ТОП 10:

Привилегии и корпоративное устройство западных городов



Набор прав и вольностей был направлен на создание горожанам привилегированного положения сравнительно с окрестными поселянами. Также к отличительным чертам западного среднего класса можно отнести стремление к гражданскому равенству, независимому труду, новаторству и накоплению капитала.

Торговая политика включала 3 основные вида прав:

1) право заповедной мили, запрещавшее некоторые производства в радиусе мили вокруг городских стен;

2) гостиное право стеснения заезжих купцов, которым запрещалось торговать некоторыми видами товаров, продавать в розницу, вступать в компанию с местными жителями;

3) штапельное (складочное) право, обязывавшее заезжих купцов выставлять свои товары в определенном месте и на определённый срок и распродавать в данном городе.

Хартии закрепляли за городами права возводить стены, устраивать ярмарки и определять торговую политику. Они также предусматривали, что крепостной, если ему удалось пробраться в город и прожить там 1 год и 2 день, освобождался от личной зависимости («городской воздух делает свободным»).

Право самообложения привело к появлению в городах акцизов – налогов на товары широкого внутреннего потребления. В Брюгге, например, существовало 3 таких налога: на вино, пиво и хмельной мед.

Цехи – профессиональные корпорации ремесленников, сложившиеся в ходе подъема городов. Во Франции и Англии цехи назывались гильдиями. Цех объединял работников одной специальности, регулируя их деятельность уставами (статутами), которые регламентировали технику изготовления товара, закупку сырья и условия сбыта таким образом, чтобы обеспечить пропитание и равные шансы дохода каждому из сочленов. Цеховые регламенты четко определяли кол-во членов цеха, число принимаемых им учеников, сроки обучения мастерству, технику изготовления товара и др. Цехи распределяли между собой область сбыта, устанавливая фиксированные монопольные цены продукции и запрещая всякий промысел в пределах установленной территории, кроме цехового.

Наибольшее число цехов возникло в Париже. Дробление специальностей сопровождалось «войнами монополий» (между взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми товарами и услугами), что привело к появлению ремесла юриста. С XIII в. цехи приняли характер религиозных братств – у них появились свой святой покровитель, знамя и алтарь в одной из городской церквей. 

 

Левантийская торговля

Левантийскую торговлю начали разворачивать купцы городов Италии – Амальфи, Пизы, Генуи и Венеции, затем подключились купцы Прованса (Марсель) и Барселоны, где была наиболее богатая еврейская община. Ближе других к Леванту была Венеция, родина парусно-гребных галер.

Венецианцы финансировали 4-й Крестовый поход (обеспечение перевозки рыцарей, постройка для них флота, оснащение кораблей) с условием, что рыцари завоют Константинополь (1204 г. – падение Константинополя). «Золотой мост» был разграблен, и Венецианская республика стала новым средоточием левантийской средиземноморской торговли Востока и Запада.

Также после 1204 года венецианцы получили в Латинской империи шелководческие области вокруг Константинополя и стали активно заниматься не только торговлей, но и производством красивых тканей: венецианского атласа и др. Также венецианцы стали создавать изделия из стекла, и венецианское стекло стало конкурировать с восточной утварью.

Левантийская торговля стала западным продолжением караванного Великого шелкового пути и Дороги ароматов. Она доставляла в Европу разнообразные восточные пряности и благовония, шелковые и хлопчатые ткани, яркие красители, декоративные бронзовые изделия, иранские ковры, среднеазиатские сладости, индийские драгоценные камни и жемчуга, китайский фарфор, узорчатую керамику и др. Шелк привлекал запад не только своей красотой, но и тем, что предохранял от многочисленных нательных паразитов.

Итальянские фирмы: сначала в Венеции появилась коллеганца, при которой партнер обеспечивал деньгами другого отправляющегося в заморское торговое предприятие – трактатора (пользователя) и получал в итоге ¾ прибыли. В других случаях трактатор вносил ¼ необходимых денег, а прибыль делилась пополам.

Круглогодичные шампанские ярмарки стимулировали рост оборота монет и безналичных расчетных документов – тратт, или векселей (письменное обязательство уплатить определённую сумму денег в определённый срок). Многие итальянские города вслед за Генуей начали чеканку «толстой» серебряной монеты.

 

19. Широтная ганзейская торговля

Североморские купцы (Бремен, Гамбург, Росток и Любек) объединялись в Ганзы; к середине XIII в. 17 городов Фландрии во главе с Брюгге объединились в Лондонскую Ганзу, а семь германских городов – в Великую Ганзу во главе с Любеком. Великая Ганза по главе с Любеком распространила свое вливание на восток вплоть до Великого Новгорода (договор 1270 г.), на запад до Лондона и на север до столицы Норвегии. В Ганзу также вошли новые города Скандинавии – Стокгольм, Копенгаген.

Ганзейская торговля, связанная с левантийской через шампанские ярмарки и порты Нидерландов, также включала в свой оборот восточные специи; из земель Северной Руси поступали дорогая пушнина, воск, мед; с балтийского побережья – зерно, янтарь; из Англии – шерсть и цветные металлы; из Фландрии – сукна и металлоизделия; из Швеции – медь, железо, древесина, кожи, масло; из Дании – скот и мясо; из Норвегии – корабельный лес и рыба.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.007 с.)