Тема 11. Искусство как форма культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Искусство как форма культуры



Одной из частей художественной культуры является творческая деятельность в сфере искусства и сами результаты этой деятельности. Это прежде всего произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношения между автором и созданным им произведением, отношения между авто­ром и созданным им произведением, отношения между автором - произведением - и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству воз­можно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Искусство - это сложная функционирующая система, логика развития которой  не может быть сведена к некоторым схемам. Оно может быть изучено только как целостная система, в которой можно найти различные варианты взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия. Во-первых, можно говорить об определенной зависимости развития искусства от состояния общества и его основных институтов. Например, в советской культуре мощнейшим инструментом регулирования художественных процессов, логики соотношения формы и содержания в произведении искусства - во всяком случае, на уровне официально утвержденного искусства - являлась идеология. Во-вторых, необходимо иметь в виду, что логику развития искусства невозможно редуцировать к идее жесткой зависимости искусства как способа общественного производства, от доминирующих в данной культуре духовных ценностей и др., то есть необходимо говорить об определенной самостоятельности развития искусства, о возможности его прорыва в сферу нового, неизвестного, в его стремлении расширить творческие возможности человека, что приводит в конечном итоге к расширенному воспроизводству всей культуры. В-третьих, виды искусства очень часто развиваются неравномерно: для конкретной культурной эпохи возможна такая ситуация, когда одни виды искусства развиваются полнокровно и динамично, а другие уходят в тень. В-четвертых, очень часто некоторые произведения искусства способны оказывать радикальное воздействие на духовную жизнь общества. Спектр этого воздействия необычайно широк - начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения (романтический герой Байрона) и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и т.д.).

Искусство - это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, следствием чего является создание художест­венно-образной системы. Художественный образ - суть искусства. Он присущ всем его видам и жанрам. Художественный образ представляет собой образ человека и мира, переработанный в сознании художника (скульптора, музыканта, актера и т.д.) и выраженный им в красках, формах, звуках. В художественном образе обязательно отражается мироощущение и мировоззрение автора так же, как и культурная эпоха.

Искусство - это, прежде всего, творчество, инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Отсюда - одна из самых острых проблем существования искусства — ощущение исчерпанности формы, повторения в смысле простого удвоения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства — это и процесс, и результат творческого освоения мира.

Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории, они субординированы и координированы по отношению к прекрасному. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на это формирование, являются:

- природные условия, характерные для данной конкретной культуры;

- некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о при­родной гармонии (надо сказать, что именно эти представления подвергаются наиболее жест­кой корректировке со стороны конкретной культуры);

- художественные традиции данного исторического типа культуры;

- национальное представление об идеале прекрасного;

- социально-классовое понятия прекрасного;

- субъективное видение творческой личности, художника в самом широком смысле слова, который преломляет все эти представления о прекрасном сквозь призму своего индивидуального творчества, предлагая собственный взгляд на идеал.

Искусство - особый род познавательной деятельности, который связан со спецификой взаимоотношений между субъектом и объектом в процессе познания. Для научного познания идеальным по преимуществу является такой вариант, когда субъект (активная сторона в познавательном отношении, - тот, кто познает) максимально дистанцирован от объекта познания (то, что познается, - пассивная сторона познавательного отношения). Чем меньше личностного в результатах научного исследования, тем лучше это для науки. В искусстве субъект (автор) и объект (произведение искусства) представляют собой целостное образование, причем благодаря именно авторскому началу произведение искусства представляет собой нечто уникальное и неповторимое, в нем выражено авторское видение, авторское понимание той или иной проблемы, выраженное в художественно-образной форме. Отсюда - единичность и уникальность подлинных произведений искусства и их отличие от способов промышленного тиражирования (отличие подлинника и репродукции). Более того, произведение искусства теряет свою пассивность как объект познавательного отношения и начинает активно вторгаться в сам творческий процесс взаимодействия, задавая художнику новую, внутреннюю логику развития образной системы в произведении искусства (Г. Флобер вспоминал, что смерть госпожи Бовари, которую он описывал в своем романе, была пережита им самим почти как собственная, у него рождались ощущения, сопоставимые с подлинными физическими страданиями). И если мы имеет в виду, что искусство - это творческий процесс взаимодействия с действительностью (в качестве таковой может выступать не только наличная материальная действительность, но и мыслительная деятельность, творческое воображение, образцы подсознания), то задача искусства - не удвоение действительности, а выделение в нем некоторого, общего, типического. Даже самая, казалось бы, частная проблема, по­лучившая свое отражение в произведении искусства, - это претензия на универсальность, прорыв во всеобщее.

Еще одна особенность познания в искусстве - это особая роль реципиента в процессе восприятия произведения искусства. Для того чтобы произведение состоялось как факт ис­кусства, оно должно быть включено в процесс художественного восприятия: книга должна быть прочитана, спектакль должен быть увиден и т.д. Вне этого - произведение искусства мертво. Только реципиент (индивидуальный или коллективный) фактом своего признания (или непризнания) придает данному факту культуры статус произведения искусства, т.е. реципиент выступает, в определенном смысле, в качестве соавтора и активного участника познавательного отношения. Особенно актуальным такого рода понимание роли реципиента в бытии художественного произведения становится для современного искусства, когда размываются критерии художественности и готовность хотя бы одного (кроме самого автора) человека воспринять данное культурное событие как произведение искусства может служить единственным доводом для утверждения статуса произведения искусства.

Важнейшей и достаточно автономной частью культуры является искусство. В далекие времена на острове Кипр жил царь Пигмалион. Ему претило безнравственное поведение женщин, и он решил никогда не жениться, жить уединенно и посвятить себя искусству. Однако и в своем одиночестве он мечтал об идеальной женщине, воплотив свою грезу в статуе из слоновой кости. Ни одна женщина не могла сравниться красотой с нею. Пигмалион часто любовался своим творением и.наконец, влюбился в запечатленный в статуе образ женщины. Он дал ей имя Галатея, приносил ей дары, украшал ее драгоценностями, одевал, словно она была живой. Однажды в праздник богини Афродиты Пигмалион принес богатую жертву на алтарь ее храма, высказав робкую просьбу: «Если это возможно, сделай прекрасную статую моей супругой». И тут произошло чудо: когда Пигмалион вернулся домой, его Галатея ожила.Что является истоком культуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность или неукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество. Но в уединении нельзя победить биологические потребности. Он молился богине, и она вняла его страсти. Любовь раскрыла в куске мрамора пленительное очарование. Она оживила статую...

Первый вопрос, который рождает осмысление искусства, - это явление красоты. Красота - одно из наиболее известных человеческих свойств. Она - неотъемлемая часть человеческого мировосприятия, поскольку ощутима, осязаема и очевидна. Однако в истории искусства и культурологии это простое слово вызывало множество споров и противоречивых постижений самого понятия. Мы говорим о необыкновенной красоте Галатеи, египетской Нефертити, Клеопатры. Мы говорим о чарующей красоте природы. Один исследователь рассказывал, как он разглядывал ярко-розовый цветок наподобие сирени. Ученый осторожно коснулся ветви, цветок рассыпался и переместился на другую ветку. Как выяснилось, это были насекомые, образовавшие цветок, который не существовал в природе. Они располагались на ветви так, что составляли соцветие с зеленой верхушкой. Мир природы затейлив и изобретателен. Когда мы видим перед собой ширь океана, мы не можем оставаться безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют закаты. Восхищают кружащие высоко в небе птицы, в ветреный день хорошо заметно, как они играют там друг с другом и ветром.

Понятием «искусство» обозначают художественное творчество в целом. К искусству относятся литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают мир в образах. Образ - это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и художественную ценность.

Искусство - вид духовного освоения действительности человеком, цель которого - формирование и развитие его способности преобразовывать творчески окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности, искусство удовлетворяет универсальной потребности личности - восприятию окружающего мира в различных развитых формах человеческой чувственности.

Произведения искусства формируют человека, который может понимать искусство и способен видеть, понимать красоту и наслаждаться ею. Не столько разум, сколько способность к художественному творчеству отличает человека от окружающих его живых существ. Без искусства существование людей было бы просто невозможным.

 

Феномен прекрасного, который раскрывает искусство, представляется одной из самых ясных и очевидных сторон человеческого опыта. Он не окутан таким туманом таинственности, как религия или мифология, не требует такого же уровня специальных знаний, как нау­ка. Мы живем в мире красоты, и нам это кажется вполне естественным. Нас окружают великолепные архитектурные сооружения, мы любуемся живописными полотнами, для нас звучат аккорды музыки. И все же в течение многих веков феномен прекрасного представлял собой загадку. Русский поэт Николай Заболоцкий увидел однажды некрасивую девочку. У нее не было выразительных глаз, красивого лица. Но она излучала внутренний свет доброты. И вот у поэта родились строчки: что такое красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре, осваивает художественная культура. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах - и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции). В основе эстетической деятельности лежит представления о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме того, в ней представлены возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

- практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн);

- художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды);

- создание произведений искусства - творческая деятельность;

- восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические

идеалы и др.

Теории происхождения искусства.

В течение многих веков феномен прекрасного представлял собой загадку. Современной наукой установлено, что искусство зародилось в эпоху верхнего палеолита, т.е. около 30-40 тыс. до н.э. Полифоничность искусства предполагает и многообразие точек зрения на причины его происхождения.

Религиозная теория. Согласно ей, красота является одним из имен Божьих, а искусство - конкретно-чувственным выражением божественной идеи. Происхождение искусства связывается с проявлением божественного начала.

Теория игры (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер). Заключается в том, что искусство считается самоцельной игрой, лишенной какого-либо содержания. В силу того, что игра - явление биологическое, присущее всем животным, то и искусство объявляется одним их естественным природных явлений. Так как игра старше труда, то и искусство старше производства производство полезных предметов. Его основная цель - удовольствие, наслаждение. Игра издавна понималась как способ деятельности, связанный с развлечением, получением удовольствия. Игра - свободно организованный процесс. Потребность в игре характерна не только для детей, но и для взрослых. В игре человек получает возможность освободиться от общепризнанных норм поведения, он раскрепощается и тем самым сбрасывает с себя груз повседневных забот и тревог. Психологи справедливо подчеркивают, что степень выраженности игрового начала является неотъемлемой частью творческого процесса во всех без исключения сферах человеческой деятельности. Игровой момент в искусстве реализуется наиболее четко, ведь для искусства чрезвычайно важными моментами являются свобода фантазии и воображения. Игровое начало в искусстве проявляется во всем: в игре смыслов, намеков, подтекстов, интриг, загадочности и неожиданности сюжетных построений, в том, как могут перемежаться и сосуществовать шутовское, развлекательное, фривольное и грустное, лирическое, серьезное. Ярче всего игровая природа искусства проявляется в театре, в творчестве актера. Здесь господствует принцип маски, подражания, перевоплощения, лицедейства, притворства.

Искусство как реализация инстинкта украшения или эротическая теория (Н. Нардау, К. Ланге, 3. Фрейд, Ч. Дарвин и др.). Сторонники этой точки зрения полагали, что искусство возникает как средство приманивания представителями одного пола особей другого пола. Например, одна из наиболее древнейших форм искусства - украшательство - создавалась для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное влечение. Или, поскольку любовные похождения как животных, так и человека сопровождаются определенными звуками, поскольку эти любовные импульсы порождают музыку и, затем наоборот, музыка порождает любовные импульсы.

Теория подражания (или имитативная теория) Поначалу культурологи считали, что искусство рождается потребностью в подражании. Этого мнения придерживались еще античные философы (Демокрит, Аристотель и др.). Здесь выражена попытка соединить причину возникновения искусства с социальным назначением человека. Аристотель видел в искусстве «подражание» матери-природы и одно из средств «очищения» чувств человека, воспитания его красивым, благородным, мужественным. («Поэтика»). Причинами зарождения искусство он считал естественные наклонности человека к имитации, подражанию природе. Первобытный художник рисовал мамонта, потому что хотел закрепить в своем сознании образ животного. Однако художник не только воспроизводил знакомое, похожее. Он вносил в свое произведение фантазию. Вот неандерталец нарисовал птицу. Однако у нее человеческое лицо. Разве можно считать это только подражанием?

Легко заметить, однако, что даже самые радикальные теории подражания не были нацелены на то, что бы свести произведения искусства лишь к механическому воспроизведению реальности. Все они в той или иной степени должны были допустить творческую способность художника. Оба эти требования нелегко согласовать друг с другом: если подражание - истинная цель искусства, то ясно, что творческая сила художника - скорее разрушительный, чем созидательный фактор. Чтобы достичь высшей красоты, важно не только воспроизвести природу, но и отойти, отдалиться от нее. Определить меру, правильные пропорции этого отдаления или уклонения - одна из важнейших задач теории искусства. Аристотель писал о том, что для создания поэзии предпочтительней убедительная невозможность, нежели неубедительная возможность. Художник обязан создать нечто лучшее, чем сам образец.

Согласно еще одной теории (Л. Выготский) искусство - это способ социализации личности. Марксизм на первый план выдвигал общественно-историческую практику, производственную деятельность людей. Каждая из названных теорий имеет право на существование, приоритет той или иной может быть отдан в контексте поставленных исследовательских задача. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство. Художественная деятельность - это такой вид человеческой деятельности, который отличается органическим слиянием того, что во всех других видах деятельности - познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной - расчленено и специализировано. Она не знает разделения на материальную и духовную деятельность, ибо творчество художника духовно и материально одновременно; она не знает разделения на практическую и теоретическую, ибо является практически духовной, образно воссоздающей жизненную реальность, т.е. «практикой в духе», и плоды ее обращены поэтому к таким же целостно-духовному восприятию, созерцанию, переживанию, осмыслению, истолкованию, какие свойственны человеческому восприятию реальности, но при этом ясно сознается то, что отличает «художественную реальность» как мир вымысла от подлинной жизни людей. Поскольку искусство есть часть культуры, постольку изменение их взаимоотношений определяется прежде всего исторической эволюцией культуры как целого, в котором существует и движется искусство.

Поскольку же искусство есть относительно самостоятельная подсистема культуры, обладающая специфическим содержанием, формой и функциями, постольку изменение его взаимоотношений с культурой порождается теми изменениями, которые происходят с самим искусством в ходе его эволюции. Поскольку связи искусства и культуры опосредованы тем ее слоем, который называют художественной культурой, постольку историческое изменение этих связей обусловливается изменением художественной культуры как специфического слоя культуры. Искусство по своей сути призвано смягчить и гуманизировать безудержность научного поиска, т.к. искусство и наука взаимообусловлены. Искусство предполагает не волевое преобразование окружающей среды и не ее научное изучение, а преимущественно чувствен­ное восприятие и непременно субъективное воспроизведение действительности, которую человек пропускает через себя. Сказанное не значит, что в художественном творчестве отсутствуют мысль и воля, но не они являются определяющими.

Настоящее искусство несовместимо с сухим рационализмом и никому ничего насильно не навязывает, а стремится воздействовать на свойственное лишь человеку чувство прекрасного. Со времен античности искусство связывали с такими философско-эстетическими категориями, как «гармония», «красота», «совершенство», позднее - «экспрессия», «выразительность», «вдохновение», «интуиция». Наряду с чувством важнейшим составным элементом всякого искусства является его образность. Ведь плачь или смех, будучи непосредственным выражением внутреннего состояния человека, т.е. его чувства, от этого не становятся искусством. Только тогда, когда силой воображения в сознании автора в виде конкретных картин возникают причины этого плача, или смеха, или гнева, и он пытается передать их специально подобранными словами, звуками, красками, линиями, объемами, мы присутствуем при уникальности художественного творчества.

 Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры. Искусство - явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние. Искусство не только ассимилирует в себе ценности морали, религии, науки, политики, права, переводя их в художественные формы, а затем проецируя на общественное сознание, но и специфическим образом воздействует на них. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры. У разных видов искусства законченность и определенность образов различны: они принимают разную интерпретацию в живописи и скульптуре, в художественной литературе, в музыке.

Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими ее проявлениями, такими как религия, мораль, политика, техника, средства массовой информации и т.п. Взаимоотношения между художественным творчеством и каждой из этих важнейших областей культуры далеко не однозначны, варьируясь от значительного взаимопроникновения до плохо скрываемого антагонизма.

Наиболее тесные, исконные связи искусство сохраняет с религией. Это объясняется не только общностью их происхождения, но прежде всего тем, что обе эти стороны духовной жизни человека - религия и искусство - относятся к его эмоциональной, чувственной сфере. Религиозный ритуал во все времена и у всех народов строился на эстетической основе. Это  находит свое выражение в богатейшем религиозном искусстве, величественных храмах, пышных богослужениях и одеяниях служителей культа при их пропагандируемой личной непритязательности и бедности. Однако есть и принципиальные различия между искусством и религией. Для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, поклонение им, система средств, призванных пробудить религиозный экстаз. Для искусства - восхищение не этими силами, а реальным миром и стремление отразить его в художественных образах также для пробуждения экстаза, только эстетического.

Религиозное мировосприятие носит преимущественно вневременной, наднациональный характер. Художественное мировосприятие чаще связано с наслаждением самой жизнью, более индивидуально и принадлежит конкретным географическим, историческим и национальным реалиям. Все это наглядно проявляется в различиях между духовным и светским искусством. Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд «изнутри» в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство.

Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению: это западноевропейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство доклассического периода VIII-VI вв. до н.э. и др.  В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно приближает верующего к Богу, и правильнее говорить не о дихотомии искусство - религия, а о религиозном искусстве. И искусство, и религия обращаются к самым тонким стрункам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно религиозные сюжеты утверждали гуманистические идеалы.

Крепки связи и между искусством и моралью. Искусство всегда считалось могучим средством исправления людского несовершенства. Уже давно замечено, что нравственность и красота - категории, органически дополняющие друг друга. Однако они далеко не всегда находятся в идеальном синтезе. В области искусства также могут существовать произведения, совершенные по форме, т.е. красивые, но весьма далекие от норм морали, т.е. безнравственные. Теоретически и практически в категории мировой культуры можно выделить три основных варианта отношений искусства и нравственности, находивших свое выражение в конкретных произведениях:

1) искусство морализаторского типа, тесно связанное с жизнью и ее потребностями, обладающее необходимыми художественными достоинствами, но, нацеленное, прежде всего, на воспитание, улучшение человека. К нему относятся произведения литературы и искусства, служившие людям повседневной духовной пищей, но обычно, не выходивших, за рамки своей эпохи и своего народа;

2) эстетствующее искусство, или «искусство для искусства», отвергающее действительность, менее распространенное. Здесь выдвигается требование чисто формального совершенства произведения, вплоть до отрицания его нравственной целесообразности и даже открытой проповеди аморальности;

3) искусство высоконравственное и одновременно высокохудожественное, к которому относится вся мировая классика, неподвластная времени и пространству. Здесь моральные, воспитательные начала, представляют собой органическое единство с совершенной формой.

В разные эпохи и в разных социальных условиях каждая из рассмотренных разновидностей искусства может стать преобладающей. Во взаимоотношениях между искусством и политикой ощущается скрытое противостояние. Объяснение этому простое: и эстетическое, и религиозное, и нравственное чувства способствуют объединению огромных масс людей и обычно связаны с некой общечеловеческой идеей, отвергающей какие-либо социальные и национальные различия. Политика служит интересам отдельных групп людей (наций, партий, классов, движений и т.п.) и препятствует созданию единства человечества. Политика всегда связана с определенным групповым эгоизмом, в то время как настоящее искусство обычно политически бескорыстно и продиктовано любовью к человеку вообще. К сожалению, часто искусство, обладая огромной силой воздействия на людей, становится орудием безнравственных политических манипуляций. Такое «ангажированное» политикой искусство всегда преходящее и остается в истории культуры лишь как иллюстрация к былым политическим и идеологическим сражениям.

Несмотря на то, что искусство и техника кажутся принципиально различными сферами творческой деятельности человека, их взаимодействие в истории культуры имело весь­ма далеко идущие последствия. Раньше всего они выразились в успехах множительной техники,проделавшей путь от самых примитивных клише до современных электронных полиграфических машин; от фонографа до новейших звукозаписывающих устройств и т.д. как технологическая основа «массовой культуры». Все это способствовало сохранению, неограниченному тиражированию и широкому распространению литературы, изобразительного искусства, музыки, скульптуры и предметов народного творчества, повышая общий художественный потенциал человечества. Плодотворным результатом взаимодействия техники и искусства было также изобретение аппаратов и приспособлений, не только множивших визуальные и звуковые образы, но и способствующих появлению новых видов искусства - художественной фотографии, кино, телевидения и т.п.

Научно-техническая революция родила и дизайн сего теорией, эстетикой, задача которой - находить такие комбинации линий, объемов, форм, цвета, звуков, материалов, которые максимально соответствовали бы предназначению того или иного механизма и в то же время пробуждали в человеке чувство красоты. Культура - целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Так проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это политика государства в отношении искусства и его творцов. Во-вторых, это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями. И в-третьих, - в отношении творцов искусства и политическим событиям в стране.

Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности - это только одна из его граней наряду с другими - эстетическими, оценочными, игровыми и др. Для науки характерны: непротиворечие, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства - мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека как часть природы, объектом искусства - человека, его духовность и отношение к миру.

XX век называют веком техники и интеграции. В этой связи актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширяются «языковые», выразительные возможности искусства. Театр - это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля, всего художественного творчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.037 с.)