Переворот мейдзи и имперская модернизация японии. 381-382, 384. Дзайбацу. 385. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переворот мейдзи и имперская модернизация японии. 381-382, 384. Дзайбацу. 385.



  Главный вклад в идеологию преобразований внес ронин-учитель из Эдо Сакума Седзан (1811 - 1864 гг.).

Первыми нагрянули в Эдо (1853 г.) не англичане, а боевые корабли США, испугавшие японцев видом пушек и клубами пароходного дыма, - «черная эскадра» коммодора М. Перри, уполномоченного конгрессом и президентом демонстрацией силы принудить Японию к открытию границ для внешней торговли. Перри добился этого через год, и США, а вслед за ними Англия, Франция, Голландия и Россия (все в 1858 г.) заключили с бакуфу неравноправные

Ансэйские договоры, лишавшие Японию таможенной автономии и открывавшие ее порты для иностранных судов. Очевидная неспособность сегуната справиться с внутренними трудностями и ответить на вызов со стороны Запада привели к перевороту, оформленному как восстановление реальной власти императорского дома (1867 г.). Новый тэнно, 15-летний Муцухито, согласился быть публичным и символическим лидером преобразований.

Начало «просвещенного правления Мейдзи» - 1868 г

После смены власти министры тэнно (на Западе его именовали «микадо») приступили к всеохватывающим реформам, приглашая западных советников и копируя опыт европеиских стран и США в разных сферах. Между старой и новой столицами вдоль старинного маршрута Токайдо были натянуты телеграфные линии, между Токио и молодым приморским г. Иокогама спешно построена железная дорога (1870 г.). Были провозглашены свобода вероисповедания (снят запрет с христианства), свобода собраний и ассоциаций, свобода торговли и предпринимательства, включая создание предприятий иностранцами (но с запретом продавать им землю и вывозить зерно), отменены ремесленные корпорации, клановые монополии и внутренние таможни. Осуществлен переход на григорианский календарь, а также на метрическую систему мер и весов. Вместо владений дайме было введено по французскому образцу административное деление на префектуры; вместо разнобоя денежных знаков – обращение на основе серебряной иены, подобия долларовой монеты США. Банковское законодательство по американскому

образцу (1873 г.) дало импульс быстрому росту акционерных коммерческих банков (свыше 150 к 1880 г.); появилась и Токийская фондовая биржа (1878 г.). Моделью для центрального Банка Японии (1882 г., с 1885 г. - выпуск банкнот, разменных на серебро) послужил Банк Бельгии.

Дзайбацу - японский термин, означающий «денежный клан» или конгломерат.(Википедия)

Финансовые клики в Японии. При поддержке правительства в Японии возникли финансовые клики («дзайбацу») - банковско- промышленно-торговые объединения. Из четырех крупнейших

дзайбацу два имели давние корни - торговый дом Мицуи и меднопромышленная фирма Сумитомо. Мицубиси («три алмаза») возник из монополии на морские грузовые перевозки, полученной Ивасаки Ятаро. 3. Ясуда основал банк, поддерживающий «типично» японские

производства керамических, лаковых, шелковых изделий и т.д.

Наиболее значительным по мировым меркам японским нововведением этого периода стала технология получения искусственного жемчуга (полукруглого и круглого), запатентованная (1 896- 1908 гг.) К. Микимото и им же внедренная на острове, названном Татокудзима - «Остров большой выгоды». Но это достижение не привлекло особого внимания, в отличие от наращивания японских военно-морских сил и успешной войны с Китаем (1 894- 1 895 гг.), которая принесла Японии о. Формозу (Тайвань) и контрибуцию, позволившую осуществить перевод иены на золотой стандарт.

Тейлоризм-фордизм.

Система Тейлора была вмонтирована в систему максимизации технического разделения труда, специализации деталей и их сборки рабочими, рассаженными или расставленными на специализированных последовательно расположенных местах вдоль движущейся ленты - конвейера Ленточный конвейер был внедрен в автомобилестроении Г. Фордом. Автомобиль был изобретен в Европе, но только Форду на своих заводах в Детройте удалось превратить новое чудо техники  массового производства и потребления, в широкодоступный личный транспорт. Достигнуто это было не только улучшением конструкции, но гораздо больше поточно-конвейерным изготовлением, резко увеличившим производительность труда и удешевившим

модели за счет эффекта масштаба. Он решил стимулировать массовый спрос,

не только выжимая пот из своих конвейерных рабочих, но и установив им зарплату в 5 долл. за день - вдвое больше, чем в среднем по стране. Рабочие стали, как указывалось в отчетах управляющих Форда, абсолютно послушны. Свое усердие они рассчитывали вознаградить скорой покупкой экземпляра собираемого ими автомобиля – «модели Т»-, которой Форд гарантировал сбыт, а себе - сверхприбыль.

Соединение жестких потогонных стандартов исполнительского труда рабочих (тейлоризм) с возможностями приобретения технически сложных, но стандартизированных предметов потребления, собираемых конвейерным способом (фордизм), заложило предпосылки

разрешения социального вопроса посредством интеграции рабочего класса в общество капиталистического удовлетворения наращиваемых массовых потребностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.005 с.)