Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ строения зрительного восприятия у детей
Развитие зрительного восприятия исследовалось у детей — пациентов нейрохирургической клиники [25; 51], а также у детей с задержкой психического развития и неравномерностью развития ВПФ [39; 1]. Больше работ посвящено исследованию зрительно-пространственных функций, однако их рассмотрение выходит за рамки данного пособия. Важный вклад в понимание организации зрительного восприятия как системы внесли исследования психофизиологов, изучавших биоэлектрические реакции — вызванные потенциалы (ВП) и связанные с событиями потенциалы (ССП) — при предъявлении сенсорных стимулов и перцептивных задач [7; 55; 16]. Имеющиеся данные отчетливо показывают, что становление высокоспециализированной системы компонентов зрительного восприятия — длительный процесс. У новорожденных, по данным нейрофизиологов, ответ на вспышку света регистрируется строго локально в зрительной проекционной области. Незрелый зрительный аппарат может обеспечить восприятие движущихся объектов и биологически высокозначимого объекта — лица матери (даже сразу после рождения младенцы предпочитают лицеподобные маски другим стимулам, не похожим на лицо). К трем месяцам созревание мозгового субстрата, идущее под влиянием зрительного опыта, ведет как к объединению структур зрительной коры в систему, так и к вовлечению в зрительную функцию непроекционных областей коры. Включение моторных отделов связано прежде всего с глазодвигательными процессами. Теменная кора становится структурной основой «скрытого внимания», которое возникает на фоне фиксации взора и направлено не на обнаружение объекта, а на его анализ и запечатление. С развитием задней ассоциативной зоны связывают возможность запоминания зрительной информации, выработку эталонов, идентификацию изображений. У детей 3 — 4 лет зрительные ответы стабильно регистрируются также во всех областях коры. При этом конфигурации основного комплекса ответа в задних отделах идентичны — заднеассоциа-тивные структуры дублируют сенсорные операции проекционной коры. У детей 6 — 7 лет в отличие от детей 3 — 4 лет вызванные потенциалы проекционной и заднеассоциативной областей уже различаются и зависят от характеристик стимула. Проекционная кора включается преимущественно в первичный анализ физических характеристик, таких, как яркость, цвет, наличие контраста, контур, тогда как заднеассоциативная — в анализ сложных признаков, которые формируются под влиянием зрительного опыта. В отдельные операции зрительного восприятия у детей 7 лет и в особенности 9—10 лет специализированно вовлекаются лобные доли, принимающие участие в оценке значимости стимула и его классификации.
У подростков 13—14 лет на начальных стадиях полового созревания обнаруживается снижение произвольной регуляции зрительного восприятия. Взрослая картина механизмов зрительного опознания с четким вовлечением и задних и передних отделов обнаруживается с 16—17 лет [16]. Что касается латеральной организации зрительных процессов, то и нейропсихологические, и нейрофизиологические исследования одинаково указывают на большую роль правого полушария в раннем детском возрасте и усиление роли левого полушария в ходе формирования зрительных функций. В период новорожденное™ именно в правом полушарии отмечено превалирование ВП на вспышку света и наличие реакции усвоения ритма [66]. У детей-дошкольников 5 — 7 лет, по данным О. А. Красовской, нарушения предметного гнозиса носят более выраженный характер и чаще встречаются при поражении правого полушария [25]. Эти нарушения проявляются в трудностях узнавания реалистических изображений и сюжетных картин по типу фрагментарности восприятия и элементов игнорирования левой части зрительного поля. Особенно отчетливы данные нарушения при поражении задних отделов правого полушария, хотя и поражения лобно-височных областей приводят к грубым нарушениям зрительного восприятия. У детей 5 — 7 лет с левосторонними поражениями мозга обычно не наблюдается выраженных гностических расстройств. Имеющиеся трудности обнаруживаются главным образом при предъявлении наложенных и перечеркнутых схематических изображений. Для детей типичны оптико-мнестические нарушения в виде забывания названий зрительно предъявляемых предметов и изображений. При этом не обнаруживается существенных различий при локализации очага в передних или задних отделах.
У детей 8 — 10 лет и 11 —13 лет возрастает значение левого полушария в зрительном восприятии, происходит четкое увеличение частоты и степени выраженности оптических нарушений при поражении теменно-затылочных отделов левого полушария. При поражениях правого полушария усиливается также роль задних отделов. У подростков 14—15 лет частота и выраженность зрительных дефектов при поражении правого и левого полушарий становятся примерно равными [25]. У взрослых, по данным Я. А. Меерсона, нарушения зрительного предметного гнозиса несколько чаще наблюдаются при поражении левого полушария. Э. Г. Симерницкая [51] отмечала у группы детей (от 6 до 16 лет) большую выраженность расстройств зрительного гнозиса при поражении правого полушария. Частота нарушений восприятия реалистических и схематических изображений была практически одинаковой при правополушарных поражениях, тогда как при лево-полушарной локализации доминировали трудности опознания схематических изображений. Характер ошибок опознания был также различен. В случаях правополушарных поражений замены были более далекими, называемый объект часто не имел ничего общего с предъявленным объектом: например, при предъявлении перечеркнутых фигур кувшин был назван «хлебом», лампа — «трубой», «свечой», «розеткой с вазой»; бабочка — «лентой», «грушей», «репой». В 30 % случаев было обнаружено левостороннее игнорирование. Мы вернемся к анализу ошибок позже, а сейчас обратимся к вопросу о наличии холистической и аналитической стратегий восприятия у детей. Ряд исследователей предполагают, что межполу-шарные различия в способах переработки информации являются врожденными и отчетливо проявляются уже в дошкольном возрасте. Именно латеральными различиями в стратегиях переработки объясняют разное выполнение детьми с локальными поражениями мозга заданий на иерархические фигуры (буквы или буквопо-добные знаки большого размера состоят из букв малого размера). По данным Дж. Стайл и Д. Тал [71], дети с правополушарными поражениями мозга усиленно используют сохранный аналитический (локальный) способ и потому запоминают и воспроизводят преимущественно маленькие буквы, искажая большие, тогда как дети с левополушарными поражениями воспроизводят главным образом большие буквы. Аналогичная диссоциация наблюдается у детей с синдромами Вильямса и Дауна: первые рисуют маленькие буквы, вторые — большие [64]. В работах Д.А.Фарбер и сотрудников [55; 16] высказывается мнение, что правополушарной стратегией дети владеют от рождения, а левополушарной овладевают к 16—17 годам, когда уве- личивается роль лобных областей (особенно левой) в реализации заключительных этапов восприятия. Можно согласиться с авторами, что левополушарная стратегия имеет более длительный период созревания, но их утверждение, что в возрасте 6 — 7 лет левое полушарие функционирует подобно правому [16, с. 93], противоречит приводимым ими же экспериментальным данным. Уже у дошкольников, а еще больше — у детей 11 — 13 лет, предъявление стимулов в правое поле зрения (левое полушарие) ведет к значительному увеличению числа симметричных, т.е. внутрикатегори-альных, замен, отражающих наличие иерархии признаков [55]. У взрослых при предъявлении стимулов в правое поле зрения, т.е. левому полушарию, такие ошибки доминируют (Леушина и др., 1985). Можно думать, что зрительные категории, как и вербальные, проходят длительный путь развития, и что более локальное левое полушарие анатомически лучше приспособлено для категориальной переработки стимулов и исходно работает несколько иначе, чем правое полушарие.
Итак, рассмотренные нами данные литературы отчетливо подтверждают представления о системной и динамической («хроно-генной», по терминологии Л.С.Выготского [И, с. 173]) организации зрительно-предметного восприятия и латеральных различиях в механизмах переработки зрительной информации. Таким образом, методики, направленные на диагностику развития зрительно-вербальных функций, должны быть чувствительны и к их возрастным изменениям, и к особенностям их латеральной организации. Поскольку предлагаемые ниже методики исследования развития зрительно-вербальных функций предназначаются и обычным детям, и детям группы риска по когнитивному развитию встает вопрос об оправданности использования нейропсихологических методик для исследования таких детей. Иными словами, до описания методик необходимо рассмотреть вопрос, как теоретически и экспериментально обосновывается применение нейропсихологических методик для исследования детей в норме и в пограничных к норме состояниях. Ответу на этот вопрос посвящена следующая глава.
10
ГЛАВА 2
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.01 с.) |