Право собственности граждан. Право собственности юридических лиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право собственности граждан. Право собственности юридических лиц.



Теория права собственности как естественного права человека и гражданина находит свое отражение в действующей Конституции РФ. Согласно ст. 17 Конституции признаются и гарантируются основные права человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Статьей 35 Конституции РФ право частной собственности отнесено к числу основных прав человека и гражданина, а ее неприкосновенность гарантирована законом. При этом, говоря о частной собственности, ст. 35 Конституции и ст. 213 ГК имеют в виду не только право гражданина, но и право собственности негосударственного юридического лица.

От существовавшего в советское время права личной собственности гражданина право частной собственности отличает ряд признаков. Во-первых, оно не является производным от какого-либо другого права. Право личной собственности, напротив, по идеологическим соображениям всегда признавалось зависимым от права социалистической собственности.. Во-вторых, право частной собственности гражданина утратило свое сугубо потребительское назначение. Объекты этого права могут быть использованы в любых целях, включая занятие предпринимательской деятельностью.

Соответственно несравнимо расширился круг объектов частной собственности. В него входят не только столь необходимые для жизни человека жилой дом (квартира), одежда, продукты питания и т.п., но и то, что ранее относилось к так называемым "средствам производства" и в личной собственности находиться не могло – станки, иное промышленное оборудование, морские и речные суда, автомобили большой грузоподъемности и т.п.

Опираясь на действующую Конституцию РФ, ГК РФ отказался от количественных и качественных ограничений круга объектов права частной собственности. Исключения из общего правила предусмотрены в самом ГК РФ. В соответствии с п.2 ст.1 и п.2 ст.213 законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства могут быть ограничены количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности граждан (например, законом может быть установлен предельный размер участка земли, находящегося в частной собственности).

К числу объектов, ограниченных в обороте кругом его участников (абз.2 п.2 ст.129 ГК РФ), следует относить имущество, которое согласно закону может находиться только в государственной или муниципальной собственности (абз.2 п.3 ст.212 ГК).

Кроме того, в частной собственности не могут находиться объекты, изъятые из оборота (абз.1 п.2 ст.129 ГК РФ). Так, в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" к ним относятся наркотические средства и психотропные вещества, перечисленные в специальном списке. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен утверждается Постановлением Правительства РФ.

Объектами права частной собственности гражданина являются вещи как движимые, так и недвижимые. Говоря об объектах недвижимости, следует иметь в виду, что, начиная с 31 января 1998г. – момента вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимость, всякий переход права собственности либо иного вещного права на жилой дом, земельный участок, квартиру, дачу и т.п. подлежит обязательной государственной регистрации в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество (ст 131 ГК, ст.8 Вводного закона к части первой ГК РФ, ст.4 Закона о регистрации прав на недвижимость). Без такой регистрации вещное право на недвижимость не переходит.

Согласно п.3 ст.213 ГК РФ юридические лица, за исключением государственных и муниципальных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений, признаются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками), а также имущества, приобретаемого по иным основаниям.

Уже из самой этой нормы видно, что закон признает юридическое лицо единственным собственником принадлежащего ему имущества. Таким образом, ГК РФ отказался от ошибочного понимания имущества юридического лица как общей долевой собственности его учредителей (участников), которое ранее было закреплено в ст.11 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» применительно к товариществам и акционерным обществам закрытого типа.

Говоря о юридическом лице, следует иметь в виду, что закрепленное за ним на праве собственности имущество – это необходимый признак существования его как субъекта права (ст. 48 ГК РФ). Тем самым создаются известные гарантии защиты прав и интересов кредиторов юридического лица. Ведь в случае неисполнения им принятых на себя обязательств именно на это имущество будет прежде всего обращаться взыскание.

По той же причине и в ГК РФ, и в федеральных законах об отдельных видах коммерческих организаций, т.е. юридических лиц, преследующих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, значительное внимание уделяется вопросам формирования уставного (складочного) капитала или паевого фонда.

 

Особенности права собственности государства и муниципальных образований

В соответствии с п.1 ст.124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, вступая в гражданские правоотношения, действуют на равных началах с иными участниками этих правоотношений – гражданами и юридическими лицами. Таков общий принцип их участия в гражданском обороте.

Наличие данного принципа в сочетании с закрепленной в законе равной защитой прав всех собственников (п.4 ст.212 ГК РФ) дает основание рассматривать право собственности как единое право. Положения раздела II ГК "Право собственности и другие вещные права" одинаково применимы и к праву собственности физического лица, и к праву государственной собственности.

Но даже этот единый подход не может сгладить все те различия, которые объективно существуют между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и публичными образованиями (государством и муниципальными образованиями), – с другой. Их наличие объясняется особой публичной природой государства и муниципальных образований как субъектов права. Не случайно п.2 ст.124 ГК РФ обусловливает применение к публичным образованиям общих норм о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей этих образований.

В вещном праве эти различия проявляются в особых основаниях возникновения и прекращения права публичной собственности (национализация, приватизация и т.п.); в существовании видов имущества, которые могут находиться только в публичной собственности; в особом порядке управления и распоряжения этими объектами (режим "золотой акции") и т.д.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо субъект Российской Федерации – республика в составе РФ, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта Российской Федерации). В этой множественности субъектов права Российская Федерация выступает как государство, а ее субъекты – как государственные образования.

Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

При этом действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п.2 ст.214 ГК РФ).

В то же время действующее законодательство не предусматривает возможности иметь на праве частной собственности участки недр или лесов. Круг объектов федеральной собственности неограничен, это может быть любое имущество. Круг объектов собственности субъектов РФ несколько уже, в его состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. В законе не содержится исчерпывающего перечня объектов, относящихся к исключительной государственной собственности Российской Федерации. Порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ устанавливается специальным законом.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника призваны осуществлять органы и лица, указанные в п. 1 ст. 125 ГК РФ. Их вид и название предопределяются видом тех отношений, в которых участвует собственник.

Согласно ст.130 Конституции РФ муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Она призвана служить экономической основой для самостоятельной, признаваемой Конституцией РФ деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения (ст. 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

В соответствии с п.1 ст.215 ГК РФ субъектами права муниципальной собственности признаются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения и т.п.). Все они подлежат регистрации в Федеральном реестре муниципальных образований.

Вместе с тем муниципальные образования как собственники обладают рядом общих признаков с государством и государственными образованиями. Как и государство, они являются публичными собственниками, поскольку представляют интересы всех людей, проживающих на их территории, и призваны использовать принадлежащее им имущество в интересах большинства.

Не обладая суверенитетом, они тем не менее наделены рядом нормотворческих функций – правом самостоятельно определять порядок и условия приватизации принадлежащего им имущества, устанавливать условия использования земель, находящихся в их границах, и т.п. (п. 3 и 4 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Все это и позволяет объединить государственную и муниципальную собственность в единую форму (вид) собственности – публичную собственность.

Объектами права муниципальной собственности являются имущество органов местного самоуправления, земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, банки, жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.007 с.)