Казахстан впервые избран членом совета оон по правам человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казахстан впервые избран членом совета оон по правам человека



В рамках 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялись выборы в Совет ООН по правам человека (СПЧ ООН), в ходе которых Республика Казахстан была впервые избрана членом Совета. За кандидатуру Казахстана проголосовали 183 государства. Всего в СПЧ ООН на данных выборах было избрано 18 новых государств-членов, сообщает пресс-служба Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

СПЧ ООН был учрежден 15 марта 2006 г. и является ведущим международным органом в области защиты прав человека, заменив Комиссию по правам человека. В состав Совета входят 47 государств. Членство в Совете открыто для всех государств-членов ООН, которые избираются большинством голосов членов ГА ООН путем прямого и тайного голосования на три года.

Казахстан активно поддерживает работу Совета по правам человека и сотрудничает с правозащитными механизмами в области защиты и реализации прав и свобод личности. Министр иностранных дел Казахстана ежегодно принимает участие в работе Сегмента высокого уровня сессий СПЧ.

В феврале 2010 г. Казахстан представил и успешно защитил свой первый национальный доклад в рамках нового правозащитного механизма СПЧ ООН – Универсального периодического обзора.

Избрание нашей страны в крупнейшую правозащитную структуру ООН стало признанием прогресса Казахстана в вопросах последовательного укрепления и защиты универсальных прав и свобод человека, а также ярким свидетельством твердой приверженности активному международному сотрудничеству в этой области.

(Источник: Zakon.kz)

Какие черты, общие для официально-делового и публицистического стилей, можно выделить в данном тексте? Что отличает данный текст от текстов официально-делового стиля?

Использование выражений номинативного характера

Использование страдательных конструкций

Использованиеслов с эмоциально-оценочным значением

Повествовательный характер

Информативная направленность

Достоверность

Занятие 3

Цели:

- закрепление знаний студентов о функциях, особенностях, языковых средствах и жанрах официально-делового стиля речи;

- совершенствование умений и навыков составления отдельных видов частных деловых документов;                                                                                                                                                                                                                                                                                     

- формирование гражданских взглядов, повышение правовой грамотности и правовой культуры студентов.

 

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте выдержку из Закона Республики Казахстан об образовании. Какие языковые особенности   можно отметить в ней? Реализацией какого права вы занимаетесь в данный момент? Что вы знаете о своем праве на образование?

 

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 54. Цели и формы государственного регулирования в области образования

1. Государственное регулирование в области образования направлено на создание условий, обеспечивающих реализацию конституционных прав на образование, и обеспечение высокого качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования.

2. Государственное регулирование в области образования осуществляется путем правового обеспечения, управления качеством образования, стандартизации, проведения контроля.

Статья 55. Управление качеством образования

1. Управление качеством образования направлено на реализацию единой государственной

политики в области образования и включает государственные и институциональные структуры, составляющие единую национальную систему оценки качества образования, рациональности использования средств, выделяемых на финансирование образования, и в целом эффективности функционирования системы образования.

2. Управление качеством образования осуществляется путем принятия управленческих решений на всех уровнях на основании результатов образовательного мониторинга

3. Образовательный мониторинг осуществляется с помощью комплекса статистических и

аналитических оценочных показателей для внешней и внутренней оценки качества системы образования.

Задание 2. Выявите в тексте особенности законодательного подстиля, стилевые признаки официально-делового стиля.

Задание 3. Из текстов статей выпишите языковые средства, характерные для официально - делового стиля. Заполните таблицу.

 

Морфологические особенности Примеры
Отглагольные существительные  
Страдательные глаголы и краткие причастия  
   
Синтаксические особенности Примеры
Осложненные простые предложения  
Словосочетания с несколькими компонентами в форме родительного падежа  

Задание 4. Составьте список документов, которые составляет гражданин Казахстана при реализации своих прав

Право на образование Право на труд
   

Составьте такие документы на русском языке.

Задание для СРО.  Составьте проект Положения о правилах поведения студентов в учебном заведении, используя следующие языковые средства:

страдательные конструкции: разрешается, запрещается, допускается, будут привлечены, будут оштрафованы, будут отчислены, могут быть использованы и т.п..

отглагольные существительные: нарушение, подготовка, создание, курение, использование, применение, неуважение, нанесение ущерба, порча, проведение, прерывание, проявление и т.п.

Составитель: д.ф.н., профессор Нургали К.Р.

Тема 14  «Художественный стиль и его особенности»

«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

Занятие 1.

Цели:

- сформировать представление о функциональном назначении текстов художественного стиля;

- развивать творческое мышление через применение заданий по тематическому тексту;

- повышать интерес к художественной литературе; решать задачи экологического воспитания.

Вопросы:

1. Отличие художественного стиля от других стилей (стилеобразующие черты).

2. Функции языка в художественном стиле речи.

Справочный материал.

1. Художественный стиль – функциональный стиль речи, обслуживающий сферу литературного искусства и бытового общения. Художественная речь допускает любые отклонения от норм литературного языка, если эти отступления эстетически оправданы. «Смешение» стилей в художественной литературе обусловлено авторским замыслом и содержанием произведения.

Стилеобразующими чертами являются: 1) образное отражение действительности; 2) художественно-образная конкретизация замысла автора (система художественных образов); 3) экспрессивность, оценочность; 4) эмоциональность; 5) индивидуальный стиль, почерк автора; 6) речевая характеристика персонажей (речевые портреты).

 

2. Коммуникативная функция художественного стиля проявляется в том, что информация о художественном мире произведения сливается с информацией о мире действительности. Эстетическая функция тесно взаимодействует с коммуникативной функцией. Это взаимодействие приводит к тому, что в языке художественного произведения слово не только передает какое-то содержание, смысл, но и эмоционально воздействует на читателя, вызывая у него определенные мысли, представления, оно делает читателя сопереживателем и в какой-то мере соучастником описываемых событий, то есть воздействующая функция. Как средство общения художественная речь имеет свой язык, то есть систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами, и выполняет номинативно-изобразительную функцию.

 

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте текст, найдите конструкции, в которых выражаются пространственные отношения. Составьте вопросы для пересказа. В какой части текста использован художественный стиль речи?

Человек и природа

                                                                         Слышу я Природы голос:

                                                         В вашей власти, в вашей власти,

                                                  Чтобы все не раскололось

                                                 На бессмысленные части!

Л. Мартынов

Современный человек заставил служить силы природы, растительный и животный мир, проник в глубины земных недр, осваивает космические орбиты.

В 30-40-е годы двадцатого столетия понятие «охрана природы» означало сохранение от вымирания и полного истребления видов животных и растений, находящихся на грани уничтожения. В настоящее время это понятие значительно шире. Это охрана всей окружающей среды, рациональное использование всех природных ресурсов.

При бесконтрольном и варварском отношении к природе человечество может привести планету к катастрофе. Так, промышленные отходы, неполное сгорание топлива, наличие выброса массы побочных веществ, отработанной воды и другие способствуют загрязнению воды, воздуха, почвы. Наряду с «видимыми» источниками загрязнения концентрируются еще и «невидимые», к которым, в первую очередь, относится излучение электромагнитных волн различными медицинскими учреждениями, радио- и телецентрами. Действие этих волн на человека, согласно некоторым данным, ведут к возникновению нервного перенапряжения, усталости. Опасным для здоровья человека является применение в сельском хозяйстве различного рода ядохимикатов по борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Катастрофические последствия для будущих поколений таят в себе ядерные испытания.

Как видим, очевидным становится реальная угроза экологического кризиса, и она носит уже глобальный характер, заставляет всерьез задуматься над мерами, направленными на оздоровление окружающей среды.

(По А.Кравченко, И.Фролов).

Вопросы для беседы: Каково экологическое положение в местности, откуда вы родом? Какие мероприятия вы предложили бы по охране окружающей среды?

Задание 2. Закончите предложения.

 

Если хищнически относиться к природе, то …

При хищническом отношении …

В случае загрязнения водных пространств …

Когда загрязняются водные пространства …

Хотя много сделано для охраны природы, однако …

Если вести целенаправленную работу, только тогда…

Задание 3. Ответьте, в чем вы видите отличие поэтического языка, или языка художественной литературы от повседневного, обиходного языка?

Язык художественной литературы – это:

1) язык, на котором создаются художественные произведения (его лексикон, грамматика, фонетика);

2) поэтический язык как система правил, лежащих в основе художественных текстов прозаических и стихотворных, их создания и прочтения (интерпретации); эти правила всегда отличны от соответствующих правил обиходного языка, даже когда, как, например, в современном русском языке, лексикон, грамматика и фонетика обоих одни и те же; в этом смысле язык художественной литературы, выражая эстетическую функцию национального языка, является предметом поэтики… (Ю.С.Степанов)

 

Задание 4. Прочитайте выразительностихотворение В.Шефнера, выучите его наизусть.

МИГ

 

Не привыкайте   Прикладывайтесь
к чудесам -   к родникам, -
Дивитесь им, дивитесь!   Ничто не повторится.
Не привыкайте к небесам,   За мигом миг,
Глазами к ним тянитесь.   за шагом шаг
Приглядывайтесь   Впадайте в изумленье.
к облакам,   Все будет так -
Прислушивайтесь   и все не так
к птицам,   Через одно мгновенье.

Задание 5. Дополните текст знаниями из разных областей (русский язык, биология), озаглавьте его. Составьте кластер на тему «Цветы».

 

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее». Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.

(О.М. Безымянская, С.А. Лукьянов)

Занятие 2.

Цели:

- ознакомить с жанрами художественного стиля и их особенностями.

- совершенствовать умения пользоваться выразительными средствами языка, защищать свои убеждения;

- воспитывать культуру устной и письменной речи; пополнить словарный запас.

Вопросы:

1. Определение жанра и его виды в художественном стиле.

2. Особенности жанров художественного стиля речи.

Справочный материал.

1. Жанр – тип словесно-художественного произведения. Различают три вида жанров художественного стиля речи:

- лирические жанры (стихотворение, элегия, поэма, баллада, ода, послание);

- прозаические жанры (рассказ, роман, роман-эпопея, повесть, новелла, эссе);

- драматургические жанры (трагедия, драма, комедия).

Эссе обладает собственным стилем, его характерными языковыми чертами являются образность и афористичность. В нем используется разнообразная лексика. Формы эссе: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово. Кроме того, выделяются жанры сюжетные и бессюжетные. К сюжетным жанрам относятся эпопея, поэма, баллада, трагедия, комедия. Бессюжетные жанры – дума, гимн, элегия, послание и др.

2. Характерными особенностями жанров художественного стиля являются:

- широкое использование лексики и фразеологии других стилей;

- использование изобразительно-выразительных средств;

- проявление творческой индивидуальности автора.

Так, для рассказахарактерны следующие черты: небольшой объем; в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором; малое число персонажей: как правило, один-два центральных героя; автору интересна какая-то определенная тема; решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются «производными» от главного.

Художественному стилю не присущи сухость и официальность, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Для него характерны повествование и передача мельчайших деталей. В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения.

Художественные элементы Примеры
1. Детализация в художественном тексте (наличие подробностей) Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли.
2. Передача чувств и эмоций автора (положительное или отрицательное отношение к описываемым объектам) Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес.
3. Эпитеты (насыщенность лексики, чаще всего они представляют собой связки слов, дополняющих друг друга) Несказанно счастлива. Люто ненавидеть. Гул паровоза. Зверский аппетит. Волки сыты.
4. Метафоры (слова или выражения в переносном значении) Веня готов был лопнуть от смеха. Его грызла совесть, долго и коварно. Настроение было ужасным, на душе скребли кошки.
5. Сравнения (вносят в текст особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя) Голоден как волк. Неприступна как стена. Прекрасна, словно богиня. Его мучила такая головная боль, будто его голова лежала между молотом и наковальней.
6. Аллегория (представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа) Смерть – объятия Аида. Сон – царство Морфея. Неприступность – Форт Нокс. Правосудие – Фемида.
7. Использование элементов других стилей (проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа; персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным является разговорный стиль) Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя: – Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он. – Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак. – Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков. – Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость. – Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник. С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.
8. Инверсия (обратный порядок слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски) Итак, звалась она Татьяной…. Мудрости потоки отрокам впитывать пора начать бы. Не к месту глупостью тягаться.  

Дидактический материал:

Задание 1. Отметьте в тексте прием повтора, сравнения, использование крылатого выражения. Постройте свое высказывание с такими видами риторических приемов.

Цветы сопутствуют всей человеческой жизни со всеми ее радостями и печалями. Из них составляют свадебные букеты, их дарят артистам, цветами украшают парковые клумбы, их возлагают к могиле Неизвестного солдата.

Цветы, будто нежная мелодия, подарены нам как светлая сфера человеческого бытия. «Любит, не любит» – это излюбленное гадание по ромашке знают все.

Существует язык цветов, которым можно выразить многие человеческие понятия.

Задание 2. Составьте предложения, используя некоторые из данных словосочетаний по выбору.

Природа – живая природа, мертвая природа, родная природа; дары природы, законы природы, загадка природы; изучать природу, повлиять на природу, защищать природу.

    Земля – родная земля, плодородная земля, залежные земли; освоение новых земель, спутник Земли, участок земли; оберегать Землю, возделывать землю.

    Лист (листья) – осенние листья, опавшие листья; листья шелестят, листья растений и деревьев; дрожать как осиновый лист.

 

Задание 3. Прочитайте текст, определите тему, идею текста. Составьте план пересказа текста. Выявите характерные особенности стиля.

 

Аэродром в лесу

Совершая воздушное путешествие над тайгой, я слышал от летчиков много интересных рассказов о лесных и охотничьих приключениях. Летчики рассказывали, как доводилось им наблюдать зверей в тайге. На лесном аэродроме мне показали живого маленького медвежонка. Доставленный из тайги на самолете, лохматый авиатор чувствовал себя с людьми прекрасно. Он жил в клетке, устроенной на аэродроме. Иногда мишку выпускали гулять, и, смешно переваливаясь, как бы исполняя роль строгой охраны, он гонялся за козами, забиравшимися на запрещенную для посторонних посетителей зону. Кроме авиатора-мишки, жила в штабе лесного отряда, пользуясь общим дружеским расположением, Дуся, маленькая белочка, пойманная летчиками в лесу во время ночевки. Но самой большой любовью и почтением пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович. Важно, точно распорядитель-диспетчер, ходил он по аэродрому. Казалось, что он наблюдает за общим порядком, и можно было подумать, что без Василия Ивановича не отправляется ни один самолет. Денно и нощно присутствовал он на аэродроме, и странно было видеть ночью стоявшую на одной ноге его высокую фигуру.

(По И. Соколову-Микитову)

Задание 4. Укажите элементы художественной речи в тексте.

Кто бывал на сибирском озере Байкал, тот будет удивлен сходством с ним некоторых мест Борового. Такие же темно-зеленые волны прибоя с шумом бьются о скалистый берег Большого Чебачьего озера. С криками носятся в воздухе белоснежные чайки. Так же по берегу над самой водой вьется дорога под нависшими скалами. Эта дорога называется Кругобайкальской. Все в этом месте напоминает в миниатюре Байкал. Даже северная чернозобая гагара гнездится на озерах в Боровом и покачивается на волнах Чебачьего, как бы в подтверждение сходства с его великим «братом».

(М.Д. Зверев «По родному краю»)

Занятие 3

Цели:

- актуализировать имеющиеся и полученные знания о языковых признаках художественного стиля речи.

- прививать навыки анализа художественного текста интерес;

- воспитывать умение использовать учебный материал в практических (жизненных) ситуациях.

Вопросы:

1. Окказионализмы как особенность слова в художественной речи.

2. Языковые средства художественного стиля.

Справочный материал.

1. В состав языковых средств художественного стиля включаются такие единицы разговорного языка, как окказионализмы, слова, выражения на иностранном языке без перевода. Применительно к лексике художественной речи окказиональными принято называть слова, которые употреблены автором в определённом контексте, и их значение не соответствует общепринятому значению слова. Это, так называемые, авторские слова или авторские неологизмы: хилософия (М. Горький); спортсмедный лоб (М. Цветаева). Окказиональным является не само слово, а его значение, отличающееся от узуального (языкового) значения слова. Например, «сливеют губы с холоду». Слово «сливеют» образовано В. Маяковским, оно имеет обусловленное контекстом значение, которое создаётся на основе метафоры, сращённого сравнения, значение окказионального слова: становятся цвета сливы.

2. Лексические средства текстов художественного стиля речи: 1) неприятие шаблонных слов и выражений; 2) широкое использование слов в переносном значении; 3) намеренное столкновение разностильной лексики; 4) использование лексики с двуплановой стилистической окраской; 5) наличие эмоционально-окрашенных слов.

Фразеологические средства – разговорного и книжного характера.

Словообразовательные средства: использование разнообразных средств и моделей словообразования;окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы: некогдилось, завороть, молоткастый, прозаседавшиеся, прознобь.

Морфологические средства: 1) использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;2) частотность глаголов;3) пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;4) незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;5) формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;6) широкое употребление прилагательных и наречий.

Синтаксические средства: использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств; широкое использование стилистических фигур.

Дидактический материал:

Задание 1. Прочитайте отрывок из стихотворения, ответьте на вопросы: Как вы понимаете слова русского поэта ХХ века? Как закон можно применить к русскому языку?

 

…Другого ничего в природе нет.

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

С. Щипачев.

Ответы: Круговорот веществ в природе; закон диалектики: мир един в своем происхождении. Русский язык тоже часть этого мира; он является системой, состоящей из своих, особенных, элементов: звуков, слов, предложений и т.д.

Задание 2. Охарактеризуйте текст, определив языковые средства, используемые в нем.

Одна черемуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. Долго думал я, рубить или не рубить; мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени четыре в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся осыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Я бы не срубил ее, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить ее. Когда я пришел, он уже врубился в неё вершка на два, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку.

«Нечего делать, видно, судьба», – подумал я, взял сам топор и начал рубить вместе с мужиком. Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и пытался свалить его. Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые, душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то в середине дерева; мы налегли, и как будто заплакало-затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву.

Подрожали ветки и цветы после падения и остановились. – «Эх, штука-то важная», – сказал мужик.

(Л.Н. Толстой «Три смерти»)

Задание 3. Следующие стихотворения близки тематически. Выявите своеобразие каждого автора в характеристике значимости слов-речи.

 

1. Но забыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог.

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово – это Бог.

Н.Гумилев

2. Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь Слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И. Бунин

 

3. Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор,

К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней царственное слово.

А. Ахматова

Задание 4. Прочитайте текст, определите его стилевые черты. Сделайте анализ лексических и морфологических средств языка, использованных в тексте.

 

Утренняя конференция. Окончены доклады сестер и дежурного врача. Облегчение: в клинике все благополучно. Относительно благополучно. После отпуска так и ждешь чего-нибудь.

– Михаил Иванович! Расскажите нам о Париже. Пожалуйста!
– Я был в Париже, туристом. Мы объехали даже юг. Лазурный берег. Франция у меня вот тут, совсем близко к мозгу, целый фильм. Масса картин, звуков. Но все оказалось совсем не таким, когда кусочки из книг связывались на месте. И много времени ушло с тех пор, как писали о тихих улочках Монмартра, об аллеях Булонского леса, где всадники... Жара, духота и машины. Сплошной поток машин, запах бензинового перегара. Машины отравили и обезобразили город. Нет тихих улочек. С двух сторон все обочины заставлены машинами. Помешательство! (Н. Амосов).

Задание 5. Прочитайте текст, определите стиль речи и проведите синтаксический анализ.

Возвращение к жизни

    Хозяйственная деятельность человека на земле приносит ей не только пользу. Карьеры, отвалы, терриконы, различные свалки наносят ущерб земле. Они нарушают верхний плодородный слой земли. Местами такие потери огромны. Как избежать этих ран на земле? Как их залечить и вернуть земле главную, наиболее ценную способность – родить хлеб, кормить на своих лугах скот и дичь, наконец, дать людям возможность отдохнуть в ее зеленых лесах?

    Существует научное направление по рекультивации, то есть восстановлению земель. В зависимости от типа рекультивации решается тот или иной комплекс вопросов. Терриконы и отвалы после предварительного изучения их почвенных, грунтовых и гидрологических особенностей озеленяют. На них сажают лес, сеют травы. Используются они и для создания террасированных садов и виноградников. Карьеры после торфяных разработок превращают в водоемы, а окрестности – в парки. Карьеры, расположенные в малоосвоенных местах, используют как водоемы для размножения диких птиц, мест их остановок во время перелетов, зимовок. Так научно-технический прогресс позволяет вернуть на службу человеку большую часть испорченных земель. (Ю. Расхилин).

Задание 6. Д окажите, что особенностью языка художественной литературы является соединение элементов разных стилей и широкое использование изобразительно-выразительных средств. Составьте цветовую палитру текста.

 

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь “летучая мышь” и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Чёрный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот.

Цветовая гамма:

Желтый цвет – слова со сниженной стилистической окрашенностью, т.е. разговорные.

Красный цвет – книжные элементы: слова и сочетания слов, формы (причастия и деепричастия).

Зеленый цвет – конструкции (сложноподчинённые предложения, обособленные члены предложения, однородные члены с нанизыванием их).

Синий цвет – изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

Задание 7. Составьте текст в художественном стиле по заданному началу, используя имеющийся справочный материал.

 

Начало текста

Нам хорошо известно такое растение как картофель. Однако на его цветки редко кто обращает должное внимание. Оказывается, эти бело-сиреневые скромники не уступают своей известностью даже розе, королеве цветов. Не верите?...

 

Справочный материал: Антуан Огюст Пармантье, французский аптекарь, настойчиво пропагандировал картофель у себя на родине, но народ с опаской относился к «ядовитой иноземной ягоде».Тогда аптекарь решил пойти на хитрость. Будучи в Париже человеком довольно известным, он был вхож к королю Людовику XVI, которого сумел склонить на свою сторону. Пармантье выпросил у него участок песчаной земли под Парижем. Распахав «бесплодную» землю, естествоиспытатель вверил ей драгоценные клубни. Когда картофель зацвел, он собрал букетик цветов и преподнес их королю. Знать подняла аптекаря на смех, но король «на полном серьезе» принял букетик и даже вдел его в петлицу камзола. А вскоре и королева появилась на большом празднике с картофельными цветами в волосах. Тут уж многим стало не до смеха, и высокородные модницы готовы были заплатить любые деньги, чтобы получить синенький букетик.

 

Задание для СРО: Написать эссе на тему «Человек и его место в природе».

Составитель: к.ф.н. Акишева А.Т.

 

Тема 15 «Разговорный стиль. Основные признаки разговорной речи»

 «ПРИРОДА КАЗАХСТАНА».

Занятие 1.

Цели:

- сформировать представление о функциональном назначении и признаках разговорного стиля, которые реализуются в текстах о природе Казахстана.

- развивать познавательный интерес, логическое мышление; совершенствовать культуру устной речи;

- показать красоту родной природы и воспитывать чувство бережного отношения к ней.

Вопросы:

1. Функции и сферы использования разговорного стиля речи.

2. Общие особенности разговорного стиля речи.

Справочный материал

1. Основной функцией разговорного стиля является его первостепенная задача, то есть общение. Помимо общения, важную роль играет функция сообщения информации в устной форме, а также функция воздействия. Разговорный стиль речи широко используется в личных, неофициальных отношениях. Его называют разговорно-бытовым или обиходным языком. Сферы использования разговорного стиля разнообразны и включают как семейную жизнь, так и производственную, общественно-политическую, научную, спортивную и прочие сферы жизни. По общепринятому определению разговорный стиль речи – это функциональный стиль, который служит для неофициального общения и обмена информацией по бытовым вопросам в неформальной обстановке.

 

2. Разговорная, или бытовая речь представляет собой пространство активного применения правил культуры речи. Она очень разнообразна, ей присущи некоторые общие особенности, а именно:

1) спонтанность, неподготовленность, отражение сиюминутного настроения, чувства, порывов;

2) отчетливое выражение индивидуальности каждого субъекта речи;

3) главенство диалога, наличие полилога (общение нескольких собеседников);

4) внутренняя связность устного текста (она очень высока);

5) существование такого термина, как «ситуативная речь»;

6) высота эмоционального уровня, особенно в бытовом общении (в диапазоне – от восторженности до злобности, что может привести к сквернословию и оскорблениям);

7) активное использование невербальных средств общения и паралингвистических кодов;

8) уместность умолчания, намека, аллюзии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.154 с.)