Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел и органов прокуратуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел и органов прокуратуры



СБОРНИК СТАТЕЙ

сотрудников правовых подразделений структурных подразделений
ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, подчиненных ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области организаций и территориальных органов МВД России на районном уровне Санкт-Петербурга и Ленинградской области

 


 

Оглавление

1. Основные ограничения и запреты, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел……………………………………………………………………………………………………………………..3

2. Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел и органов прокуратуры…………7

3. Коррупциогенные факторы в правовых актах в рамках проведения антикоррупционной  экспертизы………………………………………………………………………………………………………………………….10

4. Особенности административного судопроизводства………………………………………………………...13

5. Система органов государственной власти Санкт-Петербурга……………………………………………17

6. Право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи………………….24

7. Ограничения и требования, предъявляемые к кандидатам при поступлении на службу в органы    внутренних дел……………………………………………………………………………………………………..27

8. Неосновательное обогащение…………………………………………………………………………………………….31

9. Правовые основания, порядок присвоения и лишения квалификационного звания…………34

10. О выборах Президента Российской Федерации……………………………………………………………….38

11. Разъяснения контрольных органов о порядке закупки лекарственных средств………………41

12. Медицинское обеспечение членов семьи сотрудника ОВД…………………………………………………43

13.  Ограничения после увольнения…………………………………………………………………………………………46

14.  Порядок защиты органов внутренних дел от дискредитации…………………………………………...49

15.  Особенности рассмотрения арбитражных дел в порядке упрощенного производства……..57

 


ОСНОВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ СЛУЖБЫ

 В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 


В соответствии с частью 1 статьи 10 главы 3 Федерального закона от
30 ноября 2011 г. № 342- ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) сотрудником органов внутренних дел (далее – ОВД) является «гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава».

Законодатель, наделяя сотрудника ОВД особым правовым статусом, уже не рассматривает его как рядового гражданина, поскольку вместе с данным статусом возникают особые же права и обязанности, ограничения и запреты, обязанность соблюдения которых установлена пунктом 12 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции).

Также, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2009 г. № 566-О-О указано, что законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в ОВД, вправе устанавливать для данной категории граждан особые требования (в том числе к личным и деловым качествам), и особые обязанности, обусловленные специфическим характером деятельности указанных лиц, а также задачами, принципами организации и функционирования ОВД.

Статья 14 Закона о службе четко определяет ограничения, обязанности и запреты для сотрудников ОВД.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о службе сотрудник ОВД не может находиться на службе в случаях:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

осуждения его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличия судимости, в том числе снятой или погашенной;

прекращения в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

несоответствия требованиям к состоянию здоровья сотрудников ОВД, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником ОВД, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

выхода из гражданства Российской Федерации;

приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в ОВД.

Важно понимать, что каждый из вышеперечисленных случаев распространяется как на действующих сотрудников, так и на граждан, только поступающих на службу в ОВД.

В целом перечень запретов четко определен, однако, стоит отдельно остановиться на некоторых из них.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 82 Закона о службе, контракт подлежит расторжению, а сотрудник ОВД – увольнению со службы в ОВД в случае осуждения такого сотрудника за преступление, а также в связи с прекращением в его отношении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в ОВД преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

Согласно части 11 той же статьи контракт с сотрудником ОВД, осужденным за преступление, расторгается после вступления в законную силу приговора суда. Если на день вступления в законную силу приговора суда сотрудник находился под стражей, контракт расторгается со дня фактического заключения такого сотрудника под стражу.

Важным является тот факт, что увольнение сотрудника органов внутренних дел по пункту 7 части 3 статьи 82 Закона о службе возможно только при наличии обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В этом же ключе можно рассматривать и пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о службе, дополнив пояснения раскрытием терминов «уголовное дело частного обвинения», «акт амнистии» и «освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием».

Частью 2 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) установлено, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 15, статьи 116.1 и частью 1 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), считаются уголовными делами частного обвинения, то есть возбуждаются только по заявлению потерпевшего или его законного представителя (например, умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию, клевета).

Статья 84 УК РФ определяет амнистию как акт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц, которым лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, а с лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.

Статьей 75 УК РФ понятие освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием определяется, как активное поведение лица после совершения им оконченного преступлении, которое выражается в явке с повинной, в также в виде помощи правоохранительным органам в раскрытии преступления, возмещении ущерба или ином возмещении вреда, причиненного преступлением.

Здесь стоит отдельно отметить, что о деятельном раскаянии речь может идти только в том случае, если лицо совершило преступление впервые и, если это преступление небольшой или средней тяжести.

Однако, важно обратить внимание на то, что все вышеуказанное теряет силу в случае, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

Понятие конфликта интересов определяется частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 278-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о коррупции). Так, под конфликтом интересов принято понимать ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Именно конфликт интересов возникает, когда выявляется близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Положение пункта 9 части 1 статьи 14 Закона о службе целесообразно подкрепить выдержкой из Апелляционного определения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2017 г. по делу № 33-2622/2017, согласно которому для увольнения сотрудника ОВД со службы в связи с представлением при поступлении на службу в ОВД либо в период прохождения службы подложных документов достаточно установить сам факт представления сотрудником при поступлении на службу таких документов, то есть вне зависимости от времени, когда эти обстоятельства имели место быть, а также от времени, когда таковые были выявлены и установлены.

Также необходимо отметить, что в силу части 2 статьи 14 Закона о службе на сотрудника ОВД распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о коррупции и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе).

Кроме того, подпунктом «и» пункта 1 части 1 статьи 7.1. Закона о коррупции предусмотрено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон о запрете), запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: лицам, замещающим (занимающим) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов.

С учетом изложенного, важно понимать, что в соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 82 Закона о службе, контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в случае несоблюдения данным сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами.

Подводя итог, стоит сказать, что законодательство в сфере ограничений и запретов, связанных с прохождением службы в ОВД ясно и подробно перечисляет основания, по которым с сотрудником может быть расторгнут контракт о службе. Данные положения, как было сказано выше, распространяются и на поступающих на службу.

Законодатель, наделяя сотрудников ОВД особым правовым статусом, обязанностями по выполнению конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, а также предоставляя социальные гарантии таким сотрудникам, вправе требовать от выполнения определенных обязанностей, а также соблюдения специфических запретов и ограничений.


 

Романенко И. И.

старший юрисконсульт правового отделения

УМВД России по Калининскому району г. СПб


Коленская Н. Ю.

старший юрисконсульт правового направления

ОМВД России по Кингисеппскому району ЛО


Ковпак О. Н.

старший юрисконсульт правовой группы

ОМВД России по Петродворцовому району г. СПб

 


 

Ефимова Е.В.

юрисконсульт правового направления

ОМВД России по Бокситогорскому району ЛО

 


 

Кожубаева В.Н.

юрисконсульт правовой группы

УМВД России по Адмиралтейскому району г. СПб

Андрианова Г.М.

старший юрисконсульт правовой группы

ОМВД России по Сланцевскому району ЛО

                                              

 


ОГРАНИЧЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАНДИДАТАМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 


С лужба в органах внутренних дел – это не просто особый вид трудовой деятельности, а осуществление публичных функций от имени и по поручению государства. Именно поэтому отбор кандидатов на службу в полицию имеет ключевое значение для успешного решения МВД России задач по борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

Сотрудник органов внутренних дел – это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Формирование и развитие высокопрофессионального стабильного и оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов внутренних дел, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым социально-политическим, экономическим, криминогенным и другим условиям – ключевая задача подразделений по работе с личным составом органа внутренних дел.

Цель кадровой политики полиции зарубежных стран – рекрутирование (привлечение кандидатов на службу) и отбор на службу достойных кандидатов, отвечающих не только моральным, но и специальным требованиям, обладающих качествами, необходимыми для выполнения ими полицейских функций. В последние годы полицией зарубежных стран все большее внимание уделяется поиску новых способов формирования контингента полицейских органов. Например, для того, чтобы стать полицейским в США нужно быть гражданином США в возрасте 21-35 лет, иметь аттестат о среднем школьном образовании, водительское удостоверение и безупречную репутацию. Кандидату может быть отказано в приеме на службу даже если у него есть хотя бы один штраф о несоблюдении правил дорожного движения.

Также при поступлении в полицейскую академию в США экзаменующемуся предоставляется тест на знание математики, естественных наук и языка. Далее вступает процедура проверки: опрашиваются все друзья кандидата, подаются запросы во все учебные и спортивные заведения, кредитные организации и т. д. Если в процессе выяснится, что абитуриент курил марихуану или хулиганил в школе и прочее, то такого соискателя исключат из конкурса.

В другой стране, Германии, для поступления на службу в полицию действуют довольно строгие ограничения, и, кроме того, вступительные тесты выдерживают далеко не все. Мечтающие о работе полицейского в Гессене должны быть не старше 32 лет, иметь рост не ниже 160 сантиметров, незапятнанное прошлое (отсутствие уголовных наказаний) и соответствующий аттестат или профессиональное образование. Водительское удостоверение – обязательное условие для работы стражем порядка. А вот иметь немецкий паспорт для поступления совсем необязательно. Граждане стран, не входящих в Евросоюз, также имеют хорошие шансы стать полицейским, если они не менее 5 лет прожили в Германии, имеют постоянный вид на жительство, хорошо знают немецкий язык и умеют говорить на своем родном языке (например, на русском). Прием в полицию проходит дважды в год (в феврале и сентябре месяцах).

Требования к гражданам, поступающим на службу в полицию в Российской Федерации, определены в ст. 35 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», а также в ст. 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Согласно п. 5 ст. 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях в случаях, если он:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

5) не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел устанавливается 25 лет.

Профессиональный психологический отбор гражданина на службу важен и необходим для определения способности указанного гражданина по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника полиции, а также для выявления факторов риска девиантного поведения (Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»).

В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов, которые определяются путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований, в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью.

Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника полиции.

Особое внимание сегодня уделяется проверке кандидатов по оперативным учетам и месту жительства с целью выяснения его биографии, качеств личности, окружения и связей кандидата, наличие которых ограничивает степень его пригодности к службе либо препятствует приему на службу. Также кандидаты в обязательном порядке проверяются на наличие сведений о привлечении к уголовной и административной ответственности.

Достаточно серьезные требования по-прежнему предъявляются к состоянию здоровья поступающих на службу граждан. По результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел военно-врачебной комиссией дается заключение о годности таких граждан и сотрудников к службе в органах внутренних дел по определенным категориям (Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел, важно знать, что законодатель, определяя правовой статус сотрудника, проходящего службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

Также для кандидатов, принимаемых на службу, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев (ст. 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера.

На стажера распространяется действие трудового законодательства Российской Федерации.

Не позднее чем за три дня до окончания срока испытания руководитель принимает одно из следующих решений:

1) о заключении со стажером контракта;

2) о расторжении со стажером трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.

Необходимо помнить, что, став сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, необходимо быть готовым к ненормированному служебному дню, соблюдению ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел.

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел, как федеральный государственный служащий, в силу особенностей службы попадает в систему соответствующих ограничений, запретов, этических норм служебного и антикоррупционного поведения, которые в своей совокупности образуют правовой режим службы, осуществляемой в органах и организациях МВД России. Стать полицейским не так просто, поэтому, если работа в правоохранительных органах является призванием, необходимо проявить твердость в принятии решений, настойчивость и упорство. Служа России – служим Закону!!!


Герберт Ю. А.

юрисконсульт правового направления

ОМВД России по г. Сосновый Бор ЛО


 

НЕОСНОВАТЕЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ

 


О тношения, возникающие в случае выявления факта неосновательного обогащения регулируются главой 60 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

В деятельности органов внутренних дел вопросы применения норм указанной главы ГК РФ наиболее часто возникают при осуществлении договорной работы. Например, при ненадлежащем исполнении обязательств по договору (контракту), при исполнении обязательств по незаключенному в надлежащем виде договору (контракту), ошибочном исполнении обязательств, исполнении обязательств третьим лицом (при условии, что и должник исполнил свои обязательства) и т.д.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ под неосновательным обогащением следует понимать приобретение чужого имущества за счет другого лица без должных на то оснований. Лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное (сбереженное) имущество (независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего или произошло помимо их воли).

Статья 1103 ГК РФ определяет соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав. Согласно ей правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

По общему правилу имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, возвращается потерпевшему в натуре. В случае невозможности возращения имущества в натуре статьей 1105 ГК РФ предусмотрена обязанность приобретателя возместить потерпевшему действительную стоимость имущества на момент приобретения, а статьей 1107 ГК РФ предусмотрена обязанность приобретателя возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которое оно извлекло или должно было извлечь из приобретенного имущества.

Необходимо отметить, что судебная практика по делам о неосновательном обогащении, в особенности затрагивающая вопросы применения законодательства о закупках, складывается не всегда однозначно.

Так, рассмотрим ситуацию, когда поставщики обращаются к заказчикам с требованием о взыскание стоимости поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (суммы неосновательного обогащения), изначально не предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом. По общему правилу суды отказывают в удовлетворении таких требований.

Так, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2018 г. № Ф05-6756/2018 по делу № А41-45824/2017 отказано в удовлетворении требований о взыскании задолженности за выполнение дополнительных работ, не предусмотренных в технической документации. В соответствии с ГК РФ подрядчик обязан сообщить заказчику о необходимости работ, не предусмотренных в технической документации, и согласовать их выполнение. Подрядчик не доказал, что заказчик согласовал выполнение дополнительных работ по контракту.

Аналогичная позиция содержится и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2018 г. № Ф07-2158/2018 по делу № А56-49124/2017 (подрядчик не доказал, что в соответствии с положениями ГК РФ и Федерального закона № 44-ФЗ согласовал с заказчиком выполнение дополнительных работ; кроме того, не доказано, что спорные работы имели безотлагательный характер либо были выполнены в целях предотвращения большего ущерба).

В тоже время, в 2016-2017 годах судами массово удовлетворялись иски ресурсоснабжающих организаций об оплате произведенных ими услуг по водоснабжению, водоотведению, поставке тепловой энергии и т.д. Столкнулись с такими исками и органы внутренних дел на районном уровне, самостоятельно заключающие договоры по коммунальному обеспечению занимаемых зданий и помещений.

Например, из постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2017 г. № Ф07-5408/2017 по делу № А56-54049/2016 следует, что исполнитель направил в адрес заказчика проект контракта. Не получив ответа, он счел данный контракт заключенным в силу закона и оказывал услуги по водоснабжению и водоотведению. Заказчик данные услуги не оплатил. Требования истца были удовлетворены, а доводы заказчика об отсутствии контракта, заключенного в порядке, который предусмотрен федеральным законом № 44-ФЗ, признаны несостоятельными. Основанием для удовлетворения исковых требований суд признал то, что договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, исполнитель не вправе отказаться заключить их или прекратить исполнять уже заключенные контракты. Также суд сделал вывод о наличии между сторонами договорных отношений, поскольку заказчик не вернул исполнителю проект контракта (не передал отказ от его заключения) и при этом произвел частичную оплату оказанных услуг (согласно части 8 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ и пункта 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 абонент в течение 30 дней с момента получения предложения о заключении договора обязан заключить указанный договор, либо представить письменный отказ от него. Если по истечении этого срока ни то, ни другое действие не совершено, договор считается заключенным).

 Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2017 г. № Ф07-2388/2017 по делу № А56-7298/2016 были удовлетворены требования поставщика о взыскании задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию. При рассмотрении дела был учтен пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. № 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" в котором указано, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии. Отсутствие контракта связано с бездействием заказчика, потреблявшего тепловую энергию без оформления договорных отношений. Суд также отклонил довод заказчика о недоказанности объема поставленной тепловой энергии, так как этот объем указан в счетах-фактурах, которые поставщик направлял заказчику. Доказательства, подтверждающие обратное, заказчик не представил.

Подводя итог, следует отметить, что по общему правилу при отсутствии заключенного между поставщиком и заказчиком государственного контракта, взыскание в рамках неосновательного обогащения признается неправомерным, за исключением отдельных случаев (в частности, при вопросах заключения публичных договоров с ресурсоснабжающими организациями).

Также, необходимо отметить, что и органы внутренних дел, выступающие в роли заказчиков товаров, работ, услуг имеют право обратиться с требованием о возврате неосновательного обогащения с подрядчика при неисполнении им обязательств по договорам (контрактам). Наиболее часто такие ситуации возникают при выплате (в установленных законом случаях) аванса подрядчику. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункт 1 Информационного письма от 11 января 2000 г. № 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснил, что при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась. При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что положения пункта 4 статьи 453 ГК РФ не исключают возможности истребовать в качестве неосновательного обогащения полученные до расторжения договора денежные средства, если встречное удовлетворение получившей их стороной не было предоставлено и обязанность его предоставить отпала.

Таким образом, при заключении и исполнении договоров и государственных контрактов органам внутренних дел, выступающим в качестве заказчиков, необходимо исполнять требования законодательства о закупках в полной мере, чтобы избежать судебных требований о возврате неосновательного обогащения со стороны контрагентов, и при этом, сохранить право требования неосновательного обогащения в случае нарушений договорных обязательств самими контрагентами.


 

Ломтина О. Ю.

старший юрисконсульт правовой группы

МО МВД России на ОВ и РО г. СПб и ЛО

 


 

Размарило Е.А.

юрисконсульт правового направления

УП на метрополитене ГУ МВД России по г. СПб и ЛО


 

Макарова А.А.

юрисконсульт организационно-методического отдела 1 отдела ПУ ГУ МВД России по г. СПб и ЛО

 

Мурадян Э.Р.

юрисконсульт отделения правового обеспечения

ФКУЗ «МСЧ МВД России по г. СПб и ЛО


 

Серова С.И.

юрисконсульт правовой группы

ОМВД России по Колпинскому району г. СПб             

       


 

Герман В.С.

юрисконсульт правовой группы

МО МВД России на ОВ и РО г. СПб и ЛО

 


 

Ю.В. Кобыфа

юрисконсульт правового отделения

УМВД России по Приморскому району г. СПб


Карпова М.В.

юрисконсульт правого отделения

УМВД России по Московскому району г. СПб

 

 

СБОРНИК СТАТЕЙ

сотрудников правовых подразделений структурных подразделений
ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, подчиненных ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области организаций и территориальных органов МВД России на районном уровне Санкт-Петербурга и Ленинградской области

 


 

Оглавление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.115 с.)