И криминологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И криминологических исследований



СТАВРОПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ

Лапунова Ю.А.

ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЕ СООБЩЕСТВА

КАК ПРОЯВЛЕНИЕ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Специальный курс

Ставрополь - 2010

ББК 67.628.353

Л 24

Автор:

Лапунова Ю.А. – преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России

 

Лапунова Ю.А.

Л 24       Псевдорелигиозные сообщества как проявление организованной преступности: специальный курс / Ю.А. Лапунова. – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. – 113 с.

 

 

ББК 67.628.353

Специальный курс «Псевдорелигиозные сообщества как проявление организованной преступности» содержит анализ основных аспектов деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, характеристику преступлений, совершаемых ими. В работе также представлены основные меры по противодействию преступлениям, совершаемым псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности. Особое внимание в специальном курсе автор уделяет взаимодействию органов внутренних дел с органами государственной власти, общественными организациями по противодействию преступной деятельности.

Разработанный специальный курс предназначен для студентов юридических факультетов вузов, курсантов (слушателей) специализированных учебных заведений, а также для сотрудников правоохранительных органов, в компетенцию которых входит противодействие деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

 

© Лапунова Ю.А., 2010

© Ставропольский центр по изучению

организованной преступности и коррупции, 2010

© TraCCC при Американском университете

им. Джорджа Мейсона (Штат Вирджиния,

Вашингтон, США), 2010

© СФ КрУ МВД России, 2010

Содержание

Предисловие.................................................................................................... 4

Тема №1. Историко-правовой анализ деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.......................................... 6

 

Тема №2. Характеристика преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности (уголовно-правовой, криминологический, криминалистический аспект............................... 26

Тема №3. Псевдорелигиозные сообщества криминальной направленности как вид организованных преступных сообществ....................................... 54

Тема №4. Основы получения информации о преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности......... 70

Тема №5. Предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности 85

 

Тема №6. Взаимодействие ОВД с органами государственной власти, общественными организациями по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности................................................................................................................ 100

 

Предисловие

На протяжении всей истории становления и развития российского государства, начиная с принятия христианства на Руси, существовала проблема межрелигиозных взаимоотношений в обществе. В зависимости от правителя (власти) а, следовательно, политического режима, социально-экономического уровня жизни населения, видоизменялась и религиозная ситуация[1] в стране. Не вызывает сомнения, что религия в любом государстве является одним из важных «рычагов» влияния на жизнедеятельность общества и государства в целом. Исходя из этого, сфера религиозных правоотношений представляет интерес не только для истинно верующих граждан традиционных конфессий, но и для «нечистых на руку» лиц, которые, используя религиозность определенных групп населения, создавали и создают псевдорелигиозные сообщества криминальной направленности, для достижения преступных целей (посредством совершения корыстных либо насильственных преступлений в отношений конкретных лиц либо деликтов, создающих угрозу безопасности государства).

Подобные сообщества существовали всегда. Некоторые из них дошли и до наших дней (например, язычники), и наряду с иными псевдорелигиозными сообществами активизировали свою деятельность в 90-х годах ХХ века. Это связано, прежде всего, со сменой политического режима, «перестройкой» и созданием демократического государства. На общество более не оказывалось тотального идеологического воздействия, граждане стали «свободными». Многие из них, на фоне негативных процессов, происходящих в тот период (повсеместная безработица, революции 1991 и 1993 гг. и т.д.), для себя нашли единственный выход – стать верующими.

Однако образовавшийся за многие десятилетия атеизма религиозный голод и безграмотность, отсутствие поддержки со стороны государства у традиционных религиозных организаций (к примеру, Русской Православной Церкви), отсутствие должного «религиозного» законодательства (хотя, в 1990 году был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях») повлекло за собой массовое появление не только новых нетрадиционных для России религиозных объединений российского и иностранного происхождения, но и псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, в которые, по мнению экспертов, вовлечено около миллиона граждан нашей страны[2].

Несмотря на принятие Федеральных законов «О свободе совести и о религиозных объединениях»[3] и «О противодействии экстремистской деятельности»[4], религиозная ситуация в лучшую сторону не изменилась. По-прежнему, наблюдается рост количества псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности. Так, например, специалисты в области сектоведения в 90-х годах ХХ века говорили о существовании в России до 500 таких сообществ[5]. В настоящее время речь идет уже о 2500 псевдорелигиозных организаций[6].

Интересен тот факт, что в 2009 г. в Министерство юстиции РФ и его территориальные органы поступило 5 128 заявлений о регистрации религиозных организаций, и по 4 401 из них было принято положительное решение, по 251 – решение об отказе в регистрации, что составляет 5,7 % отказов от общего числа заявлений. Представляется, что эти религиозные организации будут действовать незаконно (скрытно) и возможно заниматься противоправной деятельностью.

По сравнению с 2008г. количество религиозных организаций в России выросло на 1,7 %, т.е. в России легализовали свою деятельность 843 религиозные организации[7].    

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что члены псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности стали чаще совершать тяжкие и особо тяжкие преступления. К сожалению, ввиду отсутствия уголовной статистики по преступлениям, совершаемым псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности, или по религиозным мотивам, невозможно реально оценить складывающуюся обстановку по данной группе преступлений.

Вместе с тем, общественная опасность преступных деяний, совершаемых псевдорелигиозными сообществами, повышается ввиду совершения их хорошо организованными устойчивыми и сплоченными группами.

В этой ситуации необходимо оптимизировать деятельность правоохранительных органов по данному направлению. В связи с этим правоохранительным органам отводится значительная роль в противодействии преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

Исходя из этого, целью подготовленного специального курса является осведомление граждан о деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, их основных признаках, а также оказание помощи правоохранительным структурам в противодействии данной группе преступлений.

Разработанный специальный курс предназначен для студентов юридических факультетов вузов, курсантов (слушателей) специализированных учебных заведений, а также для сотрудников правоохранительных органов, в компетенцию которых входит противодействие деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.005 с.)