Понятие и предмет регулирования международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет регулирования международного права



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

 

Экзаменационный билет № 1

 

Понятие и предмет регулирования международного права

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

• между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

• между государствами и международными межправительственными организациями;

• между государствами и государствоподобными образованиями;

• между международными межправительственными организациями.

 

Система коллективной безопасности ООН. Региональные организации и соглашения

Коллективная безопасность (КБ)— система коллективных мер, применяемых государствами на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления м/народного мира и безопасности.

Организацией универсальной системы КБ является ООН, главной целью которой является поддержание м/народного мира и безопасности. Устав ООН регламентирует меры и способы поддержания мира и безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный характер. И только если предупредительные меры не принесут результатов, принимаются меры принудительного характера: врем меры по пресечению нарушений мира, которые Совет Безопасности найдет необходимыми и желательными, меры, не связанные с применением вооружённых сил (перерыв экономических отношений, воздушных, почтовых, радио, других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений), меры, связанные с использованием вооружённых сил для подавления агрессора и восстановления мира и безопасности. При этом только Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или решение о том, какие меры следует предпринять. Государства всего мира обязуются подчиняться решениям Совета Безопасности.

Региональная система КБ. Устав ООН допускает создание м/народных региональных организаций КБ для поддержания м/народного мира и безопасности на региональной основе. Условия: действия на региональной основе д.б. совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района, никакие принудительные действия не д. предприниматься без полномочий Совета Безопасности, все местные споры должны разрешаться только мирными средствами, Совет Безопасности д.б. всегда информирован о действиях, предпринятых или намечаемых рамках региональных соглашений для поддержания м/народного мира и безопасности, любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной системы м/народной безопасности. Принудительные действия с использованием вооружённой силы в регионе могут иметь место только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону (ст.51 Устава ООН).

Региональные организации:

На Европейском континенте - Организация североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

На Евроазиатском континенте в стадии становления находится система коллективной безопасности в рамках СНГ.

 

Экзаменационный билет № 2

 

Экзаменационный билет № 3

 

Взаимовлияние МЧП и МПП.

Связь между международным публичным и международным частным правом проявляется и в том, что в МЧП используется ряд общих начал МПП. Определяющее значение здесь имеют, прежде всего, принципы суверенитета государств, невмешательства во внутренние дела, недопущения дискриминации (принцип недискриминации). В области МЧП, нормы которого в значительной степени формируются каждым государством самостоятельно, большое значение имеет принцип соблюдения каждым государством как своих договорных обязательств, так и общеобязательных для всех государств норм и принципов международного права.

Применяемые российским государством нормы как международного частного, так и международного публичного права направлены на правовое оформление экономических, научно-технических и культурных связей России с другими странами, служат развитию широкого международного сотрудничества. В практике международных отношений эти нормы, а также соответствующие методы регулирования часто взаимодействуют, сохраняя при этом свою специфику и самостоятельное значение.

В ряде случаев и международное частное право, и международное публичное право регулируют общий комплекс одних и тех же отношений, но с использованием своих специфических для каждой из этих систем методов.

Право убежища и его виды

Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Раз­личают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства.

Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.

Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве. Нормы о праве убежища — преимущественно обычные нормы меж­дународного права. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была. Право дипломатического убежища получило договорное оформле­ние в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., Конвенции о дипло­матическом убежище 1954 г. и некоторых других. Помимо междуна­родных документов, нормы о праве убежища зафиксированы также в законодательстве различных государств (например, в ст. 63 Консти­туции РФ, Положении о порядке предоставления Российской Феде­рацией политического убежища, утвержденном Указом Президента от 21 июля 1997 г.).

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражда­нином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получив­шее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству го­сударства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголов­ных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертиро­вавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политичес­ких убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Кроме того, беженцами считаются также лица, при­знаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926,1928,1933,1938, 1939 гг. (конвенция 1951 г. заменила их между теми же участниками), а также Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

Экзаменационный билет № 4

 

Экзаменационный билет № 6

 

 

Экзаменационный билет № 7

 

Экзаменационный билет № 8

 

Экзаменационный билет № 9

 

Экзаменационный билет № 10

 

Экзаменационный билет № 11

 

1. Международно-правовое признание: понятие, источники и ос­новные теории. Виды, формы признания.

Международно-правовое признание — это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть:

вновь возникшее государство;

новое правительство;

нация или НОД, борющиеся за независимость;

восставшая или воюющая сторона;

международная организация.

Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами.

Различают две доктрины (или теории) признания:

конституитивную — признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;

декларативную — признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.

Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делались и делаются далеко идущие политические, экономические, военные, дипломатические выводы в отношении непризнанного государства.

Конститутивная теория несовместима с международным правом, поскольку она игнорирует тот факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета. Эта теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли «старых» членов сообщества государств. Непризнание каким-либо государством другого государства вовсе не означает, что оно может не считаться с правами государства, которое им не признано.

Декларативная теория признания заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства, но не создает его. «Государство возникает и существует самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартене — Признанием его лишь констатируется его рождение». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет».

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания.

Формы международно-правового признания

К формам признания международного права относятся:

1) юридическая форма, которая выступает в двух видах:

де-юре (dejure) — признание полное, окончательное и официальное: устанавливаются официальные отношения, признается право государства распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов. Признание де-юре влечет за собой, как правило, установление дипломатических отношений;

де-факто (defacto) — когда по соглашению устанавливаются отношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер. Признание де-факто — выражение неуверенности, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны.Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе.

2) фактическая форма, или признание (adhoc) — признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений. Государства или правительства вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга.

Виды признания:

традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;

предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.

 

Экзаменационный билет № 12

 

1. Правосубъектность международных организаций.

Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета.

 

Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный ме­жду заинтересованными государствами. Поэтому международ­ные организации как субъекты международного права вторич­ны, производны по отношению к государствам.

 

Организация становится субъектом, если государства-уч­редители наделяют организацию международными правами и обязанностями. Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной ор­ганизации отличаются от прав и обязанностей государства. Если правосубъектность государства не ограничена ни в предмете правового регулирования, ни в объеме правомочий, то право­субъектность организации определена теми конкретными зада­чами и целями, которые установлены государствами в учреди­тельном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей. Однако несмотря на различия в ха­рактере и объеме прав и обязанностей, организации функцио­нируют в рамках международного права и имеют признаки, обеспечивающие правосубъектность международной организа­ции. Создание и функционирование международной организа­ции имеют правомерную основу, если соответствуют нормам международного права, в первую очередь — его основным прин­ципам. С одной стороны, ст. 5 Венской конвенции о праве меж­дународных договоров 1969 г. вводит международные организа­ции в сферу договорного регулирования, так как определяет применимость данной конвенции "к любому договору, являю­щемуся учредительным актом международной организации". С другой стороны, ст. 53 указанной Конвенции объявляет договор ничтожным, если в момент заключения он противоречит импе­ративной норме общего международного права. Международ­ные организации обязаны, в частности, придерживаться прин­ципов невмешательства во внутренние дела государства, суверенного равенства членов, добросовестного выполнения меж­дународных обязательств.

 

Каждой международной организации присуща договорная правоспособность, специфика и объем которой определяются ее уставом.

 

В современный период наиболее известными международ­ными организациями являются Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохра­нения (ВОЗ), Организация африканского единства (ОАЕ), Со­дружество Независимых Государств (СНГ) и другие.

 

В ряде случаев осуществляется правопреемство междуна­родных организаций, при котором с целью поддержания непре­рывности функций передаются определенные правомочия от прекратившей свое существование организации вновь учреж­денной государствами организации. Так, ООН была преемни­ком прав и обязанностей Лиги Наций по ряду международных договоров.

 

Международное право признает ответственность международных организаций в случае нарушения ими общепризнанных международно-правовых принципов и норм и заключен­ных ими международных договоров, положений учредительных актов.

 

 

2. Правовой статус Антарктики. Правовой статус Арктики.

 

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

 

Помимо самого Договора в его систему входят: Конвенция о сохранения морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), которая вызывает много возражений со стороны государств, и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), который определил Антарктику в качестве природного заповедника, установил ответственность за всеобъемлющую охрану живой среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, а также закрепил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.

 

По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.

 

Экзаменационный билет № 13

 

1. Иные субъекты международного права (вольные города, Ватикан). Вопрос о правосубъектности физических лиц и транснациональных корпораций.

 

1.К категории производных субъектов международного пра­ва принято относить особые политико-религиозные или поли­тико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относи­тельно самостоятельный международно-правовой статус.

 

Исторически известны вольные города, включая города Ганзейского союза в эпоху средневековья, затем Краков, кото­рый согласно Венскому трактату 1815г. был провозглашен воль­ным, независимым и совершенно нейтральным городом под по­кровительством России, Австрии и Пруссии (до 1846 г.). Вер­сальский мирный договор 1919 г. установил особый статус для Данцига (Гданьска), именовавшегося "свободным государством" (до 1939 г.). Намерения после второй мировой войны провозгла­сить особый международно-правовой режим для "свободной территории Триест" и для Иерусалима не были реализованы.

 

Единственный в своем роде международно-правовой ста­тус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторон­ним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в усло­виях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берли­на в международных организациях и на конференциях, осуще­ствляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, по­скольку он стал частью объединенной Федеративной Респуб­лики Германии.

 

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными бла­готворительными функциями. Их административные резиден­ции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государства­ми мира, обмениваясь соответствующими представительства­ми. Российская Федерация имеет с ними официальные отноше­ния, осуществляемые через представляемые через представи­теля РФ при Ватикане, являющегося по совместительству пред­ставителем РФ при Мальтийском ордене.

Ватикан имеет представительства (постоянных наблюда­телей) при ООН, ЮНЕСКО, Международной организации тру­да, является членом ряда специализированных учреждений ООН (в частности, Всемирного почтового союза), участвует в отдель­ных многосторонних международных договорах, имеет с неко­торыми государствами специфические двусторонние договоры, именуемые конкордатами и затрагивающие преимущественно вопросы положения католической церкви.

Мальтийский орден имеет представительства при ЮНЕСКО и при ряде других международных организаций.

 

1.1. Вопрос о правосубъектности физических лиц и транснациональных корпораций.

Вопросы международной правосубъектности физического лица является одним из наиболее дискуссионных в современной науке международного права. До середины XX в. большинство ученых считали, что правосубъектность индивида полностью поглощается правосубъектностью государства, гражданином которого он является. Начиная с принятия 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека научное направление по признание международной правосубъектности человека приобретает все большее распространение. В советской доктрине признание человека субъектом международного права рассматривался как попытка вмешательства во внутренние дела государства. Такие взгляды местами сохранились и в отечественной науке международного права.

 

Международная практика все чаще доказывает, что индивид имеет международные права и обязанности. На основании многих международно-правовых актов по правам человека физическое лицо имеет право обращаться в внесудебные (Комитет по правам человека, Комиссия по правам человека и др.) и судебные (Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека) международные органы за защитой своих прав. Физическое лицо может нести международную уголовную ответственность за совершение международных преступлений.

 

Достаточно четко международная правосубъектность физического лица отмечается в решениях Суда Европейского Союза. В частности, Суд отметил: «Сообщество констатирует новый правовой порядок в международном праве, по которому преимущества государств по их суверенных прав ограничиваются, и субъектами признаются не только государства, но и граждане». Суд, в частности, установил, что многочисленные договора о Европейском Союзе прямо формулируют права и обязанности как государств, так и физических лиц.

 

Конечно, определенные в многочисленных международно-правовых актах по правам человека права и свободы физических лиц является, прежде всего, проявлением суверенной воли государств. Но для международной правосубъектности существенным является не то, кем разработаны права и обязанности, а их суть. Скажем, обязанности физических лиц не прибегать к пиратства, не использовать незаконно флаг вытекали из международных обычаев, которые лишь в 1982 г. были кодифицированы в конвенциях. За преступления против мира, против человечности ответственность в уставе Международного военного трибунала (Нюрнберг) было предусмотрено уже после их совершения. Ответственность за воздушное пиратство и похищение самолетов предусмотрена целой системой международных конвенций.

 

Транснациональных компаний

 

Сегодня ТНК, в которых доля внутрифирменной торговли составляет более трети мировой торговли решают не только экономические, но и принципиальные политические вопросы международного сотрудничества. Государственные мятежи, экономические кризисы в странах, объявления платежной несостоятельности, банкротства и т.д. часто является результатом, выполненным на заказ определенной ТНК.

 

В то же время ТНК, не обремененные бюрократическими структурами, достаточно оперативно могут решить как собственные, так и государственные проблемы. Благодаря собственным капиталам и технологиям они способны поднять экономику даже тех стран, которым не смогло помочь межгосударственное сотрудничество. Проблемы долгов развивающихся стран, сегодня решить практически невозможно без участия ТНК.

 

Через то, что некоторые ТНК, например «многонациональные компании», могут принадлежать государствам ли эффективно контролироваться ими, некоторые западные ученые, по аналогии с международными экономическими организациями, высказывают мнение о приобретении такими ТНК правосуб'єктних свойств.

 

Попытки регулировать деятельность ТНК осуществляются как отдельными государствами, так и группами государств и через международные организации. Общим положением является принцип, закрепленный в Хартии экономических прав и обязанностей государств (ст. 2): каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах своей национальной юрисдикции и принимать меры для того, чтобы такая деятельность не противоречила ее законам, нормам, постановлениям и отвечала ее экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела государства, что ее принимает. В последнем заявлении сторонники международно-правовой субъектности ТНК видят прямое для них международно-правовое обязательство. Но такие утверждения вызывают сомнения. Значительное большинство международных документов, принятых государствами и межгосударственными организациями относительно статуса и деятельности ТНК, имеют рекомендательный характер. А тому из них нельзя выводить юридические права или обязанности.

 

Самостоятельно, благодаря давления на государства ТНК добились немного большего: право участия в работе ряда международных организаций, право участия в подготовке документов некоторых международных форумов, участия на паритетных началах в решении проблемы «север-юг» и др. Кроме того, существуют договоры, которые заключают транснациональные компании с государствами, порой эти соглашения имеют большую юридическую силу, чем законодательные акты. В случае конфликта между государством и транснациональной компанией в международном арбитраже применяется не национальный законодательный акт высшей юридической силы, а нормы международного права.

 

Однако, по мнению большинства ученых эти и подобные им права далеки от прав, присущих института международной правосубъектности. Следовательно, вывод может быть только один: транснациональные компании не являются субъектами международного права.

 

Экзаменационный билет № 14

 

Экзаменационный билет № 15

 

Экзаменационный билет № 16

 

1. Принцип суверенного равенства государств: его историческое развитие и содержание

Принцип суверенного равенства государств занимает в системе принципов особое место, создавая юридически благоприятную основу для формирования других принципов и их нормального функционирования.

Современный мир состоит из государств, разных по территории, географическому положению, численности и составу населения, структуре природных ресурсов, уровню развития, политическому влиянию, экономической силе, военной мощи и т.

Смысл принципа суверенного равенства государств заключается в следующем: все государства при фактическом неравенстве юридически равны. В современных условиях поддерживать определенное равновесие и обеспечивать сотрудничество государств возможно лишь на основе принципа их суверенного равенства. Он — основа взаимоотношений государств — членов ООН, что обобщенно и лаконично отражено в п. 1 ст. 2 Устава: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Перефразируя данное положение, можно утверждать: все международное сообщество основано на принципе суверенного равенства всех государств.

Данный принцип закреплен в уставах и актах международных организаций, во множестве международных договоров. Логика развития международных отношений, их постепенная демократизация привели к расширению его содержания. Наиболее полно он отражен в Декларации о принципах международного права и позже развит в Декларации СБСЕ 1975 г.

 

Принцип включает в себя следующие элементы.

 

юридическое равенство всех государств,

 

наличие у каждого государства неотъемлемого свойства — суверенитета;

 

пользование каждым государством правами, присущими полному суверенитету;

 

обязанность всех государств уважать правосубъектность друг друга;

 

неприкосновенность терри гориальной целостности и политической независимости государства;

 

право каждого государства свободно выбирать и развивать свои социальные, политические, экономические, культурные и правовые системы;

 

право каждого государства свободно выбирать направления и формы своего участия в международных отношениях;

 

обязанность каждого государства выполнять добросовестно и полностью свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

 

Основное назначение принципа — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств независимо от различий исторического, социального, экономического, политического, правового или иного характера.

 

Юридическое равенство означает право каждого государства в пределах своей территории самостоятельно, без вмешательства извне, осуществлять законодательную, исполнительную, ад-министративную и судебную власть, определять направления внутренней и внешней политики, быть или не быть участника-ми международных организаций и договоров. Поскольку госу-дарства юридически равны, все они обладают одинаковыми правами и обязанностями.

 

Однако юридическое равенство государств не есть их фактическое равенство, что и проявляется в международной прак- когда внутренние события в каждом государстве становятся предметом внимания других государств, провести четкую грань между дозволенным—недозволенным часто бывает крайне сложно.

 

Принцип невмешательства тесно связан с принципом суверенного равенства государств. Оба принципа, образно говоря, — две стороны одной медали: равенство государств не допускает правовой гегемонии, вмешательства и давления в деда друг друга, и, наоборот, вмешательство сводит на нет их равенство и независимость.

 

Формирование принципа началось в позднее Средневековье, когда монархи-суверены, признав формальное равенство друг друга, стали декларировать взаимные обязательства не вмешиваться в их внутренние дела.

Он приобрел еще большую значимость в эпоху революций XVIII—XIX вв., когда правительства новых государств стремились при помощи данного принципа оградить себя от вмешательства монархических держав. Следует, однако, подчеркнуть, что в прошлом этот принцип имел ограниченное применение, поскольку международное право, юридически признавая право каждого государя и государства на применение силы, во многих случаях допускало различные формы вмешательства в их внутренние дела, включая вооруженное вмешательство.

Понимание и содержание принципа закреплено в общей форме в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в международных актах: Декларации о принципах международного права, Декларации СБСЕ 1975 г., Декларациях ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г. и др. Так, согласно п. 7 ст. 2 Устава ООН не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства».

Основное содержание принципа невмешательства состоит в следующем. Ни одно государство или группа государств не имеют права:

вмешиваться прямо или косвенно во внутренние и внешние дела друг друга;

поощрять и применять экономические, политические и иные меры для подчинения себе другого государства в целях получения от этого каких-либо преимуществ; организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывные, террористические или вооруженные действия в другом государстве, а также вмешиваться во внут-реннюю борьбу в целях силового свержения в нем строя;

применять силу в целях лишения народов их национальной самобытности, нарушения их неотъемлемых национальных прав,

препятствовать реализации каждым государством его неотъемлемого права самому выбирать себе политическую, экономическую, социальную, культурную и правовую системы без какого-либо вмешательства извне.

Вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство — явное принуждение (военными, экономическими, финансовыми, политическими и иными средствами) одним государством (государствами) другого к совершению каких-либо действий, затрагивающих его внутреннюю компетенцию. Косвенное вмешательство — применение вышеназванных мер принуждения, осуществляемое не самим государством, а находящимися под его контролем лицами или организациями. Но есть исключения: применение мер принуждения против государства-нарушителя на основании гл. VII Устава ООН. Так, если СБ ООН констатирует, что события на территории какого-либо государства угрожают миру или уже нарушили мир, они перестают быть его внутренним делом, и действия ООН в отношении этих событий уже не будут вмешательством в его внутренние дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.092 с.)