Историческое формирование эталонов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое формирование эталонов



Естественного звучания

 

На протяжении многих веков человечество стремилось улучшить естественное звучание, сопутствующее различным проявлениям культуры. Процесс улучшения шёл в двух направлениях: это был прогресс музыкальных инструментов – достаточно вспомнить достижения мастеров струнных смычковых инструментов из Кремоны А. Страдивари, Н. Амати, А. Гварнери, непревзойдённые до сих пор (Дубинин Г. М. [37]), или историю создания фортепиано (Багрова В. В. [12]), следствием чего стало появление столь совершенных инструментов, как рояли фирмы «Steinway & Sons» (Матиас М. [62]) и совершенствование акустической среды, где эти инструменты должны были звучать – акустики помещения.

Ещё в античной Греции для представлений трагедий и комедий, играющих в жизни древних эллинов немаловажную роль (Головня В. В. [32]), сооружались специальные постройки – амфитеатры, – назначение которых –  разместить зрителей так, чтобы все они имели прямую видимость сцены, и создать хорошую слышимость и различимость текста, передаваемого хором и голосами актёров, во всех зрительских рядах, независимо от дальности. Подробно архитектура античных театров рассматривается в трудах Витрувия [23].

В дальнейшем, с развитием техники строительства, позволившей возводить большие закрытые общественные сооружения – храмы, театры, дворцы, концертные залы и т. п., – всё более важную роль стала играть архитектурная акустика – наука о звуковых процессах внутри помещений, которая позволяла рассчитать и создать акустическую среду, способствующую естественному звучанию вокала или музыкальных инструментов.

С течением времени архитектурная акустика сначала опытным, а затем и теоретическим путем, при помощи физических расчётов (эти методы подробно описаны Фердуевым В. Л. [97, с. 74]) выработала определенные правила, которые стали непосредственно влиять и на архитектуру сооружений. Это взаимодействие можно определить как причинно-следствен­ную связь, где прикладное назначение сооружения определяет тип звуковой среды (совокупность явлений культуры, которые будут там происходить), звуковая среда, в свою очередь, через законы архитектурной акустики определяет тип архитектурного интерьера помещения, а он, соответственно – акустическую среду.

Постепенно сложились характерные типы сооружений, максимально приспособленные к тем архитектурно-акустическим задачам, для которых они возводились. Традиционные типы – это храм, дворец, закрытый театр и т.д. Каждый тип имеет свою специализацию и очерченную звуковую среду, объединяющую множество[35] жанров, которые без ущерба для себя могут звучать внутри этого типа.

Можно говорить о жанрах, свойственных храму, и жанрах, характерных для архитектурного сооружения типа «театр». В «храмовое» множество входят хоровая музыка, вокально-инструментальная (кантаты, оратории, пассионы), органная или иная инструментальная музыка, например, сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки или виолончели. Соответственно, «театральное» множество включает в себя драматические спектакли и музыкально-драматические жанры (опера и оперетта).

На протяжении истории развития человеческой культуры сформировались определённые нормативы соответствия жанров типу и объёму помещения, в котором этот жанр может звучать без больших потерь. Более того, на основе выдающихся архитектурных и акустико-архитектурных решений, таких как La Scala [92] или Covent Garden, сложились эталоны естественного звучания.

Когда в эпоху граммофона между фирмами, производящими звукозаписи, возникла жёсткая конкуренция, одним из средств борьбы, как отмечалось во второй главе (с. 47), стало улучшение звукового образа. В свою очередь, одной из главнейших составляющих качественного звукового образа является наличие в нём хороших отражённых сигналов. Основные компоненты, определяющие качество отражённых – дисперсность (наличие многочисленных дроблений первоначальных звуковых волн на более мелкие последующие волны) и тембральная окраска (частотный спектр). К сожалению, в небольшом количестве храмов и концертных залов сочетание этих параметров можно назвать выдающимся, но именно в таких помещениях акустика является столь прекрасной, что по праву определяется как эталонная.

Так как все эти немногочисленные сооружения, например, La Scala, по понятным причинам были постоянно «заняты» по своему прямому назначению, выход нашёлся в постройке специальных помещений с заранее созданной хорошей акустикой – звуковых студий. Но поскольку процесс формирования естественных отражённых сигналов крайне сложен, и проектировщикам студий не удавалось полностью воссоздать ту акустическую атмосферу, которая имелась в объекте-оригинале, то возникла необходимость в использовании богатейших возможностей, которые предоставлял электроакустический тракт. Так, например, проблема не очень хорошей АЧХ отражённых звуков студии теперь легко решалась при помощи частотного корректирования электронными фильтрами, а недостатки естественной реверберации восполнялись применением эхо-камер и ревербераторов различного типа.

Прямым следствием этого стало формирование следующей установки: задачей звукорежиссёра является создание такого звукового образа, чтобы у слушателя создалось впечатление восприятия не студийной записи, а записи, сделанной в одном из сооружений, являющихся признанным эталоном для исполнения произведений данного жанра. Например, оперной записи, осуществлённой в La Scala.

Кроме того, перед звуковых дел мастером ставится ещё одна сложнейшая задача: он должен не только воссоздать внутреннюю акустику образцового помещения, но и сделать ряд параметров звукового образа такими, чтобы слушатель мог вообразить, что он сидит с закрытыми глазами в этом зале и может определить свое удаление от первых рядов оркестра, расположение оркестра по панораме (в стереофонии) и рассадку музыкантов по глубине (акустический баланс).

Но, как известно, и акустика образцовых концертных залов не является абсолютным идеалом: в каждой есть какие-то малозаметные изъяны. А поскольку совершенствование аппаратных средств электроакустического тракта идет достаточно быстро, и процесс моделирования, например, искусственных отражённых сигналов в микропроцессорном ревербераторе полностью понятен и подконтролен, то вполне естественно, что с появлением возможности улучшать, возникает и реальная возможность достижения в звуковом образе практически идеальной  акустики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.005 с.)