Вопрос 1. Историко-правовой анализ деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности в X - XV вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Историко-правовой анализ деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности в X - XV вв.



Под воздействием экономических, геополитических, этнических, культурных факторов меняются и расширяются географические границы страны. Включение завоеванных и добровольно присоединившихся новых территорий к Руси, с населением, исповедовавшим нетрадиционные для нее религии и культы, встреча разных самобытных культур и, как следствие, культурный обмен и миссионерство, повлияли на развитие и становление культурно-религиозной ситуации на Руси. Она стала многоконфессиональным государством. Наряду с нетрадиционными вероисповеданиями в государстве также было достаточно сильно распространено и язычество, культ которого существовал на Руси до принятия христианства.

По мнению Е.Е. Голубинского, именно эти обстоятельства могли послужить поводом для появления первых нормативных актов, регулирующих правоотношения, возникающие в сфере религии. В частности, в Церковном Уставе св. князя Владимира указывались виды преступлений против церкви и православия в целом и запрещалось «…ведовьство, потвори, чяродеание, волхъвование, уреканиа… еретичьством,… церковнаа татба, мертвеци сволочать, крест посекут, или на стенах трескы емлють из креста…», а также предусматривалась ответственность за их совершение «по законам Божьим»: «Тыи вси суды церквам Божьим даны суть законом Божьим, по правилом святых отец христианьскыми цари и князи в всех христианьских людех.».[11]

Результаты изучения исторических материалов свидетельствуют о том, что религиозная ситуация в государстве была не однородной: во второй половине XIV столетия  появились первые религиозные секты. До этого времени, в Х-ХI вв., в России существовали отдельные группы язычников и сатанистов, так и не принявших христианство. Они совершали преступления, как правило, насильственного (убийства) и имущественного (грабежи, разбои) характера в отношении христиан, священнослужителей, называя их «богоугодными действиями»[12]. Вместе с тем, следует отметить, что доля преступлений, совершаемых в тот период, была крайне незначительна. В основном они действовали латентно, открытые акции «возмездия христианам за предательство старых Богов» осуществляли достаточно редко.

Однако определенный всплеск их преступной деятельности наблюдался во время народных бедствий (1021 и 1071гг.). Одним из таких проявлений были массовые убийства и ограбления пожилых и богатых женщин, совершенные язычниками, под руководством волхвов, в 1071 г.на Ростовской земле. После этого, большинство руководителей язычников были казнены и впоследствии государственные власти старались активно противодействовать различным проявлениям язычества на Руси[13]. Как следствие принятых властями мер, языческие группировки открыто более себя не противопоставляли обществу.

Также в XII в. появлялись лишь отдельные личности, распространявшие различные религиозные воззрения, противоречащие учению господствовавшей церкви. Так, в 1004 г. монах Адриан и в 1123 г. некто Дмитр старались привить в Киеве ересь богомилов, которая в то время была весьма сильно распространена в Болгарии. Позже в 1150 г. армянин Мартин также в Киеве пытался пропагандировать догматы и обряды армянской церкви, издавна отделившейся от греческого православия. Но проповеди этих лиц не имели успеха; осуждённые Киевским собором 1157 г. учения их исчезли из русской жизни, не оставив следа.

В 1373 г. появляется первая религиозная секта - ересь стригольников. Официально эта секта и ей подобные строили свою идеологию на осуждении негативных явлений в Православной церкви и попытках примирить язычество с христианством.

Спустя сто лет в 1471 г. возникает ересь жидовствующих, которые отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели они монашество. Жидовствующие надругались над Честным Крестом, Святыми иконами и Мощами, совершая над ними бесчинства, непредставимые для человека, выросшего в Православной вере.

По свидетельству св. Иосифа Волоцкого, глумясь над святынями, они говорили: «Надругаемся над этими иконами, как жиды надругались над Христом». Продолжением этого глумления над всем святым были блуд и разврат. Жидовствующие священники совершали Божественную литургию, наевшись и напившись, после блуда, кощунственно ругались над Святым Телом и Честной Кровью Христовой и совершали другие осквернения, о которых, по словам св. Иосифа Волоцкого, «нельзя и написать». Одним из главных постулатов учения секты была идея антитринитарии (отвергающая догмат о Божественной Троице), возникшая во II-III в.в. и возродившаяся в эпоху Реформации в Европе, подрывающая идеологическую базу официальной церкви — государственной религии.

Жидовствующие возбуждали в людях сомнение в некоторых местах Священного Писания, и, прежде всего, Нового Завета. Они соблазняли и с помощью распространяемых ими отреченных, т.е. осужденных Церковью, книг, пособий по тайным наукам, и искаженных списков Священного Писания; пользовались и всем доступным им арсеналом иудейского чернокнижия и колдовства. Являясь непримиримыми врагами Христианства, жидовствующие скрывали ненависть к нему, втайне рассчитывая постепенно разрушить его изнутри. Перед людьми, твердыми в вере, еретики представляли себя «добрыми христианами» и «образцовыми ревнителями Православия»[14].

В ходе изучения исторических материалов В.И. Даль, Т.И. Буткевич пришли к выводу о том, что жидовствующие, руководствуясь положениями Ветхого Завета, Толмудом, совершали жертвоприношения не только животных, но и людей, в частности, младенцев и «чистых» девушек. Подтверждением этому служат найденные трупы, совершенные явно ритуальным способом, а также всяческое противодействие со стороны евреев властям по установлению лиц, их совершивших[15]. Следует указать, что преступления, свидетельствующие о религиозном жертвоприношении жидовствующими, совершались вплоть до конца XIX века.

Возникнув первоначально в областях Новгородской и Псковской, эти секты быстро распространились и окрепли настолько, что церковь оказалась не в состоянии побороть их собственными силами и обратилась за содействием к светской власти. Властью был принят для уничтожения этих сект ряд достаточно суровых мер в духе того времени. В том числе, в 1448, 1490 и 1504 г.г. состоялись Соборы Русской Православной Церкви против жидовствующих, на последнем из которых не раскаявшихся сектантов не только предали церковному проклятию, но и осудили на смертную казнь. Последствия, однако, показали, что идеи и начала, положенные в основу учений этих сект, не были истреблены и продолжали ещё кое-где долгое время жить в народном сознании[16].

На основании вышеизложенного, представляется возможным по первому вопросу сделать следующие выводы:

- существующие в рассматриваемый период времени псевдорелигиозные сообщества представляли общественную опасность, в первую очередь, для христиан, в отношении которых их последователями совершались насильственные, а также имущественные преступления;

- данные сообщества выступали против Церкви и в целом христианства, утверждая о ложности вероучения, тем самым, подрывали авторитет Церкви, православных священнослужителей;

- деятельность псевдорелигиозных сообществ посягала в общем на государственную безопасность, пытаясь породить недоверие к христианству – основному инструменту стабилизации в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.202 (0.009 с.)