Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальные различия детей в переработке зрительной информации
В традиционной психологии, в частности в возрастной психологии, развитие рассматривается прежде всего как стадиальное, а индивидуальные различия — как отражение скорости продвижения по стадиям. Согласно нейропсихологии, индивидуальные различия отражают не только общее опережение или отставание, но и неравномерность развития отдельных компонентов систем ВПФ, формирующихся относительно независимо. Такая относительная независимость и соответственно неравномерность развития компонентов могут быть полезны для популяции в целом [68; 15]. В нормальном онтогенезе неравномерность развития компонентов ВПФ определяется индивидуальной генетической программой и средовыми (социальными прежде всего) воздействиями [18]. Наличие индивидуальных различий, связанных с неравномерностью развития отдельных компонентов ВПФ, не отменяет общих закономерностей формирования ВПФ, но делает концепцию развития более сложной и многообразной. На выявление неравномерности развития компонентов ВПФ и направлен нейропсихологический анализ нормы как взрослых [57; 42], так и детей [3; 4]. Приведем примеры нейропсихологических исследований, выявивших индивидуально-типологические различия в развитии зрительно-вербальных функций у обычных школьников. В 1991 —1993 гг. для апробации нейропсихологической батареи тестов для детей 6 — 9 лет сотрудниками Лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова было проведено двухразовое (с интервалом в один год) исследование учащихся трех первых (затем вторых) классов. Были обследованы 54 ученика в возрасте 7 лет, обучавшихся по системе 1 — 3, и 23 ученика, в основном 6 лет, которые обучались по системе 1 — 4. Результаты исследования частично опубликованы [2; 3], частично обобщены в трех отчетах, последний из которых посвящен развитию зрительных и зрительно-пространственных функций [1]. Параллельно проводилось ЭЭГ-исследование этих детей [30; 31]. Зрительный предметный гнозис исследовался с помощью трех проб: наложенных, перечеркнутых, а также недорисованных фигур. Для оценки выполнения проб были использованы три пара-
метра: продуктивность, т.е. число правильных ответов, степень оказанной помощи (стимулирующая или организующая, с обведением контура предмета) и тип ошибок. Мы подробно остановимся на предлагаемой нами классификации ошибок, поскольку она будет широко использоваться в дальнейшем описании методик.
При выполнении проб на зрительный гнозис выявляются следующие ошибки: 1) перцептивно-вербальные. Ответ ребенка относится к той же 2) перцептивно близкие. Ответ ребенка относится к другой се 3) смешения фигуры и фона. В ответе ребенка фон становится 4) по типу фрагментарности (фрагментарные). Эти ошибки наи
12 13
5) перцептивно далекие замены. Это более грубые ошибки, чем 6) вербальные (обусловленные речевыми трудностями детей). 7) персевераторные (повтор ответа при опознании различных Как видно из приведенного описания типов ошибок, далеко не всегда существует однозначное соответствие между типом ошибки и вызывающим ее механизмом. Различение гностической и псевдогностической природы ошибок требует развернутого нейропси-хологического анализа, оценки зрительного гнозиса, программирования и контроля. Соотношение гностических и вербальных компонентов механизмов ошибок уточняется с помощью дополнительного исследования состояния номинативной стороны речи. Вернемся к нашему эксперименту. Анализ результатов по параметрам продуктивности и степени необходимой помощи обнаружил влияние возраста и успешности обучения. В наиболее простой для детей пробе — узнавании наложенных фигур — у детей 7 лет была более высокая начальная продуктивность — самостоятельно правильные ответы нашли 48 % детей этого возраста и только 30 % шестилеток. Однако конечная продуктивность оказалась почти одинаковой (74 и 70 % правильных ответов). Таким образом, различия проявлялись прежде всего в степени самостоятельности ответа. Это отмечалось и при сравнении детей по успешности обучения. Хо- рошо и средне успевающие дети 7 лет большую часть ответов давали самостоятельно, а плохо успевающие дети 7 лет и все дети 6 лет в двух третях ответов требовали помощи. Однако если детям
6 лет в более чем трети случаев была достаточна стимулирующая В двух других пробах возрастные отличия продуктивности отчетливо выражены. В пробе на узнавание перечеркнутых фигур 7-летние дети опознавали 3 изображения из 4, а в следующей пробе -- 2,2 из 3, тогда как дети 6 лет --в первой указанной пробе 2,2 изображения из 4, а во второй — 1,1 из 3. При этом успевающие 7-летки проявили большую самостоятельность и в этих пробах по сравнению с другими детьми. Перечисленные результаты легко объясняются влиянием общей успешности развития. Однако с точки зрения нейропсихологии мы можем ожидать у детей одного уровня развития индивидуально-групповые различия, объясняемые неравномерностью развития компонентов, входящих в зрительно-вербальные функции. Для проверки этой гипотезы из успевающих детей в возрасте 7 лет (44 человека) на основании нейропсихологического анализа 1) группа с относительной слабостью программирования и кон 2) группа с относительной слабостью переработки прежде всего 3) группа с отставанием прежде всего зрительно-пространствен 4) группа детей с трудностями программирования действий и У остальных 12 детей была обнаружена или смазанная, или мозаичная симптоматика, эти дети не отличались по успешности обучения от 32 детей, включенных в группы. У детей перечисленных четырех групп был проведен качественный анализ ошибок. Проанализируем распределение перцептивных ошибок по группам (см. табл. 1). Здесь представлены данные о процентном соотношении ошибок у каждой группы детей. Как мы и ожидали, у детей из разных групп распределение ошибок отличалось от группы к группе. Перцептивно-вербальные ошибки чаще встречались у детей группы 2, отличавшихся относительной слабостью процессов переработки информации по левополушарному типу. Перцептивно близкие ошибки в связи с их разной природой отмечались у всех групп детей с проблемами как II, так и III блока. Смешение «фигура—фон» чаще всего наблю-
Таблица 1
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.009 с.) |