Порядок защиты органов внутренних дел от дискредитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок защиты органов внутренних дел от дискредитации



 


В последнее время, в связи с глобальной популяризацией сети Интернет, а также появлением большого разнообразия средств массовой информации (далее – СМИ), где публикуемая информация зачастую не проходит должной проверки на достоверность, участились случаи размещения нелестных, часто необъективных сведений о сотрудниках органов внутренних дел Российской Федерации (далее – ОВД), порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию.

В свою очередь, имидж и репутация МВД России складываются из морального облика каждого сотрудника, в связи с чем защита чести и достоинства выходит за рамки частного дела, и для каждого сотрудника, обладающего особым социальным статусом в период прохождения службы в органах внутренних дел, защита чести, достоинства и деловой репутации является не только правом (равно, как и для любого гражданина нашей страны), но и своеобразным моральным долгом.

С целью повышения уровня доверия граждан к полиции, а также восстановления авторитета МВД России в глазах общества, каждая публикация, несущая в себе негативный посыл в отношении представителей ОВД, должна подвергаться внимательному изучению и правовой оценке.

В международном гуманитарном праве достоинству личности дается достаточно широкое и размытое понятия – естественная характеристика человека, выступающая фундаментом всех его гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав (см. преамбулы Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года).

При этом, понятия «достоинство» и «честь» в современной российской нормативной правовой базе так же определены недостаточно четко. Частью 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) под достоинством понимается абсолютная ценность любой личности, охраняемая государством. В то же время в Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) честь и достоинство отнесены к нематериальным неотчуждаемым правам личности.

Честь, как социально-правовая категория, представляет собой исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, отражающее положение личности в обществе, формирующееся в результате ее общественной оценки с точки зрения критериев соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации, и адекватного восприятия личностью данной оценки, подлежащее защите со стороны государства.

Достоинство, как социально-правовая категория, есть исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, подлежащее всесторонней государственной защите, характеризующее, с одной стороны, человека как высшую ценность, не зависящее ни от каких внешних факторов, а с другой – отражающее ценность личности в глазах общества и самоосознание ею своей социальной значимости с позиций соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации.
Подводя итог сказанному, сформулируем некоторые выводы:

честь и достоинство представляют собой многогранное явление, они в равной мере имеют философский, социологический, этический, нравственный и правовой характер;

честь, так и достоинство включают в себя два компонента: объективный и субъективный;

рассматриваемые категории тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, однако не тождественны друг другу;

обозначенные категории обладают некоторыми общими свойствами, в том числе имеют общее историческое происхождение и раскрывают существенные связи между обществом и личностью, связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений и так далее, при этом данным благам свойственны специфические черты («Честь и достоинство личности: понятие и общая характеристика» – В.Н. Барсукова – http://отрасли-права.рф/article/342).

Что касается понятия «деловая репутация», то четкого его определения в действующем российском законодательстве также не дано.
В статьях 150 и 152 ГК РФ указывается лишь на охрану деловой репутации. Так, согласно части 3 статьи 152 ГК РФ, унижение или умаление деловой репутации может происходить независимо от ложности или достоверности распространяемых о соответствующем лице сведений.

Термин «репутация» русским языком заимствовано от французского reputation и латинского reputatio (размышление, рассуждение) и подразумевает: добрая или худая слава о человеке, общественное мнение о человеке, об учреждении. В Словаре русского языка С. И. Ожегова под репутацией понимается приобретаемая кем-нибудь или чем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь или чего-нибудь. В то же время, в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля, репутация понимается, как слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывет, общее мнение о ком-либо. Таким образом, репутация может быть, как хорошей, так и плохой и представляет общее мнение о ком-либо.

Т. В. Черкасова, исследуя вопрос о содержании объема понятия репутации, пришла к выводу о том, что «репутация гражданина выступает в качестве родового понятия, в ее основе лежит достоинство личности, а наиболее высоким проявлением положительной репутации является честь». И здесь, надо полагать, снова видится способ определения понятия через иные, смежные категории.

Можно сказать, что к понятию «репутация» в различных источниках проявляется более или менее единообразный подход, однако, с понятиями «деловая репутация» дело обстоит иначе.

А. Л. Анисимов считает, что деловая репутация гражданина определяется уровнем его квалификации и характеристикой профессиональной деятельности.

А. М. Эрделевский определяет деловую репутацию как сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании. При этом, отграничивая деловые качества от «неделовых», поясняет, что деловые качества – это качества, которые обеспечивают осуществление этим гражданином деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей, или его эффективное участие в такой деятельности. Такая деятельность вызывает определенную оценку в общественном мнении, то есть у гражданина складывается деловая репутация.

В связи с этим, сторонники позиций делятся на тех, кто связывает деловую репутацию только с предпринимательской деятельностью и тех, кто имеет противоположное мнение и не ограничивается только критерием предпринимательской деятельности.

Анализируя изложенные точки зрения, представляется необходимым в качестве вывода отметить, что ни законодательно, ни доктринально понятия чести, достоинства и деловой репутации в настоящее время не определены и не разграничены. Кроме того, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» не дает какого-либо определения таким морально-правовым категориям, как честь, достоинство, деловая репутация. Лишь ограничиваясь тем, что право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц – одним из условий их успешной деятельности. Это напрямую связано с тем, что моральное пространство гораздо шире правового. Следовательно, разъяснения, содержащиеся в этом постановлении Пленума ВС РФ, имеют конституционную основу, но даже они не разграничивают категории честь и достоинство, выделяя лишь отдельно деловую репутацию юридических лиц («Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве»,Р. В. Шульгина. Молодой ученый. – 2017. – №18. – С. 266-269. –https://moluch.ru/archive/152/43199/).

Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» государственная защита чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Так право каждого гражданина на судебную защиту его чести, достоинства и деловой репутации, закрепленное в статье 152 ГК РФ, применяется и к порядку защиты деловой репутации ОВД как юридических лиц. Кроме того, согласно указанной статье, опровержение распространенных порочащих сведений, а также защита нарушенных прав иными способами допускается в том числе в случаях, определенных Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», а именно, если:

сведения являются порочащими (порочащими являются сведения, содержащие, например, утверждения о нарушении сотрудником
или органом внутренних дел действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной или общественной жизни, о недобросовестности при осуществлении хозяйственной деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые явно умаляют их честь и достоинство,
а также деловую репутацию);

сведения были распространены (под распространением сведений, порочащих честь и достоинство сотрудников или деловую репутацию органов внутренних дел, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу;

сведения не соответствуют действительности (сведения считаются не соответствующими действительности до тех пор, пока распространивший их не докажет обратное, при этом, на истце лежит обязанность доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведении).

В силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Вместе с тем исходя из пункта 3 названной статьи в случае, когда гражданином, в отношении которого средством массовой информации опубликованы соответствующие действительности сведения, ущемляющие его права и охраняемые законом интересы, оспаривается отказ редакции средства массовой информации опубликовать его ответ на данную публикацию, истец обязан доказать, что распространенные сведения ущемляют его права и охраняемые законом интересы.

В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

Лицо, которое полагает, что высказанное оценочное суждение или мнение, распространенное в средствах массовой информации, затрагивает его права и законные интересы, может использовать предоставленное ему пунктом 3 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 46 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» право на ответ, комментарий, реплику в том же средстве массовой информации в целях обоснования несостоятельности распространенных суждений, предложив их иную оценку.

Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 Уголовного
кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), статьи 150, 151 ГК РФ).

Организация защиты чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел, деловой репутации органов внутренних дел, организаций и подразделений системы МВД России в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в связи с распространением несоответствующей действительности и (или) порочащей их информации, основана на следующих нормативно-правовых актах:

приказ МВД России от 2 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

приказ МВД России от 2 октября 2012 г. № 900 «Вопросы организации защиты чести и достоинства, а также деловой репутации в системе МВД России»;

Наставление по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденное приказом МВД России от 5 января 2007 № 6
(пункт 70);

Инструкция по организации в ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области деятельности по защите органов внутренних дел от дискредитации, утвержденная приказом ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 2 ноября 2015 г. № 591;

приказ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 08.04.2016 № 187 «О рабочей группе ГУ УМВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о рассмотрении вопросов защиты органов внутренних дел о дискредитации».

Одним из способов судебной защиты сотрудников органов внутренних дел при распространении в отношении их заведомо ложных сведений, порочащих деловую репутацию и унижающих их честь и достоинство, является обращение за защитой своих прав и законных интересов в рамках статьи 5.61 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) – «Оскорбление». Дела о правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, рассматриваются федеральными судьями судов общей юрисдикции и возбуждаются непосредственно прокурором, в связи с чем, сотрудникам необходимо обратиться в прокуратуру с заявлением о распространении соответствующих сведений с приложением необходимых материалов.

Из комментария к статье 319 УК РФ (комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 704 с.) - оскорбление представителя власти следует, общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.

Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект - честь и достоинство представителя власти.

Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.

Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство - это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.

Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.

Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий:

во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, а равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.

во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.

в-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань
или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные
формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например, плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и иное.

Исходя из диспозиции статьи 128.1 УК РФ уголовная ответственность за клевету наступает в том случае, если виновный заведомо осознавал ложность сообщаемых им сведений, порочащих честь и достоинство других лиц или подрывающих их репутацию, и желал их распространить. Таким образом, если гражданин уверен в том, что сведения, которые он распространяет, содержат правдивые данные, хотя на самом деле они ложные, он не может нести уголовную ответственность, предусмотренную статьей 128.1 УК РФ.

В практической деятельности органов внутренних дел в целях защиты чести, достоинства и деловой репутации предъявляются гражданские иски с требованиями об опубликовании опровержения сведений, порочащих честь и достоинство. Подобные иски, могут включать в том числе и требования о денежной компенсации морального вреда. 

При этом судебно-исковой работе, главная роль в которой отводится правовым подразделениям органов внутренних дел, предшествует не менее обширная работа.

Так непосредственно организация защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел и их
деловой репутации включает в себя:

выявление сведений, не соответствующих действительности либо ущемляющих права и законные интересы сотрудников, а также органов и подразделений внутренних дел, распространенных в СМИ. Сведения могут быть выявлены как самими сотрудниками, чью права были нарушены, так и подразделениями информационного обеспечения органов внутренних дел, осуществляющими мониторинг размещенных в печатных СМИ и публикаций в сети Интернет, содержащих сведения о подразделении полиции, сотрудниках, гражданских служащих и работниках. Сотрудники в случае, если им стали известны сведения о фактах распространения информации негативного характера о ГУ МВД России, структурных подразделениях ГУ МВД России, сотрудниках структурных подразделений ГУ МВД России, либо возникли основания для принятия мер по защите от дискредитации в отношении самого сотрудника, в возможно короткие сроки (не более пяти рабочих дней) докладывают об этом в письменной форме непосредственному (прямому) руководителю.

проверку изложенных в публикациях СМИ сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников, а также деловую репутацию органов внутренних дел. Как правило, по всем фактам публикации сведений, порочащих чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел назначается служебная проверка, проведение которой возлагается преимущественно на подразделения по работе с личным составом. По результатам проверки правовому подразделению (юрисконсульту) поручается оценка наличия правовых оснований для принятия мер по защите от дискредитации.

принятие мер реагирования на распространенные в СМИ не соответствующие действительности сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, либо ущемляющие права и законные интересы сотрудников. В случае подтверждения по результатам проведенной проверки факта недостоверности распространенной негативной информации или безосновательности негативного мнения о деятельности ГУ МВД России, структурных подразделений ГУ МВД России, учреждений, территориальных органов, сотрудников, соответствующие руководители, принимают решение о применении мер по защите от дискредитации, определяют лицо, на которое возлагаются обязанности по непосредственной организации работы по защите от дискредитации. Конкретный перечень мер по защите от дискредитации вырабатывается ответственным лицом во взаимодействии с правовым подразделением и подразделением по работе с личным составом.

Ответственное лицо осуществляет разъяснение сотруднику, в отношении которого распространена информация негативного характера, предусмотренных законодательством возможностей по защите нарушенных прав, обеспечивает оказание необходимой правовой, организационной и психологической помощи при участии сотрудников правового подразделения (юрисконсульта) и подразделения по работе с личным составом.

В дальнейшем, Правовое управление ГУ МВД России, правовое подразделение (юрисконсульт) структурного подразделения ГУ МВД России, учреждения, территориального органа осуществляют:

а) консультирование сотрудников и ответственных лиц по вопросам оснований и порядка осуществления защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов;

б) подготовку исковых заявлений, иных процессуальных документов при обращении в судебные органы в защиту интересов ГУ МВД России, подразделения ГУ МВД России, учреждения, территориального органа;

в) оказание практической помощи в подготовке необходимых процессуальных документов от имени сотрудника;

г) представление интересов ГУ МВД России (территориального органа) в суде в установленном порядке, поддержку правовой позиции сотрудника, при необходимости - представление интересов сотрудника
(с оформлением полномочий в установленном порядке);

УИ и ОС ГУ МВД России, лица, ответственные за взаимодействие со средствами массовой информации (в территориальных органах) оказывают содействие ответственному лицу при подготовке и направлении в редакцию соответствующего средства массовой информации обращения (с подтверждающими материалами) об опубликовании ответа на публикацию, либо опровержения не соответствующей действительности информации на основании статей 43, 46 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Таким образом, благодаря имеющимся правовым инструментам и комплексной работе различных подразделений: ответственных за взаимодействие со СМИ; по работе с личным составом; осуществляющих правовую работу, в случаях необоснованных публикаций негативного характера в СМИ, у сотрудников органов внутренних дел, существует реальная возможность защищать свои нарушенные права, получить моральную и правовую поддержку.

 


Ю.В. Кобыфа

юрисконсульт правового отделения

УМВД России по Приморскому району г. СПб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.033 с.)