Характер рисунков в задании на направленные зрительные ассоциации «растения» (средние данные в абс. Ч. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер рисунков в задании на направленные зрительные ассоциации «растения» (средние данные в абс. Ч. )



 

Рисунки

Группы детей

  1 2 3 4
Конкретные

 

Удачные 3,1 1,25 0,8 0,4
Другого растения 0,4 0,75 0,5 0,4
Упрощенные 1,6 1,25 2,0 2,4
Малоузнаваемые 0,1 0,7 1,7
Обобщенные

 

Удачные 2,6 4,0 1,2 1,6
Малоузнаваемые 0,1 0,25 1,1 0,6

Данные таблицы 7 показывают, что и по качеству рисования дети группы 1 самые успешные, у них больше всего удачных кон­кретных изображений растений (см. рис. 6 на с. 28 Альбома).

Дети группы 2 вновь обнаруживают свои перцептивно-вербаль­ные трудности. У них больше, чем у других детей, конкретных рисунков с неточной номинацией, но и много обобщенных изобра­жений растений, которые нарисованы довольно удачно (см. рис. 7 на с. 29 Альбома).

Дети группы 3 отличаются большим числом неудачно выпол­ненных изображений растений. Дети обеих подгрупп делают до­вольно много рисунков с низким качеством изображения конк­ретных растений (0,9 у «передней» подгруппы и 0,5 у «задней»). При этом дети «передней» подгруппы кроме примитивных рисун­ков иногда создают вычурные изображения: один мальчик, к при­меру, нарисовал розу в виде трех глядящих в разные стороны за­витков (см. рис. 9 на с. 31 Альбома). Обобщенные изображения, как мы уже отмечали, более представлены у детей «задней» подгруп­пы (см. рис. 10 на с. 32 Альбома), и именно они рисуют их неудач­но: соотношение удачных и неудачных обобщенных рисунков у них 1,5 и 3,0 (при 0,9 и 0,1 у «передней» подгруппы).

У детей группы 4 тоже много рисунков с низким, не по возра­сту, качеством изображения. Это особенно относится к рисункам конкретных растений. Необходимо отметить, что и технические возможности рисования у них невысокие.

Итак, анализ направленных зрительных ассоциаций по каче­ству рисунков показал преобладание перцептивно-вербальных трудностей у детей группы 2 (со слабостью переработки инфор­мации по левополушарному типу) и перцептивных трудностей у детей групп 3 и 4 (со слабостью правополушарных функций или отставанием в развитии функций обоих полушарий мозга).


Анализ рисунков детей был бы неполным без рассмотрения повторов в рисовании. В таблице 6 уже были представлены данные по повторам. Они отражают наличие-полных повторов изображе­ния вне зависимости от того, как дети их называли. Однако имеет смысл различить те случаи, когда повторяются и рисунок, и на­звание, и те, когда при повторе рисунков ребенок их называет по-разному, поскольку механизмы этих повторов могут быть раз­ными. В первом варианте можно предполагать персевераторный механизм повтора, например, проявление инертности на фоне утомления. Во втором — ребенок с богатым набором номинаций имеет нерасчлененный диффузный образ называемых растений. Кроме повторов изображения растения может быть повтор слова, которому соответствуют разные рисунки. В этом случае можно ду­мать, наоборот, о большем богатстве перцептивного словаря по сравнению с вербальным. Наконец, дети могут от рисунка к ри­сунку повторять одинаковые детали. Возможно, эти проявления инертности возникают в тех случаях, когда ребенку сложно вы­полнить задание, и он, концентрируя внимание на изображении растения, персеверирует фон.

Итак, при анализе повторов мы вычленяли: 1) повторы толь­ко изображения, 2) повторы изображения и слова, 3) повторы слова и 4) повторы деталей. Полученные результаты представле­ны в таблице 8.

Повторы рисунка доминируют у детей группы 3, что отражает проблемы с перцептивными репрезентациями у детей со слабо­стью холистической стратегии переработки зрительной информа­ции. Проявлений инертности в целом больше всего у детей груп­пы 4. Казалось бы, что и дети группы 1 должны были проявлять инертное поведение, но, по-видимому, рисование растений для них достаточно простое и неутомительное задание, и потому у них мало персевераций. Иная картина у детей группы 2 — для них рисование растений является более сложным занятием, и на этом фоне они дают персеверации деталей. Рекорд — 7 повторов дета­лей — принадлежит мальчику, у которого трудности переработки

Таблица 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.003 с.)