Анализ строения зрительного восприятия у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ строения зрительного восприятия у детей



Развитие зрительного восприятия исследовалось у детей — па­циентов нейрохирургической клиники [25; 51], а также у детей с задержкой психического развития и неравномерностью развития ВПФ [39; 1]. Больше работ посвящено исследованию зрительно-пространственных функций, однако их рассмотрение выходит за рамки данного пособия. Важный вклад в понимание организации зрительного восприятия как системы внесли исследования пси­хофизиологов, изучавших биоэлектрические реакции — вызван­ные потенциалы (ВП) и связанные с событиями потенциалы (ССП) — при предъявлении сенсорных стимулов и перцептив­ных задач [7; 55; 16].

Имеющиеся данные отчетливо показывают, что становление высокоспециализированной системы компонентов зрительного восприятия — длительный процесс.

У новорожденных, по данным нейрофизиологов, ответ на вспышку света регистрируется строго локально в зрительной про­екционной области. Незрелый зрительный аппарат может обеспе­чить восприятие движущихся объектов и биологически высоко­значимого объекта — лица матери (даже сразу после рождения младенцы предпочитают лицеподобные маски другим стимулам, не похожим на лицо). К трем месяцам созревание мозгового суб­страта, идущее под влиянием зрительного опыта, ведет как к объе­динению структур зрительной коры в систему, так и к вовлече­нию в зрительную функцию непроекционных областей коры. Вклю­чение моторных отделов связано прежде всего с глазодвигатель­ными процессами. Теменная кора становится структурной осно­вой «скрытого внимания», которое возникает на фоне фиксации взора и направлено не на обнаружение объекта, а на его анализ и запечатление. С развитием задней ассоциативной зоны связывают возможность запоминания зрительной информации, выработку эталонов, идентификацию изображений.


У детей 3 — 4 лет зрительные ответы стабильно регистрируются также во всех областях коры. При этом конфигурации основного комплекса ответа в задних отделах идентичны — заднеассоциа-тивные структуры дублируют сенсорные операции проекционной коры.

У детей 6 — 7 лет в отличие от детей 3 — 4 лет вызванные потен­циалы проекционной и заднеассоциативной областей уже разли­чаются и зависят от характеристик стимула. Проекционная кора включается преимущественно в первичный анализ физических ха­рактеристик, таких, как яркость, цвет, наличие контраста, кон­тур, тогда как заднеассоциативная — в анализ сложных призна­ков, которые формируются под влиянием зрительного опыта. В отдельные операции зрительного восприятия у детей 7 лет и в особенности 9—10 лет специализированно вовлекаются лобные доли, принимающие участие в оценке значимости стимула и его классификации.

У подростков 13—14 лет на начальных стадиях полового созре­вания обнаруживается снижение произвольной регуляции зритель­ного восприятия. Взрослая картина механизмов зрительного опо­знания с четким вовлечением и задних и передних отделов обна­руживается с 16—17 лет [16].

Что касается латеральной организации зрительных процессов, то и нейропсихологические, и нейрофизиологические исследова­ния одинаково указывают на большую роль правого полушария в раннем детском возрасте и усиление роли левого полушария в ходе формирования зрительных функций.

В период новорожденное™ именно в правом полушарии отме­чено превалирование ВП на вспышку света и наличие реакции усвоения ритма [66]. У детей-дошкольников 5 — 7 лет, по данным О. А. Красовской, нарушения предметного гнозиса носят более выраженный характер и чаще встречаются при поражении право­го полушария [25]. Эти нарушения проявляются в трудностях узна­вания реалистических изображений и сюжетных картин по типу фрагментарности восприятия и элементов игнорирования левой части зрительного поля. Особенно отчетливы данные нарушения при поражении задних отделов правого полушария, хотя и пора­жения лобно-височных областей приводят к грубым нарушениям зрительного восприятия.

У детей 5 — 7 лет с левосторонними поражениями мозга обыч­но не наблюдается выраженных гностических расстройств. Имею­щиеся трудности обнаруживаются главным образом при предъяв­лении наложенных и перечеркнутых схематических изображений. Для детей типичны оптико-мнестические нарушения в виде за­бывания названий зрительно предъявляемых предметов и изобра­жений. При этом не обнаруживается существенных различий при локализации очага в передних или задних отделах.

 

У детей 8 — 10 лет и 11 —13 лет возрастает значение левого по­лушария в зрительном восприятии, происходит четкое увеличе­ние частоты и степени выраженности оптических нарушений при поражении теменно-затылочных отделов левого полушария. При поражениях правого полушария усиливается также роль задних отделов.

У подростков 14—15 лет частота и выраженность зрительных дефектов при поражении правого и левого полушарий становятся примерно равными [25].

У взрослых, по данным Я. А. Меерсона, нарушения зрительно­го предметного гнозиса несколько чаще наблюдаются при пора­жении левого полушария.

Э. Г. Симерницкая [51] отмечала у группы детей (от 6 до 16 лет) большую выраженность расстройств зрительного гнозиса при по­ражении правого полушария. Частота нарушений восприятия реа­листических и схематических изображений была практически оди­наковой при правополушарных поражениях, тогда как при лево-полушарной локализации доминировали трудности опознания схе­матических изображений. Характер ошибок опознания был также различен. В случаях правополушарных поражений замены были бо­лее далекими, называемый объект часто не имел ничего общего с предъявленным объектом: например, при предъявлении перечерк­нутых фигур кувшин был назван «хлебом», лампа — «трубой», «свечой», «розеткой с вазой»; бабочка — «лентой», «грушей», «ре­пой». В 30 % случаев было обнаружено левостороннее игнорирова­ние.

Мы вернемся к анализу ошибок позже, а сейчас обратимся к вопросу о наличии холистической и аналитической стратегий вос­приятия у детей. Ряд исследователей предполагают, что межполу-шарные различия в способах переработки информации являются врожденными и отчетливо проявляются уже в дошкольном возра­сте. Именно латеральными различиями в стратегиях переработки объясняют разное выполнение детьми с локальными поражения­ми мозга заданий на иерархические фигуры (буквы или буквопо-добные знаки большого размера состоят из букв малого размера). По данным Дж. Стайл и Д. Тал [71], дети с правополушарными поражениями мозга усиленно используют сохранный аналитиче­ский (локальный) способ и потому запоминают и воспроизводят преимущественно маленькие буквы, искажая большие, тогда как дети с левополушарными поражениями воспроизводят главным образом большие буквы. Аналогичная диссоциация наблюдается у детей с синдромами Вильямса и Дауна: первые рисуют маленькие буквы, вторые — большие [64].

В работах Д.А.Фарбер и сотрудников [55; 16] высказывается мнение, что правополушарной стратегией дети владеют от рож­дения, а левополушарной овладевают к 16—17 годам, когда уве-


личивается роль лобных областей (особенно левой) в реализации заключительных этапов восприятия. Можно согласиться с автора­ми, что левополушарная стратегия имеет более длительный пери­од созревания, но их утверждение, что в возрасте 6 — 7 лет левое полушарие функционирует подобно правому [16, с. 93], противо­речит приводимым ими же экспериментальным данным. Уже у дошкольников, а еще больше — у детей 11 — 13 лет, предъявление стимулов в правое поле зрения (левое полушарие) ведет к значи­тельному увеличению числа симметричных, т.е. внутрикатегори-альных, замен, отражающих наличие иерархии признаков [55]. У взрослых при предъявлении стимулов в правое поле зрения, т.е. левому полушарию, такие ошибки доминируют (Леушина и др., 1985). Можно думать, что зрительные категории, как и вербаль­ные, проходят длительный путь развития, и что более локальное левое полушарие анатомически лучше приспособлено для катего­риальной переработки стимулов и исходно работает несколько иначе, чем правое полушарие.

Итак, рассмотренные нами данные литературы отчетливо под­тверждают представления о системной и динамической («хроно-генной», по терминологии Л.С.Выготского [И, с. 173]) органи­зации зрительно-предметного восприятия и латеральных разли­чиях в механизмах переработки зрительной информации. Таким образом, методики, направленные на диагностику развития зри­тельно-вербальных функций, должны быть чувствительны и к их возрастным изменениям, и к особенностям их латеральной орга­низации. Поскольку предлагаемые ниже методики исследования развития зрительно-вербальных функций предназначаются и обыч­ным детям, и детям группы риска по когнитивному развитию встает вопрос об оправданности использования нейропсихологических методик для исследования таких детей. Иными словами, до опи­сания методик необходимо рассмотреть вопрос, как теоретически и экспериментально обосновывается применение нейропсихоло­гических методик для исследования детей в норме и в погранич­ных к норме состояниях. Ответу на этот вопрос посвящена следу­ющая глава.

 

 


10

 

 

ГЛАВА 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.01 с.)