Особенности административного судопроизводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности административного судопроизводства



 


В марте 2015 года в нашей стране введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (далее - КАС РФ или Кодекс).

Согласно части 1 статьи 1 КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

КАС РФ состоит из 365 статей, которые объединены в 9 разделов и 39 глав, устанавливающих общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, применяемых ко всем категориям административных дел, а также особенности производства по отдельным категориям административных дел, установленных в разделе IV Кодекса.

В частности, в Кодексе определены правила производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, категории дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, за исключением дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов, а также дел, производство по которым регулируется нормами КоАП РФ.

Понятие административного судопроизводства представляет собой систему рассмотрения споров, жалоб граждан, а также юридических лиц
на действия органов власти, а в дальнейшем разрешения споров между административными органами управления и гражданским обществом. Данный процесс можно рассматривать как совокупность определенных, последовательных действий, совершаемых для достижения результата.

До 15 сентября 2015 года дела административного судопроизводства отдельно не существовали, административные споры рассматривались исключительно в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. После вышеуказанной даты все административные дела рассматриваются согласно КАС РФ.

В рамках административного судопроизводства также рассматриваются дела по оспариванию нормативно-правовых актов, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также дела, которые ранее относились к иным видам гражданского судопроизводства.

С введением КАС РФ появились новые дела, отвечающие потребностям современного общества. 

В данном кодексе введены понятия «административный истец», «административный ответчик» и «административный иск».

Согласно административному судопроизводству, после принятия судом административного иска и завершения судебного разбирательства, суд выносит решение. Оно может быть об удовлетворении требований административного иска или об отказе в его удовлетворении.

В ходе судебного заседания стороны имеют право объяснять свою позицию, представлять возражения по административному иску или предпринимать дополнительные меры по доказыванию своей правовой позиции. При правильной подготовке документов и подачи административного иска, суд выносит одно из процессуальных решений:

- о принятии административного иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству (такое решение принимается судьей в течение трех дней с момента поступления административного иска);

- об отказе в принятии иска (такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение об отказе в принятии административного иска может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача иска не допускается);

- о возвращении иска заявителю (такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочее).

Рассмотрение административного дела не должно превышать двух месяцев с момента поступления административного искового заявления в суд и должно быть рассмотрено в разумный срок. В случае, если дело рассматривает Верховный суд Российской Федерации, то срок рассмотрения не должен превышать трех месяцев.

Принципы административного судопроизводства, в целом, схожи с принципами гражданского процесса, однако, при этом, обладают и своей собственной спецификой. В частности, принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства, в котором подчеркивается роль суда (ст. 14 КАС РФ). Данная особенность нашла отражение во многих нормах КАС РФ. Например, в силу п. 6 ч. 3 ст. 135 КАС РФ, суд при подготовке административного дела уполномочен истребовать доказательства по своей инициативе или вызывать свидетеля в судебное заседание по своей инициативе (в соответствии с ч. 4 и ч. 6 ст. 69 КАС РФ). Кроме того, суду апелляционной инстанции предоставлено право по своей инициативе истребовать необходимые доказательства при подготовке административного дела к заседанию (ч. 1 ст. 306 КАС РФ), что не предусмотрено в гражданском судопроизводстве.

Немаловажной особенностью административного судопроизводства является также обязанность административного ответчика в судебном разбирательстве представлять письменные возражения по существу административного иска (согласно п. 2 ч. 2 ст. 135 КАС РФ).

В КАС РФ четко определены требования к представителю, а также к лицу, участвующему в качестве стороны по административному делу.

Также, согласно административному судопроизводству у сторон есть возможность:

приостановления производства по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон;

продления срока рассмотрения иска по сложным административным делам председателем суда не более чем на один месяц;

направления извещения суда по месту работы гражданина в случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает;

рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц;

наличия ссылок в мотивировочной части решения суда на судебную практику: постановления и решения Европейского суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятые Верховным Судом Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности, а также прямое указание на необходимость учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации при толковании закона; возможность упрощенного производства, осуществляемого без проведения устного разбирательства;

требовать от суда вручать копии решения суда под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или выслать им их не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.

требовать представления доказательства об уважительных причинах неявки от лица, заявившим ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Ряд особенностей имеет также процесс доказывания в административном судопроизводстве:

обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих
в деле, при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований
по административным делам об оспаривании нормативных правовых
актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 КАС РФ);

стороны могут заключить соглашение по обстоятельствам, которые принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания (ч. 1 ст. 65 КАС РФ);

возможность допроса судом одновременно двух и более свидетелей
в целях выяснения причин расхождения в их показаниях (ч. 1 ст. 161 КАС РФ).

Кроме того, административный процесс обеспечивает соблюдение соответствующих правил поведения. Действующее законодательство Российской Федерации и подзаконные административно-правовые нормы не содержат юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием административного процесса.

При этом, сам административный процесс имеет несколько способов
своего выражения в практической деятельности исполнительных органов,
а также их должностных лиц. В зависимости от характера индивидуальных
дел формируется понятие административного производства, как нормативного урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное разрешение индивидуальных административных
дел, объединенных обязательностью предмета.

Например, порядок рассмотрения жалоб, обращений граждан, порядок применения мер административного принуждения являются видами административного производства, общее у которых – это участие одного или нескольких органов исполнительной власти, рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий управленческих органов и должностных лиц, участие граждан и юридических лиц в качестве инициаторов процесса, наличие стадий процесса – подача иска, заявления, жалобы, сбор и оценка документальной информации, заслушивание сторон, принятие решения, обжалование
решения, исполнение решения, юридическая формализация процесса и его стадий в специальных правовых актах.

Беря во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что от динамики развития административного процесса зависит работа в области административно-процессуального права, а также эффективная деятельность всей системы исполнительной власти на благо личности, общества и государства в целом.


 

Ефимова Е.В.

юрисконсульт правового направления

ОМВД России по Бокситогорскому району ЛО

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.021 с.)