Средства и методы ведения военных действий и критерии их оценки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства и методы ведения военных действий и критерии их оценки.



Средства ведения войны — это оружие, применяемое воору­женными силами воюющих для уничтожения живой силы и воен­ной техники противника, а методы ведения войны представляют собой различные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

в данной сфере действуют такие международ­но-правовые акты, как конвенция о законах и обычаях сухопут­ной войны 1907 г., в которой содержится положение о законах и обычаях сухопутной войны, женевские конвенции 1949 г. и до­полнительные протоколы к ним, конвенция о некоторых огра­ничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г., руководство сан-ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море, 1994 г. и ряд других.

все используемые воюющими сторонами методы и средства ведения войны условно можно разделить на дозволенные и запре­щенные. в действующих конвенциях нет определения ни тех, ни других. в них лишь закреплено запрещение применять на войне те или иные средства и методы. это, однако, не означает, что если появляется новый вид оружия, применение которого еще не за­прещено международным правом, то оно является дозволенным средством ведения войны.

к запрещенным средствам ведения войны относятся: яды и от­равленное оружие; удушливые, ядовитые и другие подобные газы; бактериологическое и токсинное оружие; оружие, основное дейст­вие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками и предметами медицин­ской помощи; зажигательное оружие против гражданского населе­ния, населенных пунктов и гражданских объектов; такие средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причи­нить ущерб природной среде.

запрещенным средством ведения войны является химическое оружие. такое запрещение содержится в гаагской конвенции 1907 г., в женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактерио­логических средств 1925 г. в 1993 г. была подписана конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и о его уничтожении, согласно которой государства долж­ны уничтожить химическое оружие в течение 10 лет после ее под­писания.

в 1972 г. была подписана конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологиче­ского) и токсинного оружия и об их уничтожении, в соответствии с которой государства-участники взяли на себя обязательство «ни­когда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не накап­ливать, не приобретать каким-либо иным образом и «не сохранять биологические агенты или токсины таких видов и в таких количе­ствах, которые не имеют назначения для профилактических, за­щитных или других мирных целей». запрещается разработка, про­изводство и накопление оружия, оборудования или средств дос­тавки, предназначенных для использования таких агентов или токсинов в вооруженных конфликтах. конвенция 1972 г. содер­жит положения, гарантирующие ее выполнение. предусматрива­ются меры национального и международного характера.

с одной стороны, участники этой конвенции должны при­нять национальные законодательные и административные меры по запрещению разработки, производства и накопления оружия, оборудования и средств доставки бактериологического оружия, а также по их уничтожению.

с другой стороны, если государство — участник конвенции 1972 г. установит, что другое государство-участник нарушает по­ложения конвенции, то оно может подать жалобу в совет безо­пасности оон.

рассматривая вопрос о запрещенных средствах ведения вой­ны, необходимо остановиться на ядерном оружии. нынешний правовой статус ядерного оружия остается неурегулированным. никакого специального международного договора о противоправ­ности применения ядерного оружия на войне не существует. не существует и специальных норм, запрещающих применять на войне новые виды оружия массового поражения (лучевого, радио­логического и др.). современное международное право запрещает использовать окружающую среду в качестве средства ведения войны.

в 1977 г. была подписана конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, статья 1 которой закрепляет обязательство госу­дарств «не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в ка­честве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику». конвенция 1972 г. не препятствует использованию средств воздействия на природ­ную среду в мирных целях.

современное международное право запрещает применять на войне некоторые виды обычного оружия.

так, в 1981 г. была под­писана (ив 1983 г. вступила в силу) конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, кото­рые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. к этой конвенции прила­гаются три протокола:

— протокол i «о необнаруживаемых осколках» запрещает применять во время любого вооруженного конфликта любое ору­жие, «основное действие которого заключается в нанесении по­вреждений осколками, которые не обнаруживаются в человече­ском теле с помощью рентгеновских лучей»;

— протокол ii «о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств» ограничивает применение и полностью запрещает использование мин-ловушек, ассоции­рующихся с медицинскими предметами, детскими игрушками, продуктами питания и т.д.;

— протокол iii «о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» запрещает применять зажигательное ору­жие против гражданского населения, лесов, растительного покро­ва, а также против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения.

наряду с запрещенными средствами ведения войны современ­ное международное право запрещает некоторые методы ведения войны. запрещенными методами ведения войны являются: преда­тельское убийство или ранение лиц, принадлежащих к населению или войскам противника; убивать или ранить неприятеля, кото­рый, сложив оружие, безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентерским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также войск оон, знаками красного креста; принуждать граждан противника принимать участие в военных действиях, направлен­ных против их страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища, отдавать на разграбление города и местности, даже взятые присту­пом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей; убивать, ранить или брать в плен противника с помо­щью вероломных действий (т.е. заставить противника поверить, что он имеет право на защиту в соответствии с нормами междуна­родного права)

однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение: использование маски­ровки, ловушек, ложных операций и дезинформации.

одним из важнейших принципов международного гуманитар­ного права является принцип гуманности при ведении вооруженной борьбы. в соответствии с этим принципом международное гума­нитарное право запрещает применять военную силу, если это не оправдывается военной необходимостью, а также требует всегда обращаться гуманно с военнопленными, обеспечивать раненым и больным необходимый уход, ограждать их от ограбления и дурно­го обращения, способствовать смягчению страданий, порождае­мых войной.

принцип гуманности охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и способов ведения войны, так и защиты жертв войны. нельзя применять оружие, которое дейст­вует неизбирательно, т.е. как против военных, так и против граж­данских объектов, причиняет излишние повреждения и страдания (п. 2 ст. 35 дополнительного протокола i).

согласно нормам международного гуманитарного права воен­ные действия осуществляются против военных объектов, т.е. та­ких объектов, которые в силу своего характера, расположения, на­значения или использования вносят эффективный вклад в воен­ные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент об­стоятельствах дает явное военное преимущество стороне, их унич­тожившей (п. 2 ст. 52 дополнительного протокола i).

 

защита гражданских объектов осуществляется в двух формах:

 

1) установление специальных мер предосторожности: напа­дающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект яв­ляется военным; при выборе средств поражения необходимо стре­миться к тому, чтобы избежать случайного ущерба гражданским объектам: воздерживаться от любого нападения на гражданские объекты, если ущерб от него будет чрезмерным по отношению к конкретному военному преимуществу, которое предполагается получить (ст. 57 дополнительного протокола i). воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отношении последст­вий нападения (удалять гражданское население из районов, рас­положенных вблизи военных объектов, не размещать военные объекты в густонаселенных районах (ст. 58 дополнительного про­токола i);

 

2) установление особой защиты для таких объектов, как сани­тарные и демилитаризованные зоны, не обороняемые местности, объекты, необходимые для выживания гражданского населения, объекты и сооружения, содержащие опасные силы (аэс, плоти­ны, дамбы), объекты культурного назначения и гражданской обо­роны.

 

Экзаменационный билет № 36

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.011 с.)