ТОП 10:

Международная правосубъектность народов, борющихся за самоопределение. Способы и условия осуществления народами права на самоопределение



Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за самоопределение.

Одним из принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН, является равноправие и самоопределение народов и наций (п. 2 ст. 1 Устава ООН). На базе этого принципа ООН устанавливает одну из целей международного права – развитие дружественных отношений между существующими в современном мире нациями и народами. Для того, чтобы нации или народу, борющимся за свою независимость, стать субъектами международного права, необходимо наличие обязательных условий предоставления независимости, к которым относятся: 1) нация или народ находятся в подчинении иностранного государства, подвергаются иностранному господству, а их эксплуатация является отрицанием основных прав человека, противоречащая Уставу ООН и препятствующая развитию международного сотрудничества и установлению мира; 2) народ обладает своей территорией, исторически принадлежавшей ему; 3) во главе борьбы за свою независимость, стоит орган, координирующий ее и выступающий от имени всего народа. Принципы предоставления независимости нациям и народам: 1) все нации и народы имеют одинаковое право на самоопределение, в силу чего они вправе свободно устанавливать свой политический статус, осуществлять развитие в экономической, культурной и социальной сферах; 2) недостаточная развитость народа в экономической, политической и социальной сферах не являются препятствием и не могут служить основанием для получения независимости; 3) каждый народ имеет полное право на свое самоопределение, в силу которого они самостоятельно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие; 4) любое противодействие военного и иного характера, препятствующее получению независимости, должно быть немедленно прекращено, для того чтобы предоставить зависимому народу возможность существовать в условиях мира и полной свободы; целостность и неприкосновенность их национальных территорий должна соблюдаться; 5) на территориях, которые в настоящий момент еще не достигли независимости (подопечные и несамоуправляющиеся территории), необходимо незамедлительно принять меры с целью передачи всей власти проживающим на этих территориях народам, без установления условий, оговорок и любых форм дискриминации, вне зависимости от религии, расы, цвета кожи. Право на волеизъявление нацией или народом может быть выражено в различных формах: установление с суверенными государствами дипломатических и консульских отношений, участие в создании и деятельности международных организаций.

Способами реализации права наций на самоопределение могут быть:

· создание суверенного, независимого государства

· свобод­ное присоединение к независимому государству

· объединение с другим государством

· установление любого другого политического статуса

Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании раз­ных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.

 

 

2. Правовой режим международных рек. Режим Дуная.

Международные реки – это реки, которые либо протекают по территории нескольких стран, либо разделяют территории двух и более стран. Использование вод таких рек ipso facto затрагивает интересы государств, расположенных по их берегам, поэтому заинтересованные государства заключают соглашения о режиме судоходства и иного использования вод таких рек, однако это правило не является обязательным.

Согласно устоявшейся классификации международные реки подразделяют на:

1. судоходные – собственно международные реки, имеющие выход к морю;

2. пограничные – проходит граница между прибрежными государствами;

3. трансграничные – протекающие по территории нескольких государств и не имеющие выхода к морю; несудоходные или судоходство по которым имеет местное значение.

В доктрине международного права реки также могут быть разделены на две категории:

1. национальные – расположенные в пределах территории одного государства, режим использования которых определяется внутренним правом этого государства;

2. международные – по поводу использования которых возникают правоотношения между несколькими государствами даже при отсутствии договора. На международных реках, занимающих важное для многих государств географическое положение, прибрежные государства распространяют принцип свободы судоходства на торговые суда всех стран без дискриминации флага.

Распространение принципа свободы судоходства на все страны – это право, а не обязанность прибрежных государств; в международном праве нет общей нормы, обязывающей прибрежные государства предоставлять право навигации по международным рекам судам неприбрежных государств. В настоящее время прибрежные государства сами решают этот вопрос в каждом конкретном случае. В Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г. зафиксировано, что «навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий торгового судоходства» (ст. 1 Конвенции).

Правовой режим Дуная установлен Конвенцией о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г., участниками которой являются Россия, Украина (как правопреемники СССР), Чехия и Словакия (право-преемники Чехословакии), Венгрия, Болгария, Румыния, Австрия, государства-правопреемники Югославии.

Придунайские государства полностью сохраняют суверенитет на свои участки. Они, в частности, сами регулируют условия судоходства на своих участках, устанавливают правила плавания и захода судов в порты, производят таможенный, санитарный и речной надзор, поддерживают на своих участках реки условия, обеспечивающие нормальное судоходство.

Согласно ст.1 навигация по Дунаю является “свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства”.

Согласно ст.30 плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается, а военных кораблей прибрежных государств за пределами их участков реки может осуществляться по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.

Для наблюдения за выполнением Конвенции 1948 г. учреждена Дунайская комиссия (г. Будапешт), которая состоит из представителей всех придунайских государств-членов Конвенции. Она устанавливает единую систему навигационной путевой обстановки; составляет и издает навигационные карты; решает вопросы плавания, речного надзора; принимает рекомендации по унификации таможенного, санитарного надзора. Дунайская комиссия, являясь международной организацией, поддерживает связи с третьими государствами и с международными организациями, например, с Европейской экономической комиссией ООН и др.

В связи с распадом СССР, Югославии и Чехословакии создалась новая ситуация вокруг правового режима реки Дунай.

Экзаменационный билет № 11

 

1. Международно-правовое признание: понятие, источники и ос­новные теории. Виды, формы признания.

Международно-правовое признание — это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть:

вновь возникшее государство;

новое правительство;

нация или НОД, борющиеся за независимость;

восставшая или воюющая сторона;

международная организация.

Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами.

Различают две доктрины (или теории) признания:

конституитивную — признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;

декларативную — признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.

Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делались и делаются далеко идущие политические, экономические, военные, дипломатические выводы в отношении непризнанного государства.

Конститутивная теория несовместима с международным правом, поскольку она игнорирует тот факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета. Эта теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли «старых» членов сообщества государств. Непризнание каким-либо государством другого государства вовсе не означает, что оно может не считаться с правами государства, которое им не признано.

Декларативная теория признания заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства, но не создает его. «Государство возникает и существует самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартене — Признанием его лишь констатируется его рождение». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет».

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания.

Формы международно-правового признания

К формам признания международного права относятся:

1) юридическая форма, которая выступает в двух видах:

де-юре (dejure) — признание полное, окончательное и официальное: устанавливаются официальные отношения, признается право государства распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов. Признание де-юре влечет за собой, как правило, установление дипломатических отношений;

де-факто (defacto) — когда по соглашению устанавливаются отношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер. Признание де-факто — выражение неуверенности, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны.Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе.

2) фактическая форма, или признание (adhoc) — признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений. Государства или правительства вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга.

Виды признания:

традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;

предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.248.180 (0.009 с.)