Продолжением этого глумления над всем святым были блуд и разврат. Жидовствующие священники совершали Божественную литургию, наевшись и напившись, после блуда, кощунственно ругались над Святым Телом и Честной Кровью Христовой и совершали другие осквернения, о которых, по словам св. Иосифа Волоцкого, «нельзя и написать». Одним из главных постулатов учения секты была идея антитринитарии (отвергающая догмат о Божественной Троице), возникшая во II-III в.в. и возродившаяся в эпоху Реформации в Европе, подрывающая идеологическую базу официальной церкви — государственной религии.
Жидовствующие возбуждали в людях сомнение в некоторых местах Священного Писания, и, прежде всего, Нового Завета. Они соблазняли и с помощью распространяемых ими отреченных, т.е. осужденных Церковью, книг, пособий по тайным наукам, и искаженных списков Священного Писания; пользовались и всем доступным им арсеналом иудейского чернокнижия и колдовства. Являясь непримиримыми врагами Христианства, жидовствующие скрывали ненависть к нему, втайне рассчитывая постепенно разрушить его изнутри. Перед людьми, твердыми в вере, еретики представляли себя «добрыми христианами» и «образцовыми ревнителями Православия»[14]. В ходе изучения исторических материалов В.И. Даль, Т.И. Буткевич пришли к выводу о том, что жидовствующие, руководствуясь положениями Ветхого Завета, Толмудом, совершали жертвоприношения не только животных, но и людей, в частности, младенцев и «чистых» девушек. Подтверждением этому служат найденные трупы, совершенные явно ритуальным способом, а также всяческое противодействие со стороны евреев властям по установлению лиц, их совершивших[15]. Следует указать, что преступления, свидетельствующие о религиозном жертвоприношении жидовствующими, совершались вплоть до конца XIX века. Возникнув первоначально в областях Новгородской и Псковской, эти секты быстро распространились и окрепли настолько, что церковь оказалась не в состоянии побороть их собственными силами и обратилась за содействием к светской власти. Властью был принят для уничтожения этих сект ряд достаточно суровых мер в духе того времени. В том числе, в 1448, 1490 и 1504 г.г. состоялись Соборы Русской Православной Церкви против жидовствующих, на последнем из которых не раскаявшихся сектантов не только предали церковному проклятию, но и осудили на смертную казнь. Последствия, однако, показали, что идеи и начала, положенные в основу учений этих сект, не были истреблены и продолжали ещё кое-где долгое время жить в народном сознании[16]. На основании вышеизложенного, представляется возможным по первому вопросу сделать следующие выводы: - существующие в рассматриваемый период времени псевдорелигиозные сообщества представляли общественную опасность, в первую очередь, для христиан, в отношении которых их последователями совершались насильственные, а также имущественные преступления; - данные сообщества выступали против Церкви и в целом христианства, утверждая о ложности вероучения, тем самым, подрывали авторитет Церкви, православных священнослужителей; - деятельность псевдорелигиозных сообществ посягала в общем на государственную безопасность, пытаясь породить недоверие к христианству – основному инструменту стабилизации в обществе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.202 (0.009 с.) |