Территориальное море и его правовой режим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальное море и его правовой режим



 

Под территориальным морем (территориальными водами) понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной тер ритории прибрежного государства либо к внешнему пределу его внутренних морских вод.

 

На территориальное море и на его дно и недра распространяется суверенитет прибрежного государства, осуществляемый с соблюдением норм международного права.

 

Такой суверенитет распространяется также на воздушное пространство над территориальным морем. В случае государства-архипелага территориальное море примыкает к архипелажным водам такого государства.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. шйрина территориального моря не может превышать 12 морских миль.

 

В соответствии с Конвенцией 1982 г. государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (это — нормальные исходные линии), а также прямые исходные линии.

 

Метод прямых исходных линий применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, а также в тех местах, где в непосредственной близости от берега имеется цепь островов (расположенных на расстоянии, не превышающем двойной ширины территориального моря). Прямая исходная линия для отсчета ширины территориального моря соединяет соответствующие точки на побережье, обозначенные прибрежным государством.

 

Государство может использовать для отсчета ширины своего территориального моря оба названных метода.

 

В соответствии с международным правом суда любого государства, как прибрежного, так и не имеющего выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море любого другого государства.

 

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутренних вод.

 

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, либо вызваны непреодолимой силой или бедствием, либо необходимы для оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, которые находятся в опасности или терпят бедствие.

 

Проход является мирным только в том случае, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К действиям, совершаемым судами при проходе через территориальное море, которые считаются нарушающими мир, добрый порядок или безопасность государства, относятся: угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица в нарушение законов и правил прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения; любая рыболовная деятельность; проведение исследовательской ил и гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; любая другая деятельность, которая не имеет прямого отношения к проходу судна через территориальное море.

 

Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода.

 

Государство вправе принимать меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно также имеет право в определенных районах территориального моря приостанавливать, после заблаговременного опубликования должной информации, осуществление права мирного прохода для обеспечения своей безопасности. Такое приостановление должно быть временным и не носить дискриминационный характер, т.е. должно действовать в отношении всех иностранных судов.

 

Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных судов при осуществлении права мирного прохода следовать по таким морским коридорам или схемам разделения движения судов.

При этом прибрежное государство принимает во внимание рекомендации компетентной международной организации (Международной морской организации), особые характеристики судов, интенсивность движения судов.

Право мирного прохода признается за всеми иностранными судами, в том числе и военными кораблями. Подводные лодки, другие подводные средства должны следовать при осуществлении права мирного прохода в надводном положении и нести флаг.

 

Прибрежное государство не должно предъявлять к иностранным судам требований, которые могли бы на практике лишить такие суда права мирного прохода. Оно обязано надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море. Его право на осуществление уголовной и гражданской юрисдикции в отношении иностранных судов, пользующихся мирным проходом, ограничено нормами международного права. Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следующих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступлением нарушается спокойствие в стране или добрый порядок; 3) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. В том случае, если иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод, прибрежное государство может применять любые меры для ареста или проведения расследования на его борту. Осуществляя уголовную юрисдикцию, прибрежное государство по просьбе капитана до принятия каких-либо мер уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо государства флага. В случае крайней необходимости такое уведомление может быть сделано во время принятия этих мер.

 

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море «транзитом» или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод. В первом случае прибрежное государство не вправе останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской юрисдикции. Указанные меры могут применяться лишь в отношении такого иностранного судна, которое навлекло на себя гражданско-право вые обязательства либо ответственность во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства. Во втором случае прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания или арест по гражданскому делу.

 

На военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, распространяется, как и во внутренних водах, иммунитет. Если военный корабль не соблюдает законы и правила прибрежного государства, касающиеся мирного прохода, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Государство флага несет международную ответственность в случае причинения военным кораблем (или государственным судном, используемым в некоммерческих целях) ущерба или убытков в результате несоблюдения законов и правил прибрежного государства о мирном проходе.

 

Экзаменационный билет № 16

 

1. Принцип суверенного равенства государств: его историческое развитие и содержание

Принцип суверенного равенства государств занимает в системе принципов особое место, создавая юридически благоприятную основу для формирования других принципов и их нормального функционирования.

Современный мир состоит из государств, разных по территории, географическому положению, численности и составу населения, структуре природных ресурсов, уровню развития, политическому влиянию, экономической силе, военной мощи и т.

Смысл принципа суверенного равенства государств заключается в следующем: все государства при фактическом неравенстве юридически равны. В современных условиях поддерживать определенное равновесие и обеспечивать сотрудничество государств возможно лишь на основе принципа их суверенного равенства. Он — основа взаимоотношений государств — членов ООН, что обобщенно и лаконично отражено в п. 1 ст. 2 Устава: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Перефразируя данное положение, можно утверждать: все международное сообщество основано на принципе суверенного равенства всех государств.

Данный принцип закреплен в уставах и актах международных организаций, во множестве международных договоров. Логика развития международных отношений, их постепенная демократизация привели к расширению его содержания. Наиболее полно он отражен в Декларации о принципах международного права и позже развит в Декларации СБСЕ 1975 г.

 

Принцип включает в себя следующие элементы.

 

юридическое равенство всех государств,

 

наличие у каждого государства неотъемлемого свойства — суверенитета;

 

пользование каждым государством правами, присущими полному суверенитету;

 

обязанность всех государств уважать правосубъектность друг друга;

 

неприкосновенность терри гориальной целостности и политической независимости государства;

 

право каждого государства свободно выбирать и развивать свои социальные, политические, экономические, культурные и правовые системы;

 

право каждого государства свободно выбирать направления и формы своего участия в международных отношениях;

 

обязанность каждого государства выполнять добросовестно и полностью свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

 

Основное назначение принципа — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств независимо от различий исторического, социального, экономического, политического, правового или иного характера.

 

Юридическое равенство означает право каждого государства в пределах своей территории самостоятельно, без вмешательства извне, осуществлять законодательную, исполнительную, ад-министративную и судебную власть, определять направления внутренней и внешней политики, быть или не быть участника-ми международных организаций и договоров. Поскольку госу-дарства юридически равны, все они обладают одинаковыми правами и обязанностями.

 

Однако юридическое равенство государств не есть их фактическое равенство, что и проявляется в международной прак- когда внутренние события в каждом государстве становятся предметом внимания других государств, провести четкую грань между дозволенным—недозволенным часто бывает крайне сложно.

 

Принцип невмешательства тесно связан с принципом суверенного равенства государств. Оба принципа, образно говоря, — две стороны одной медали: равенство государств не допускает правовой гегемонии, вмешательства и давления в деда друг друга, и, наоборот, вмешательство сводит на нет их равенство и независимость.

 

Формирование принципа началось в позднее Средневековье, когда монархи-суверены, признав формальное равенство друг друга, стали декларировать взаимные обязательства не вмешиваться в их внутренние дела.

Он приобрел еще большую значимость в эпоху революций XVIII—XIX вв., когда правительства новых государств стремились при помощи данного принципа оградить себя от вмешательства монархических держав. Следует, однако, подчеркнуть, что в прошлом этот принцип имел ограниченное применение, поскольку международное право, юридически признавая право каждого государя и государства на применение силы, во многих случаях допускало различные формы вмешательства в их внутренние дела, включая вооруженное вмешательство.

Понимание и содержание принципа закреплено в общей форме в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в международных актах: Декларации о принципах международного права, Декларации СБСЕ 1975 г., Декларациях ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г. и др. Так, согласно п. 7 ст. 2 Устава ООН не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства».

Основное содержание принципа невмешательства состоит в следующем. Ни одно государство или группа государств не имеют права:

вмешиваться прямо или косвенно во внутренние и внешние дела друг друга;

поощрять и применять экономические, политические и иные меры для подчинения себе другого государства в целях получения от этого каких-либо преимуществ; организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывные, террористические или вооруженные действия в другом государстве, а также вмешиваться во внут-реннюю борьбу в целях силового свержения в нем строя;

применять силу в целях лишения народов их национальной самобытности, нарушения их неотъемлемых национальных прав,

препятствовать реализации каждым государством его неотъемлемого права самому выбирать себе политическую, экономическую, социальную, культурную и правовую системы без какого-либо вмешательства извне.

Вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство — явное принуждение (военными, экономическими, финансовыми, политическими и иными средствами) одним государством (государствами) другого к совершению каких-либо действий, затрагивающих его внутреннюю компетенцию. Косвенное вмешательство — применение вышеназванных мер принуждения, осуществляемое не самим государством, а находящимися под его контролем лицами или организациями. Но есть исключения: применение мер принуждения против государства-нарушителя на основании гл. VII Устава ООН. Так, если СБ ООН констатирует, что события на территории какого-либо государства угрожают миру или уже нарушили мир, они перестают быть его внутренним делом, и действия ООН в отношении этих событий уже не будут вмешательством в его внутренние дела.

Часто решение многих проблем, явно относящихся к внутренней компетенции государства, вызывает споры. С одной стороны, международное право в принципе не регулирует внутренние вопросы государств. С другой стороны, рост взаимозависимости государств меняет и представления об их внутренней компетенции. Поэтому увеличивается число внутренних вопросов, которые государства добровольно подвергают международному регулированию (например, выработка международных стандартов в области защиты прав человека). Критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого во-проса, является содержание международных обязательств государства, в том числе его обязательства по Уставу ООН.

За явное и грубое вмешательство к виновному возможно применение санкций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.023 с.)