Система органов государственной власти санкт-петербурга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов государственной власти санкт-петербурга



 


И стория полицейской службы в России охватывает широ­кие временные рамки, теснейшим образом связана с судьбами Российского гос­ударства и своими корнями уходит в развитие государствен­ности на Руси. В разное время полицейские функции выполняли и княжеские дружины Древней Руси, и стрелецкое войско московских царей. Существовала и определенная система подготовки кадров для осуществления этой деятельности, которая сформировала почву будущей школьно-курсовой подго­товки кадров полиции Российской империи.

Проведенный анализ истории педа­гогики и образования показывает, что отдельные предпосылки зарождения системы подготовки профессиональных кадров возникли еще в первобытнообщинный период развития человеческого общества с появлением первых обычаев и методов обучения.

Однако основной этап их аккумуляции приходятся на более поздний период и неразрывно связан с возникновением и становлением государства и обще­ства. К их числу прежде всего относятся: возникновение письменности, книгопечатания, школ, усложнение трудовой деятельности человека и появление профессий, в том числе профессии учителя, различных специальных отраслей знания и как следствие этого - возникновение и становление профессиональной подготовки кадров в качестве самостоятельного направления образования - про­фессионального образования в интересах человека, общества и государства.

Среди них особое место занимает грандиозная реформаторская деятель­ность Екатерины II по преобразованию государственно-правовой системы, в ре­зультате которой в России была создана «регулярная» полиция. Образование этого важнейшего государственного органа исполнительной власти интегриро­вало все предыдущие предпосылки с насущной потребностью профессиональ­ной подготовки кадров полиции, переведя их в реальную плоскость.

Первый накопленный опыт практической работы «регулярной» полиции, уточнение на основе этого ее задач и функций, совершенствование организаци­онной структуры и правового регулирования деятельности, углубление ее спе­циализации в значительной мере способствовали определению и первому нор­мативному закреплению в «Уставе благочиния или полицейском» (1782 г.) об­щих требований к полицейским служащим. В совокупности все это, безусловно, являлось необходимым условием формирования четкого ориентира в определе­нии содержания профессионального образования полицейских кадров.

Несмотря на двухвековой период функционирования «регулярной» поли­ции и определенные усилия по организации профессиональной подготовки ее кадров, нормативно оформленной, централизованной, управляемой Министер­ством внутренних дел и финансируемой из государственной казны системы по­лицейского образования в монархической России создано так и не было. Первые шаги в этом направлении стали предприниматься в конце XIX в - начале XX в. организацией различных курсов и специальных школ по подготовке поли­цейских чинов нижнего и среднего звена. Функционирование краткосрочных курсов и школ по подготовке полицейских чинов в дореволюционной России позволило накопить первый отечественный опыт обучения, учебно-методиче­ского обеспечения и организации учебного процесса по подготовке определен­ных категорий сотрудников полиции. В дальнейшем этот опыт явился основой формирования основных направлений профессиональной подготовки кадров нашей страны. Ведь во многом именно благодаря данному опыту в 20-30-х годах XX в. в СССР в исторически короткие сроки, всего за 10-12 лет, была создана централизованная и жестко регламентированная правовыми нормами система профессиональной подготовки кадров советской милиции.

Больше внимание стало уделяться общеобразовательной и профессиональ­ной подготовке, созданию курсов и школ. Еще в 1918 г. открылась Московская школа для командного состава милиции. Вскоре она начала функционировать как Всероссийская школа инструкторов милиции, рассчитанная на 600 слушателей. В том же году в Петрограде открыт рабоче-крестьянский университет, имевший несколько фа­культетов, в т. ч. милиции и уголовного розыска.

В августе 1919 года Главное управление предписало всем отделам управле­ний губисполкомов направить на учебу по пять ответственных работников ми­лиции. Для Москвы, Петрограда и Киева норму командируемых определили в десять человек.

В конце 1918 года в Петрограде организовали школу Отдела наружной охраны Комиссариата внутренних дел. В апреле 1919 года Главное управление милиции сообщило об открытии курсов уголовного розыска.

Тем не менее, милицейские кадры 1920-х гг. по уровню своей профессио­нальной и общеобразовательной подготовки далеко не полностью соответство­вали предъявляемым требованиям.

Целостная и единая система профессионального обучения работников ми­лиции стала формироваться только в 1930-е годы. Важным событием явилось постановление СНК от 9 июля 1930 года «О состоянии и работе милиции и уго­ловного розыска». Этот правовой акт предусматривал ряд мероприятий по раз­витию системы профессиональной подготовки: открытие в Москве высшего учебного заведения, увеличение числа госбюджетных школ милиции и количе­ства обучающихся в них, развитие системы заочного обучения.

Наркомат внутренних дел РСФСР 5 августа 1930 года издал специальный приказ «Об утверждении сетки учебных заведений». На основании этого норма­тивного документа началось формирование системы учебных заведений, при­званной готовить кадры всех уровней и специализаций для НКВД. Так, Институт административного строительства в Москве на трех факультетах (администра­тивно-милицейский, научно-технической экспертизы и расследования, исправи­тельно-трудовой) вел подготовку специалистов и руководителей практически для всех отраслей и служб органов внутренних дел. Высшие курсы усовершенствования административных работников и школы административного работника НКВД гото­вили начальников среднего звена органов милиции, мест заключения и принуди­тельных работ; специальные отделения при Новочеркасской и Саратовской шко­лах для подготовки нацменьшинств вели подготовку районных административных работников из нацменьшинств; курсы по переподготовке рядового состава милиции и работ­ников мест заключения готовили городских и сельских участковых инспекторов, агентов уголовного розыска, регистраторов - дактилоскопистов. Таким образом, специальная подготовка предусматривалась для сотрудников всех без исключе­ния уровней милицейской деятельности.

Система подготовки кадров НКВД на протяжении 1930-х гг. постоянно рас­ширялась. К моменту образования Управления учебных заведений НКВД суще­ствовала разветвленная сеть его учебных заведений. Для Главного управления милиции подготовкой кадров занимались Центральная школа в Москве, Ленин­градская школа политработников, 21 двухгодичная межобластная школа, 7 школ с годичным сроком обучения, 6 школ служебного собаководства, 27 милицей­ских курсов.

Одновременно с развитием сети специальных школ и училищ принимались меры по улучшению текущей служебной и боевой подготовки личного состава милиции.

В условиях продолжения развития негативных тенденций в профессиональ­ной деятельности сотрудников МВД РФ, его руководство предприняло ряд жест­ких мер для наведения порядка в работе по подготовке кадров, соответствующих высоким требованиям современной демократической гражданственности. В Приказе МВД РФ от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» говорится о том, что профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел является одним из приоритетных направ­лений оперативно-служебной деятельности. Овладение необходимыми знани­ями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. При этом устанавливается персональная ответственность заместителей руководителей ОВД по курируемым направлениям оперативно-служебной деятельности, начальников (командиров) структурных подразделений за неудовлетворитель­ный уровень профессиональной подготовленности подчиненных сотрудников. Непосещение сотрудниками занятий по служебно-боевой подготовке без уважи­тельных причин рассматривается как нарушение служебной дисциплины, влеку­щее за собой применение мер дисциплинарного воздействия в соответствии с по­ложениями действующего трудового законодательства и нормативными право­выми актами МВД России.

Руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, началь­никам подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальни­кам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальникам управлений (отделов) внут­ренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых ад­министративно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, научно-исследова­тельских, образовательных и иных учреждений системы МВД России, отделов (управлений) внутренних дел по району, городам и иным муниципальным обра­зованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, вменяется в обязанность обеспечить необходимые условия для качественной профессио­нальной подготовки подчиненных, контролировать ее организацию на местах в ходе оперативно-служебной деятельности и принимать непосредственное уча­стие в проведении занятий. Начиная с середины 2009 года, уровень профессиональ­ной подготовленности сотрудников органов внутренних дел учитывается при определении размера должностного оклада по занимаемой должности в преде­лах, установленных штатным расписанием; установлении процентных надбавок к должностному окладу; премий за образцовое исполнение служебных обязан­ностей; решении вопросов присвоения очередного специального звания в по­рядке поощрения досрочно или на ступень выше предусмотренного занимаемой должностью, а также при проведении аттестации.

Действующее с 2011 года Наставление по организации профессиональной подготовки, основными задачами считало:

- подготовку квалифицированных кадров для органов внутренних дел Рос­сийской Федерации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к право­охранительной деятельности;

- изучение законодательных и иных нормативных правовых актов Россий­ской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, и их практическое применение при осуществлении оперативно-служебной деятельности;

- совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обу­чению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-слу­жебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;

- формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствова­нию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации.

Система профессиональной подготовки кадров МВД России с 2011 года включает в себя:

- раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);

- специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел (центры профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, образователь­ные учреждения МВД России);

- подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессио­нальным образованием (образовательные учреждения высшего профессиональ­ного образования МВД России);

- повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;

- послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторан­туры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России, имеющих соответствующие лицензии);

- обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-бое­вая и морально-психологическая подготовка).

Приказ МВД № 663 от 12 июля 2012 года, утверждает порядок орга­низации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с этим приказом подготовка кадров осуществляется путем первоначальной подготовки, обучения по образовательным программам:

- среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой (суворовские военные училища МВД России);

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования;

- дополнительного профессионального образования;

- профессиональной служебной и физической подготовки.

В 2012 году также был принят Приказ МВД №777, утвердивший «Руковод­ство по организации морально-психологической подготовки сотрудников орга­нов внутренних дел Российской Федерации».

Таким образом, в результате почти трехвекового периода эволюции регу­лярной отечественной полиции (милиции) и организации профессиональной подготовки ее сотрудников МВД России располагает сегодня одной из самых крупных и многопрофильных среди отраслевых министерств и ведомств страны системой профессионального образования. Наличие разветвленной ведомствен­ной системы профессиональной подготовки кадров в целом позволяет МВД Рос­сии выполнять поставленные перед ним задачи. «Право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи»

В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Под квалифицированной юридической помощью понимается грамотная и эффективная деятельность, осуществляемая лицом, соответствующим требованиям, которые предъявляются к нему при допуске к оказанию юридической помощи, то есть наличие у него знаний, умений, навыков, подтвержденных документально (документы об образовании, повышении квалификации, стаже работы и т.д.). В обобщенном понятии этим лицом является юрист (он может быть прокурором, судьей, нотариусом, адвокатом, участковым уполномоченным полиции, юрисконсультом и т.д.). Принимая во внимание специфику возникшего события, требующего познания в той или иной области правоотношений, гражданин обращается к юристу соответствующей специализации.

В большей степени граждане Российской Федерации сталкиваются с необходимостью получения бесплатной юридической помощи при возникновении правоотношений уголовного характера. Согласно указанной выше статье Конституции Российской Федерации, каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В соответствии со статьей 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично, либо с помощью защитника (в этом случае помощь оказывают адвокаты) и (или) законного представителя. Если же гражданин желает получить бесплатную юридическую помощь, не связанную с его уголовным преследованием, то основным законом, регламентирующим оказание ему бесплатной юридической помощи, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (Далее – Закон о бесплатной юридической помощи).

Согласно статьи 20 Закона о бесплатной юридической помощи к категориям граждан, которые имеют право получить бесплатную юридическую помощь, относятся: граждане, среднедушевой доход семей, которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума; инвалиды I и II группы; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; дети-инвалиды, дети-сироты и так далее.

В соответствии со статьей 6 Закона о бесплатной юридической помощи, к видам оказания бесплатной юридической помощи, относятся: консультирования в устной и письменной формах, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях и в иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации, видах. Такую помощь оказывают участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а именно: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро, адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, а также участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи, которая формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. К юридическим клиникам относятся студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие. Студентами, обучающимися в высших учебных заведениях по юридической специальности, оказывается бесплатная юридическая помощь гражданам под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение студентов.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в целях реализации Закона о бесплатной юридической помощи принимаются свои законы. Таковыми соответственно являются: Закон Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 года № 474-80 "О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге», Областной закон Ленинградской области от 18 апреля 2012 года № 29-оз «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области".

В указанных законах субъектов Российской Федерации список категорий граждан, которым оказывается бесплатная юридическая помощь, расширен и в него включены: инвалиды III группы; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, - по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации; граждане, оказавшиеся (находящиеся) в трудной жизненной ситуации и иные. 

11 апреля 2018 года в закон Санкт-Петербурга "О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге" внесены изменения. Теперь бесплатная юридическая помощь оказывается, в том числе и гражданам, являющимся участниками долевого строительства, нуждающимися в защите, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 июня 2009 года N 307-62 "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге", с целью получения мер поддержки, мер социальной поддержки или дополнительных мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Территориальные органы МВД России оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции МВД России. Данная деятельность осуществляется на основании пункта 81 приказа МВД России от 5 января 2007 года № 6 "Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России".

Необходимо отметить, что бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам, обратившимся в территориальный орган МВД России, по вопросам деятельности органов внутренних дел, за исключением вопросов связанных с привлечением данного гражданина к ответственности, предусмотренной законодательством. Обратившись к должностному лицу органов внутренних дел, которым может быть участковый уполномоченный, дознаватель, юрисконсульт, начальник отдела, его заместители, гражданин имеет право получить бесплатную консультацию в письменной или устной форме. Руководствуясь Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», сотрудник территориального органа МВД России рассматривает такое обращение гражданина. Как пример, в ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области за бесплатной юридической помощью обращается небольшое количество граждан. С целью информирования граждан о возможности получения такой помощи, должностными лицами ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области регулярно размещаются статьи в районной газете и на официальном сайте территориального органа МВД России, полная информация размещена на местном телеканале, в сети Интернет на информационных ресурсах телеканала и газеты, а также в помещении многофункционального центра г. Сланцы. 

Проводимая на протяжении последних лет в Российской Федерации политика направлена на изменение правосознания граждан, повышения уровня их правовой грамотности, в том числе и с использованием функционала правоохранительных органов, что подтверждается принимаемыми федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, приказами МВД России в сфере оказания бесплатной юридической помощи, к примеру: приказом  МВД России от 9 января 2017 года № 1 "Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год" одним из основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности МВД России утверждено совершенствование механизма оказания гражданам и организациям, а также сотрудникам и ветеранам органов внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России и членам их семей бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел. Таким образом, повышается уровень общественного доверия к сотрудникам полиции, что является законодательно закрепленным принципом деятельности полиции.

Разъясняя, с юридической точки зрения, гражданам, обратившимся за бесплатной юридической помощью, возникшие у них вопросы, ко всему прочему юрист оказывает положительное влияние на формирование у граждан правосознания и правовой грамотности, что является способом борьбы с высоким уровнем правового нигилизма населения страны, который служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд и т.д.). Ведя борьбу с правовым нигилизмом, бытующим в сознании граждан России, путем оказания бесплатной юридической помощи, территориальные органы МВД России осуществляют профилактику противозаконного поведения граждан.  


Кожубаева В.Н.

юрисконсульт правовой группы

УМВД России по Адмиралтейскому району г. СПб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.021 с.)