Строение зрительного восприятия у взрослых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строение зрительного восприятия у взрослых



Наиболее изучено и клинически, и экспериментально систем­ное строение зрительного восприятия предметов у взрослых. Кли­нические наблюдения показывают, что оно может страдать в сле­дующих случаях:

- при поражении задних отделов обоих полушарий, однако лишь
их двустороннее поражение вызывает выраженную зрительную
агнозию;

- при поражении передних отделов обоих полушарий, но осо­
бенно левого, когда нарушаются активность поиска и критичность
к выдвигаемым гипотезам;

- при поражении медиальных отделов мозга, когда изменяют­
ся нейродинамические характеристики зрительного гнозиса, — у
больных, выполняющих задания, отмечается вялость (аспонтан-
ность) в момент рассматривания картинки, инертность, увели­
чение (или реже уменьшение) времени реакции [37; 34; 23; 26].

Клинические исследования больных с поражениями мозга и экспериментальные исследования здоровых испытуемых позволили обнаружить различия в механизмах переработки зрительной информации в правом и левом по­лушариях.

Клинические данные показывают, что при поражении зад­них отделов правого полушария характерной чертой восприятия предметных изображений является его фрагментар­ность. Больной дополняет фрагмент до целого по догадке, как бы не видя целого, например, ножницы воспринимаются им как очки. Фрагментарность отчетливо видна и в рисунках больных: хотя от­дельные детали переданы верно, из-за своей диспропорциональ­ности и разрозненности они не составляют целого. Больной, ри­суя, например, дом, отдельно изображает части крыши, стены, дверь [23; 24; 72]. Е. П. Кок считает, что внимание к деталям в ущерб целому связано с активным участием левого полушария без дополняющего и корригирующего участия пострадавшего пра­вого [24]. Той же причиной, по ее мнению, может объясняться избыточно обобщенное восприятие. Прекрасный пример этого при­водит Я. А. Меерсон. Больной с поражением правой затылочной области при тахистоскопическом предъявлении кастрюли после-


довательно говорил: «хозяйственная принадлежность, кухонная утварь, посуда, сосуд для воды, ваза, кувшин, миска» и, нако­нец, «кастрюля» [40, с. 75]. В этом примере отчетливо видна склон­ность больных к вербально-перцептивным заменам при недоста­точности входящей перцептивной информации.

При поражении з а д н и х отделов левого полушария преимущественно страдает обобщенное категориальное восприя­тие, оценка иерархии признаков предмета — больной может упу­стить существенную, критическую для опознания, деталь [23; 24; 40; 67]. Рисунки больных обычно упрощены, в них могут отсут­ствовать или смешиваться существенные детали, но общий вид и строение изображаемого объекта передаются верно, например, петух, курица и цыпленок различаются только размером, у птич­ки четыре ножки, топор с зазубринами, как у пилы [23; 58; 21; 72]. В последнем примере отчетливо виден функциональный, а не собственно перцептивный характер замены, смешение зритель­ных образов близких понятий — топора и пилы. Таким образом, здесь страдает использование зрительных эталонов, формирова­ние которых шло под влиянием речи [24; 40].

Принципиально сходные результаты были получены при ис­следовании больных с комиссуротомией. Эти данные позволили сделать вывод, что левое полушарие анализирует изображение, разлагая его на составляющие элементы, а правое — схватывая его целиком [70; 62; 69; 65]. Так были разделены аналитическая (локальная) стратегия левого полушария и холистическая (гло­бальная) — правого.

Этому пониманию не противоречат факты, которые получила при тахистоскопическом исследовании здоровых испытуемых Л.И.Леушина с соавторами [27; 28]. Был сделан вывод, что в ле­вом полушарии перерабатывается информация и принимаются ре­шения отдельно о форме, размере, местоположении объекта, для чего используются признаки, не зависящие от размера, положе­ния и яркости. Данные исследователи полагают, что механизмы выделения этих признаков закреплены генетически [43, с. 16]. По-видимому, исходная аналитичность левополушарных механизмов восприятия способствует тому, что здесь закрепляются опосредо­ванные речью признаки восприятия. В результате левое полушарие приобретает механизмы категориального восприятия аналогично тому, как формируется фонематический слух.

Иначе абстрагирует информацию правое полушарие. Оно обес­печивает более полное и конкретное описание изображения, в котором отмечается каждый элемент изображения и взаимное рас­положение всех элементов. Такое описание называется структур­ным, в отличие от категориального дискриминантного описания, свойственного левому полушарию [27; 28]. Далее мы будем ис­пользовать как синонимы термины «аналитический» и «дискри-

 

 

минантный» (для левого полушария) и «холистический» и «струк­турный» (для правого полушария).

Итак, более диффузному по строению правому полушарию свой­ствен холистический принцип восприятия, он оптимален на пер­вых этапах обработки зрительной информации и вообще при обра­ботке новой информации. У более локального по строению левого полушария принцип работы аналитический, это полушарие опи­сывает стимулы в терминах сформировавшейся, готовой системы описания, в частности вербально-перцептивного описания [28; 12].

Перейдем к рассмотрению системного строения зрительного восприятия у детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.004 с.)