ТОП 10:

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года № 1650



«Об утверждении Правил дорожного движения Республики Казахстан»

ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ

3.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам…

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части), если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед по краю проезжей части, должны следовать по правой стороне дороги по ходу движения транспортных средств.

3.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии в пределах видимости - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается пересекать дорогу под прямым углом к краю проезжей части там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Запрещается переходить проезжую часть вне пешеходного перехода при наличии разделительной полосы в населенном пункте, а также в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения.

3.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

3.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых по отношению к проезжей части посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо не задерживаясь освободить проезжую часть.

Задание 2 .Трансформируйте глагольные конструкции в именные. Составьте с ними предложения.

Отменить закон, принять закон, соблюдать закон, обсуждать закон, регистрировать закон, одобрить закон, подписать закон, утвердить закон, обнародовать закон.

Задание 3. Подберите антонимы:

Права, отдых, соблюдать закон, старый закон, устроиться на работу, объявить благодарность, поощрение

 

Слова для справок: наказание, обязанности, объявить выговор, работа, нарушать закон, новый закон, уволиться с работы

Задание 4. Используя слова для справок, к данным ниже словам подберите синонимы:

Договор, аналогия, вдохновлять, абсолютный, совершенный, аккуратный, важный, вежливый, вольный, доверять, доказательство, вручать, доказательство, защитник, звание, образцовый, долг, отзыв, премия, признак.

 

Слова для справок: соответствие, сходство, безусловный, непререкаемый, исправный, исполнительный, значительный, знаменательный, воодушевлять, учтивый, корректный, свободный, верить, пакт, соглашение, контракт, примерный, давать, вверять, довод, основание, адвокат, заступник, чин, степень, ранг, отклик, награда, примета.

Задание 5. Напишите эссе на тему «Закон и общество». Включите в него ответы на вопросы:

Для чего общество создает законы?

Почему закон должен иметь юридическую силу?

К чему может привести нарушение закона?

Может ли быть нарушение закона мелким?

Занятие 3

Цели:

- сообщение сведений о синтаксических особенностях официально-делового стиля, о правилах составления отдельны видов частных деловых документов;

- формирование умений и навыков конструирования предложений и текстов официально-делового стиля.

Справочный материал:

К синтаксическим особенностям официально-делового стиля относятся:

1) употребление простых предложений, осложненных однородными членами, причастными и деепричастными оборотами;

2) употребление цепочки имен существительных в родительном падеже: (результаты деятельности органов налоговой полиции…);

3) преобладание повествовательных предложений.

Частные деловые документы:

Автобиография – официально-деловой документ, который содержит сведения о событиях, фактах жизни человека в той хронологической последовательности, в которой они происходили.

Структура автобиографии:

Наименование документа;

Текст биографии;

Подпись составителя;

Дата написания.

 

Характеристика – документ, который содержит официальную оценку трудовой и общественной деятельности.

Структура характеристики:

Вид документа;

Заголовок;

Основные сведения о сотруднике;

Деловые качества;

Дата составления;

Подписи;

Печать.

Заявление – документ, содержащий официальную просьбу.

В заявлении указывается:

Адресат речи;

Заявитель;

Наименование документа;

Содержание заявления;

Подпись;

Дата.

Доверенность – документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких либо действий от имени доверителя.

Структура доверенности:

Вид документа;

Текст с указанием лица доверяющего и лица, которому выдается доверенность;

Причитающаяся сумма или предмет получения;

Дата подписания;

 Подпись доверяющего;

Наименование должности лица, удостоверяющего подпись;

Дата удостоверения;

Срок действия.

Дидактический материал

Задание 1. Определите, какие виды документов составляются по приведенным ниже синтаксическим структурам.

Кому?

Кого?

Что?

    Что делаю? кого? что сделать? когда? в связи чем?

Задание 2. Просклоняйте имена собственные. Обратите внимание на правила сколнения в русском языке имен собственных мужского и женского рода, оканчивающихся на согласные. Окончания каких имен собственных не меняются при склонении?

 

Габдуллин Алтынбек Азаматулы

Кабдыгалиева Жулдыз Нурлановна

Кожамурат Алуа Тлектесовна

Шыныбек Аяжан Кайраткызы

Кенесов Алиби Маратович

Бекниязова Айдана Асылбековна

Нурдаулет Ербол Оразбекулы

Воробьева Елена Васильевна

Коробейник Владимир Иванович

Попов Николай Петрович

Коробейник Светлана Ивановна

 

Просклоняйте свои фамилию, имя, отчество

 

Задание 3. Составьте необходимые документы в следующих ситуациях:

Ситуация 1.

Менеджер отдела ипотечного кредитования ТемирБанка А.Н.Смаилов 16 октября текущего года опоздал на работу. Заведующий отделом предложил объяснить причины опоздания в письменной форме. Составьте объяснительную записку.

Ситуация 2.

Утегенов Б.А. устраивается на работу в Банк Центркредит в качестве менеджера отдела маркетинга с 18.11.2014 г. Напишите заявление с просьбой о приеме на работу от имени Утегенова Б.А.

Ситуация 3.

Инженер по технике безопасности ТОО «Тулпар» Ахметова Динара Муратовна по состоянию здоровья не может получить свою заработную плату за октябрь. С просьбой получить свою заработную плату она обратилась к своему коллеге Иванову С.А. Составьте доверенность от имени Ахметовой Д.М. на получение заработной платы.

Задание 4. Прочитайте текст автобиографии. Выделите особенности официально - делового стиля.

 

Нурсултан Абишевич Назарбаев родился 6 июля 1940 года в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области Казахстана в семье крестьянина.

Трудовой путь начал в 1960 г. рабочим стройуправления треста "Казметаллургстрой" в г. Темиртау Карагандинской области. Затем работал чугунщиком разливочных машин, горновым доменной печи на Карагандинском металлургическом заводе.

В 1965-1969 гг. - вновь работал на Карагандинском металлургическом заводе (с 1966 г. - комбинат): диспетчер, газовщик, старший газовщик доменного цеха.
В 1967 г. окончил завод-втуз при Карагандинском металлургическом комбинате.

В 1969-1973 гг. - на партийной, комсомольской работе в г. Темиртау Карагандинской области.

В 1973-1977 гг. - секретарь парткома Карагандинского металлургического комбината.

В 1977-1979 гг. - секретарь, второй секретарь Карагандинского обкома партии.
В 1979-1984 гг. - секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана.
В 1984-1989 гг. - Председатель Совета Министров Казахской ССР.
В 1989-1991 гг. - первый секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана.

С апреля 1990 г. - Президент Республики Казахстан.

В 1992 г. в Российской академии управления (г. Москва) защитил докторскую диссертацию на тему: "Стратегия ресурсосбережения в условиях становления и развития рыночных отношений".

Напишите свою автобиографию.

Задание 5. Используя образцы частных деловых документов, проведите ролевую игру «Рабочий день компании «Мунай».

Задание для СРО:

Составьте образцы частных деловых документов.

Составитель: к.ф.н., доцент Нуржанова З.М.

Тема 13 « Подстили и основные жанры официально–делового стиля речи»

«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗАЩИТА»

Занятие 1

Цели:

- сообщение сведений о подстилях и жанрах официально-делового стиля, особенностях дипломатического подстиля;

- совершенствование стилистических умений и навыков, развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности;

- воспитание патриотизма и активной гражданской позиции.

Справочный материал

В официально-деловом стиле речи выделяют три подстиля: дипломатический, законодательный и управленческий.

1)дипломатический подстиль включает в себя следующиевиды документов -жанры: международные договоры, соглашения, конвенции, меморандумы, ноты, коммюнике и т.д.;

международный договор — регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права;

конвенция - (лат. conventio – договор, соглашение) — разновидность международного договора. Как правило, многосторонние договоры называют конвенциями.

меморандум — дипломатический документ, обычно вручаемый лично представителю другой страны (компании, корпорации) либо прилагаемый к дипломатической ноте, в котором подробно излагается фактическая сторона интересующего обе стороны вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства (договаривающейся стороны);

коммюнике - формальное уведомление об исходе международных переговоров, соглашении, ключевых событиях в жизни страны, например о ходе военных операций совещаниях, сборах, саммитах.

 

2) законодательный(виды документов: законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма - судебная речь);

з акон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.).

акт - документ, который содержит сведения о каком-либо юридическом факте;

указ - нормативный документ, издаваемый главой государства.

3) управленческий (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы - доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение).

доверенностьдокумент, дающий кому-либо право действовать от имени выдавшего его лица;

служебная запискадокумент, адресованный руководителю учреждения и информирующий об имеющем место явлении, факте, событии, о сложившейся ситуации, о выполненной работе;

заявление просьба о чем-либо, изложенная письменно в официальной форме;

объяснительная записка документ, содержащий объяснение причины какого-либо поступка, происшествия;

отчет устное или письменное сообщение о выполнении какого-либо задания, о своей работе, представляемое должностному лицу или организации;

приказ официальное распоряжение органа власти, руководителя учреждения, предприятия, организации;

расписка документ с подписью, подтверждающий получение чего-либо;

справка документ, содержащий краткие сведения, данные о ком-либо, чем-либо.

   автобиография официально-деловой документ, который содержит сведения о событиях, фактах жизни человека в той хронологической последовательности, в которой они происходили.

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте отрывок из статьи. Что вы узнали об особенностях дипломатического подстиля? Составьте вопросы к тексту (1 группа). Обсудите высказывание Демосфена (2 группа)







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.217.107 (0.012 с.)