Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строение зрительного восприятия у взрослыхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее изучено и клинически, и экспериментально системное строение зрительного восприятия предметов у взрослых. Клинические наблюдения показывают, что оно может страдать в следующих случаях: - при поражении задних отделов обоих полушарий, однако лишь - при поражении передних отделов обоих полушарий, но осо - при поражении медиальных отделов мозга, когда изменяют Клинические исследования больных с поражениями мозга и экспериментальные исследования здоровых испытуемых позволили обнаружить различия в механизмах переработки зрительной информации в правом и левом полушариях. Клинические данные показывают, что при поражении задних отделов правого полушария характерной чертой восприятия предметных изображений является его фрагментарность. Больной дополняет фрагмент до целого по догадке, как бы не видя целого, например, ножницы воспринимаются им как очки. Фрагментарность отчетливо видна и в рисунках больных: хотя отдельные детали переданы верно, из-за своей диспропорциональности и разрозненности они не составляют целого. Больной, рисуя, например, дом, отдельно изображает части крыши, стены, дверь [23; 24; 72]. Е. П. Кок считает, что внимание к деталям в ущерб целому связано с активным участием левого полушария без дополняющего и корригирующего участия пострадавшего правого [24]. Той же причиной, по ее мнению, может объясняться избыточно обобщенное восприятие. Прекрасный пример этого приводит Я. А. Меерсон. Больной с поражением правой затылочной области при тахистоскопическом предъявлении кастрюли после- довательно говорил: «хозяйственная принадлежность, кухонная утварь, посуда, сосуд для воды, ваза, кувшин, миска» и, наконец, «кастрюля» [40, с. 75]. В этом примере отчетливо видна склонность больных к вербально-перцептивным заменам при недостаточности входящей перцептивной информации. При поражении з а д н и х отделов левого полушария преимущественно страдает обобщенное категориальное восприятие, оценка иерархии признаков предмета — больной может упустить существенную, критическую для опознания, деталь [23; 24; 40; 67]. Рисунки больных обычно упрощены, в них могут отсутствовать или смешиваться существенные детали, но общий вид и строение изображаемого объекта передаются верно, например, петух, курица и цыпленок различаются только размером, у птички четыре ножки, топор с зазубринами, как у пилы [23; 58; 21; 72]. В последнем примере отчетливо виден функциональный, а не собственно перцептивный характер замены, смешение зрительных образов близких понятий — топора и пилы. Таким образом, здесь страдает использование зрительных эталонов, формирование которых шло под влиянием речи [24; 40]. Принципиально сходные результаты были получены при исследовании больных с комиссуротомией. Эти данные позволили сделать вывод, что левое полушарие анализирует изображение, разлагая его на составляющие элементы, а правое — схватывая его целиком [70; 62; 69; 65]. Так были разделены аналитическая (локальная) стратегия левого полушария и холистическая (глобальная) — правого. Этому пониманию не противоречат факты, которые получила при тахистоскопическом исследовании здоровых испытуемых Л.И.Леушина с соавторами [27; 28]. Был сделан вывод, что в левом полушарии перерабатывается информация и принимаются решения отдельно о форме, размере, местоположении объекта, для чего используются признаки, не зависящие от размера, положения и яркости. Данные исследователи полагают, что механизмы выделения этих признаков закреплены генетически [43, с. 16]. По-видимому, исходная аналитичность левополушарных механизмов восприятия способствует тому, что здесь закрепляются опосредованные речью признаки восприятия. В результате левое полушарие приобретает механизмы категориального восприятия аналогично тому, как формируется фонематический слух. Иначе абстрагирует информацию правое полушарие. Оно обеспечивает более полное и конкретное описание изображения, в котором отмечается каждый элемент изображения и взаимное расположение всех элементов. Такое описание называется структурным, в отличие от категориального дискриминантного описания, свойственного левому полушарию [27; 28]. Далее мы будем использовать как синонимы термины «аналитический» и «дискри-
минантный» (для левого полушария) и «холистический» и «структурный» (для правого полушария). Итак, более диффузному по строению правому полушарию свойствен холистический принцип восприятия, он оптимален на первых этапах обработки зрительной информации и вообще при обработке новой информации. У более локального по строению левого полушария принцип работы аналитический, это полушарие описывает стимулы в терминах сформировавшейся, готовой системы описания, в частности вербально-перцептивного описания [28; 12]. Перейдем к рассмотрению системного строения зрительного восприятия у детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.01 с.) |