Ставропольский центр социальных, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ставропольский центр социальных,



СТАВРОПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ,

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ

И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ

Лапунова Ю.А.

ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЕ СООБЩЕСТВА

КАК ПРОЯВЛЕНИЕ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Специальный курс

Ставрополь - 2010

ББК 67.628.353

Л 24

Автор:

Лапунова Ю.А. – преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России

 

Лапунова Ю.А.

Л 24       Псевдорелигиозные сообщества как проявление организованной преступности: специальный курс / Ю.А. Лапунова. – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. – 113 с.

 

 

ББК 67.628.353

Специальный курс «Псевдорелигиозные сообщества как проявление организованной преступности» содержит анализ основных аспектов деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, характеристику преступлений, совершаемых ими. В работе также представлены основные меры по противодействию преступлениям, совершаемым псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности. Особое внимание в специальном курсе автор уделяет взаимодействию органов внутренних дел с органами государственной власти, общественными организациями по противодействию преступной деятельности.

Разработанный специальный курс предназначен для студентов юридических факультетов вузов, курсантов (слушателей) специализированных учебных заведений, а также для сотрудников правоохранительных органов, в компетенцию которых входит противодействие деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

 

© Лапунова Ю.А., 2010

© Ставропольский центр по изучению

организованной преступности и коррупции, 2010

© TraCCC при Американском университете

им. Джорджа Мейсона (Штат Вирджиния,

Вашингтон, США), 2010

© СФ КрУ МВД России, 2010

Содержание

Предисловие.................................................................................................... 4

Тема №1. Историко-правовой анализ деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.......................................... 6

 

Тема №2. Характеристика преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности (уголовно-правовой, криминологический, криминалистический аспект............................... 26

Тема №3. Псевдорелигиозные сообщества криминальной направленности как вид организованных преступных сообществ....................................... 54

Тема №4. Основы получения информации о преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности......... 70

Тема №5. Предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности 85

 

Тема №6. Взаимодействие ОВД с органами государственной власти, общественными организациями по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности................................................................................................................ 100

 

Предисловие

На протяжении всей истории становления и развития российского государства, начиная с принятия христианства на Руси, существовала проблема межрелигиозных взаимоотношений в обществе. В зависимости от правителя (власти) а, следовательно, политического режима, социально-экономического уровня жизни населения, видоизменялась и религиозная ситуация[1] в стране. Не вызывает сомнения, что религия в любом государстве является одним из важных «рычагов» влияния на жизнедеятельность общества и государства в целом. Исходя из этого, сфера религиозных правоотношений представляет интерес не только для истинно верующих граждан традиционных конфессий, но и для «нечистых на руку» лиц, которые, используя религиозность определенных групп населения, создавали и создают псевдорелигиозные сообщества криминальной направленности, для достижения преступных целей (посредством совершения корыстных либо насильственных преступлений в отношений конкретных лиц либо деликтов, создающих угрозу безопасности государства).

Подобные сообщества существовали всегда. Некоторые из них дошли и до наших дней (например, язычники), и наряду с иными псевдорелигиозными сообществами активизировали свою деятельность в 90-х годах ХХ века. Это связано, прежде всего, со сменой политического режима, «перестройкой» и созданием демократического государства. На общество более не оказывалось тотального идеологического воздействия, граждане стали «свободными». Многие из них, на фоне негативных процессов, происходящих в тот период (повсеместная безработица, революции 1991 и 1993 гг. и т.д.), для себя нашли единственный выход – стать верующими.

Однако образовавшийся за многие десятилетия атеизма религиозный голод и безграмотность, отсутствие поддержки со стороны государства у традиционных религиозных организаций (к примеру, Русской Православной Церкви), отсутствие должного «религиозного» законодательства (хотя, в 1990 году был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях») повлекло за собой массовое появление не только новых нетрадиционных для России религиозных объединений российского и иностранного происхождения, но и псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, в которые, по мнению экспертов, вовлечено около миллиона граждан нашей страны[2].

Несмотря на принятие Федеральных законов «О свободе совести и о религиозных объединениях»[3] и «О противодействии экстремистской деятельности»[4], религиозная ситуация в лучшую сторону не изменилась. По-прежнему, наблюдается рост количества псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности. Так, например, специалисты в области сектоведения в 90-х годах ХХ века говорили о существовании в России до 500 таких сообществ[5]. В настоящее время речь идет уже о 2500 псевдорелигиозных организаций[6].

Интересен тот факт, что в 2009 г. в Министерство юстиции РФ и его территориальные органы поступило 5 128 заявлений о регистрации религиозных организаций, и по 4 401 из них было принято положительное решение, по 251 – решение об отказе в регистрации, что составляет 5,7 % отказов от общего числа заявлений. Представляется, что эти религиозные организации будут действовать незаконно (скрытно) и возможно заниматься противоправной деятельностью.

По сравнению с 2008г. количество религиозных организаций в России выросло на 1,7 %, т.е. в России легализовали свою деятельность 843 религиозные организации[7].    

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что члены псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности стали чаще совершать тяжкие и особо тяжкие преступления. К сожалению, ввиду отсутствия уголовной статистики по преступлениям, совершаемым псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности, или по религиозным мотивам, невозможно реально оценить складывающуюся обстановку по данной группе преступлений.

Вместе с тем, общественная опасность преступных деяний, совершаемых псевдорелигиозными сообществами, повышается ввиду совершения их хорошо организованными устойчивыми и сплоченными группами.

В этой ситуации необходимо оптимизировать деятельность правоохранительных органов по данному направлению. В связи с этим правоохранительным органам отводится значительная роль в противодействии преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

Исходя из этого, целью подготовленного специального курса является осведомление граждан о деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, их основных признаках, а также оказание помощи правоохранительным структурам в противодействии данной группе преступлений.

Разработанный специальный курс предназначен для студентов юридических факультетов вузов, курсантов (слушателей) специализированных учебных заведений, а также для сотрудников правоохранительных органов, в компетенцию которых входит противодействие деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

План

Введение.

1. Деятельность псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности в X-XV вв.

2. Деятельность псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности в XVI в. и первой половине XIX в.

3. Деятельность псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности во второй половине XIX в. по настоящее время.

Заключение.

 

Введение

Как известно, в 988 г. российское государство (Киевская Русь) официально приняло христианство. Актом принятия христианства явилось крещение на реке Днепр населения города Киева князем Владимиром. По мнению историков, выбор в пользу христианства для Руси в названный исторический период, был очевидным, не только потому, что христианство проповедует добро и является из всех форм религий наиболее миролюбивой, но и в связи с принятием сборника нормативных актов римско-византийского права – «Номоканон»,[8] который впоследствии явился базой для дальнейшего развития законодательства Руси и укрепления отношений с Византией.

Именно с этого момента Православие на Руси стало официально государственной религией. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с этим и совершались соответствующие таинства (Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Венчание, Елеосвещение, Священство[9]), отпевание и иные богослужения[10].

 

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что псевдорелигиозные сообщества криминальной направленности существовали на протяжении всей истории Российского государства. В зависимости от складывающейся политической, социально-экономической, идеологической ситуации в стране появлялись «нужные» для людей сообщества. От этого зависели и направления преступной деятельности: в отношении определенной религиозной группы, в отношении адептов сообществ, в целом, посягающей на национальную безопасность государства.

Можно констатировать, что подобные сообщества во все времена могли «подстраиваться» под меры, предпринимаемые государством. Они легко перестраиваются, видоизменяются, меняют места дислокации, осуществляют постоянное взаимодействие не только на территории России, но и с представительствами иностранных псевдорелигиозных организаций, имеют постоянные источники финансирования и т.д.

В связи с этим, основными задачами специального курса, мы видим информирование гражданского общества о преступных проявлениях псевдорелигиозных сообществ, а также выработку совместных мер с правоохранительными органами по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

 

План

Введение.

1. Понятие, признаки и классификация псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности.

3. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности.

4. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности.

Заключение.

 

Введение

До настоящего времени, несмотря на пятнадцатилетний стаж действия УК РФ, у сотрудников правоохранительных органов возникают определенные трудности с квалификацией преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности. Одной из причин, по мнению опрошенных экспертов, является сложность определения реальной общественной опасности преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности и их последователями, по религиозным мотивам, и общеуголовных преступлений корыстной направленности, в ходе совершения которых используется религия для достижения корыстных преступных целей (мошенничество, вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и др.). Вторая причина - отсутствие данных официальной уголовной статистики, которые отражали бы реальную распространенность подобных деяний. Основными источниками получения информации о данной группе преступлений, в большинстве случаев, по-прежнему остаются СМИ (телевидение, различные печатные издания), опрос граждан, последователей тех или иных религиозных объединений, лиц, представляющих оперативный интерес (ранее судимых, отбывающих наказание, условно осужденных за преступления, предположительно совершенных по религиозным мотивам), сотрудников правоохранительных органов.

При этом, из результатов опроса оперативных сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью и управлений уголовного розыска, а также центров по борьбе с экстремизмом Северо-Кавказского федерального округа и Южного федерального округа, следует, что лишь 20% из них принимали участие в раскрытии преступлений с религиозной окраской (террористические акты, убийства по религиозным мотивам, вандализм, организация экстремистского религиозного сообщества)[52]. Думается, что данный факт может свидетельствовать не о совершении их в небольшом количестве, а о высокой степени латентности совершаемых преступлений с религиозной окраской.

Подтверждением этому может служить уголовное дело граждан Таскинова К.И. и Кандила А.В., осужденных приговором Ставропольского краевого суда по ч. 1 ст. 105 УК РФ и п. «а» ч. 2 ст. 244 УК РФ[53].

Как установило следствие, данные лица совершили убийство Кузнецова Н.С. из личной неприязни и надругались над его телом путем расчленения. Однако осмотр места происшествия свидетельствует о том, что надругательство над телом убитого носило явно ритуальный характер. В дальнейшем, в ходе личной беседы с осужденным Таскиновым К.И. данный факт был подтвержден и установлено, что он являлся сатанистом, и убийство, совершенное, на первый взгляд, из личной неприязни имело в своей основе ритуальные мотивы. Вместе с тем, в ходе предварительного следствия данный факт не был изучен следователем и в суде он не получил соответствующей судебной оценки по п. «б» ч.2 ст. 244 УК РФ (надругательство над телом умершего по мотивам религиозной ненависти).

Данный факт свидетельствует о том, что в настоящее время необходим научный подход к определению и оценке признаков преступлений, совершаемых участниками псевдорелигиозных сообществ, исследованию уголовно-правового, криминологического и криминалистического аспектов данной преступной деятельности, результаты которых должны быть положены в основу комплекса мер, направленных для эффективного противодействия преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

Черты личности преступника

Лидер, организатор псевдорелигиозного сообщества

последователи псевдорелигиозного сообщества

Авторитарность; жестокость; готовность идти на все для достижения своей цели; уверенность в собственной исключительности;

организационные способности; умение подчинить себе других.

Внушаемость; излишняя увлеченность какой-либо религиозной идеей, склонность к фанатизму; неуравновешенность; излишняя религиозность.

Подготовка к совершению преступления

 

Иных заинтересованных лиц

Лидер, организатор псевдорелигиозного сообщества

последователи псевдорелигиозного сообщества

Утаивание информации;

уничтожение информации;

маскировка информации;

фальсификация информации;

противодействие лидеру (например, со стороны близких и родственников адептов).

Утаивание информации;

уничтожение информации;

маскировка информации;

фальсификация информации.

Заключение

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Под преступлениями, совершаемыми псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности, следует понимать совершение общественно опасных деяний против личности, ее конституционных прав и свобод, против общественной нравственности, используя религию либо псевдорелигию для достижения корыстно-насильственных целей. В основу классификации положен принцип конструкции определенных составов преступлений и, соответственно, могут подразделяться на преступления, в которых религиозный аспект является конструктивной особенностью основного состава преступления, а также группу преступлений, где религиозный мотив выступает квалифицирующим признаком. Также в отдельный вид выделяется группа преступлений, совершаемых руководителями псевдорелигиозных сообществ, а также их последователями. В связи с чем классификацию религиозных объединений можно представить в следующем виде.

1. Традиционные: православные, исламские, буддистские, иудейские.

2. Нетрадиционные: католические, протестантские.

3. Псевдорелигиозные объединения (сообщества) криминальной направленности, под которыми следует понимать объединения (официально зарегистрированные или нет), образованные лицом либо группой лиц, которые используют заведомо ложное или искаженное религиозное учение, в целях достижения корыстных целей (получения материальной выгоды, подчинения воли своих последователей и т.д.), при этом создающие угрозу для жизни и здоровья личности, препятствующие исполнению гражданских прав и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ. Таким образом, знание общей характеристики преступлений, совершаемых членами псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, позволит разработать научно обоснованные предложения и комплекс мер по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений с религиозной окраской.

План

Введение.

1. Классификация псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

2. Характеристика псевдохристианских сообществ криминальной направленности.

3. Характеристика псевдоисламских сообществ криминальной направленности.

4. Характеристика сообществ криминальной направленности восточного толка.

5. Характеристика сатанистских сообществ.

6. Характеристика неоязыческих сообществ.

Заключение.

 

Введение

Изучая и анализируя любое преступление, совершаемое псевдорелигиозным сообществом криминальной направленности, вне зависимости от его степени тяжести, можно сделать вывод о том, что оно имеет так называемый признак организованности: тщательно спланировано, подобраны лица, их совершающие, орудия преступления, осуществляется комплекс действий, направленный на сокрытие истинных мотивов совершения преступлений, а также на противодействие правоохранительным структурам в ходе дальнейшего раскрытия и расследования религиозных преступлений.

Представляется, что подобные преступления могут совершать только хорошо организованные группы, сообщества, при этом использующие религию (псевдорелигию) для оправдания своих преступных действий. В данной теме мы рассмотрим указанные сообщества и определим их характеристики.  

 

Криминальной направленности

                «Белое братство»   Секта Виссариона Неопятидесятники

 

В настоящее время на территории Российской Федерации бесконтрольно действуют псевдохристианские сообщества криминальной направленности как российского происхождения, так и зарубежного. По мнению ряда специалистов в области сектоведения, к данным сообществам относятся «Семья» («Дети Бога»), «Церковь Христа», «Всемирная церковь Бога», «Движение веры» - Неопятидесятники, « Богородичный центр», «Церковь последнего завета» и многие другие. Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практически все эти сектанты утверждают, что их организации имеют свое историческое происхождение непосредственно от святых апостолов и организуют свою жизнь точно так, как это было в первохристианские времена. Тем не менее, они не могут назвать ни одного из своих предшественников, которые учили бы в исторический период от начала новой эры до времени возникновения секты. Настоящая история подобных сообществ от адептов зачастую и вовсе скрывается. Это лишний раз подтверждает, что с традиционным христианством сектанты ничего общего не имеют[90].

Несмотря на внешнее различие указанных сообществ, они имеют общие признаки: цель – удовлетворение корыстно-насильственных потребностей; структуру; методы вербовки и т.д. При рассмотрении данного вопроса считаем необходимым представить характеристику отдельных псевдохристианских сообществ криминальной направленности, которые являются наиболее опасными и распространены на большей части территории страны. При рассмотрении данного вопроса мы будем использовать материалы справочника «Религии и секты в современной России» под редакцией протоиерея Александра Новопашина.

«Свидетели Иеговы».

Другие названия: «Издательское общество сторожевой башни Сиона», Общество «Сторожевой башни». Журнал «Сторожевая башня» - один из основных источников вероучения. Это опасная тоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой содержит наставления и имеет практику, способные нанести ущерб личности и здоровью адепта, его семье, а также традиционной национальной духовности и государственным интересам (в частности, организация выступает против службы своих членов в рядах ВС)[91].

В настоящее время «Свидетели» запрещены практически во всех мусульманских странах. В США организация не регистрируется властями как религиозная (хотя подобные попытки предпринимались), а действует как издательская.

Доктрина: богословие свидетелей Иеговы крайне примитивно, противоречиво и ориентировано на людей, не знающих Священного Писания, основ истории религий, философии и физики. Базой богословия являются личные взгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере разоблачения компенсируются подтасовками изолированных от всего текста цитат из Библии и ложным их толкованием. Например, они, отрицая догмат о Святой Троице, поклоняются имени Бога - “Иегова”, считая, что оно полностью соответствует Его сущности. Тем самым они делают идолом одно из многих имен Бога, непостижимого по Своей сущности.  Они отрицают личность Святого Духа, отвергают Троицу и Божество Иисуса Христа, «не замечая» большого количества однозначно положительных высказываний Библии об этом. Характерной особенностью секты является непрерывное нагнетание нетерпимости к инакомыслящим и ожидание скорого конца света. Секта активно создает свое предание, обряды и дома для их совершения (залы Царства), обычаи, журналы, пособия по вербовке, язык и культуру общения, толкование Библии (и даже прямое изменение и сознательную фальсификацию ее текста!).

Так, в их «вольном» переводе Библии, который называется «Переводом Нового Мира», слово «Господь» сектанты заменили на слово «Иегова» более чем в 200 местах Нового Завета.

Структура и внутренняя организация. В России по состоянию на 01.01.96 г. было зарегистрировано 128 религиозных объединений секты «Свидетели Иеговы», причем активно действующих не только по месту своей регистрации. Общее количество адептов Общества «Сторожевой башни» (Свидетели Иеговы) в РФ составляет около 200 000 человек. За последние годы массовое пополнение этой секты происходит в основном за счет граждан России и государств бывшего СССР. Секта имеет жесткую и развитую многоуровневую иерархическую управленческую и финансовую структуру. Административно-территориально секта, как всемирная организация, управляется руководящей корпорацией во всемирном главном отделе в Бруклине и ее уполномоченными представителями в крупных зонах, которые руководят комитетами филиалов.  Секта утверждает, что руководящей корпорацией руководит непосредственно Бог. Везде жестко действуют принцип: «Кто противоречит руководству, тот работает на сатану» и многочисленные запреты. Во всех звеньях регулярно составляются подробные отчеты о деятельности и передаются вверх по инстанции. Секта ведет тотальный учет всех жителей районов, в которых она действует. Учитываются сведения об установочных данных жильцов, времени их проживания в квартирах, здоровье, интересах, отношении к вероучению секты и т. д.

Противоправная деятельность секты заключается в:

- нарушении права на свободу и независимость человеческой личности;

- разрушении основ конституционного строя, российской государственности, культуры, морали общества и менталитета русского народа;

- поддержании религиозной ненависти и вражды ко всем, не признающим веру секты;

- резком ухудшение физического и психического здоровья сектантов;

- разрушении сложившихся семейных и родственных отношений.

Криминальные действия: 5 июня 1996 года прокуратурой г. Сургута возбуждено 6 уголовных дел против адептов организации «Свидетели Иеговы», обвиняющихся в насилии над личностью и подстрекательстве к гражданскому неповиновению. 11 декабря 1996 года газета «Мегаполис-экспресс» сообщила о том, что на Камчатке последовательницы «Свидетелей Иеговы» для пополнения кассы собственной организации занимаются проституцией, а некоторые последователи - сводничеством. По мнению камчатских медиков, члены этой секты вносят существенный вклад в распространение венерических заболеваний... многие моряки, вернувшись из рейса, оказываются в стенах вендиспансера после половой близости именно с представительницами «Свидетелей Иеговы». Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009г. и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 08.12.2009 ликвидирована местная религиозная организация Свидетели Иеговы «Таганрог». В разное время за рубежом члены секты обвинялись в изнасилованиях, кражах детей, убийствах, подстрекательствах к убийству и самоубийству, дезертирстве, мошенничестве, воровстве, расизме, вымогательстве, нанесении телесных повреждений, проституции и др.

 

Богородичный Центр (Православная церковь Державной иконы Божьей Матери). Другие названия: Российская Марианская Церковь, Церковь Божьей Матери Преображающейся, секта Иоанна Береславского, Фонд «Новая Святая Русь», «Мария, XXI век», «Вселенская Параклитическая Богородичная Церковь», последователи – «синие рыцари». Дочерние организации: молодежный фонд Богородичного Центра, «Легион пресвятой Богородицы». Существует еще ряд дочерних и фронтовых организаций, имеющих в своем названии слова «православный», «православная». Печатные органы: «Рыцарь веры» и «Оазис мира». Богородичный центр (БЦ)[92] - законспирированная организация, обладающая значительными финансовыми средствами. Сотрудничает с «Белым братством», саентологами.

Отмечаются контакты с Министерством обороны. БЦ неоднократно арендовал у МО некоторое оборудование, в том числе полевые кухни, палатки и пр. Нередко при контактах называют себя не членами БЦ, а представителями РПЦ. Пытаются выдавать себя за православных монахов, священнослужителей и проникать в государственные и военные структуры как духовники, руководствуясь принципом: «каждому государственном или военному руководителю - духовного наставника». Отмечаются попытки проникновения БЦ в больницы, в том числе психиатрические и в детские, в систему образования.

 

Специфичные цели деятельности: провозглашение Российской Федеративной Теократической страны.

Структура и внутренняя организация: По данным БЦ, центр имеет до 100 общин. По данным Родительского комитета - порядка 15 общин, в стране около 100 тысяч адептов (постоянная паства), еще больше сочувствующих. Богородичный центр вербует адептов в основном из малообразованных слоев населения.

Сектанты пытаются соблюсти внешнюю благопристойность, как и представители других культовых новообразований провозглашают только самые добрые цели. Основными задачами деятельности определены «возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном Писании и свидетельствах о явлениях Божьей Матери в XX веке, благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность». Сектанты стремятся участвовать в миротворческих миссиях, привлекают на свои мероприятия «Движение солдатских матерей».

 

Доктрина: вконце 1994 года было проведено первое специальное (по постановлению прокуратуры, возбудившей уголовное дело по признакам ст. 143-1 УК РСФСР) комплексное экспертное психолого-психиатрическое исследование. Это исследование, согласно конкретно поданным заявлениям, ограничивалось только организацией «Фонд Новой Святой Руси» (Богородичный Центр).

Отвечая на вопросы, поставленные прокуратурой, эксперты, в частности, отметили, что в литературе, издаваемой БЦ, содержатся призывы, направленные на причинение физического и психического вреда здоровью граждан, а также к отказу от выполнения таких гражданских обязанностей, как брак, семья, воспитание детей, учеба, общественно-полезный труд; что поведение лиц, вовлеченных в секту, является результатом усвоения ими учения БЦ и соответствует положениям этого учения.

Данная комиссия исследовала многотомные материалы по этому делу. Выдержки из них дают наглядное представление о новом «религиозном» образовании.[93].

Криминальные действия: в отношении «Фонда Новой Святой Руси» (Богородичный Центр) было возбуждено уголовное дело по признакам ст. 143-1 УК РСФСР.

На рождество 1992 г. ночью адепты БЦ устроили беспорядки в здании районной библиотеки г. Москвы (м. «Октябрьское поле», ул.Берзарина, д.6), после пресечения которых силами ОМОНа, устроили демонстрацию в коридорах мэрии г.Москвы.

20 июня 1992 г. БЦ устроил без разрешения властей отправление культовых обрядов у Соловецкого камня (на пл.Лубянка, Москва), которое было охарактеризовано свидетелями как странность и фанатизм. Служение проводил Береславский. Затем адепты культа двинулись по ул.Никольской на Красную площадь, где устроили беспорядки и драку с сотрудниками милиции, пытавшимися утихомирить сектантов. Адепты попытались проникнуть в мавзолей, но почетный караул заперся изнутри, поэтому фанатики предали Ленина анафеме на открытом воздухе.

Обобщая рассмотренный материал, можно заключить, что псевдохристианские сообщества криминальной направленности по организации деятельности, структуре, внутренним правилам схожи с организованными преступными сообществами, при этом совершают преступные деяния против жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, их собственности, против интересов общества и государства.

 

 

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что знание об истории той или иной псевдорелигиозной организации, ее основной доктрине, реальных целях, структуре, внутренних правилах поведения, основных направлениях их деятельности, в том числе, преступной, позволит не только уберечь граждан от вступления в такие сообщества, но и выработать эффективные меры по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.  

 

Введение

Своевременное получение информации о появлении и дальнейшей деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, безусловно, будет способствовать эффективному противодействию преступных проявлений в этой области.

Получаемые сведения должны содержать характеристику природно-географической, экономической, социально-демографической, общественно-политической ситуации в рассматриваемом регионе.

Также данная информация должна способствовать выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений с религиозной окраской и принятию мер по их устранению; осуществлению комплекса мероприятий по выявлению потенциальных жертв псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности и принятию профилактических мер в отношении них (проведение мероприятий по недопущению вступления выявленных лиц в подобные организации); проведению мероприятий, направленных на выявление участников псевдорелигиозных сообществ, с целью осуществления в отношении них индивидуальной профилактики, направленной на их выход из данных сообществ и недопущению совершения ними противоправных деяний; осуществлению деятельности по выявлению псевдорелигиозных сообществ, скрывающих свое существование; определению основных форм, методов, источников получения информации о данной группе преступлений; религиозной грамотности и непредвзятости в деятельности сотрудников ОВД, закрепленных за линией работы по борьбе с преступлениями, совершаемыми на религиозной основе.  

Безусловно, вышеперечисленная информация может поступать только при наличии постоянно действующей системы ее получения, из различных источников. Наличие такой системы позволит судить об информационной обеспеченности оперативных подразделений ОВД, то есть непрерывном, достаточно полном и своевременном поступлении достоверной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес; о состоянии оперативной обстановки; о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях; о предметах и документах, которые могут быть доказательствами и т.д.

Исходя из этого, по нашему мнению, источниками поступления информации о деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, а также об их организаторах и участниках являются:

-гласные источники информации;

-негласные источники информации;

-анонимные источники информации;

-информация, поступающая из подразделений МОБ ОВД;

-информация, получаемая в ходе осуществления инициативной поисковой деятельности оперативных сотрудников ОВД.

 

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что поисковая деятельность органов внутренних дел по выявлению псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности, преступных фактов и лиц, замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления и административные правонарушения с религиозной окраской, а также лиц, способных освещать эту деятельность, должна осуществляться в форме оперативного и информационного поиска, что, в свою очередь, позволит собрать полную и качественную первичную информацию, достаточную для решения конкретных задач оперативно-разыскной деятельности: профилактики (предупреждения), раскрытия и расследования преступлений с религиозной окраской, пользуясь источниками, рассмотренными выше.

 

План

Введение.

1. Основы предупреждения преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.38.100 (0.103 с.)