Общая характеристика обязательств по оказанию услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика обязательств по оказанию услуг



 

Обязательства по оказанию услуг входят в группу договорных обязательств, их содержание определяется самими участниками на основе предписаний закона. Существенным условием в большинстве договоров является предмет. К данным обязательствам относятся:

1) перевозка;

2) транспортная экспедиция;

3) заем и кредит;

4) факторинг;

5) банковский счет;

6) банковский вклад;

7) а также безналичные расчеты;

8) хранение;

9) страхование;

10) поручение;

11) комиссия;

12) агентирование;

13) доверительное управление имуществом; возмездное оказание иных услуг.

Общими признаками, объединяющими все договорные обязательства об оказании услуг, являются:

· во-первых, особенности объекта обязательства - услуги нематериального характера;

· во-вторых, специфика связи услуги с личностью услугодателя.

Указанные особенности можно проиллюстрировать на примере различий обязательств об оказании услуг и обязательств подрядного типа. Основным отличием обязательств об оказании услуг от обязательств подрядного типа является результат осуществляемой услугодателем деятельности. Если в обязательствах подрядного типа результат выполненных работ всегда имеет овеществленную форму, то в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания. Следовательно, услуги, предоставляемые должником кредитору, носят нематериальный характер.

В римском праве обязательство об оказании услуг именовалось locatio-conductio operarum и делилось на предоставление за плату физического труда и предоставление духовной деятельности. В российской дореволюционной цивилистике выделение обязательств об оказании услуг по общему правилу не проводилось. Так, Г.Ф.Шершеневич, давая классификацию договоров по их цели, выделял договоры о предоставлении пользования чужими услугами. К ним он относил личный наем, возмездное оказание услуг, перевозку, доверенность, комиссию, поклажу, товарищество.

В юридической литературе советского периода большая группа ученых обосновывала необходимость выделения в системе гражданско-правовых обязательств особого, самостоятельного обязательства об оказании услуг. При этом отсутствовало единство мнений о правовой природе этих обязательств и их видах. Основываясь на нематериальном характере услуги, Е.Д.Шешенин сделал вывод, что предметом подрядных договоров являются результаты, воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг, - результаты деятельности, не существующие отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами. Согласно другому мнению, в любом возмездном договоре можно усматривать услугу одного контрагента и вознаграждение за нее со стороны другого. М.И.Брагинский предложил деление договоров на договоры по производству работ и договоры услуг, относя к последнему виду поставку, снабжение энергией и газом и т.д. Другие ученые полагали, что для выделения самостоятельного договора об оказании услуг нет оснований.

Действующее законодательство проводит различия между овеществленными услугами, являющимися объектом обязательств подрядного типа, и нематериальными услугами, выступающими объектом обязательств об оказании услуг. Ведь согласно ст. 783 ГК общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Кроме того, следует заметить, что нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как потребляется услугополучателем в процессе ее оказания, т.е. самой деятельности услугодателя. В отличие от этого в подрядных отношениях сам смысл обязательства состоит в том, чтобы передать полученный вещественный результат заказчику.

 

Предметом договора являются услуги. Будучи одним из объектов гражданских прав, услуги выражаются в получении положительного эффекта, не связанного по общему правилу с созданием новой вещи или ее переработкой.

Услуги можно классифицировать на метериальные и нематериальные.

Материальные услуги связаны с имуществом или с личностью потребителя услуги.

Так, перевозка груза связана с имуществом – вещью, перевозимой в качестве груза. При перевозке груз остается в неизменном виде, но за счет его перемещения в пространстве отправитель (грузополучатель) приобретает возможность более эффективно осуществлять правомочия собственника или иного законного владельца груза (продать по более высокой цене, сдать в аренду за более высокую арендную плату, Более продуктивно использовать средства производства в другой местности). Таким образом, при оказании материальной услуги имущество увеличивает свою «полезность», эффективность, не изменяясь физически.

Вместе с тем иногда оказание материальных услуг связано с получением овеществленного результата (услуги парикмахера, медицинские услуги). В целях разграничения результата услуги от результата работы можно выделить следующие признаки, характерные для вещественного результата услуги:

1) синхронность оказания услуги и получения ее результата,

2) неустойчивость материального результата,

3) услуги способствуют поддержанию внешнего вида людей или животных, сохранению или восстановлению усредненного качества;

4) оценка качества субъективна, и качество нормативными актами (ГОСт, СНиП) не регулируется.

Нематериальные услуги не связаны с имуществом. К ним можно отнести услуги репетитора, юридические услуги и т.п. Помимо отсутствия связи с имуществом и материального результата для нематериальных услуг, характерно то, что, оказывая такие услуги, услугодатель не может в полном объеме гарантировать предполагаемый положительный результат (репетитор не может гарантировать поступление абитуриента в вуз). Кроме того, нематериальные услуги практически неотделимы от своего источника.

Существенным условием в большинстве договоров является его предмет. В договоре имущественного страхования существенными условиями также являются срок, страховая сумма, страховой интерес и страховой случай.

Субъектный состав:

· В большинстве договоров услугодателем являются коммерческие организации или индивидуальные предприниматели. Как правило, им необходимо получение лицензии для занятия соответствующей деятельностью;

· Иногда устанавливаются особые требования к услугополучателю. Так в договорах перевозки багажа, пассажира, услугополучателем являются только физические лица.

По моменту заключения большинство договоров группы этих обязательств – консенсуальные. Вместе с тем встречаются и реальные договоры (договор перевозки груза). Встречаются договоры, которые могут быть как реальными, так и консенсуальными (хранение, страхование).

По соотношению прав и обязанностей большинство договоров относятся к взаимным.

По наличию или отсутствию встречного предоставления большинство договоров возмездные. Однако договор хранения может быть и безвозмездным.

Ответственность сторон строится по общим правилам, так и обладает определенной спецификой.

 

Виды договорных обязательств по оказанию услуг. В кодификации гражданского права 1961-1965 гг. договорные обязательства по оказанию услуг не выделялись в особую группу и не подвергались систематизации. Вместе с тем в науке гражданского права давно существовала классификация обязательств, включающая обязательства по передаче имущества в собственность (иное вещное право) или в пользование, обязательства о выполнении работ и обязательства об оказании услуг. Таким образом, выделение обязательств об оказании услуг существовало как de lege ferenda.

С принятием и введением в действие части второй ГК ситуация принципиально не изменилась. В отличие от обязательств по передаче имущества в собственность (иное вещное право) или в пользование и обязательств о выполнении работ, которые объединяются вокруг общих положений, обязательства об оказании услуг общей части не имеют. Нормы гл. 39 ГК не могут претендовать на такую роль, поскольку призваны урегулировать достаточно четкий круг только фактических, но не иных услуг (п. 2 ст. 779 ГК).

Договорные обязательства по оказанию услуг в гражданском праве по характеру деятельности услугодателя можно подразделить на определенные виды. Это:

1) во-первых, обязательства об оказании услуг фактического характера (перевозка, хранение, возмездное оказание иных услуг);

2) во-вторых, обязательства об оказании услуг юридического характера (поручение, комиссия);

3) в-третьих, обязательства об оказании услуг как фактического, так и юридического характера (транспортная экспедиция, агентирование, доверительное управление имуществом);

4) в-четвертых, обязательства об оказании услуг денежно-кредитного характера (заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, страхование).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.008 с.)