Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Психокультурные типы личности
Существующие в современном обществе многообразие вариантов сопряженности культуры и личности приводит к возникновению различных психокультурных типов личности. В настоящее время существует несколько подходов к типологизации личности в контексте ее взаимодействия с социокультурным окружением. Очень влиятельным, в частности, является вариант типологизации личности, берущий свое начало из классических работ выдающегося швейцарского психоаналитика К.Г. Юнга. Он считал, что потенциальным центром личности является архетип «самость», проявляющий свои конструктивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Однако воплощение самости как ядра индивида происходит по-разному в зависимости от особенностей, выделенных Юнгом двух основных типов личности. Первый из них - экстравертированная личность, открытая для окружающих и общительная, ее психическая энергия ориентирована наружу, на социальные взаимодействия с другими людьми. Второй тип - интровертированная личность, психоэнергетика которой опрокинута вовнутрь, ей свойствены застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий. Опираясь на классификацию типов личности, осуществленную еще в 1923 г. Юнгом, и на, разработанный на основе этой классификации К.Бригои и И. Маером индикатор типов личности, американские специалисты в области социальной психологии О.Крегер и Дж. Тьюсон выделили 16 психотипов личности, знание которых помогает разрешать межличностные проблемы, возникающие в мененджменте, политике, любви, культуре и других сферах деятельности. Типологические особенности людей, считают Крегер и Тьюсон, можно распределить по четырем основным парам противостоящих предпочтений: - экстравертный - интровертный; - сенсорный - интуитивный; - мыслительный - чувствующий; - решающий - воспринимающий. Для экстраверта характерны внешние проявления энергии, общительность, активное взаимодействие с другими людьми, широта связей с ними, активное расходование психической энергии, импульсивность в чувствах, выражениях и поступках. В противоположность этому интроверты отличаются замкнутостью, сосредоточенностью, внутренней глубиной и интенсивностью переживаний и чувств, ограниченными связями с окружающими, преимущественно внутренней реакцией на происходящие события, задумчивостью, сохранением психической энергии, умением отгородиться от разговоров и телефонных звонков, сконцентрировать свое внимание на какой-то проблеме.
Социокультурные типы личности. С точки зрения особенностей включения людей не только в культурную, но и более обширную социальную, экономическую, политическую, бытовую сферу их деятельности, культурология конструирует иную типологию социокультурных типов личности. Наиболее распространенным из них является специфический тип личности - модальный. Этот термин употребляется для обозначения наиболее часто встречающегося в обществе на определенным этапе его развития типа личности, воплощающего в себе как бы в усредненном и концентрированном виде наиболее характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами культуры, мировоззрения, общественных оценок, социально-экономических условий. Например, в Советском Союзе в годы первых пятилеток модальным типом личности можно было объединить так называемых «выдвиженцев» - людей, которых выдвигали на руководящие должности или направляли на учебу на рабфаки и в вузы «от станка», «с колхозных полей», чтобы сформировать преданный советской власти социальный слой управленцев и специалистов. Модальный тип личности имеется в виду, когда говорят «о среднем» американце, «типичном» японце или украинце. Наряду с модальным, реально господствующим или превалирующем в обществе, существует так называемый базисный тип личности. Характеристика данного типа личности предполагает получение ответа на вопрос: каким критериям должен отвечать индивид, чтобы его деятельностный личностный потенциал с наибольшим эффектом реализовался в социально зрелом и активном субъекте исторического процесса на определенном этапе социально-экономического, политического и социокультурного развития общества. Базисный тип личности - это характеристика человека, у которого через обширную сеть микроотношений с различными людьми, предметами, общностями, событиями просвечивает вполне определенная конфигурация глубоконравственных макроотношений к отечеству, к труду, к людям, природе, культуре, человечеству и его движению к лучшему будущему. Это своего рода эталон, к соответствию с которым должен стремиться сознательный и активный гражданин страны, не забывающий и о судьбах человечества. И если эти отношения в содержательной части соответствуют национальным интересам своей страны и общечеловеческим ценностям и постоянно влияют на цели, которые ставит перед собой человек и которые побуждают его быть постоянно активным в достижении своих целей, значит, данный индивид будет соответствовать характерологическим особенностям базисного типа личности. Показателями реального воплощения этих характерологических особенностей в жизнедеятельности отдельных личностей и их групп будут нравственный калибр их поступков и характер последствий этих поступков как непосредственно для данного индивида, так и для общества в узловых точках его жизненного пути. Такие точки неизбежно возникают у каждого человека при окончании школы или вуза, при выборе спутника жизни, при назначении на престижную должность или высокий пост или при неожиданном смещении, а особенно в экстремальной ситуации.
В социологии и социальной психологии обычно выделяется специфический тип личности, называемый маргинальным. Впервые понятие «маргинальный человек» было введено известным американским социологом Р. Паком еще в конце 20-х гг. прошлого века при исследовании межэтнических конфликтов. Маргиналами он назвал тех людей, которые находятся как бы на границе между двумя или более социальными группами, но не принимаются ни одной из них в качестве полноправных участников. Основные признаки маргинального типа личности таковы: серьезные сомнения в своей личностной ценности; неопределенность связей со своим ближайшим окружением, в частности с друзьями, и постоянная боязнь быть отвергнутым; тенденция охотнее избегать неопределенных ситуаций, чем рисковать унижением; болезненная застенчивость в присутствии других, в первую очередь незнакомых людей; одиночество и чрезмерная мнительность; излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного действия; неспособность наслаждаться в полную меру и уверенность в том, что окружающие обращаются с ним несправедливо. Лица маргинального типа обычно сталкиваются с трудностями при формировании морального выбора. Они обычно убеждены, что как бы они ни поступили, какой бы выбор действий ни осуществили, кто-то будет ими недоволен. В крайних случаях маргиналы могут дойти до такой степени отчуждения от самих себя, за которой наступает социальная деградация личности, ее деперсонализация. Особенно характерны такие ситуации в обществах, переживающих сложные перипетии социально-экономических и социокультурных трансформаций. Вместе с тем, социологические исследования позволили установить, что маргинальные личности, менее привязанные к одной-единственной системе ценностей и привыкшие учитывать и принимать различные возможные решения и ориентации, оказываются в состоянии осуществить менее стандартную, более творческую деятельность. В таком случае способны возглавлять этнические и политические движения, стать видными деятелями культуры. Наиболее характерными примером здесь может служить очень различная по содержанию и направленности деятельность таких радикально отличающихся друг от друга личностей, выросших среди маргиналов, как М. Горький, с одной стороны, А. Гитлер и Б. Муссолини - с другой.
В последнее время мы слышим словосочетание «новые русские», за которым проглядывает действительно новый социальный тип личности, складывающийся в современном обществе. Этот тип личности характеризуется высокой социальной активностью и предприимчивостью, не очень строгим (с точки зрения морали) отбором средств и путей, приводящих к успеху, прежде всего, к высокой прибыли. Он не очень отягощен приверженностью к высоким духовным ценностям, но очень цепок, живуч и социально устойчив в различных жизненных ситуациях, в том числе кризисных и конфликтных. Глубокая трансформация всех систем и структур постсоветского общества - экономических, социальных, политических, культурных, этнонациональных, профессиональных и др. - требуют формирования нового типа личности - демократического. Этот тип характерен приоритетным значением прав и свобод личности; активностью и глубокой осознанностью социальной позиции; высокими нравственными критериями оценки деятельности как своей, так и других людей, их групп, партий, движений и т.п.; высокой целеустремленностью; социальной ответственностью в своих ценностных ориентациях и повседневной деятельности; способностью к творческому самовыражению. В зависимости от глубины и силы влияния культуры можно разделить людей на две большие группы. Первую составляют те, кто целиком или в большей мере зависят от обстоятельств и других людей. Они вечно утверждают, что обстоятельства сильнее их, что сложившаяся ситуация не дает им возможности достичь желаемого успеха (в учебе, работе, политике, спорте и т.д.); что им мешают другие, блокирующие их действия, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи. Вторую группу составляют такие личности, которые всегда уверены в себе, готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему, активно преодолевают любые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного решения задачи. Действия первого типа личности - назовем ее личностью реактивного типа - развертываются чаще всего по схеме; стимул - реакция». Такие люди находятся в большой зависимости от окружающей природной и социальной среды. Второй тип личности характеризуется прямо противоположными социальными качествами и установками. В поведении такой личности между стимулом и реакцией появляется большее количество промежуточных звеньев, существует свобода выбора. Именно свобода выбора и активные действия по реализации этого выбора превращают человека в активного субъекта жизнедеятельности, способного изменить обстоятельства, в большей или меньшей степени повлиять на окружающих людей, действовать целеустремленно и эффективно. А это означает, что у такой личности между стимулом и реакцией появляются еще и такие звенья, как способность к анализу ситуации и к самоанализу, воображение, совесть, независимая воля, активное ценностно-ориентированное (действие во имя ценностей совести, чести, достоинства, ответственности и т.п.) и целерациональное действие (активное действие по достижению поставленной цели, рационально осмысленное и сопровождаемое выбором эффективных средств, адекватных цели и достаточных для того, чтобы достичь ее). Личность такого типа - назовем ее проактивной - всегда действует активно и целеустремленности». Классификация базовых потребностей (по А. Маслоу).
Социальное взаимодействие, коммуникация и формы общения, равно как и отношения между обществом и индивидом, сегодня стали качественно иными, чем в далекие времена. Еще более революционные изменения ожидали высшую, в иерархии американского психолога и социолога А. Маслоу, пятую потребность - в духовном самовыражении. Сегодня уже трудно представить, какие материалы, формы или какие бы места не подошли бы человеку, стремящемуся к творческому самовыражению - от свадьбы под водой и экстремальных видов отдыха до аудиовидеомобильной скульптуры и лазерной галлографии. А. Маслоу (1908-1970) расположил потребности в восходящем порядке - от низших биологических до высших духовных: 1.Физические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.) Их называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека. 2. Потребности в безопасности (экзистенциальные) выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов, а также о стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность - потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).
3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек - существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о других и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим. 4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более высокий статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, достижениям, соперничеству относятся именно сюда. 5. Духовные потребности - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их основными, или базисными, потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности - мотивационными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова). Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других - вторичными (приобретенными). Взрослея, человек все большее значение придает вторым. Таким образом, процесс духовного взросления - это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.41 (0.015 с.) |