Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды ошибок зрительного восприятия в группах детей дошкольников
(средние данные по группам в абс. ч.)
У детей групп 3 и 4 чаще всего проявляются ошибки по типу фрагментарности и далекие замены, что может свидетельствовать о дефиците более ранних процессов холистической обработки информации. Наличие большого числа и грубых перцептивных, и вербальных ошибок у детей группы 4 объяснимо их двусторонними проблемами. Таким образом, в целом полученные в этом исследовании данные не расходятся ни с результатами других авторов, ни с данными выше изложенного исследования школьников. Единственно заметное отличие в данных нашего исследования от предыдущих (см. табл. 1) — это практически полное отсутствие ошибок по типу мены фигуры и фона во втором из них. Такое отличие, вероятнее всего, связано с использованным стимуль-ным материалом в задании на опознание перечеркнутых изображений (именно в этом задании чаще всего наблюдаются такие ошибки). В первом исследовании мы использовали картинки из классического набора А. Р.Лурия, где толщина линии контура и перечеркивающей линии одинакова; для второго взяли картинки из альбома «Нейропсихология детского возраста», изданного под редакцией А.В.Семенович (1998), где зачеркивающая линия значительно толще линии контура, что делает пробу менее чувствительной. Это различие мы учли при отборе изображений. От заданий на зрительный гнозис перейдем к зрительным ас социациям. Все дети охотно выполняли задание на свободные зрительные ассоциации, заполняя своими рисунками 8 клеточек на стандартном листе бумаги (подробнее о процедуре этого задания, как и остальных, см. в гл. 3). Анализ рисунков с точки зрения их со -держания показал, что в большинстве случаев дети рисуют кон- кретные предметы (см. рис. 1 на с. 22 Альбома). Эти и последующие примеры выполнения детьми пробы на зрительные ассоциации помещены в Альбоме). Очень редко дети изображали сюжеты, например, внизу машина, а сверху самолет (см. рис. 2 на с. 23 Альбома). Однако некоторые дети рисовали геометрические фигуры, символы (знак вычитания или умножения, буквы — см. рис. 3, 4а на с. 24, 25 Альбома). К геометрическим фигурам иногда пририсовывались детали, в результате чего получалось изображение конкретного предмета: например, нарисовав треугольник, девочка рисует круг, потом обводит его еще раз и называет свой рисунок тарелкой.
Итак, по содержанию мы разделили рисунки детей на две категории: предметные рисунки и непредметные рисунки; промежуточные случаи, когда в серии геометрических фигур одна дорисовывается до конкретного предмета, не включались ни в первую, ни во вторую категорию. Отдельно фиксировались полные повторы изображений (допускалось лишь изменение размера). Результаты этого анализа отражены в таблице 5. Данные таблицы 5 показывают, что по содержанию свободных зрительных ассоциаций выделяются дети группы 3 (с относительной слабостью холистической правополушарной стратегии переработки зрительной информации), они чаще других рисуют геометрические фигуры и делают повторы (см. рис. 3, 4а на с. 24, 25 Альбома). Возможно, они таким образом компенсируют свои трудности, связанные со слабостью зрительных представлений. Чуть меньшее число предметных ассоциаций у детей группы 1 по сравнению с детьми группы 2, скорее всего, неслучайно, поскольку в вербальных ассоциациях дети со слабостью программирования и контроля с большим трудом актуализируют свободные ассоциации, чем дети с трудностями переработки информации [4; 5]. Среди предметных рисунков чаще всего встречались изображения дома, человека, машины, дерева, солнца, цветка. Таких стандартных рисунков больше всего было в группе 4. Таблица 5
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.004 с.) |