Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды ответов и характер рисунков в задании на свободные зрительные
ассоциации (в абс. ч.)
22 23
Кроме содержания изображений мы анализировали и их качеств о. Примитивные, не по возрасту, рисунки наблюдались чаще у детей групп 4 и 3 (см. табл. 5 и рис. 46 и 5 на с. 26, 27 Альбома). В этой пробе, в отличие от предыдущих, выявилась разница в результатах двух подгрупп группы 3 (о подгруппах см. выше). Дети с дефицитом функций задних отделов правого полушария (далее — дети «задней» подгруппы) показали худшие результаты. У них в среднем по подгруппе было предметных рисунков 4,25; геометрических фигур — 2,5; повтор — 1; примитивных рисунков — 4. Дети «передней» подгруппы показали разные по успешности результаты (при этом не наблюдалось соответствия в степени слабости зрительных и зрительно-пространственных функций). При анализе повторов выяснилось, что кроме полных повторов изображений дети допускали и полуповторы, когда изображения отличались небольшой деталью, или при разных изображениях повторяли детали. Однако эти особенности рисунков детей удобнее анализировать на однотипном материале, который дают задания на направленные ассоциации. Итак, задание на свободные зрительные ассоциации обнаружило выраженные трудности у большинства детей группы 3. Рассмотрим результаты задания на направленные зрительные ассоци ации, где детям предлагалось рисовать любые растения. При анализе рисунков растений по содержанию мы в первую очередь обращали внимание на то, рисует ли ребенок конкретное растение или дерево вообще, цветок вообще, кустарник, ягоды или грибы вообще. Дети называли свои рисунки, и поэтому мы могли определить, что они хотели нарисовать. Кроме того, мы фиксировали повторы. Таким образом, все рисунки детей делились на конкретные рисунки, обобщенные рисунки и повторы. Далее мы выделяли те случаи, когда ребенок рисовал не растения, а их части, например, ствол, сучок, ветку, листья. Такие ответы мы расценивали как не соответствующие заданию и называли их неадекватными. Результаты этого анализа представлены в таблице 6. Таблица 6 Виды ответов в задании на направленные зрительные ассоциации «растения» (средние данные по группам в абс. ч.)
Анализ результатов по содержанию показал, что лучше всего справились с заданием дети группы 1 (см. рис. 6 на с. 28 Альбома), у них больше, чем у всех остальных детей, изображений разных конкретных растений (5,2 рисунка из 8). Минимальное число конкретных изображений у детей группы 2, вместо конкретных изображений они рисуют траву, комнатные растения, цветы, давая им не совсем подходящие определения, называя, например, комнатные цветы «лепестками», а другие цветы «дерево-цветком», «солнце-цветком». В этом отчетливо проявляется бедность их словаря и нечеткость стоящих за словом образов (см. рис. 7 на с. 29 Альбома). У детей группы 4, как и группы 1, много рисунков конкретных растений, но много неадекватных ответов и повторов. Самое большое число повторов изображений у детей группы 3. Есть дети, которые рисуют до 5 одинаковых изображений (см. рис. 8 на с. 30 Альбома), которые они называют разными словами. Эти дети входят в «переднюю правую» подгруппу, у них в среднем 2,4 повтора. Дети «задней» подгруппы реже дают повторы (0,5), но часто рисуют обобщенные растения (4,5, ср. 1,0 в «передней» подгруппе). Мы не знаем, насколько репрезентативны эти данные — варианты правополушарных трудностей еще нуждаются в тщательных исследованиях. Однако и повторы идентичных изображений с разными названиями, и рисование обобщенных изображений есть проявление слабости зрительных представлений, присущей детям с относительной слабостью правополушарных функций. Это отчетливо видно и при анализе качества рисунков. Анализируя качество изображений конкретных растений, мы обращали внимание на то, передает ли ребенок специфические видовые особенности данного растения или ограничивается только общими родовыми признаками. Когда ребенок рисовал специфические видовые признаки растения, мы проверяли, соответствует ли название, данное ребенком, его рисунку. Наконец, мы оценивали, узнаваемо ли вообще нарисованное ребенком изображение растения. Итак, рисунок конкретного растения относился к одной из четырех категорий: 1) удачное изображение названного конкретного растения; 2) изображение конкретного растения, но другого, а не названного; 3) упрощенное изображение названного растения с передачей только родовых его признаков; 4) малоузнаваемое (примитивное или вычурное) изображение растения. В первом случае ребенок справился и с рисунком, и с номинацией; во втором — с рисунком, но не с номинацией; в третьем он не вполне справился с рисунком; в четвертом — рисунок неудачен.
Обобщенные изображения растений (трава, дерево, куст и т.п.) разделялись на две категории: удачные и малоузнаваемые. Результаты анализа представлены в таблице 7. 25 Таблица 7
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.110.87 (0.022 с.) |