Нетрадиционная (драматургическая) звукорежиссура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нетрадиционная (драматургическая) звукорежиссура



Система критериев такого звукового образа, все (или некоторые) параметры которого служат раскрытию драматургии произведения (авторского замысла) и подчиняются только драматургической логике этого произведения.

Главенствующим постулатом нетрадиционной (драматургической) звукорежиссуры является логичность: ничто не соответствующее драматургии произведения не допускается.

Критерии параметров звукового образа нетрадиционной (драматургической) звукорежиссуры:

Пространственное впечатление: может быть любым, но только логически оправданным с точки зрения драматургии. Многопространственность, если она логически оправдана, является одним из главнейших средств выразительности;

Акустический баланс: можно делать все, в том числе – динамический акустический баланс, но это должно быть логически оправдано с точки зрения драматургии произведения;

Музыкальный баланс: должен быть логичным;

Тембральность: не максимально возможная точность передачи тембра естественного первоисточника, а раскрытие (максимальное возможное) посредством темброво-спектральной составляющей звука авторского замысла;

Прозрачность: максимальное соответствие композиторскому замыслу. Непрозрачность как необходимое средство выразительности допускается;

Панорама: можно все, если оно логически оправдано;

Артефакты: любые посторонние шумы крайне нежелательны.

 

Недостаток нетрадиционного (драматургического) звукового образа один: для его создания требуется талантливый звукорежиссёр с обширными знаниями смежных искусств (театр, живопись и так далее) и физических (математических) процессов звукообработки.

Три составные части в работе звукорежиссёра

Работа звукорежиссёра в процессе создания фонограммы состоит из трех компонентов: работы со звуком, работы с партитурой и работы с исполнителем.

Работа со звуком – действия звукорежиссёра по улучшению изначального звукового образа с целью придания ему свойства доставлять слушателю эстетическое удовлетворение.

Работа с партитурой – это контроль со стороны звукорежиссёра за соответствием некоторых параметров содержания изначальному тексту:

правильность исполнения текста (неверные ноты, ошибки в знаках альтерации, верность произнесенных слов и т.д.);

интонационный строй (фальшивые звуки);

строй инструментов;

слаженность исполнения (ансамблевость).

Все остальные параметры – темп и манера исполнения, нюансировка, агогика и др. – не входят в компетенцию звукорежиссёра.

Работа с исполнителем предполагает создание звукорежиссёром в процессе записи такой психологической атмосферы, которая позволила бы исполнителю превзойти свой обыденный творческий уровень и записать наилучший вариант.

Работа с исполнителем не имеет никакого отношения к звуковому образу.

Присутствие художественного творчества

В работе звукорежиссёра

 

В работе звукорежиссёра-традиционалиста нет признаков художественного творчества, так как он копирует традиционно принятые стандарты значений критериев звукового образа. Звукорежиссёр-традиционалист не является соавтором композитора и не может претендовать на смежные права.

В работе звукорежиссёра-нетрадиционалиста есть признаки художественного творчества, так как он средствами звукового образа раскрывает (интерпретирует) композиторский замысел. Деятельность звукорежиссёра-нетрадиционалиста адекватна деятельности исполнителя (музыканта), что позволяет ему обладать смежными правами.

Приложение II

ЗВУКОВЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

1) И. С. Бах. Хорошо темперированный клавир, т.1, Прелюдия c-moll (фрагмент), Г. Гульд.

2) И. С. Бах. Хорошо темперированный клавир, т.1, Прелюдия c-moll (фрагмент), С. Рихтер. Мелодия, СМ-02987.

3) Звучание фонографа. Голос П. И. Чайковского. (Из запасников Государственного дома-музея П. И. Чайковского в г. Клин.)

4) Звучание граммофона. Голос А. Вяльцевой (фрагмент).

5) Л. Бетховен. Симфония №9, часть III. Берлинский филармонический оркестр под управлением В. Фуртвенглера. Запись 1942 г. (фрагмент), MEL CD 10 01114.

6) Л. Бетховен. Симфония №9, часть III. Берлинский филармонический оркестр под управлением К. Аббадо. Запись 2000 г. (фрагмент), Douche  Gramophone, 469 005-2.

7)  Высококачественное стереофоническое звучание. П. Чайковский. «Лебединое озеро», финал I действия (фрагмент). Мелодия, 33С–01641, №7.

8)  П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1, часть III (фрагмент). С. Рихтер, Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии, дирижер Е. Мравинский. Мелодия, 33М–02014.

9)  А. Шнитке. Первая симфония. Часть I (фрагмент). Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер – Г. Рождественский. Запись 1987 г. Мелодия, SUCD 10-00062.

10)  Литературно-драматическая запись. Вс. Иванов, «Бронепоезд 14-69». Сцена в фанзе (фрагмент). Мелодия, 33С–01641, №5.

11)  Л. Минкус. «Дон Кихот», Pas de Deux, мужская вариация. (Происхождение записи неизвестно.)

12)  A. Lloyd Webber, T. M. Rice, Jesus Christ – Superstar. «In the Garden of Gethsemane» (фрагмент). MCA RECORDS MAPS 2075-D/1-2.

13)  J. M. Jarre. Oxygen II (фрагмент). Polydor, 815 688-2.

14)  А. Дворжак. «Славянский танец» op. 48 №6. Камерный оркестр МГК им П.И. Чайковского, дирижер Геннадий Черкасов. Запись 1985 г. MEL, CD 10 01418.

15)  И. Стравинский. «Сороченька». (Из вокального цикла «Воспоминания о моем детстве, три песенки») Л. Давыдова, сопрано. А. Любимов, фортепиано. Запись 1971 г., RMG 3096.

16)  С. Рахманинов. «Алеко». Пляска женщин (фрагмент). Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижер Д. Китаенко. Запись 1987 г. GCD 00049.

17)  С. Рахманинов. «Алеко». Романс Молодого цыгана. А. Федин (тенор). Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижер Д. Китаенко. Запись 1987 г. GCD 00049.

18)  О. Мессиан. «Двадцать взглядов на младенца Иисуса». №8 «Взгляд с небес». А. Батагов. Запись 1988 г. Мелодия, SUCD 10-00041/42/43.

19)  Звучание рок-гитары. (Происхождение записи неизвестно.)

20)  В. Артемов. Путь к Олимпу (фрагмент). Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Т. Мынбаев. Запись 1987 г., Мелодия, А10 00385 006.

21)  Г. Свиридов. Сюита из музыки к кинофильму «Время, вперед!», № 6, «Время, вперед!» (фрагмент). Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижер В. Федосеев. Запись 1975 г., Мелодия, С10–06384.

22)  J. Horner. музыка к кинофильму «Аватар (реж. J. Cameron), «Scorched Earth» (фрагмент).

 

 

Литература

 

1. Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки / Т. В. Адорно; пер. М. И. Левиной и А. В. Михайлова / сост. С. Я. Левита и С. Хрумова. М. СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.

2. Адорно Т. В. Философия новой музыки / Т. В. Адорно; пер. с нем. Б. М. Скуратова, вст. ст. К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001. 344 с.

3. Алишевич Т. А. "Страсти по Матфею" И. С. Баха: формообразование в цикле / Т. А. Алишевич // Музыкальное образование в колледже. Выпуск II. Краснодар: Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова, 2005. — С. 48 54.

4. Алдошина И. А. Амбиофония / И. А. Алдошина // Шоу-Мастер. 2005. №1. С. 28.

5. Алпатова А. С. Звуковое сообщение в аудиоинформационной социокультурной коммуникации / А. С. Алпатова // Материалы Международной научной конференции «Информационная культура и эффективное развитие общества». Россия, Краснодар, 21-24 сентября 2005. С. 305-308.

6. Андрейченко Г. В. Философия. Учебник. / Г. В. Андрейченко, В. Д. Грачева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 245 с.

7. Антонов Л. И. Реставрация грамзаписей / Л. И. Антонов // Звукорежиссёр. 2004. №7. С. 56 62. №8. С. 64 71.

8.  Асафьев Б. В. Избранные труды. Тт. 1-3 / Б. В. Асафьев. М.: Изд-во АН СССР, 1952-1954. 399 с., 383 с., 335 с.

9.   Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. / Б. В. Асафьев. М.: Музыка, 1977. 280 с.

10.   Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1971. 376 с.

11.   Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. — Л.: Музыка, 1980. — 216 с.

12.  Багрова В. В. История и конструкция фортепиано: учебное пособие / В. В. Багрова. Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. 23 с.

13.   Берков В. О. Гармония и музыкальная форма / В. О. Берков. М.: Советский композитор, 1962. 568 с.

14.   Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. С дополнениями Р. Штрауса. Т. 1-2 / Г. Берлиоз; пер. С. Горчакова. М.: Музыка, 1972. 531 с.

15.   Бернар Ж. Руководство по записи звука / Ж. Бернар. М.: НИОКРТ, 1962.

16.   Блауэрт Й. Пространственный слух / Й. Блауэрт; пер. с нем. М.: Энергия, 1979. 224 с.

17.   Бобровский В. П. К вопросу о драматургии музыкальной формы / В. П. Бобровский // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. С. 47 — 68.

18.   Бобровский В. П. Музыкальное мышление Шостаковича и основы его тематизма / В. П. Бобровский // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 42 49.

19.   Бобровский В. П. О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов. Ст. 1 и 2 / В.О. Бобровский // Музыка и современность. М.: Советский композитор. 1974, 1975. Вып. 8. С. 161 170. — Вып. 9. — С. 39 45.

20.   Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки / В. П. Бобровский. М.: КомКнига, 2008. С. 187 195 с.

21.   Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров / Д. Браславский. М.: Музыка, 1974. 391 с.

22.   Вахитов Я. Ш. Электроакустика и электроакустическая аппаратура / Я. Ш. Вахитов. М.: Искусство, 1982. 415 с.

23.   Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. М.: Архитектура-С, 2006. 328 с.

24.   Воронцов И. В. Текст и контекст в музыке / И. В. Воронцов // Материалы Международной научной конференции «Информационная культура и эффективное развитие общества». Россия, Краснодар, 21-24 сентября 2005. С. 316-319.

25.   Выходец А. В. Радиовещание и электроакустика. Учебник для вузов / А. В. Выходец [и др.]. М.: Радио и связь, 1989. 432 с.

26.   Вязкова Е. В. «Искусство фуги» И. С. Баха / Е. В. Вязкова. Издательство РАМ им. Гнесиных, 2006. 484 с.

27.   Гаклин Д. И. Звукорежиссёр и исполнитель в процессе звукозаписи / Д. И. Гаклин. М.: Комитет по радиовещанию и телевидению, 1966. 37 с.

28.   Гаранян Г. А. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей / Г. А. Гаранян. М.: Музыка, 1986. 224 с.

29.   Герцман Е. В. Античный орган / Е. В. Герцман. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 62 с.

30.   Герцман Е. В. Музыка древней Греции и Рима / Е. В. Герцман. СПб.: Алетейя, 1995. 336 с.

31.   Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо Юрайт, 2002. 336 с.

32.   Головня В. В. История античного театра / В. В. Головня. М.: Искусство, 1972. 340 с.

33.   Гроссман А. В. Художественные проблемы передачи звука / А. В. Гроссман // Труды ВНИИТР. М., 1972. № 2. С. 37 —42.

34.   Гульд Г. Избранное. В 2 кн. / Г. Гульд; пер. с англ. М.: Классика-XXI, 2006. 456 с.

35.   Должанский А. Н. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича / А. Н. Должанский. — Л.: Советский композитор, 1963. — 276 с.

36.   Дрейзен И. Г. Электроакустика и звуковое вещание / И. Г. Дрейзен. — М.: Связьиздат, 1961. — 544 с.

37.   Дубинин Г. Н. Ремонт смычковых музыкальных инструментов / Г. Н. Дубинин. — М.: Легпромбытиздат, 1992. — 110 с.

38.   Дубовский И. И. Учебник гармонии / И. И. Дубовский [и др.]. — М.: Музыка, 1965. — 438 с.

39.   Дуров В. Л. Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт) / В. Л. Дуров. — М.: Универсальное издательство, 1924. — 529 с.

40.   Духин А. А. Теория информации / А. А. Духин. — М.: Гелиос АРВ, 2007. — 248 с.

41.   Задерацкий В. В. Музыкальная форма / В. В. Задерацкий. — М.: Музыка, 2008. — 528 с.

42. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.).

43.   Звегинцева Е. А. Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе создания и использования фонограммы: автореф. дис. … кандидата юридических наук (12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право) / Е. А. Звегинцева; науч. рук. О. В. Протопопова. — М., 2003. — 24 с.

44.   Злобин А. Стоунхендж: дифференциальные уравнения математической физики / А. Злобин // Наука и мы. — 1990 — №5. — С. 20-21.

45.  Искусство в контексте информационной культуры. Сборник статей. Выпуск 4. / Редакционная коллегия: Ю. С. Зубов [и др.]. Научные редакторы: Ю. Н. Рагс, В. М. Петров. — М.: Смысл, 1997. — 205 с.

46.  История математики. Том 1 / ред. Юшкевича А. П. — М.: Наука, 1970. — 352 с.

47.   Казанцева Л. П. Автор в музыкальном содержании / Л. П. Казанцева. — М.: РАМ имени Гнесиных, 1998. —203 с.

48.  Казанцева Л. П. Анализ музыкального содержания / Л. П. Казанцева. — Астрахань: Волга, 2009. —157 с.

49.  Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания / Л. П. Казанцева. — Астрахань: Факел, 2001. —176 с.

50.  Каллистов Д. П. Античный театр / Д. П. Каллистов. — Л.: Искусство, 1970. — 176 с.

51.   Клебанов Д. Искусство инструментовки / Д. Клебанов. — К.: Музична Украина, 1972. — 220 с.

52.   Конен В. Ж. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. / В. Ж. Конен. М.: Музыка, 1968. 352 с.

53.   Кравчун П. Н. Акустика нового органного зала в Перми / П. Н. Кравчун, М. Ю. Ланэ, В. Н. Сухов // Сб. трудов ХV сессии Российского акустического общества. Т. 3. Секция архитектурно-строительной акустики. — М., 2004. — С. 112-115.

54.   Краснов Н. Ф. Аэродинамика. Ч. I. Основы теории. Аэродинамика профиля и крыла. Учебник для втузов / Н. Ф. Краснов. — М.: Высшая школа, 1976. — 384 с.

55.   Крылова З. Г. Российское гражданское право / З. Г. Крылова. — АО «ЦентрЮрИнфоР», 2000. — 439 с.

56.   Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания / А. Ю. Кудряшов. — СПб.: Лань, 2006. —432 с.: ил.

57. Ланэ М. Ю. Акустическое проектирование органных залов и выбор микрофонных систем при трансляциях из них / М. Ю. Ланэ // Материалы 12-й межд. конф. "Организационно-правовые, финансовые и научно-технические аспекты современного телерадиовещания". — М., 2004. С. 43-44.

58.   Лотман Ю. М. Семиосфера / Лотман Ю. М. СПб.: Искусство-СПб, 2001. — 704 с.

59.   Мазель Л. А. Этюды о Шостаковиче. Статьи и заметки о творчестве / Л. А. Мазель.  — М.: Советский композитор, 1986. 176 с.

60.   Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. Учеб. пособие / Л. А. Мазель. — 2-е изд. доп. и перераб. М.: Музыка, 1979. 536 с.

61.   Маркс К. Капитал / К. Маркс. М.: Фолио, 2009. — 1552 с.

62.   Матиас М. Руководство по обслуживанию роялей «Стейнвей» / М. Матиас; пер. Г. Порвенкова. — М.: Композитор, 1994. — 80 с.

63.   Медведев Е. В. Cubase SX для музыкантов / Е. В. Медведев, В. А. Трусова В.А. — СПб.: БЧВ-Петербург, 2003. — 640 с.

64.   Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. — М.: Музыка, 1976. — 254 с.

65.   Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры / Б. Я. Меерзон. — М.: Мысль, 1996. — 204 с.

66.   Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры. Часть 3. Курс лекций на 1 и 2 курсах звукорежиссёрского факультета. Учебное пособие / Б. Я. Меерзон. — М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2002. — 102 с.

67.   Морз Ф. Колебания и звук / Ф. Морз; пер. с англ. — М.: Гос. изд. технико-теор. лит-ры, 1949. — 496 с.

68.   Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1982. — 319 с.

69.   Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. М.: Владос, 2003. 248 с.

70.   Накадзима Х. Цифровые грампластинки / Х. Накадзима, Х. Огава; пер. с япон. — М.: Радио и связь, 1988. — 168 с.

71.  Народные художественные промыслы Подмосковья / Авторы-сост. С. В. Горожанина, Е. В. Куценко. — М.: ЗебраЕ, 2006. — 193 с.

72.   Нисбетт А. Студия радиовещания и звукозаписи. Методы использования студийного оборудования / А. Нисбетт; сокр. пер. с англ. — М.: Искусство, 1971. — 309 с.

73.   Новожилов О. П. Основы цифровой техники / О. П. Новожилов. — М.: Радиософт, 2004. — 528 с.

74.   Носова С. С. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов / С. С. Носова. — М.: КноРус, 2007. — 800 с.

75.   Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Издательство Оникс, 2007. — 976 с.

76.   Панкратов С. П. По прочтении Адорно. «Функция контрапункта в новой музыке» глазами музыковеда / С. П. Панкратов // Музыкальная наука на постсоветском пространстве. Международная интернет конференция. Российская Академия Музыки им. Гнесиных (15 февраля 2010).

77.   Перельман Я. И. Занимательная физика. В двух кн. Книга 2 / Я. И. Перельман. — М.: ВАП,1994. — 271с.

78.  Проблемы музыкального мышления. Сб. статей / Сост. и ред. М. Г. Арановского. — М.: Музыка, 1974. — 336 с.

79.   Рагс Ю. Н. Эстетика снизу и эстетика сверху – квантитативные пути сближения (Исследование) / Ю. Н. Рагс. М.: Научный мир,  1999. 248 с.

80.   Распе Р. Приключения барона Мюнхгаузена / Р. Распе. — Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1990. — 64 с.

81.  Рождение звукового образа. (Художественные проблемы в звукозаписи, экранных искусствах и на радио.) / Сост. Е. М. Авербах. — М.: Искусство. — 1985. — 239 c.

82.   Рэнди Т. Кино для звука / Т. Рэнди; пер. с англ. // Техника и технологии кино. — 2005. — №1. С. 23 —28.

83.   Сабинина М. Д. Шостакович – симфонист. Драматургия, эстетика, стиль / М. Д. Сабинина. — М.: Музыка, 1976. — 477с.

84.   Сергеев М. Вещательные процессоры / М. Сергеев // Звукорежиссёр. — 2006 — №10. — С. 3-8.

85.   Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга вторая. Фуга: ее логика и поэтика / Н. А. Симакова. — М.: Композитор, 2007. — 800 с.

86.   Скучик Е. Основы акустики / Е. Скучик; пер. с англ. — М.: МИР, 1976. — 542 с.

87.  Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988. — 608 с.

88.  Словарь русского языка в четырех томах / Главный редактор второго издания А. П. Евгеньев. — М.: Русский язык, 1983.

89.  С мит А. Исследование о природе и причинах богатства народов/ А. Смит. — М.: Эксмо, 2009. — 960 с.

90.   Согрина М. Живой звук на фоне «фанеры» / М. Согрина // Культура. — 2007. — №5. — 8-14 января. С. 15—19.

91.   Столл Р. Р. Множества. Логика. Аксиоматические теории / Р. Р. Стол. — М.: Просвещение, 1968. — 232 с.

92.  Театр Ла Скала. Альбом / Сост. И. Г. Константинова, автор текста Л. М. Тарасов. — Л.: Музыка, 1989. — 160 c.

93.   Тиняков Г. А. Пилотирование вертолета / Г. А. Тиняков. — М.: Воениздат, 1957. — 192 с.

94.  Толковый словарь русского языка в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова // Т. 1. М.: Госиздат, 1935; Т. 2. М.: Госиздат, 1938; Т. 3. М.: Госиздат, 1939; Т. 4, М.: Госиздат, 1940. Репринтное издание. — М.: Наука, 1995.

95.   Трахтенберг Л. С. Мастерство звукооператора / Л. С. Трахтенберг. — М.: Искусство, 1972. — 192 с.

96.  Уголовный кодекс Российской федерации (УК РФ) от 13.06.1996 №63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.1996, действующая редакция), ст. 292 Служебный подлог.

97.   Фердуев В. Л. Корреляционный критерий оптимума реверберации / В. Л. Фердуев // Акустический журнал. — 1957. — вып. 1. — С. 74—78.

98.   Франк Г. М. Шесть бесед о звуке / Г. М. Франк. — М.: Искусство, 1971. — 84 с.

99.   Холопов Ю. Н. Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений / Ю. Н. Холопов // Сборник: Методические записки по вопросам музыкального образования. М.: Музыка, 1966.

100.   Холопова В. Н. Альфред Шнитке / В. Н. Холопова. Е. Чигарева. М.: Советский композитор, 1990. 351 с.

101.   Холопова В. Н. Композитор Альфред Шнитке / В. Н. Холопова. 2-е изд. М.: Композитор, 2008. 230 с.

102.   Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Ч.1-2. / В. Н. Холопова. М.: НТЦ Консерватория, 1994. 261 с.

103.   Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000. 320 с.

104.   Холопова В. Н. Теория музыки: Мелодика. Ритмика. Фактура. Тематизм / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2002. 368 с.

105. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие для музыкальных вузов / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 1999. 490 с.

106.  Цифровая звукозапись: руководство по CD, Mini Disc, SACD, DVD(A), МРЗ, DAT / под ред. Маеса Дж., Веркамена М.; пер. с англ. А. А. Данилова, В. М. Матвеева. — М.: МИР, 2004. — 352 с.

107.  Черты стиля Д. Шостаковича. Сборник теоретических статей / Составление и редакция Л. Бергера. — М.: Советский композитор, 1962. — 284 с.

108. Цуккерман В. А. Виды целостного анализа / В. А. Цуккерман // Советская музыка. 1967. №4. С. 100 104.

109.   Чирков Л. Носители записи / Л. Чирков // Звукорежиссёр. — 2001. — №6. — С. 53 —56.

110.   Чирков Л. Столетие магнитной записи / Л. Чирков // Звукорежиссёр. — 1999. — №4. С. 45 49.

111.   Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии / Ю. А. Шафрин. — М.: АБФ, 1997. — 656 с.

112.   Шлыков В. А. К вопросу сущности звукового образа фонограммы / В. А. Шлыков // Музыкальная академия. 2010. № 2. C. 172-178.

113.   Шлыков В. А. О влиянии информационных технологий на звуковой образ в современных фонограммах / В. А. Шлыков // Материалы Международной научной конференции «Информационная культура и эффективное развитие общества». Россия, Краснодар, 21-24 сентября 2005. С. 316-319.

114.  Шлыков В. А. О влиянии информационных технологий на звуковой образ в современных фонограммах. Лекция по курсу "Музыкальная информатика" / В. А. Шлыков // Музыкальное образование в колледже. Выпуск II. Краснодар: Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова, 2005. — 289с. — С. 265-279.

115. Шнеер А. Я. Цирк. Маленькая энциклопедия / А. Я. Шнеер, Р. Е. Славинский. — Советская энциклопедия. — 1979. — 488 с.

116.  Der grosse Bildatlas Ton und Bild. — Praha: Artia Ferlag. — 1979. — 494 с.

117. Feynman R. P. Quantum Mechanical Computers (Lectures on Computation) / R. P. Feynman. — A.J.G. Hey and R.W. Alice, eds., Addison-Wesley, Reading, Mass. — 1996. — P. 185-211.

118. Gibson D. The Art of Mixing. Visual guide to recording, engineering and production / D/ Gibson. — MixBooks. — 1997. — 54 p.

119. Mehler Stephen S. The Land of Osiris / Stephen S. Mehler. — Adventures Unlimited Press/ — 2002. — 384 p.

120. Poulsen V. Annalen der Physik und Chemic / V. Poulsen. — Leipzig. — 1900. — Bd. 3. — S. 754-760.

121. Ross Ashby W. Design For A Brain / Ashby W. Ross. — London. — Chapman & Hall Ltd. — 1960. 87 p.

122. Stille K. Electrotechnische Zeitschrift / K. Stille. — Berlin. — 1930. — 87 s.

123. Taylor C. Microphone Applications for Classical Recording / C. Taylor. — Recording Engineer/Produsser. — 1983. 103 p.

124. Taylor Michael J.H. Jane's Encyclopedia of Aviation / Michael J.H. Taylor. — Jane's. — 1980 (reprinted 1989). 94 p.

Информационные источники:

125.  Индикаторы компании RTW  [Электронный ресурс]: доступ: http://www.rtw.de/news/nachrichtendetails/article/rtw-setzt-neue-massstaebe-fuer-professionelles-audio-metering.htmlwww.steinway.com

126. История магнитной записи [Электронный ресурс]: доступ: www.useddlt.com/magnetband_story1.html

127. Каталог записей компании LILITH [Электронный ресурс]: доступ: www.forcedexposure.com/labels/lilith.russian.federation.html

128. Компания AKG (Австрия) [Электронный ресурс]: доступ: www.akg.com

129. Кондрашин П. К. Типичные ошибки звукорежиссёров при записи и сведении фонограмм / П. К. Кондрашин [Электронный ресурс]: доступ  : http://soundrgk.ucoz.ru/publ/1-1-0-13

130. Лихницкий А. "Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! / А. Лихницкий [Электронный ресурс]: доступ:  www.laatokka.info/print/lihnitzkij.htm

131. Микрофоны компании AKG (Австрия) [Электронный ресурс]: доступ: www.akg.com/site/powerslave,id,2,nodeid,2,pcategory,4,_language\,EN.html

132. Обзор продуктов компании Dolby Laboratories [Электронный ресурс]: доступ: www.dolby.com/consumer/technology/tech_overview.html

133. Общественный информационный справочник Wikipedia [Электронный ресурс]: доступ: www.ru.wikipedia.org

134. Патент Германии №500900, 1930 г.

135. Сайт компании Dolby Laboratories [Электронный ресурс]: доступ:  www.dolby.com

136. Сайт компании Neumann [Электронный ресурс]: доступ: www.neumann.com

137. Сайт компании RTW [Электронный ресурс]: доступ: www.rtw.de

138. Сайт Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского [Электронный ресурс]: доступ: www.mosconsv.ru

139. Спектроанализатор DN60 RTA [Электронный ресурс]: доступ: www.gbaudio.co.uk/data/dn60.htm

140. Стандарт CD-audio [Электронный ресурс]: доступ: www.en.wikipedia.org/wiki/Red_Book

141. Стереозвук [Электронный ресурс]: доступ: www.en.wikipedia.org/wiki/Stereophonic_sound


[1] Здесь и далее под термином «звукорежиссура» автор подразумевает одну из специализаций звукорежиссёрской работы – музыкальную звукорежиссуру.

[2] Понятно, что данное словосочетание может показаться не совсем уместным в научном исследовании, но, к сожалению, у слова "звукорежиссёр" в русском языке нет синонимов.

[3] Gibson D. The Art of Mixing. Visual guide to recording, engineering and production / D. Gibson. — MixBooks. — 1997. [118]

[4] OIRT –   Organisation Internationale de Radiodiffusion et Television. Международная организация радиовещания и телевидения. Прекратила существование 31 декабря 1992 г.

 

[5] Понятие «содержание художественного произведения» исследуется такими музыковедами, как Е. В. Назайкинский [68], В. В. Холопова [103; 104], В. В. Медушевский [64]. Проблемам музыкального содержания посвящены фундаментальные труды Л. П. Казанцевой [47; 48; 49], А. Ю. Кудряшова [56].

[6] Такие ситуации будут подробно рассмотрены в третьей главе.

[7] Микрофон, обладающий кардиоидной направленностью, имеет название направленного микрофонона.

[8] Под общими микрофонами подразумеваются микрофоны с круговой характеристикой направленности (приемник давления), служащие для звукосъёма отраженных сигналов.

[9] Под индивидуальными микрофонами, обычно имеющими кардиоидную характеристику направленности, подразумеваются микрофоны для звукосъёма прямых сигналов источников звука.

 

[10] Автор намеренно использует старые названия (Государственный Дом радиовещания и звукозаписи, ГДРЗ, Дом звукозаписи), потому что именно так называлась ведущая звукозаписывающая организация Гостелерадио СССР в г. Москве на ул. Качалова (ныне – ул. Малая Никитская) в пору апогея её славы.

 

[11] Стандартное время реверберации – время, за которое звуковое давление реверберации затухает на 60 dB на частоте 512 Hz.

[12] Термин «работа с партитурой» будет подробно рассмотрен ниже.

[13] Здесь «школа» – направление, традиция, то есть сообщество звукорежиссёров, имеющих общее, передаваемое от наставников к ученикам, кредо по отношению к фундаментальным положениям звукорежиссуры, в частности – в оценке звукового образа.   

[14] Условное название двух типов звуков. Прямым звуком называется звук музыкального инструмента или другого источника, который доходит до слушателя кратчайшим путем, без отражений от стен, пола и потолка помещения; в нём нет реверберации. Отражённый звук, наоборот, содержит в себе только реверберацию. Будучи преобразованными микрофонами в электрические сигналы, они становятся, соответственно, прямым и отражённым сигналами.

[15] АЧХ – амплитудно-частотная характеристика.

[16] Многопространственность – тип пространственного впечатления, когда слушателю кажется, что источники звука находятся каждый в своем пространстве. Такой эффект достигается путем применения технических средств звукообработки и в естественной акустической среде невозможен.

[17] Локализация источника звука по вертикали, по мнению автора, скорее субъективна, так как с точки зрения психоакустики эта особенность у человека недостаточно развита. Подробно это рассматривается в фундаментальном труде Й. Блауэрта «Пространственный слух» [16].

[18] На сленге звукорежиссёров звукообработку часто называют «химией».

[19] «Melodyne» – программа компьютерного исправления записанного фальшивого интонирования, преимущественно вокального.

[20] Разумеется, в процессе монтажа работа со звуком отсутствует, но монтаж – не самостоятельное явление. Это часть технологического процесса студийной звукозаписи, такая же, как, например, расстановка и направка микрофонов.

[21] Неологизм образован по аналогии: конденсация – конденсат.

[22] В кинематографе и телевидении звуковой образ служит другим целям: он подчинен изображению и строится по несколько иным законам, не рассматривающимся в данной работе. Роль звука в визуальных искусствах (в частности,  кинематографе) подробно изложена Рэнди Т. [82].

 

[23] Обрезной фильтр ­– частотный фильтр, имеющий затухание более 60dB на октаву. Применяется для подавления всего нижнего или верхнего частотного диапазона, начиная с заданной частоты.

[24] Параметрический фильтр – частотный фильтр, работающий с определенной полосой частот.

[25] Приборы динамической обработки сигнала, ограничивающие его уровень по заданному звукорежиссёром алгоритму.

[26] Алгоритм этого прибора динамической обработки сигнала следующий: если входной уровень сигнала начинает превышать определенный заданный уровень, то на выходе его уровень остается постоянным и равным заданному.

[27] Напомним суть теста на абсолютную достоверность: если эксперты, прослушав два одинаковых фрагмента, не могут точно сказать, когда звучание было натуральным, а когда – искусственным (через акустические агрегаты), то такая звуковоспроизводящая система считается обладающей абсолютной достоверностью звукопередачи.

[28] Автор признает, что слова «классический» и «драматургический» не являются комплементарной парой. Но именно эти слова, по мнению автора, наиболее точно выражают суть понятий.

[29] Напомним, что рассмотренная выше система «Kunstkopf» работала только при помощи головных телефонов.

[30] НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

[31] Исключением, по мнению автора, можно считать только технические тестовые фонограммы с записью отдельных частот или «белого» («розового», «красного» и т. д.) шума, например, ЛИМ-2У и им подобные.

[32] Традиционный (классический) звуковой образ не есть обязательный атрибут классической музыки. В третьей главе будет рассмотрено исключение, когда звуковой образ классических произведений может иметь нетрадиционный (драматургический) тип.

[33] Звукорежиссёрский термин, обозначающий использование звукорежиссёром микрофонного парка: выбор наиболее подходящих для данной записи моделей микрофонов, настройка их характеристик направленности, расстановка и направка на источники звука.

[34] Саунд (от англ. sound – звук, звучание) – слово из сленга звукорежиссёрской среды, обозначающее звучание, полученное посредством электроакустического тракта. Иногда в переносном значении – идеальное звучание без недостатков.

 

[35] Имеется в виду математическое множество.

[36] Рассматривается современная рассадка симфонического оркестра: ближе к слушателю слева – первые скрипки, справа – виолончели.

[37] Здесь и далее термин классический репертуар подразумевает множество произведений тех жанров, которые обычно именуются так: классическая музыка, традиционная опера, классические балеты и т. п. Как мы увидим ниже, классический репертуар не обязательно требует традиционного (классического) звукового образа – это разные понятия. И наоборот: джаз стиля диксиленд не называют классической музыкой; тем не менее, для него больше всего подходит традиционный (классический) звуковой образ.

[38] К сожалению, инструментов работы А. Страдивари, Н. Амати и А. Гварнери немного, и они доступны крайне ограниченному кругу виртуозов.

[39] При анализе фонограммы весьма рискованно делать заявления о происхождении записи («запись произведена в театре» и т. п.), так как опытный звукорежиссёр, используя богатейшие возможности современной звукообработки, может создать звуковой образ с имитацией акустики практически любого помещения.

[40] В постановках современных мюзиклов эта проблема решается следующим путем: оркестр находится в другом помещении, и его звучание в зале, воспроизводящееся посредством электроакустического тракта (через акустические агрегаты), имеет полноценный частотный спектр.

[41] Например, намеренно добавляя шумы и искажения – прием, аналогичный подготовленному фортепиано в современной музыке.

[42] Вместе с Б. Я. Меерзоном, читавшим курс электроакустики и технического обеспечения звукозаписи.

[43] В большинстве звукозаписей, сделанных Ю. Л. Кокжаяном, его «союзником» являлась уникальная 1-я студия ГДРЗ, имеющая феноменальную акустику мирового класса.

[44] Будучи талантливым композитором, Мастер иногда в разговоре сетовал, что звукорежиссёрская работа отнимает у него слишком много времени и сил, не позволяя реализовать потенциал сочинителя.

[45] Здесь имеется в виду смысл, аналогичный принятому в теории музыки (в частности – в гармонии), обозначающий переход [38, с. 210].

[46] К сожалению, очень многие, кто так и не смог понять глубину новаторства С. В. Пазухина в области звукового образа, до сих пор рассматривают его творческие поиски как звукорежиссёрское хулиганство…

[47] В последние годы своей звукорежиссёрской карьеры С. В. Пазухин работал, в основном, в 5-й студии ГДРЗ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.161 с.)