ТОП 10:

Арабский Халифат и развитие торговли, ремесла и науки



· Халиф Муавия перенес столицу из «города пророка» Медины в центр скотоводства и караванных путей Дамаск (661) и одновременно основал арабский флот.

· Халиф ал-Мансур, чтобы удержать контроль над Ираном, решил выстроить новый столичный город Багдад (762) на Тигре. С основанием Багдада (762) к нему стянулись нити Великого шелкового пути, на котором арабы захватили Мерв, Балх и другие оазисные города.

· Начался рассвет портовой Бассоры. От нее направлялись корабли по Дороге ароматов.

· Арабские «синдбады-мореходы» стали осваивать океанические пути к югу вдоль берегов Африки до экваториального острова Занзибар и более далекого острова Мадагаскар.

· У иранцев и восточных римлян арабы заимствовали монетные образы, создав развитую денежную систему: медяков для мелких покупок, серебряных дирхемов и золотых динаров для крупных сделок.

· У китайцев арабы узнали секрет производства бумаги, вместе с десятичной системой счисления, пригодившейся в деловых расчетах и введения практики долговых расписок - «сакков» (чеков).

· К мусульманской торговле относятся такие понятия, как базар – «торг на отрытом месте, установленном рядами лавок», магазин (махзин) – «лавка, склад товаров не в рядах, а в отдельном доме или на этаже», киоск – «беседка для торга».

· Основав на юге Испании поселение Тарифа, арабы стали взимать с проходивших через пролив кораблей пошлины в размере 1/10 ценности груза. Возникло понятие тариф – ставка, взимаемая за провоз товара через границу.

· Ростовщичество в пределах Халифата дозволялось только иноверным «людям Писания» - христианам-сирийцам и иудеям (евреям).

· Из евреев выделилась общность купцов, называвшихся раданитами (радхонитами) и создавших в IX веке евразийскую торговую сеть (от юго-запада Европы до Индии и Китая через Средиземное море до Египта и Ливана, оттуда либо через Месопотамию, либо через Красное море до Персидского залива и дальше). Раданиты, странствуя, торговали пряностями, шелковыми тканями, мехами, украшениями, оружием, рабами.

· Корабли от Бассоры, от иранского города Сираф и с острова Ормуз (Хурмуз) держали путь через порты Индии, остров Шри-Ланка, п-ов Малакку до города Гуанчжоу в устье Жемчужной реки (самая южная в Китае) Сицзян. Гуанчжоу стал центром китайской торговли с мусульманами.

· В ходе восстания в Китае против династии Тан (879), Гуанчжоу был захвачен, что привело к избиению иноземных купцов (евреев, арабов, иранцев). После этой резни в мусульманско-китайской торговле наступил длительный перерыв.

· Акультурация – завоз полезных растений в Средиземноморье и на Ближний Восток моркови, хлебного и суданского кормового сорго, риса, сахарного тростника и манго

· Формирование стиля восточной роскоши, давший импульс монументальному строительству и многим ремеслам. Развитие текстильного, красильного, керамического, кожевенного, деревообделочного и ювелирного ремесел.

· В халифате выращивались специальные травы для окрашивания тканей: индигофера – синий, шафран – оранжевый, сафлор – желтый

· Кошениль – “культурное насекомое”

· Халиф Ал-Мансур инициировал перевод на арабский греческих сочинений по медицине, философии и математике

· Варракины – переписчики книг и владельцы книжных лавок

· Аль-Мамун основывает Дом Мудрости (829г.). ал-Хорезма – положил начало алгебре как самостоятельной науке; ал-Кинди – описал 100 рецептов лечебных масел, духов и освежающих средств; Абул-Вафа – книга “О том, что необходимо ремесленнику из геометрических построений

 

13. Православная Ромея и Константинополь – «золотой мост» между Востоком и Западом

Ромея – восточная Римская Империя со столицей в Константинополе (Византия) долгое время занимала уникальное место между востоком и западом. В ней по-прежнему сосредоточились некоторые из мировых торговых путей (средиземноморского, индо-аравийско-красноморского (Дорога ароматов), караванного Великого шелкового); золотые солиды Ромеи надолго стали мировыми деньгами.

Константинополь остался единственным не подконтрольным мусульманам крупным перевалочным пунктом на торговых путях из Азии в Европу, удержав значение средиземноморского «золотого моста». В Константинополе особенно развивались следующие ремесла: строительство и изготовление декоративных предметов роскоши и изысканной церковной утвари, что требовало дорогостоящих материалов и утонченного мастерства. После кражи яиц тутового шелкопряда из Китая в Византии появились государственные мастерские по выделке шелковых и шерстяных тканей (гинекеи).

 

14. Феодализм

Феодализм - общественный строй, в основе которого лежит собственность феодалов на землю и другие средства производства, на крестьян-земледельцев, находящихся в крепостной зависимости, а также право феодалов осуществлять государственную власть на своей территории.

Власть наделяла духовенство и военно-служилое сословие правом присвоения (частично или целиком) прибавочного продукта на определённой территории.

Три сословия в экономике христианского Запада: Сеньориальное землевладение и повинности крепостных: феодализм подразумевал строй магнатского землевладения на основе личной военно-служебной верности более крупному землевладельцу-покровителю – сюзерену. Отсюда две категории господ-владетелей: феодалы светские и духовные, соответствующие 2 высшим привилегированным сословиям: поземельной родовитой знати (дворянству) и клиру (духовенству). Источники их доходов – поборы с третьего сословия (непосредственные производители, объединенные в соседские общины). С распространением католицизма появилась еще одна классификация: «молящиеся, сражающиеся и трудящиеся».

Сеньориальное землевладение и повинности крепостных: бенефиции (лены) – прижизненные владения. Ими наделялись служившие королю тяжеловооруженные конники. Также ленами владели герцоги, графы и сеньоры, которые, в свою очередь также обладали правом раздавать бенефиции собственным воинам-конникам – баронам или вассалам. Земельное пожалование устанавливало союз между сеньором и вассалом, последний обязывался нести ратную повинность в войске сеньора, защищать границы его владений и выкупать из плена в случае поражения.

Из-за военных вторжений и междоусобиц распространились прекарные сделки, по которым просителю-селянину передавался в пользование участок земли пожизненно или на 1-2 поколение при условии, что селянин будет выплачивать оброк монетами или продуктами покровителю, а иногда и отрабатывать в его владениях. Так происходило прикрепление к ленам работников, не владевших оружием.

Отработки крепостных включали полевую барщину, пастьбу господского скота, уход за охотничьими собаками, рубку и доставку дров, транспортировку грузов, строительство помещений и изгородей, рытье рвов и канав, очистку прудов, изготовление мебели для замков. Продуктовый (натуральный) оброк состоял из долей урожая зерновых и винограда, приплода скота и домашней птицы, а также долей домашнего изготовления хлеба, солода, молочных продуктов, овечьей шерсти, льняного и конопляного полотна. С распространением водяных мельниц феодалы обратили их в свою монополию, принуждая селян расплачиваться 1/16 муки за помол. Аналогичные поборы – баналитеты – взимались за пользование господскими хлебопекарнями и прессами для отжима вина.

Земельные наделы крепостных поселян располагались вокруг замка и деревни открытым полями – полосами, который каждый держатель обрабатывал в соответствии с севооборотом, установленным общиной. Чтобы сгладить различия в плодородии, община распределяла наделы на 10-20 полос, лежащих в разных местах (чересполосица). Селяне также располагали дворовыми участками, на которых могли выращивать овощи и в редких случаях разводить кур, гусей, кроликов. Оставшиеся после удовлетворения собственных потребностей и уплаты оброка избытки продуктов и домашнего рукоделия можно было продать на местном рынке.

Натурально-хозяйственные тенденции: сеньоры возводили на своих землях мощные замки, ставшие 1-й монументальной архитектурой западной цивилизации. Превращение бенефициев-ленов в замковые сеньории стало одной из причин феодальной раздробленности.

С юга и востока на Запад поступали товары для церковного обихода и богослужения и потребления знати (пряности, благовония, лампадное масло, воск, шелковые ткани, драгоценные камни, стеклянные бусы, меха). Самые необходимые товары – хлеб, вино, корм для скота и др. – поступали в монастыри и замки за счет полевой барщины и оброка. Мясо для замков могли добывать только рыцари.

 

15. Устав Бенедикта

Устав Бенедикта наставлял, что монастырь должен быть организованным таким образом, чтобы монахи могли производить все необходимое, не покидая его стен: иметь воду, мельницу, сад и различные ремесла. В итоге монахи сами занимались следующими делами: литье колоколов, изготовление стеклянных окон и ламп, красок, книжных переплётов, золотой и серебряной утвари (подсвечники, чаши, кубки), мозаичная отделка стен и полов. С повсеместным обложением землевладельцев церковной десятиной, монастыри «самообеспечивались» не столько трудом монахов, сколько трудом зависимых и подневольных держателей, часть из которых производила для монахов обувь, одежду, топоры, вилы, серпы и др. Так, с ростом феодализма монастыри превратились в центры стяжания богатства и стали взимать с зависимых поселян мясные и бочарные оброки, а также стали добиваться монополий на продажу соли и вина. Монастыри добились привилегий на устройство ярмарок.

Особенности западно-христианской традиции в ее отношении к труду и торговле: следуя религиозным мотивам, католические монахи, а за ними – окрестные поселяне, врубались в леса, расчищая их под жилище и пашню. Углубление в леса стало исходным пунктом характерного именно для западного религиозного сознания положительного отношения к труду и техническим нововведениям. Это привело к «Великой распашке». Монахи основывали аббатства в ложбинах, сводили заросли под пахотные угодья и пасли вокруг домашний скот. На новых угодьях они ввели систему трехполья. В ходе Великой распашки произошло внедрение жесткого плечевого хомута, избавившего лошадь от сдавливания шеи; лошади стали запрягаться в плуг с отвалом для обработки тяжелых почв в странах, примыкающих к северным морям.

Система трехполья – это система полеводства с делением пашни на три поля, каждое из которых засевается сначала озимыми, затем яровыми – овсом, а на третий год оставляется под паром. Пашня делилась натрое: посевы озимых и яровых (с подсевами кормовых бобов) и отдыхающий участок под паром.

Католические ордены:

 

16. Направления крестовых походов:

Первый крестовый поход (1096 год) был организован решением римского папы Урбана II по просьбе византийского императора Алексея I с целью помощи восточным христианам в защите Анатолии (Малая Азия) от наступления сельджуков. В ходе похода также дополнительной целью стало освобождение священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Итог – в июле 1099 года завоеван Иерусалим.

Второй крестовый поход состоялся в 1147—1149 годах. Целями похода стала попытка поддержать шаткое христианское Иерусалимское королевство. Второй крестовый поход окончился полным неуспехом – поражением крестоносцев на Святой Земле.

Третий крестовый поход (1189 – 1192) также закончился неудачно. Иерусалим остался под мусульманским контролем.

Подъем среднего класса на Западе: крестоносная экспансия способствовала освобождению западных городов из-под власти светских и духовных сеньоров и усилению городской части третьего сословия, также объединявшейся в корпорации – торговые гильдии и ремесленные братства. С конца XI в. горожане повели борьбу со светскими и духовными феодалами за получение хартий, предоставляющих городским жителям права и вольности вплоть до самоуправляемой коммуны. Светские феодалы охотно шли на предоставление горожанам льгот и независимости в обмен на деньги.

Наделение городов хартиями и статусом коммун означало превращение горожан в привилегированную часть 3-го сословия, или средний класс.

Независимость получили следующие города: порты Брюгге, Гент, Ипр – переработка английской овечьей шерсти, цветных металлов в ткани-сукна и бронзовые изделия (Фландрия); Пиза, Сиена, Лукка (Италия); Кельн, Любек, Гамбург, Бремен, Кельн, Вормс, Шпайер, Швиц (Германия); Куттенберг – центр добычи серебра (Богемия).

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.006 с.)