Наименование юридического лица. Место нахождения юридического лица. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наименование юридического лица. Место нахождения юридического лица.



Юридическое лицо, как и любой другой участник гражданских правоотношений, должно быть индивидуализировано.

Средства индивидуализации юридического лица - это способы, позволяю­щие выделить конкретное юридическое лицо из множества других. К этим средствам относятся: наименование юридического лица; место нахождения юридического лица; средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица: товарный знак, знаки обслуживания, наименование места происхождения товара. Со средствами индивидуализации юридического лица тесно связаны отношения по защите деловой репутации, рекламе, охране коммерческой и служебной тайны.

 

В первую очередь индивидуализация происходит путем присвоения юридическому лицу наименования (у гражданина - имя, у юридического лица - наименование). Законодательство устанавливает сравнительно немного требований, касающихся наименований юридических лиц. Общее требование, распространяющееся на все виды юридических лиц, сводится к тому, что наименование юридического лица должно включать указание на его организационно-правовую форму (п. 1 ст. 54 ГК). Организационно-правовые формы юридических лиц исчерпывающим образом определены в Гражданском кодексе. Например, коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и т.д. (п. 2 ст. 50 ГК). А хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества и товарищества на вере; хозяйственные общества - в организационно-правовой форме акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью (п. п. 3, 4 ст. 66 ГК). Таким образом, если создается, предположим, акционерное общество, то в наименовании данного юридического лица должно содержаться соответствующее указание (должны быть слова "акционерное общество").

Значение: введение данного требования чрезвычайно важно, прежде всего с практической точки зрения. Любой субъект, вступая в отношения с юридическим лицом, уже из его наименования получает информацию о том, кто является собственником имущества данного юридического лица, каковы права и обязанности его учредителей (участников), кто уполномочен выступать от имени этого юридического лица, каковы особенности ответственности, если оно нарушит обязательство, и т.д.

Кроме того, наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. В предусмотренных законом случаях такое же требование предъявляется к наименованию коммерческих организаций. Так, Законом о банках и банковской деятельности предусмотрено, что наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация". Более того, субъекты, не имеющие лицензии на осуществление банковских операций, не могут использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" (ст. 7).

Благодаря существованию таких требований участники гражданского оборота получают информацию о предусмотренных уставом данного юридического лица целях его деятельности (о специальной правосубъектности).

 

Закон (абз. 2 - 4 п. 1 ст. 54 ГК) устанавливает ограничения на использование в наименованиях юридических лиц слов "Российская Федерация", "Россия" и производных слов. Включение этих слов в наименование юридического лица допустимо, если

1) это предусмотрено законом или иными правовыми актами;

2) получено разрешение на использование этих слов в наименовании юридического лица. Соответствующее разрешение выдается Министерством юстиции РФ, если организация отвечает определенным требованиям (имеет определенное количество филиалов и представительств на территории России, занимает доминирующее положение на рынке определенных товаров и т.д.).

Субъекты РФ могут вводить определенный порядок использования в наименовании юридических лиц официального наименования субъекта РФ (нередко устанавливаются правила, аналогичные тем, что установлены на уровне Российской Федерации).

 

В наименованиях юридических лиц недопустимо использование полных или сокращенных наименований федеральных органов государственной власти (например, "Минюст", "Минфин", "Антимонопольный комитет" и т.п.). В виде исключения такое использование может быть предусмотрено только законами и иными правовыми актами.

 

Введение указанных ограничений обусловлено не только опасением, что то или иное юридическое лицо в своей деятельности может скомпрометировать публично-правовое образование (хотя и это учитывается), - прежде всего, они включены в законодательство с целью не допускать заблуждения участников гражданского оборота по поводу того, кто "стоит" за тем или иным юридическим лицом. Если, предположим, в название акционерного общества включено слово "Российское..." (или что-то подобное), то большинство субъектов (как отечественных, так и зарубежных) полагают (часто подсознательно), что акции такого общества полностью или в решающей части принадлежат государству.

Не случайно многие банки, в которых в той или иной степени участвует Российская Федерация, называют государственными банками. Хотя государственный банк в России один - Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

 

Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Юридическому лицу принадлежит исключительное право на использование своего фирменного наименования (ст. ст. 1473 – 1476 ГК).

 

Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации. Местом нахождения является соответствующий населенный пункт (муниципальное образование), например город Екатеринбург. Но само место государственной регистрации определяется не произвольно. Регистрация производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (генерального директора и т.п.). Если нет такого органа, то регистрация осуществляется по месту нахождения другого органа или лица, которые уполномочены выступать от имени юридического лица.

Знание места нахождения юридического лица, конечно, имеет юридическое значение. Так, по общему правилу исполнение обязательства (купли-продажи, подряда и пр.), в котором участвует юридическое лицо как должник, должно производиться в месте нахождения этого юридического лица (п. 1 ст. 316 ГК). Место нахождения юридического лица имеет важное значение и для применения норм других отраслей права (административного, налогового и т.д.).

 

Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 5 ст. 54 ГК).

 

Адрес юридического лица определяется путем указания населенного пункта, улицы, номера дома и т.п. Предполагается, что адрес соответствует месту нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а при отсутствии такого органа - иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица без доверенности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

Значение адреса: он необходим для осуществления связи с юридическим лицом (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия (ст. 165.1 ГК), чаще всего направляются по адресу юридического лица.

Незнание адреса (его сокрытие, сообщение ложных сведений о нем и проч.) в ряде случаев ведет к невозможности исполнить обязательство и реализации многих других субъектных прав. Применение норм других отраслей права (налогового, административного и т.д.) также требует знания адреса юридического лица.

С учетом значения адреса юридического лица требуется, чтобы он указывался в Едином государственном реестре юридических лиц (абз. 1 п. 3 ст. 54 ГК). При создании юридического лица регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица (указан несуществующий адрес или объект недвижимости разрушен и т.д.) (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

На практике очень часто в различного рода документах (в том числе в договорах) указывается юридический адрес, фактический адрес, почтовый адрес и т.п. Юридическое значение имеет только тот адрес, который указан в Едином государственном реестре юридических лиц (лишь в некоторых исключительных случаях суд может отступить от этого правила, если, предположим, отправитель сообщения действовал недобросовестно).

Из изложенного видно, что юридическому лицу следует создать условия, необходимые для того, чтобы юридически значимое сообщение, доставленное по адресу юридического лица, было реально получено им. Сообщение считается доставленным даже в том случае, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК). Например, корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "юридическое лицо не находится по указанному адресу" и т.п.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК). Это означает, что неблагоприятные последствия возлагаются на данное юридическое лицо. Если, например, в порядке, установленном договором, должник направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не получено потому, что в реестре содержатся недостоверные сведения об адресе либо отсутствует орган юридического лица или представитель, то кредитор (данное юридическое лицо) считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (подробно см. ст. 406 ГК).

 

Деловая репутация юридического лица - это сложившееся в обществе и предпринимательских кругах представление о юридическом лице, произ­водимых им товарах или оказываемых услугах. Зашита деловой репутации происходит в судебном порядке. Посягательство на деловую репутацию может быть выражено, в частности, в распространении ложных или искаженных сведений о юридическом лице, что является одной их форм недобросове­стной конкуренции.

Отношения, складывающиеся в процессе рекламы, регулируются Фе­деральным законом "О рекламе" от 18 июля 1995 года.

Коммерческая или служебная тайна - это информация, которая:

1) имеет действительную или потенциальную экономическую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2) закрыта от свободного доступа;

3) по отношению к которой ее обладатель принимает меры по сохране­нию ее конфиденциальности.

В случае распространения такой информации без согласия правообладателя последний вправе требовать возмещения убытков, вызванных таким распространением (ст. 139 ГК).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.251.99 (0.04 с.)