В рамках проведения антикоррупционной экспертизы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В рамках проведения антикоррупционной экспертизы



 


П роблема коррупции всегда остро стояла перед мировым сообществом, и ее по праву можно считать одной из наиболее трудноразрешимых.

Противодействие коррупции – это общегосударственная задача, не только для Российской Федерации, но и для любого государства, в той или иной степени принимающего определенные меры, направленные на снижение уровня влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности.

В России основным законом, направленным на профилактику коррупционных проявлений, является Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).

Так в статье 1 Закона о противодействии коррупции раскрыто понятие «коррупции» – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды. Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями коммерческий подкуп либо иное незаконное исполнение физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для лиц третьих лиц либо выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о противодействии коррупции, является одной из первостепенных мер по профилактике коррупции.

В целях реализации вышеуказанного пункта был принят Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Закон об антикоррупционной экспертизе), который непосредственно устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона об антикоррупционной экспертизе, антикоррупционная экспертиза проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции и иными органами, организациями, их должностными лицами, в том числе органами внутренних дел (далее - ОВД).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона об антикоррупционной экспертизе, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам или организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Перечень коррупциогенных факторов установлен статьей 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативно правовых актов» (далее – Методика).

Так в соответствии Методикой выделяются следующие коррупциогенные факторы:

широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).

определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление, то есть возможность совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

отказ от конкурсных (аукционных) процедур–закрепление административного порядка предоставления права (блага);

нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Также можно выделить коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (согласно статье 4 Методики):

наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Обращаясь непосредственно к практике проведения антикоррупционной экспертизы в ОВД, можно выделить несколько характерных для данной системы и наиболее часто встречающихся коррупциогенных факторов (из вышеуказанных). Таковыми, например, являются: широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», отсутствие или неполнота административных процедур, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, отказ от конкурсных (аукционных) процедур.

 В целях предупреждения и снижения уровня коррупции, обеспечения механизма противодействия коррупции в МВД России, совершенствования деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, на предмет выявления и устранения в них коррупциогенных факторов, издан приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» (далее – приказ МВД России № 120), которым утверждены Перечень нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, по которым проведение антикоррупционной экспертизы обязательно и Положение об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России (далее – Положение).

Из положений пункта 4.1 приказа МВД России № 120 следует, что обязанность проведения антикоррупционной экспертизы возложена на правовые подразделения МВД России, а также на сотрудников, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы в системе ОВД.

Пунктом 2 Положения определено, что результаты антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов оформляются отдельным заключением, образец которого утвержден Приложением к указанному Положению.

Поскольку законодательством Российской Федерации не только определена необходимость проведения антикоррупционной экспертизы, но и установлена методика ее проведения, считается особо важным ее проведение во всех случаях разработки проектов правовых актов. Антикоррупционная экспертиза должна стать неотъемлемым этапом правотворчества, а особое внимание должно быть уделено наиболее коррупциогенным частям современного российского законодательства.

 


Ковпак О. Н.

старший юрисконсульт правовой группы

ОМВД России по Петродворцовому району г. СПб

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.007 с.)