Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Классификация видов искусств. Понятие жанра. Система наук об искусствеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время выделяют 400 видов искусства (Т. Манро), что может быть объяснено расширительным толкованием греческого термина «искусство» - ремесло. Кроме того, на развитие искусства все большее влияние оказывают различные научно-технические факторы. Традиционная эстетика делила художественные произведения, прежде всего, по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с этим критерием к первой группе относятся такие виды художест- венного творчества, в которых не обнаруживается движение: архитектура, скульптура, живопись, графика и т.п. Ко второй - музыка, балет, драма, пантомима, другие виды «зрелищного» искусства. Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительности - выразительных средств и приемов. Однако несложно заметить, что «жесткой» классификации подчиняются далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно назвать пространственно-временными. Еще Леонардо да Винчи говорил, что «живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат». Когда человек научился изготовлять орудия труда, то его жильем стала уже не нора или гнездо, а целесообразная постройка, постепенно обретавшая эстетический вид. Строительство стало архитектурой. Архитектура - формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура создает замкнутый утилитарно-художественный, освоенный мир, ограниченный от природы, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями. Ломоносов, определяя особенности зодчества, писал, что архитектурное искусство «воздвигнет здания, к обитанию удобныя, для зрения прекрасныя». Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Современная классификация выделяет и такие разновидности искусства, как изобразительное музыкальное, «синтетическое», «техническое», декоративно-прикладное. Жанр (фр. genre - род, вид) - исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр и др., в литературе - поэма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия. Каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выразительности. Это - единство специфических свойств его формы и содержания. В современных условиях происходит сложный процесс переплетения и взаимодействия жанров, рождение их новых разновидностей (рок-опера, стихотворная проза и т.д.) Искусствознание (искусствоведение) - комплекс наук, изучающих искусство, - художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития и взаимосвязи с социальной жизнью и различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведения, музыковедение, театроведение, киноведение. В узком и наиболее употребляемом смысле так называют науку о пластических искусствах. Искусствоведение складывается из теории искусств, их истории, художественной критики. Функционирование искусства в обществе. Понятие массового и элитарного искусства.
Еще в античной Греции древние мыслители обращали внимание на то, что искусство обладает особой способностью гармонизировать внутренний мир человека, формировать определенные нравственные качества личности. Аристотелем было разработано учение о катарсисе, которое включало в себя представление о способности искусства к очищению человеческой души посредством «подобных аффектов». Особое внимание Аристотель уделял роли трагедии, показывающей тяжелые испытания, выпавшие на долю героев по воле рока, в душе зрителя рождалось чувство сопереживания по отношению к герою, «влекомому силой судьбы». Благодаря этому сопереживанию происходило как бы очищение его души, гармонизация нравственных качеств. Именно эта способность искусства оценивается как одна из наиболее важных социальных функций искусства - воспитательная функция. Специфика воздействия искусства на реципиента такова, что любые идеи (идейное содержание произведения искусства), представленные в том или ином произведении искусства, никогда не имеют характера прямого поучения, скучной фразы или банальной истины. Любое талантливое произведение, вызывая в душе человека эстетические чувства и эстетические переживания, опосредованным образом, обращаясь к некоторому идеалу (положительному или отрицательному), формирует и нравственные качества личности, причем делает это гораздо более убедительно и настойчиво, чем это происходит при прямом нравоучении. Искусство выполняет следующие функции: - познавательную: искусство способно накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Оно выступает как социальная и интеллектуальная память человечества; - аксиологическую: искусство способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают, прежде всего, нравственные и эстетические ценности; - коммуникативную осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей; - гедонистическую: искусство доставляет людям наслаждение; - эстетическую: формирует эстетические вкусы, способности, потребности, пробуждает творческий дух. К закономерностям функционирования искусства относятся такие особенности: - развитие искусства не носит поступательного характера, идет как бы толчками; - произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя; - художественные шедевры не подвластны времени и относительно независимы от меняющихся групповых и национальных вкусов; - искусство демократично: оно воздействует независимо от образования и интеллекта, не признает социальных перегородок; - подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано; - взаимодействие традиций и новаторства. Массовое искусство: • соответствует вкусам широкой публики, доступно ей •обладает низким уровнем и качеством • создается не народом, но для народа. Таким образом, развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Выяснение закономерностей динамики художественной культуры - одна из актуальных задач современной культурологи. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться некая тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неугомонный «кастальский ключ» оно дарует художникам «волны вдохновенья», радуя нас своей непредсказуемостью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.008 с.) |